РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Изобразительное искусство» во 2 г классе на 2018-2019 учебный год
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Облядрук Екатерина Михайловна

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Изобразительное искусство» во 2 г  классе

на 2018-2019 учебный год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_izo_2_klass.docx76.71 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»

СОГЛАСОВАНО:

Руководитель ШМО учителей начальных классов

_________ /Е.М. Облядрук

Протокол № 1

от «24» августа 2018

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора школы

___________/С.С. Демакова

«24» августа» 2018

УТВЕРЖДАЮ:

И.о директора школы

_________/А.В. Первых

Приказ  №  182/5 -О

от «27» августа 2018

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Изобразительное искусство» во 2 г  классе

на 2018-2019 учебный год

Составитель:

учитель начальных классов

                                                                                                                      ОблядрукЕ.М

Всего часов на учебный год: 34

Количество часов в неделю:  1

город Покачи

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,   примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы Б. М. Неменского. /Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.

К учебнику Е. И. Коротеевой «Изобразительное искусство. Искусство и ты», под редакцией Б. М. Неменского для второго класса начальной школы.// М.: Просвещение, 2016.

Рабочая тетрадь к учебнику Е. И. Коротеевой «Изобразительное искусство. Искусство и ты», под редакцией Б. М. Неменского для второго класса начальной школы.// М: Просвещение, 2016.

Цели курса:

- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

-  освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Задачи обучения:

- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

-  развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

-    формирование навыков работы с различными художественными материалами;

- постоянная смена художественных материалов,овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельностидля визуальных пространственных искусств:

—  изобразительная художественная деятельность;

—  декоративная художественная деятельность;

—  конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

        Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

 Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Предметные результаты

1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

III. Содержание учебного предмета.

Искусство и ты (34ч)

Как и чем работает художник? (8ч)

Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник. Выразительные возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер различных материалов.

Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок. Роль черной и белой красок. Ритм линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж.

Мы изображаем, украшаем, строим…(7 ч)

Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника.

Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантастических построек. Развитие духовной и эмоциональной сферы ребенка через общение с природой.

О чем говорит искусство (11 ч)

Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому, что он изображает, украшает и строит.

Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев.

Как говорит искусство (8 ч)

Средства образной выразительности в изобразительном искусстве.

Эмоциональное воздействие цвета: теплое - холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятия ритма: ритм пятен, линий.

Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур.

Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств художника

В процессе изучения курса возможно использование следующих технологий: развивающее обучение; коллективная система обучения (КСО); исследовательские и проектные методы; технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве; информационно-коммуникационные технологии; здоровье-сберегающие технологии; система инновационной оценки «портфолио».

Типы уроков:

1.        урок овладения новыми знаниями

2.        урок формирования навыков и умений

3.        урок обобщения и систематизации

4.        урок повторения

5.        нетрадиционные уроки

Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

     Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

     Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

      Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

IV.Календарно-тематическое планирование

№ урока п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Кол-во часов

Чем и как работает художник? (8 ч)

1.

Гуашь. Цветочная поляна.

1

2.

Пять красок - все богатство цвета и тона. "Радуга на грозовом небе"

1

3.

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. "Осенний лес"

1

4.

Выразительные возможности аппликации. "Осенний листопад"

1

5.

Выразительные возможности графических материалов. "Графика зимнего леса"

1

6.

Выразительность материалов для работы в  объеме. "Звери в лесу"

1

7.

Выразительные возможности бумаги. "Звери в лесу"

1

8.

Для художника любой материал может стать выразительным. «Игровая площадка для вылепленных зверей»

1

Мы изображаем, украшаем, строим (7 ч)

9.

Изображение и реальность. Птицы родного края.

1

10.

Изображение и фантазия. Сказочная птица.

1

11.

Украшение и реальность. Паутинка.

1

12.

Украшение и фантазия. Кружева.

1

13.

Постройка и реальность.  Подводный мир.

1

14.

Постройка и фантазия. Городок-коробок (коллективная работа)

1

15.

Братья Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе. Обобщение темы.

1

О чём говорит искусство? (11 ч)

16.

Изображение характера изображаемых животных. "Четвероногий герой"

1

17.

Изображение характера человека: мужской образ. "Веселый и грустный клоун"

1

18.

Образ человека и его характер (женский образ)

1

19.

Образ сказочного героя в объеме. Художественное изображение в объеме.

1

20.

Изображение природы в различных состояниях.

1

21.

Выражение характера человека через украшение.

1

22.

Украшение и реальность. "Украшение богатырских доспехов"

1

23.

Выражение намерений человека через украшения. "Морской бой Салтана и пиратов"

1

24.

Дом для сказочных героев. "Замок Снежной Королевы"

1

25.

Дом для сказочных героев. "Замок Снежной Королевы"

1

26

Обобщение материала раздела "О чем говорит искусство"

1

Как говорит искусство? (8 ч)

27.

Цвет как средство выражения. Тёплые и холодные тона.

1

28.

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. "Весенняя земля"

1

29.

Линия как средство выражения: характер линий. Графические упражнения.

1

30.

Линия как средство выражения: характер линий. "Дерево"

1

31.

Ритм пятен как средство выражения. "Птицы"

1

32.

Итоговая контрольная работа «Что узнали, чему научились?»

1

33.

Пропорция как средство художественной выразительности. Пропорции и характер. "Птицы"

1

34.

Ритм линий,  пятен, цвет и пропорций как средство художественной выразительности. "Весна идет"

1

V.Контрольно-измерительный материал

Итоговая контрольная работа по

изобразительному искусству для 2 класса___

_____________________________________________

Ф.И. учащегося

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Рассмотри художественные материалы. Определи, в какой художественной

           деятельности их можно использовать. Соедини стрелками название

           художественного материала и вид художественной деятельности, в которой                       используется этот материал.

Художественные материалы

Виды художественной деятельности

Карандаш

аппликация

Бумага, ножницы, клей

Лепка

Пластилин

Декоративная роспись

Гуашь

Конструирование

Пастель

Живопись

Фломастеры, уголь

Рисование

Рассмотри  репродукций, расположенных на доске. Определи, к каким

    видам пластических искусств они относятся. Запиши рядом с названием

    вида искусства номер репродукции, относящейся к данному виду.

Живопись   Графика        Скульптура        Архитектура  ДПИ

Определи группы цветов. Запиши  номер, относящийся к данной группе

цветов.

основные             составные              теплые                     холодные    

Рассмотри предметы. Нарисуй геометрическую форму каждого предмета

                       1                       2                     3                   4                     5              

Рассмотри репродукцию картины И. И. Левитана «Золотая осень».  Вставь

           пропущенное слово или словосочетание.

Картина вызывает настроение______________________________________________

(умиротворенное, спокойное; грустное, печальное), потому что художник изобразил___________( осень, весну) которая окрасила природу в свои_____________

____ (осенние, весенние)   цвета ______________________________________________

(желтый, золотистый, оранжевый; голубой, фиолетовый , зеленый). Они такие_____________(яркие, темные), что сначала, кажется: вся картина написана разными тонами ______________(желтого, голубого) цвета. Это__________________ (золотая, холодная) осень. Она очаровывает своей красотой.

         Создай композицию на плоскости на одну из тем: «Весна пришла»,  «Морские

жители», «Цветущий сад». Тему для композиции и художественный материал, наиболее точно соответствующий задуманному вами образу, выбери самостоятельно.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

          Изобрази посуду (стакан, ложку, тарелку) по мотивам хохломской росписи. Укрась его растительным орнаментом, свойственным  данному промыслу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Изобразительное искусство", автор В.С. Кузин 1класс (ФГОС)

Рабочая программа по курсу "Изобразительное искусство" (ФГОС )по программе В.С. Кузина . 1 класс...

Рабочая программа по курсу "Изобразительное искусство", автор В.С. Кузин 2 класс (ФГОС)

Рабочая программа по курсу "Изобразительное искусство" по программе В.С. Кузина. 2класс (ФГОС)...

Рабочая программа по курсу «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» "Школа 2100"

Рабочая программа по изобразительному искусству . УМК "Школа 2100" 1-2 класс .Календарно тематическое планирование....

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» на 2013– 2014 учебный год 2 класс. Образовательная система: «Гармония»

Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство и художественный труд» Т.Я.Шпикалова. 4 класс

Рабочая программа  составлена на основе  авторской  программы  «Изобразительное искусство и художественный труд» Т.Я.Шпикаловой, Е...

Рабочая программа по курсу "Изобразительное искусство" для 3 класса.

Рабочая программа  по курсу  "Изобразительное искусство" для 3 класса ведется по учебнику: Ашикова С.Г. Изобразительное искусство: Учебник для 3 класса / Под.ред. А.А. Мелик-Пашаева, С.Г. Як...

Рабочая программа по курсу "Изобразительное искусство" 1 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО

№ п/пДатаТема урокаТип урокаОсновные виды деятельностиПланируемые результатыпредметныеметапредметныеличностные1 триместр – 11 чТы изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения8 часов)1...