Рабочая программа "Школа России" 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» на заседании ШПК ____________________ Протокол №________ от «___»______202__ г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ им. Шелковникова К.М» ________/___________________/ «___» ___________202__ г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ им. Шелковникова К.М» __________/М.Г. Вильмова/ Приказ №____от «___»_______202__г. |
Рабочая программа
по предмету:
«Изобразительное искусство»
4 класс
2022 – 2023 учебный год
Всего часов на учебный год: 34 часа
Количество часов в неделю: 1 час
Составлена в соответствии с программой по изобразительному искусству к учебнику для 4 классов общеобразовательных школ авторов Л.А. Неменской.
Учебник: Изобразительное искусство. 4 класс - М.: Просвещение, 2014.
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству на 2022/23 учебный год для обучающихся 4-го класса МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказа Минпросвещения от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения до 1 сентября 2021 года);
- приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);
- приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
- концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства от 09.04.2016 № 637-р;
- учебного плана основного общего образования, утвержденного приказом от 31.08.2021 № 175 «О внесении изменений в основную образовательную программу основного общего образования».
Программа разработана во исполнение пункта 1 Цели № 1 из распоряжения Минпросвещения России от 15.02.2019 № Р-8 «Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования"».
Данная рабочая программа разработана и реализуется на основе УМК Л.А. Неменской по изобразительному искусству для 4-х классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся.
1. Для педагога:
- учебник «Изобразительное искусство. 4 класс»;
- методическое пособие «Изобразительное искусство. Дидактические материалы. 4 класс».
2. Для обучающихся:
- учебник «Изобразительное искусство 4 класс»;
- рабочая тетрадь «Изобразительное искусство. 4 класс».
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе ФГОС НОО требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Нижнесаянтуйская средняя общеобразовательная школа» с учётом примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и авторской программы «Изобразительное искусство» «Искусство вокруг нас» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др. Москва: Просвещение: 2017 год.
На основании приказа Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897
(1час в неделю, всего 34 часа)
Срок реализации рабочей программы один год.
Цель учебного курса:
формирование представлений о многообразии художественных культур народов Земли и единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Задачи курса:
- воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений одобре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
- развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоциональноценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративноприкладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта;
- работы в различных видах художественнотворческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными художественными материалами.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения программы
Реализация программы по изобразительному искусству в 4-х классах нацелена на достижение учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Личностные результаты:
художественно-эстетического обучения, которые отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:
- эмпатические свойства личности, способности к эстетическому переживанию, созерцанию окружающего мира, проявленность чувства интереса к явлениям жизни;
- способности к эмоционально-нравственной и ценностно-смысловой ориентации в окружающем мире; культуросообразная оценка явлений реальности;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде, умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности: это умение определять цель своей работы, в том числе учебной, выявлять этапы работы, находить соответствующие средства и инструментарий, осуществлять поэтапный контроль своих действий, уметь с позиции адекватно поставленной цели оценивать результат своей деятельности.
Художественное познание связано с умением строить художественный образ, то есть, определяя отношение к явлениям жизни, выделять эмоционально главное в видимом, сопоставлять и сравнивать, конструктивно анализировать форму с позиций задуманного образа, обобщать и делать художественный отбор, то есть выбор существенного для своих целей. Художественное познание для ребенка особенно связано с особым навыком смыслового рассматривания явлений жизни и искусства, с обучением видеть, как мы называем это процесс мыследеятельности.
Коммуникативные:
Важнейшей социальной функцией искусства являются его коммуникативные свойства: визуально-пространственные искусства являются организаторами среды общения людей. Поэтому вопросы развития коммуникативных способностей учащихся в процессе художественной деятельности можно рассматривать очень широко и многоаспектно. К развитию коммуникативных качеств учащихся имеет прямое отношение и восприятие произведений искусства, и собственное художественное творчество, и становление понимания социальных функций искусства. В качестве учебных действий следует рассматривать обсуждение работ учащихся, выставки, разные формы организации коллективных работ, оформление праздников и др.
Результатами художественно-коммуникативных действий в процессе обучения являются умения понимать намерения и интересы взаимодействующих с ним людей, умение понимать и вести свою роль в общей работе, соблюдать правила общения, умение отстаивать свои позиции без подавления прав окружающих, как способность ученика к сотрудничеству, уважению чужого мнения и права быть иным, умение вести диалог, понимать и оценивать сложившуюся в действии ситуацию общения и др.
В качестве метапредметных результатов обучения следует также назвать:
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.
Познавательные:
-воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
-видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);
-высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Предметные результаты:
- в познавательной сфере — понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
- в ценностно-эстетической сфере — умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
- в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
- в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
- выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России
- и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны.
Раздел 2. Содержание учебного предмета, курса
Многообразие художественных культур народов Земли и единство представлений народов о духовной красоте человека.
Разнообразие культур – богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры – важнейший элемент содержания в 4-м классе.
Приобщение к истокам культуры своего народа и других народов Земли, ощущение себя участниками развития человечества. Приобщение к истокам родной культуры, обретение опыта эстетического переживания народных традиций, понимание их содержания и связей с современной жизнью, собственной жизнью. Это глубокое основание для воспитания патриотизма, самоуважения, осознанного отношения к историческому прошлому и в то же время интереса и уважения к иным культурам.
Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).
Истоки родного искусства (8ч.) Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.
Древние города нашей земли (7ч.) Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.
Каждый народ – художник (11 ч.) Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной ценности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.
Искусство объединяет народы (8ч.) От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства – творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.
Тематическое планирование по музыке
Тематическое планирование по изобразительному искусству для 4-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания.
Распределение учебных часов по разделам программы. № п/п | Название раздела | Количество часов |
1. | «Истоки родного искусства» | 8 |
2. | «Древние города нашей земли» | 7 |
3. | «Каждый народ – художник» | 11 |
4. | «Искусство объединяет народы» | 8 |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Дата проведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) | |
Первая четверть – 8 недель | ||||
1 четверть Тема «Истоки родного искусства» 8 часов | ||||
1 | Пейзаж родной земли. Экскурсия на тему «В парке». | 01.09.- 03.09. | ||
2 | Красота разных времён года | 06.09.-10.09. | ||
3 | Гармония жилья с природой | 13.09.-17.09. | ||
4 | Деревня – деревянный мир | 20.09.-24.09. | ||
5 | Образ красоты человека | 27.09.-01.10. | ||
6 | Образ красоты человека | 04.10.-08.10. | ||
7 | Народные праздники. Экскурсия в музей. | 11.10.-15.10. | ||
8 | Народные праздники. Беседа на тему «Народные праздники» | 18.10.-22.10. | ||
Вторая четверть- 8 недель | ||||
2 четверть Тема «Древние города нашей земли» - 7 часов | ||||
9 | «Древнерусский город-крепость» | 01.11.-05.11. | ||
10 | Древние соборы | 08.11.-12.11. | ||
11 | Древний город и его жители | 15.11.-19.11. | ||
12 | Древнерусские воины-защитники | 22.11.-26.11. | ||
13 | «Города русской земли». Беседа-путешествие « Историческая архитектура городов» | 29.11.-03.12. | ||
14 | Узорочье теремов | 06.12.-10.12. | ||
15 | Беседа «Праздничный пир в царских палатах». Урок-презентация. | 13.12.-17.12. | ||
Тема «Каждый народ – художник» 11 часов | ||||
16 | Страна восходящего солнца. | 20.12.-24.12. | ||
Третья четверть – 10 недель | ||||
17 | Образ художественной культуры Японии | 10.01.-14.01. | ||
18 | Образ художественной культуры Японии | 17.01.-21.01. | ||
19 | Искусство народов гор и степей | 24.01.-28.01. | ||
20 | Образ художественной культуры Средней Азии | 31.01.-04.02. | ||
21 | Образ художественной культуры древней Греции | 07.02.-11.02. | ||
22 | Образ художественной культуры древней Греции | 14.02.-18.02. | ||
23 | Древнегреческий праздник | 21.02.-25.02. | ||
24 | Образ художественной культуры средневековой Западной Европы | 28.02.-04.03. | ||
25 | Образ художественной культуры средневековой Западной Европы | 07.03.-11.03. | ||
26 | Многообразие художественных культур в мире | 14.03.-18.03. | ||
Четвертая четверть- 8 недель | ||||
4 четверть Тема «Искусство объединяет народы» - 8 часов | ||||
27 | Все народы воспевают материнство | 28.03.-01.04. | ||
28 | Все народы воспевают мудрость старости | 04.04.-08.04. | ||
29 | Сопереживание – великая тема искусства | 11.04.-15.04. | ||
30 | Экскурсия к памятнику. Герои, борцы и защитники | 18.04.-22.04. | ||
31 | Юность и надежды | 25.04.-29.04. | ||
32 | Юность и надежды | 02.05.-06.05. | ||
33 | Искусство народов мира | 09.05.-13.05. | ||
34 | Искусство народов мира. Обобщающий урок учебного года. | 16.05.-20.05. |
Национально - региональный компонент
Одна из ярких примет современного образования – возрастание роли регионализации в обучении и воспитании молодого поколения. Региональное своеобразие образовательной среды позволяет педагогам формировать эффективное воспитательное пространство в
образовательном учреждении, поселке, городе, районе. Как показывают научные исследования, история, культура и современное развитие Республики Бурятия также заключают в себе мощный образовательный и воспитательный потенциал.
Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории. Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам школы адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.
Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у школьников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.
В связи с этим перед учителем на уроках изобразительного искусства ставятся следующие задачи:
- содействовать целостному мироощущению учащихся, восприятию духовно-эстетических ценностей, заключенных в образах
отечественного искусства, отечественной поэзии и прозы, музыки, играх и обрядах, в родной природе;
- создавать среду общения для освоения искусства родного края во всем многообразии его видов;
- способствовать формированию исторической памяти, особых навыков мышления, определяемых постижением искусства родного края как особого типа художественного творчества, связывающего настоящее с культурным прошлым народа. Освоение искусства родного края как мира целостной культуры, его нравственных и духовных ценностей помогает раскрыть в душе ребенка человеческие качества, связывающие его со своим народом, родным домом, краем, Отечеством; наглядно демонстрирует его моральные и эстетические ценности, художественные вкусы; является частью его истории. Республика Бурятия – удивительная и прекрасная земля, страна гор и степей, полноводных рек и голубых озер. Жемчужина планеты – священное озеро-море Байкал – является притягательным местом для многих тысяч туристов со всех уголков мира. Расположенная в центре Евразии, Республика Бурятия обладает богатым культурно-историческим наследием, гармонично сочетающим в себе культуры Востока и Запада. На протяжении многих столетий в Бурятии живут люди разных народностей и вероисповеданий – это уголок мира, любви и спокойствия, где раскрывается многообразие духовной и материальной культуры народов Бурятии. Столь же многообразны и художественные традиции республики. Классическое и современное изобразительное искусство Бурятии, богатое по своему содержанию и выразительным средствам, заключает в себе огромный образовательно-воспитательный потенциал, который необходимо в полной мере использовать в художественном развитии учащихся, начиная с первых шагов обучения детей в общеобразовательной школе.
№ урока | Тема урока | НРК |
1 | Пейзаж родной земли. Экскурсия на тему «В парке». | Природа Бурятии. |
7 | Народные праздники. Экскурсия в музей. | Экскурсия в Республиканский Художественный Музей им. Сампилова. Классическое искусство Бурятии. |
8 | Народные праздники. Беседа на тему «Народные праздники» | Народный бурятский праздник «Сагаалган» |
30 | Экскурсия к памятнику. Герои, борцы и защитники | Герои Бурятии. Алдар Баторович Цыденжапов. |
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет: «Изобразительное искусство»
Класс: 4_
Учитель: _________________
2022-2023 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
по плану | дано | ||||
Информационно-методическое обеспечение учебного процесса
- Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Н.А. Горяева, Л.А.Неменская, А.С. Питерских, Г.Е.Гуров, Н.А. Лепская, М.Т.Ломоносова, О.В. Островская. Под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2016
- Изобразительное искусство. Сборник примерных рабочих программ 1-4 классы. / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 2020
- Поурочные разработки по изобразительному искусству, 4 класс./ М.А. Давыдова. – М.: Вако, 2016
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru
- Школа АВС. Презентации по изо и технологии. - http://www.shkola-abv.ru/katalog-prezentatsij/izo-i-tehnologiya
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочие программы 1 класс "Школа России", 3 класс "Планета знаний"
РП по предмету...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного...
Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс
Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...

«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс
Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...