Конспект открытого урока по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «Приемы гжельской росписи» (3 КЛАСС)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)
Конспект открытого урока по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «Приемы гжельской росписи» (3 КЛАСС) Цели:
- Продолжить знакомство учащихся с традиционным народным художественным промыслом – гжель, с его основными принципами.
- Ознакомить с техникой выполнения: особенностями в гжельском мазке, особенностями изображения гжельского орнамента.
- Научить применять технику выполнения гжели.
- Развивать умение переносить увиденное или воображаемое на лист с учетом формы и цвета, выражать свое настроение в работе, наблюдательность и внимательность.
- Воспитывать любовь к народному творчеству, способность чувствовать красоту изделий, осознание их роли в жизни человека.
- Осуществить межпредметные связи изобразительного искусства с музыкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект открытого урока по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «Приемы гжельской росписи» (3 КЛАСС) | 82.5 КБ |
презинтация | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
г. Южи Ивановской области
Конспект открытого урока по
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
«Приемы гжельской росписи»
(3 КЛАСС)
Выполнила Симкина Татьяна Алексеевна
Учитель начальных классов.
МБОУСОШ №1 г. Южа Ивановской области
г. Южа 2021
Цели:
- Продолжить знакомство учащихся с традиционным народным художественным промыслом – гжель, с его основными принципами.
- Ознакомить с техникой выполнения: особенностями в гжельском мазке, особенностями изображения гжельского орнамента.
- Научить применять технику выполнения гжели.
- Развивать умение переносить увиденное или воображаемое на лист с учетом формы и цвета, выражать свое настроение в работе, наблюдательность и внимательность.
- Воспитывать любовь к народному творчеству, способность чувствовать красоту изделий, осознание их роли в жизни человека.
- Осуществить межпредметные связи изобразительного искусства с музыкой.
Планируемые результаты:
личностные:
- понимание социальной роли обучающегося;
- стремление воспринимать новую информацию;
метапредметные:
- умение понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять;
- умение вступать в речевое общение;
предметные:
- развитие творческих способностей обучающихся;
- знакомство учащихся с традиционным народным художественным промыслом – гжельская майолика, с его основными принципами и техникой выполнения.
Оборудование: ПК (вкл. презентацию –«Русская керамика. Гжельская майолика»), образцы технологии работы, кисти, стаканчики с водой, гуашь, палитры, образцы рисунков «Гжель», трафареты.
Оформление доски: образцы технологии работы, образцы рисунков «Гжель».
Ход урока:
I. Актуализация знаний
1.Организация класса
А) Приветствие детей с учителем.
Б) Проверка готовности к уроку.
В) Повторение пройденного:
3 слайд.
–Здравствуйте, ребята, у нас сейчас будет урок изобразительное искусство.
- Давайте проверим все ли материалы на месте? Ко всем ли пожаловала королева-кисточка со своими слугами-красками, верным стражем-платочком, который утешает королеву, если она сильно вымокнет в воде.
4 слайд.
- Давайте вспомним, о каком народном промысле мы уже говорили на уроках? (Хохломская роспись , Городецкая роспись)
-Какие цвета здесь применяют?
-Отлично, молодцы ребята.
2.Формулирование темы и цели урока, создание мотивации к работе.
2.1. Постановка проблемы
Сейчас Залетова Валерия нам расскажет одно стихотворение и из этого стихотворения мы узнаем тему нашего урока.
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из – под белого снежочка.
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели?
Тема нашего урока какая ? «Приемы гжельской росписи». Давайте я и Толкачев Аким вам немного расскажем историю, а вы внимательно послушаете.
3. Работа над темой урока
5 слайд
- С давних времен недалеко от Москвы среди высоких хвойных лесов, заболоченных лугов и перелесков, расположилось несколько небольших деревушек. (Толкачев Аким) - Каждая из них имела свое название, но вместе они обычно именовались Гжелью, а иногда Огжелью или Акжелью. Происходящее название промысла «Гжель» до сих пор вызывает немало толкований, но наиболее правдоподобным кажется созвучие этого слова с глаголом «жечь», то есть обжигать глину, делать керамику. Гжельские умельцы испокон веков жгли глиняные горшки, игрушки, поэтому и название промысла отражает основной вид деятельности людей. Свои секреты гжельские гончары передавали от дедушек к внукам.
-Эти изделия они по особому расписывали.
-А знаете ли вы какие цвета используются? (белый, синий)
6 слайд
- Верно, но Гжель не всегда была сине-белой. Сначала изделия Гжели были многоцветны. Примерно 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Называлось это майоликой. Каких только форм и росписей не было в гжельском промысле. Были жёлтые, зелёные и голубые тона. Гжельская майоликовская роспись была народной, красочной по цвету.
7 слайд
- А сейчас вам Гурылева Александра расскажет интересную «Легенду о происхождение Гжели»
Гурылева Александра:
- В далёкой стране, где всегда царит лето, у одного купца была жена. В её саду росло много красивых роз разного цвета - и белые, и красные, и розовые.
Вот однажды собрался купец за товаром в разные страны. Собирая в дорогу мужа, жена дала ему розу и попросила беречь её: «Она никогда не завянет, потому что я очень люблю тебя!» - сказала она. И купец уехал.
Он долго путешествовал и заехал в Россию. А у нас холодная зима. Роза от мороза не завяла, а просто посинела.
Когда гжельские мастера увидели эту необычную розу, очень удивились и захотели нарисовать её на своей посуде. Купец же вернулся домой и подарил жене красивую расписную посуду с синей розой.
Так появилась гжель.
8 слайд. Учитель:
-После этого стали использовать синие, белые, краски.
-Ребята, а хотите попасть в мастерскую Гжельских мастеров?
Тогда закроем глазки. И так раз, два, три откройте глазки. Мы с вами попали в сказку и каждый из вас стал гжельским мастером.
- В чем же секрет сказочной гжельской посуды? Как же ее делают?
9 слайд.
Сегодня на нашем уроке вы узнаете и научитесь:
Из какого материала создаются изделия,
Какие основные цвета в росписи,
И какие бывают виды орнаментов в Гжели.
Так же научитесь изображать элементы росписи .
- Давайте рассмотрим внимательно изделия Гжели. Посмотрим сначала на интерактивную доску, а затем посмотрите у меня в руках и на выставочном столе находятся изделия, настоящие изделия . (Доску Выключаем)
Из какого материала создаются изделия?( глины).
Глиняная посуда – керамика. Это слово произошло от греческого «керамос», что значит глина. Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами.
- Какие основные цвета в росписи? (белый и синий).
-А почему именно эти цвета?
-Так великие мастера, а вы знаете, что такое орнамент? Орнамент- это узор, который повторяется и чередуется.-Молодцы.
-А как вы думаете какой орнамент используют художники? (геометрический, растительный и сюжетный.) Если не знаете, то как раз
-Цель нашего урока – познакомиться с видами орнаментов Гжельской росписи.
-Ребята запоминайте сейчас какие бывают орнаменты.
-Бывает: растительный орнамент - это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты цветов. Пожалуй, самый излюбленный узор – гжельская роза, вот так она выглядит, посмотрите на доску (картинка гжельской розы), но она в исполнении очень сложная.
-А еще есть геометрический орнамент. Прежде всего, это шашечки – вдоль бортика, также гжельские сетки (в виде ели, «капельки», «жемчужинки», «усики»).
-Кстати бывают и сюжетные орнаменты. У вас на столе лежат картинки такого орнамента, рассмотрите и давайте найдем какие элементы вы там видите, какие орнаменты? Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж.
Физминутка
-Встанем отдохнуть. Послушайте:
Чудо – птицы прилетели (взмах, руки вверх),
Прилетели к нам из Гжели (опустить руки).
На ветвях они присели (присели),
Вдруг вспорхнули, улетели (встать и улететь).
4. Подготовка к росписи.
-Сейчас, мы попробуем их изобразить основные элементы гжельской росписи. И. На столе у вас лежит листочек, на нем вы попробуете выполнить вместе со мной, только я буду выполнять на большом листочке, чтобы вам всем было хорошо видно.
-Для начала рассмотрим самые простые элементы гжельских узоров - точки, штрихи и линии. (на доске примеры)
Давайте попробуем их изобразить. -Линии и штрихи –они должны быть тоненькими, рисуем кончиком кисти сразу синей гуашью. ТРИ ЛИНИИ рисуем до середины листа, с лево на право. Штрихи рисуем сбоку сверху вниз.
(За учителем дети рисуют.)
Получилось? –Хорошо. Приступаем к следующим орнаментам:
-Бордюры - простейшие орнаменты.
Пробуем. Можно смешать белую и синюю краски, получим новые оттенки. Чтобы дужки получились красивые и аккуратные, мы также рисуем кончиком кисти, не давим на нее. (Повторяют за учителем.)
Получилось? –Отлично. А теперь
-Капельки, и составные из них узоры. Капельками хорошо изображать лепесточки, листочки и веточки. Делаем капельки - примакиванием кисти. Примакнули и отпустили.
(Каждый элемент представлен на доске, рассказывая про него, я одновременно рисую на листе, который прикреплен к доске. Вместе со мной рисуют ученики).
5. Практическая работа.
А теперь за работу. В сопровождении с музыкой связанной с «Гжелью». Работаем мы в группе. Напомню вам правила работы в группе: Слушай друга, не перебивая, говори спокойно и ясно, говори только по делу, говори по очереди, реагируй жестами и знаками, убедись, что в разговоре участвует каждый, обращайся к другу по имени.
Итак. На столе лежит у каждой группы конвертик, в нем задание. Капитан группы достает задание и показывает своей группе. Вот ребят у вас у каждой группы разные сервизные наборы, но только они непривлекательные и вы их сейчас украсите таким орнаментом ,которым написано в задании , ваш сервиз в группе должен быть максимально похожим друг на друга.
У первой группы какой сервиз? И какими элементами будете украшать сервиз?
1 группа – обрамляют Кофейный сервиз геометрическим стилем: сеточкой или бордюрами.
2 группа- чайный сервиз. Украшают точечками, капельками и мазками.
3 группа- Столовый сервиз, украшают линиями, штрихами, точками, бордюрами.
Приступаем к работе, выполняем тонкой кистью, этап за этапом.
Во время практической работы учитель делает обходы:
- контролирует организацию рабочего места;
- контролирует правильность выполнения задания;
- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
Теперь ребят, чья группа закончила, у вас на столах лежат Ватманы, на нах приклеиваем свои сервизы, и по очереди от каждой группы капитан продемонстрирует результат всей группы и немного расскажет какое у вас было задание и как ваша группа справилась с заданием. –Прошу от первой группы выйти капитану и показать и рассказать , что получилось.
-Молодцы ребята справились с заданием. Спасибо, присаживайтесь,
-Теперь второй капитан от группы нам скажет какое у вас было задание и как вы справились.
Спасибо, присаживайтесь.
-И третья группа пожалуйста покажите нам свою работу. Присаживайтесь.
(По окончанию работы ребят, на ватман каждая группа приклеивает свой сервиз и по очереди каждая группа выходит и демонстрирует свои работы. И учитель сразу оценивает результат работы.)
6. Рефлексия
7. Итог урока.
-Итак, подведем итог нашей работы.
- Что нового узнали? Чему научились?
-Продолжи фразу : сегодня на уроке я узнал….
- Как работал ты?
- Какие чувства вызывают у тебя работы твоих одноклассников?
У вас рядом лежат три прямоугольника : Синий, белый и черный.
-Если вы довольны своей работой покажите мне синий кружочек.
-Если у вас что-то не получилось в вашей работе, но вы поработали хорошо, покажите белый кружок.
-Если совсем не получилось, покажите черный кружок.
Хорошо, вы ребята сегодня, как настоящие мастера, отлично потрудились, но урок подошел к концу. Спасибо всем за работу урок закончен!
Литература и интернет ресурсы.
1.Маленькие чудеса : сб. очерков о русском народном искусстве / сост. Н. 2.Тарановская ; рис. А. Аземши. - Л. : Детская литература, 1981
3.Л. А. Неменская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. под ред. Б.М. Неменского Москва, Просвещение, 2009 г.
4. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/urok-izo-v-3-klasse-tema-gzhelskaya-maiolika
5.Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. » под редакцией Б.М. 5.Неменского. Москва, «Просвещение», 2015 г.
6.Пособие для учащихся: Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. 7.Декоративно -прикладное искусство в жизни человека. » под редакцией Б.М. Неменского.
8. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/golubaya-gzhel
11. https://multiurok.ru/files/legendy-i-stikhi-pro-gzhel.html
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
"Приемы гжельской росписи " "
Хохломская роспись Городецкая роспись
С давних времен недалеко от Москвы вдоль пролегавшего когда-то Большого Касимовского тракта, тянувшегося среди высоких хвойных лесов, заболоченных лугов и перелесков, расположилось несколько небольших деревушек. Каждая из них имела свое название, но вместе они обычно именовались Гжелью, а иногда Огжелью или Акжелью .
Гжель не всегда была сине-белой. Сначала изделия Гжели были многоцветны. Примерно 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Называлось это майоликой . Каких только форм и росписей не было в гжельском промысле. Были жёлтые, зелёные и голубые тона. Гжельская майоликовская роспись была народной, красочной по цвету. «Гжельская майолика»
Сегодня на нашем уроке вы узнаете и научитесь: Из какого материала создаются изделия, Какие основные цвета в росписи, И какие бывают виды орнаментов в Гжели. Так же научитесь изображать элементы росписи Цели:
1.Маленькие чудеса : сб. очерков о русском народном искусстве / сост. Н. 2.Тарановская ; рис. А. Аземши . - Л. : Детская литература, 1981 3.Л. А. Неменская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. под ред. Б.М. Неменского Москва, Просвещение, 2009 г. 4.http://nsportal.ru/ nachalnaya-shkola / izo /urok-izo-v-3-klasse-tema-gzhelskaya-maiolika 5.Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. » под редакцией Б.М. 5.Неменского. Москва, «Просвещение», 2015 г. 6.Пособие для учащихся: Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. 7.Декоративно -прикладное искусство в жизни человека. » под редакцией Б.М. Неменского . 8.http://nsportal.ru/ nachalnaya-shkola / izo / golubaya-gzhel 9.http://nsportal.ru/ nachalnaya-shkola / izo /konspekt-uroka-izobrazitelnogo-isksstva-po-teme-gzhelskaya-mayolika 10. https://www.google.com/search?q=гжельская+роспись+цветочки+капельки&tbm=isch&ved=2ahUKEwim6t-p_e_zAhUaBhAIHZKeCqsQ2-cCegQIABAA&oq=гжельская+роспись+цветочки+капельки&gs_lcp=CgNpbWcQDFDVCFifQWDeSGgAcAB4AIAB2QGIAd0IkgEFMy42LjGYAQCgAQGqAQtnd3Mtd2l6LWltZ8ABAQ&sclient=img&ei=DBl8Yaa0IpqMwPAPkr2q2Ao&bih=627&biw=1366&client=opera&hs=FdC#imgrc=rpORE7PA2pJX0M Литература и интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока русского языка в 1,2,3 классах по учебнику Т.Г. Рамзаевой
Конспект урока русского языка в классе -комплекте. Работа в таких комплектах вызывает определённые трудности....
КОНСПЕКТ открытого урока изобразительного искусства. Тема "ДРЕВНИЕ СОБОРЫ".
Конспект урока изобразительного искусство по программе Б.М. Неменского в 4 классе. В конспекте рассматриваются древние соборы на примерах архитектурных сооружений города Смоленска....
Конспект открытого урока изобразительного искусства во 2 классе по теме «Новогодняя ёлка»
Цель: формировать у учащихся навыки рисования на заданную тему.Задачи:повторение и закрепление названий цветов и их оттенков;обогащение, уточнение словарного запаса учащихся;коррекция и ра...
Конспект + презентация урока изобразительного искусства по теме: "Насекомые" 1 класс, ПНШ.
Цель: создание условий для развития у детей художественного образования, расширение представления о насекомых. Планируемые результаты:Личностные:- учебно-познавательный интерес к новому учебному ...
Конспект открытого урока изобразительного искусства (4 класс): «Образ мира во внешнем убранстве крестьянского дома. Зарисовки образов-символов резьбы в декоре дома».
Урок посвящён знакомству с избой —крестьянским домом, его убранство, внутренним миром и предметами народного быта. На уроке мы узнаем о крестьянском доме как художественном образе...
Конспект открытый урок по предмету «Математика» во 2 «А» классе на тему: «Повторение письменных приемов сложения и вычитания».
Тема урока: "Повторение письменных приемов сложения и вычитания."Цели урока: образовательные:закрепление умений писать и находить значение суммы и разности в столбик (без перехода через деся...
Конспект открытого урока изобразительного искусства "Красота человека. Изображение женских и мужских образов в народных костюмах» 4 класс
Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе, можно использовать для открытого урока по данной теме....