Изобразительное искусство
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)
Предварительный просмотр:
Разработчик рабочей программы
учебного предмета «Математика»:
Хасарокова Марина Адильгериевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Муравленко, 2021
Содержание рабочей программы:
Пояснительная записка ………………………………………………………………………………………………………………………………….…… 3
- Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 1 класс...................................................................................................6
1.1. Планируемые результаты Освоения учебного предмета.....................................................................................................................................................6
1.2. Содержание учебного предмета.............................................................................................................................................................................................8
1.3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.............................................................................10
- Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 2 класс...................................................................................................11
2.1. Планируемые результаты Освоения учебного предмета.....................................................................................................................................................11
2.2. Содержание учебного предмета.............................................................................................................................................................................................13
2.3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.............................................................................16
- Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 3 класс...................................................................................................17
3.1. Планируемые результаты Освоения учебного предмета.....................................................................................................................................................17
3.2. Содержание учебного предмета.............................................................................................................................................................................................18
3.3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.............................................................................20
- Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 4 класс...................................................................................................21
4.1. Планируемые результаты Освоения учебного предмета.....................................................................................................................................................21
4.2. Содержание учебного предмета.............................................................................................................................................................................................22
4.3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.............................................................................26
- Приложение. Поурочное планирование по учебному предмету «Изобразительное искусство»...................................................................... 28
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Школа № 5», с Положением о рабочей программе учебного предмета, утвержденного приказом директора по МБОУ «Школа №5» №294 от 28.08.2020 г.
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» является локальным нормативным документом и адресована обучающимся 1-4 классов МБОУ «Школа № 5».
Данная рабочая программа предназначена для 1- 4 классов, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Специфической особенностью рабочей программы учебного предмета «Изобразительное искусство» являются:
- Перераспределение количества часов и порядка изучения тем в содержании предметных разделов на основании группового состава класса, личностных особенностей и возможностей, обучающихся с ОВЗ;
- Коррекционная направленность. Резервные часы и часы, отведенные на закрепление и повторение, используются для проведения индивидуальной и групповой коррекции общеучебных знаний и умений.
- Коррекция психофизических, социальных, эмоциональных проблем детей с ОВЗ способствует индивидуальная и групповая работы, направленные на формирование метапредметных универсальных учебных действий.
Предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство» и направлен на решение задач художественного образования и воспитания, на получение опыта художественно- творческой деятельности учащихся начальной школы.
Цель изучения предмета:
- формирование целостного художественного сознания и мировоззрения учащихся, воспитание активной творческой позиции, потребности общения с искусством в процессе освоения изобразительного искусства и его интеграции с другими видами искусства и областями знаний.
Задачи учебного предмета:
- формирование изобразительных навыков; реализацию творческого потенциала личности;
- развитие художественного восприятия, обогащение эмоционально-образной сферы;
- изобразительное развитие и развитие способности к творческой самореализации в разных видах искусства; развитие художественного, композиционного и ассоциативного мышления;
- формирование художественных предпочтений, эстетических, художественных оценок искусства, природы, окружающего мира; формирование духовных и мировоззренческих начал и целостного художественного сознания личности;
- практическое освоение простейших компьютерных программных средств для художественной деятельности; изучение и применение на практике художественных методов, используемых в современном медиа искусстве.
Срок реализации программы - 4 года.
В учебном плане МБОУ «Школа №5» на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 135 часов, из расчета 1 часа в неделю (1 класс — 33 часа, 2 класс — 34 часа, 3 класс — 34 часа, 4 класс — 34 часа).
Структура программы курса
1.Графическая грамота (освоение графической грамоты и выразительных средств изобразительного искусства).
2.Восприятие (развитие художественного сознания: восприятие искусства и действительности).
3.Хоровод искусств (формирование художественного образа средствами разных видов искусств).
4.Компьютерный проект.
Учебно-методический комплекс:
№ п/п | Название | Классы | Авторы | Издательство | Наличие электронного приложения |
1 | Изобразительное искусство | 1 | Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская | Издательский центр «Вентана-граф» | - |
2 | Изобразительное искусство | 2 | Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская | Издательский центр «Вентана-граф» | - |
3 | Изобразительное искусство | 3 | Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская | Издательский центр «Вентана-граф» | - |
4 | Изобразительное искусство | 4 | Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская | Издательский центр «Вентана-граф» | - |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» у учащихся 1- 4 классов будут сформированы:
- духовные начала личности и целостная картина мира;основы художественной культуры;понимание роли искусства в жизни человека;
- представления о выразительных возможностях языка изобразительного искусства;наглядно-образное мышление, способность к порождению замысла, фантазия, воображение;
- способность формулировать эстетическую, художественную оценку, выражать своё отношение к происходящему;понимание красоты родной природы, любовь к культуре своего народа, региона, знание основ его мировоззрения, патриотизм.
Учащиеся научатся:
- создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;использовать выразительные средства изобразительного искусства — цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;работать с художественными материалами (красками, карандашом, ручкой, фломастерами, углём, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном и т. д.); - выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с поставленными задачами;создавать образы природы и человека в живописи и графике;выстраивать композицию в соответствии с основными её законами (пропорция; перспектива; контраст; линия горизонта: ближе — больше, дальше - меньше; загораживание; композиционный центр);
- использовать разные виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.) для придания выразительности своей работе;передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния человека, животного, настроения в природе;использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического художественного образа;
- содавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями, конструировать фантастическую среду на основе существующих предметных и природных форм;
- понимать истоки и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;приводить примеры основных народных художественных промыслов России, создавать творческие работы по мотивам народных промыслов;
- проводить коллективные и индивидуальные исследования по истории культуры и произведениям искусства (история создания, факты из жизни автора, особенности города, промысла и др.);
- использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.
Формы и методы контроля и учёта достижений обучающихся по изобразительному искусству(с учетом интеграции урочной и внеурочной деятельности).
Основные виды контроля при организации учебного процесса: вводный, текущий, итоговый. Формы контроля: наблюдение, тестирование, самостоятельная работа, практическая работа. Контроль обучающихся проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 1-4 классов в форме практических работ и просмотра выполненных практических работ.
Обязательные формы и методы контроля | Итоговая (четверть, год аттестация) | Урочная деятельность | Внеурочная деятельность |
Практические работы, проекты | -комплексная работа | -анализ динамики текущей успеваемости | -участие в выставках, конкурсах, -активность в проектах и программах внеурочной деятельности |
- портфолио -анализ психолого-педагогических исследований |
Нормы оценок и их особенности по отдельным видам работ:
Диагностические работы оцениваются по уровням:
высокий-( 80 -100% выполнения)
достаточный- (60- 80%)
допустимый – (40 -60%)
критичный- ( менее 40 %)
Критерии к оцениванию результатов комплексных работ прилагаются к комплексным работам. Личностные результаты (представляются в Портфолио ученика).
С целью оценивания достижений планируемых результатов освоения программыпо предмету «Изобразительное искусство» предлагаются следующие процедуры:
Объект | Процедуры оценки |
Личностные результаты | |
Сформированность личностных УУД | Внешние мониторинговые исследования с использованием неперсонифицированных источников информации |
Метапредметные результаты | |
Сформированность регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД. | Внутренняя накопленная оценка (оценочные листы, листы наблюдений в Портфолио) Оценка за итоговые проверочные работы (решение специальных диагностических задач, комплексных заданий на межпредметной основе) Неперсонифицированная оценка. |
Предметные результаты | |
Сформированность учебных действий с предметным содержанием | Внутренняя накопленная оценка (Портфолио, текущее и промежуточное оценивание) Итоговая оценка (по разделу «Ученик научится») Неперсонифицированные процедуры |
1. Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 1 класс
1.1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Планируемые результаты освоения программы
Реализация рабочей программы, разработанной в соответствии с новыми образовательными стандартами, носит системно-деятельностный характер, направлена на формирование не только предметных, но и личностных, метапредметных, а именно регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.
Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в 1 классе является формирование следующих умений.
Виды УУД | Учащийся научится: | Учащийся получит возможность научиться: |
Регулятивные УУД | постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца); принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения; | -составлять план и последовательность действий; - прогнозирование результата; |
Познавательные УУД | - формулирование познавательной цели; - анализировать с целью выделения признаков | -строить логические цепи рассуждений; -создавать способы решения проблем творческого характера; |
Коммуникативные УУД | -обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе; -понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного - умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом. | -достаточно полно и точно выражать свои мысли; |
У учащегося будут сформированы: | Учащийся получит возможность для формирования: | |
Личностные УУД | - целостное, гармоничное восприятие мира; - интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями; - умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности; - способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы; - умение доводить работу до конца; -способность работать в коллективе; - умение работать индивидуально и в малых группах; - готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументированно отстаивать собственное мнение. | - самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов; -адекватная оценка результатов своей деятельности; -способность предвидеть результат своей деятельности; |
Виды и формы контроля
Практические занятия способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, как и умение, выражать свои мысли. Дети 7 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания.
№ | Форма | Практическая работа | Критерии | Виды деятельности |
1. | Тематические выставки | Творческое исполнение знакомых элементов | Узнавание и выделение главного | Изобразительная деятельность |
Передача элементов растительного орнамента | Графическая передача элементов растительного орнамента | Изобразительная деятельность | ||
Графическая передача элементов по трафарету | Узнавание предмета по внешнему виду | Изобразительная деятельность | ||
Передача отдельных элементов | Точное изображение элементов росписи | Изобразительная деятельность | ||
2. | Опрос учащихся | Самостоятельное определение цвета | Последовательный рассказ учащегося | Умственная деятельность |
3. | Просмотр мультимидийных дисков | Умственная деятельность | ||
4. | Загадки | Логическое мышление | Умственная деятельность | |
5. | Игры- упражнения | Дорисовывание силуэтов | Точная передача | Изобразительная деятельность |
6. | Творческие задания | Придумывание весёлых историй | Логическое мышление | Изобразительная деятельность |
1.2. Содержание учебного предмета
В рабочей программе по изобразительному искусству, так же как в федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования, представлены три содержательные линии: «Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму(изобразительное искусство и окружающий мир», «Развитие фантазии и воображения», «Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика)»
Основные содержательные линии ФГОС | Изучаемые темы | Содержание раздела |
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму(изобразительное искусство и окружающий мир) (16 часов). | Форма (9ч) Цвет(7ч) | Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой) Формирование представлений о происхождении искусства.Наскальная живопись, рисунки древних людей. Чем и как рисовали люди.Инструменты и художественные материалы современного художника. Развитие умения наблюдать за изменениями в природе, формирование умения передавать в цвете своё впечатление от увиденного в природе и окружающей действительности. Освоение всей поверхности листа и её гармоничное заполнение. Первые представления о композиции. Развитие представлений об основных направлениях: вертикально, горизонтально, наклонно. Передача в рисунке своих наблюдений. Развитие интереса к разнообразию цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности. Изображение предметов в открытом пространстве. Развитие понятия зрительной глубины и её передача в рисунке: выделение первого плана, главного элемента в композиции. Развитие умения наблюдать за изменениями в природе и окружающей жизни. Развитие представлений о пространстве в искусстве. Получение нового цвета путём смешения двух красок, выполнение плавных переходов одного цвета в другой. Наблюдение: изменение цвета с помощью белой краски. Развитие интереса к объектам животного мира. Наблюдение за красотой и выразительностью движений зверей, птиц, рыб. Формирование представлений о рельефе. Лепка рельефа: развитие понятий «ближе — ниже», «дальше — выше». Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под. Развитие индивидуального чувства формы. . Передача движения в объёме, знакомство с понятием динамики. Формирование представлений о соразмерности изображаемых объектов. . Стилизация природных форм как приём их перевода в декоративные. Освоение техники бумажной пластики. Изображение по представлению с помощью линий, разнообразных по характеру начертания. Передача ощущения нереальности сказочного пространства: предметы, люди в пространстве. Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни. Навыки работы гуашевыми красками. Развитие представлений о цвете в декоративном искусстве: цвет и краски. Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение. |
Развитие фантазии и воображения (11 часов). | Фантазия (8ч) Композиция (3ч) | Развитие ассоциативного мышления. Освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии». Развитие представлений о контрастных и нюансных (сближенных) цветовых отношениях. Передача сюжета в работе. Развитие умения выстраивать свой сюжет. Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира. Передача настроения, впечатления от услышанного в цвето-музыкальных композициях. Изображение движения. Развитие интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах, ритму, интонации. Развитие наблюдательности, умения видеть необычное в обычном. Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и в прозе. Различение звуков природы и окружающего мира. Прогулки в лес, парк, по городу, зоопарку. Скульптура как вид изобразительного искусства. Пластические мотивы в объёмной форме. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства. Создание глубинно-пространственной композиции, в том числе по мотивам литературных произведений. Творческая деятельность по оформлению помещения (интерьера). . Форма и украшение в народном искусстве. Контраст и нюанс в цвете и форме, в словах, |
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика) (6 часов). | Композиция (6ч) | Изобразительное искусство среди других искусств. Связь изобразительного искусства с действительностью. Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, камень, металл, глина). Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции, произведениях декоративно-прикладного искусства. Их эстетические особенности. Наблюдение за изменениями цвета и настроения в природе, многообразие цветовых оттенков осенних листьев. Экскурсия в парк или в лес. Представление о работе художника-скульптора и о скульптуре. Скульптура в музее и вокруг нас. Образы людей и животных в скульптуре. Выразительность формы и силуэта в скульптуре. Знакомство с крупнейшими музеями России. Государственная Третьяковская галерея. Государственный Эрмитаж. Музей под открытым небом. |
В связи с тем, что планирование составлено на основе авторской программы по предмету «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова в соответствии с Положением о рабочей программе учебного предмета деление часов по темам и разделам проведено учителем.
1.3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п\п | Наименование раздела | Содержание раздела | Количество часов |
1 | Форма | Понятие «форма следует рассматривать через конкретизацию понятия «силуэт». С целью отработки умений создавать различные формы предметов изображение: дерева, листа дерева, узоров в полосе, круге и т.д., букв русского алфавита, различных видов зданий, различных животных, человека, его костюма и т.д. | 9ч |
2 | Цвет | С помощью цвета художник передаёт разное настроение, создаёт нужный образ, выражает своё отношение к миру. Дети учатся рисовать: осенний, зимний, весенний, летний пейзажи; передавать различное настроение в природе(солнечное и пасмурное, спокойное и тревожное, грустное и радостное)ПДД | 7ч |
3 | Композиция | Композиция – главное слово для художника. Дети учатся правильно располагать изображение на листе бумаги, то есть компоновать. Ими могут быть выполнены следующие работы: иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина, русским народным сказкам; рисование снежинок на окне; изображение аквариума с его жителями; узоры в круге, квадрате, полосе; украшение зданий. | 9ч |
4 | Фантазия | Первоклассники учатся фантазировать, мечтать и превращать свои мечты в интересные рисунки и поделки. Они придумывают и изображают: свои сказки в нескольких картинах; необычную шляпу для сказочного героя; узор для калейдоскопа; волшебный лист; сказочную рыбу; цветы- песенки; волшебные камни; планету-яблоко и др. ПДД Мы пассажиры ПДД Мы учимся соблюдать правила безопасного поведения на улицах и дорогах ПДД Экскурсия по городу | 8ч |
2. Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 2 класс
2.1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Планируемые результаты освоения программы
Реализация рабочей программы, разработанной в соответствии с новыми образовательными стандартами, носит системно-деятельностный характер, направлена на формирование не только предметных (научатся, получат возможность научиться), но и личностных, метапредметных, а именно регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.
Результатами изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» во 2 классе является формирование следующих умений.
Личностные результаты освоения программы | формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира; формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов; развитие творческого потенциала, активизация воображения и фантазии; развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств, сенсорных способностей; воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества художественной деятельности. |
Метапредметные результаты освоения программы | процесс освоения способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи; развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе; 3)развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности; активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи; формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести диалог; развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном) пространстве и среде разных народов; развитие интереса к искусству разных стран и народов; становление понимания связи народного искусства с окружающей природой климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении веком пространства Земли; освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства; формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира. воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства; воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре; формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится. |
Предметные результаты освоения программы | формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства; развитие индивидуального чувства формы и цвета в изобразительном искусстве сознательного использования цвета и формы в творческих работах; развитие коммуникативного и художественно-образного мышления в условиях полихудожественного воспитания; воспитание проявления эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения; формирование умения использовать в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов; формирование представлений о видах пластических искусств, об их специфике овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна); умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий импровизации по мотивам разных видов искусства. формирование нравственных, эстетических, этических, общечеловеческих. культурологических, духовных аспектов воспитания на уроках изобразительного искусства. |
Виды и формы контроля выполнения требований федерального государственного образовательного стандарта
Система контроля и оценки планируемых результатов разработана на основе требований к предметным, метапредметным, личностным результатам (ФГОС) с учётом авторских программ, в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Школа № 5».
Оценочная деятельность учителя строится на основе нескольких общих принципов:
– критериальность – содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе( критерии однозначные и четкие);
– дифференцированный подход при осуществлении оценочных и контролирующих действий;
– приоритет самооценки – в учебном процессе наряду с использованием внешней оценки (оценка учителя; взаимооценка) формируется способность учащихся самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся - прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы).
Самооценка ученика предшествует оценке учителя.
– непрерывность – с учетом непрерывности процесса обучения, осуществляется переход от традиционного понимания оценки как фиксатора конечного результата к оцениванию процесса движения к нему. При этом учащийся получает право на ошибку, которая, будучи исправленной, считается прогрессом в обучении;
– гибкость и вариативность инструментария оценки – в учебном процессе используются разнообразные виды оценочных шкал, позволяющие гибко реагировать на прогресс или регресс в успеваемости и развитии ученика;
– сочетание качественной и количественной составляющих оценки – качественная составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей учащихся, позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д. Количественная позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений учащихся, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями. Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
– естественность процесса контроля и оценки – контроль и оценка проводятся в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение
Основные виды контроля:
- по месту в процессе обучения:
– предварительный контроль, позволяющий определить исходный уровень обученности и развития учащихся,
– текущий контроль, позволяющий определять уровень развития учащихся и степень их продвижения в освоении программного материала,
– итоговый контроль, определяющий итоговый уровень знаний учащихся по предметам и степень сформированности основных компонентов учебной деятельности школьников; - по содержанию:
– прогностический или планирующий контроль, определяющий последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия,
– пооперационный контроль, управляющий правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия,
– контроль по результату, сравнивающий фактический результат или выполненную операцию с образцом после осуществления учебного действия; - по субъектам контрольно-оценочной деятельности:
– внешний контроль, осуществляемый педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка),
– внутренний или рефлексивный контроль, осуществляемый учащимся и обращенный на понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности (самоконтроль и самооценка).
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по изобразительному искусству являются устный опрос и творческие работы. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически (домашние задания, мини-проекты, презентации), а итоговая – по завершении темы (учебной четверти).
Для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся учителем спланировано проведение 4 творческие работы в учебном году
С целью проверки освоения знаний и формирования универсальных учебных действий, организацией своевременной индивидуальной коррекционной работы даются задания в рамках самостоятельной работы (тесты, творческие работы и др.), которые включены в содержание урока.
2.2. Содержание учебного предмета
В рабочей программе по изобразительному искусству, так же как в федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования, представлены содержательные линии:
В связи с тем, что планирование составлено на основе авторской программы Савенкова Л.Г, в соответствии с Положением о рабочей программе учебного предмета, количество часов по темам и разделам проведено учителем.
Формы организации учебного процесса
- индивидуальная (самостоятельная работа, творческая деятельность);
- парная (практикум по работе с природным материалом и др.);
- групповой (выполнение проектно-творческих заданий);
- коллективная (общеклассная).
В целях сохранения и формирования здоровья учащихся на уроках используются компоненты здоровьесберегающих технологий:
1. Физминутки
2. Гимнастика для коррекции зрения
3. Дыхательная гимнастика
4. Музыкотерапия
5. Релаксационные паузы
6. Пальчиковая гимнастика
7. Игры на внимание
Технологии
- проблемно-диалогическая
- информационно-коммуникативная;
- здоровьесберегающая;
- деятельностный подход.
Методы:
- деятельностный метод обучения;
- исследовательский;
- частично- поисковый;
- методы активного обучения;
- диалоги;
- работа в группах;
- объяснительно- иллюстративные.
Средства - учебник, наглядные пособия, дидактический материал, технические средства обучения, нетбуки.
Методические приемы: освоение возможностей художественных материалов, деловые игры на уроке, отработка изобразительных техник, коллективное творчество, домашнее задание(рисование, просмотр телевизионных передач, подбор и чтение литературы), беседы, восприятие и запоминание работ художников, обсуждение иллюстративного материала и работ учащихся, межпредметные связи. Индивидуально выполняются фрагменты общей работы, коллективно– их организация в единое целое.
2.3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п\п | Наименование раздела | Содержание раздела | Количество часов |
1. | Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) | Что значит быть художником. Зависимость цветовой гаммы от темы композиции Освоение изобразительной плоскости. Рисуем осенний натюрморт. Что могут рассказать вещи о своём хозяине. «Интерьер жилища сказочного героя. Изучение явлений наглядной перспективы.«Япутешествую». Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет «Моя улица утром и вечером». Архитектура в открытом природном пространстве. Открытое пространство и архитектура. Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа Куда ты, тропинка меня завела», «Интерьер для сказочного героя», «Проект детской площадки | 17 ч |
2. | Развитие фантазии и воображения | Сказочный дворец. Волшебство искусства. Тематические композиции — передача праздничного настроения с помощью декоративных элементов. Разработка композиций в пространстве классаУчимся рисовать с натуры «Разговор двух предметов» Создание икебаны с использованием природных материалов «Волшебный букет в моей комнате» «Сад в моей сказке» «Город мечты. Путешествие в неизвестную страну», «Такие разные маски», «Придаём бумаге объём», «Рисуем музыку разными цветами». | 11ч |
3. | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства | Художественные музеи как здания для хранения произведений искусства «Природные форы в архитектуре. Кто создаёт архитектуру». «Встреча с художником». Отображение мира природы в искусстве. Писатель — художник — книга. Декоративное оформление книги. Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России. Связь и родство изобразительного искусства с другими видами искусства: музыкой, театром, литературой, танцем. | 6 ч |
34 часа |
В процессе обучения могут вноситься изменения в КТП в связи с проведение муниципальных, комплексных, диагностических работ, Дней Здоровья, актированных дней. Данные изменения вносятся в раздел «Примечание».
3. Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 3 класс
3.1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия.
- Чувствовать гордость за культуру и искусство Родины, своего народа,
- Уважительно относиться к культуре искусства других народов нашей страны и мира в целом,
- Понимать особую роль культуры в жизни общества и каждого отдельного человека,
- Развивать эстетические чувства, художественно-творческое мышление, наблюдательность, фантазию,
- Формировать потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности,
- Формировать навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников,
-Формировать умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.
Третьеклассник получит возможность для формирования:
- Понимания значения изобразительного искусства в жизни человека,
- Понимания роли искусства в собственной жизни,
-Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к предмету «Изобразительное искусство» через освоение роли автора своих художественных работ,
-Уважения к чувствам и настроениям другого человека, представления о дружбе, доброжелательным отношениям к людям,
-Мотивации к коллективной творческой работе,
-Представления о труде художника, его роли в жизни каждого человека,
- Представления о творческом самовыражении, о мире профессий в изобразительном искусстве.
Метапредметные учебные действия
- Овладеть умением творческого видения с позиции художника, умением вести диалог, распределять функции в роли выполнения коллективной творческой работы.
- Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнения творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию,
- Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач.
- Рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий.
- Осознано стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более оригинальных творческих результатов.
Третьеклассник получит возможность:
- Принимать художественную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы, предложенный в учебнике.
- На первоначальном уровне понимать особенности художественного замысла и его воплощения.
- Осуществлять под руководством учителя контроль по результату своей деятельности.
- Воспринимать мнение и предложения своих сверстников.
- Соотносить произведения по настроению, форме, по средствам художественной выразительности.
- Делать несложные выводы.
- Обсуждать со сверстниками ход выполнения работы и её результаты.
- Использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи.
- Следить за действиями других участников в совместной деятельности.
3.2. Содержание учебного предмета
Программа распределяет материал по разделам и темам, определяет порядок и объём изложения с учётом используемого учебного пособия и оборудования. Предусматривается изучение теоретических и практических основ курса как в традиционной форме (урок), так и в нестандартной форме (беседы, интегрированные уроки, практические работы, проекты т.д.).
При организации учебного процесса используются разнообразные методы и формы обучения:
Формы:
- экскурсии в краеведческий музей, в парк;
- интегрируемые уроки (с окружающим миром, литературным чтением);
- нестандартные формы (презентации, викторины, учебные занятия, урок - сказка, конкурсы, с использованием ИКТ и т.д.)
Методы:
- Словесные (рассказ, беседа, инструктаж, чтение учебника, справочной литературы, ).
- Наглядные (демонстрация, иллюстрация, показ)
- Практические (проекты, презентации).
Содержание учебного предмета
Основные содержательные линии ФГОС | Содержание раздела |
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму(изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов). | Освоение человеком природного пространства (среда и населяющие её звери, птицы). Знакомство с разнообразием и красотой природы. Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы языком изобразительного искусства. Природа в разных жанрах изобразительного искусства. Разнообразие природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство, водный мир, недра земли, подземный мир (горы, долины, русла рек, озёра, моря, поля, леса создают в природе особый рисунок). Ритм и орнамент в природе и в искусстве. Каждый предмет имеет своё строение (конструкцию). Рассмотри деревья. Рисунок земной поверхности на карте или глобусе (суша, возвышенности, моря, реки, океаны и др.). Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры, сознательный выбор формата листа. Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов: чем дальше объекты от зрителя, тем они меньше. Воздушная перспектива. Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Глухие и звонкие цвета. Главные и дополнительные цвета. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематический. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (наброски и портрет по наблюдению). Передача объёма в живописи и графике. Понятие стилизации. Использование приёма стилизации в создании предметов объёмной формы: на примере насекомого, выделяя его характерные особенности, создать летающий объект. Контраст и нюанс в скульптуре (форма, размер, динамика, настроение, характер, фактура, материал). Передача динамики в объёмном изображении: лепка по памяти фигуры человека в движении. Лепка объёмно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или из глины. Использование простого каркаса из проволоки и палочек. Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм в технике рельефа. Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве: обобщённость, силуэт. Выявление декоративной формы: растительные мотивы в искусстве. Кораллы — одно из чудес подводного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые, голубые Создание художественной формы на основе наблюдений за природой. Например: «Одежда жителей цветочного города», «Лесные феи» |
Развитие фантазии и воображения (11 часов). | Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной). Цветовое богатство оттенков в живописи. Отображение природы в музыке и поэзии. Зарождение замысла на основе предложенной темы. Поиск индивидуальной манеры изображения. Смысловая зависимость между форматом и материалом. Самостоятельно решать поставленную творческую задачу в разных формах и видах изобразительного искусства (на плоскости, в объёме). Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств. Заполнение пространства листа. Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. Связь урока с внеклассным чтением. Взаимосвязь содержания книги (литературного произведения) с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Роль и значение буквицы при издании сказочных и былинных произведений. Художник в театре. Заочная экскурсия в театр. Знакомство с организацией и художественным решением атрибутов сцены, костюмов героев, цветовое и световое оформление спектакля. Изменение пространственной среды (визуальное, звуковое оформление) в зависимости от ситуации. Создание необычного (сказочного) игрового пространства (эскиза): уголка в классе, сцены для проведения художественного события. Освоение разнообразия форм в архитектуре. Воображаемое путешествие в прошлое и будущее: ознакомление со средой, в которой жил писатель-сказочник (время, страна, архитектура, декоративное искусство, одежда). Передача настроения в форме. Украшение формы декоративными элементами. Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки. Зависимость формы, материала и украшения игрушки от особенностей растительного и животного мира того края, где она изготовлена. Отображение природных мотивов в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек. Освоение разнообразия форм в архитектуре. Влияние исторической эпохи и условий жизни художника (архитектора, дизайнера) на его произведения. Цвет и форма в знаковом изображении. Освоение особенностей работы на небольших форматах. Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве. Украшение как важный элемент народного и современного костюма: броши, бусы, подвески и т. д. |
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика) (6 часов). | Выразительные средства изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства): форма, объём, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция). Использование музыкального и литературного материала для углубления и развития образно-эстетических представлений учащихся во время практической деятельности и восприятия произведений искусства. Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет). Выражение художником своего отношения к объекту изображения. Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А.А. Дейнека, В.А. Фаворский, Е.И. Чарушин. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет; анималистический, исторический, бытовой; натюрморт; мифологический. Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина (Москва); музеи, находящиеся в регионе, где расположена школа. Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства. Символика в народном прикладном искусстве. Юмор в народном искусстве. Функциональность произведений народного искусства. Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. Связь архитектуры с природой. История возникновения и развития архитектурных ансамблей. |
В связи с тем, что планирование составлено на основе авторской программы по предмету «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова в соответствии с Положением о рабочей программе учебного предмета деление часов по темам и разделам проведено учителем.
3.3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Программные разделы | Количество часов |
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму(изобразительное искусство и окружающий мир) | 17ч |
Развитие фантазии и воображения | 11ч |
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика) | 6ч |
ИТОГО | 34ч |
4. Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 4 класс
4.1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные:
- формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего города; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- формирование социальной роли ученика;
- формирование положительного отношения к учению;
- представления о ценности природного мира для практической деятельности человека развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;
- осмысление своего поведения в школьном коллективе;
- ориентация на понимание причин успеха в деятельности.
- формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников.
- формирование умения радоваться успехам одноклассников;
- формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой;
- умение видеть красоту труда и творчества.
- формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности;
- формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные:
- Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника;
- оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого рассказа).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
- Учиться согласованно работать в группе:
- Учиться планировать работу в группе;
- Учиться распределять работу между участниками проекта;
- Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
- Уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами. Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
- основные виды и жанры изобразительных искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
- имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- названия наиболее крупных художественных музеев России;
- названия известных центров народных художественных ремесел России
- Учащиеся должны уметь:
- Конструировать и лепить.
- Рисовать с натуры и представлению
- Выстраивать ритм, выбирать изобразительные мотивы, их превращение в композицию.
- Работать с акварелью и гуашью;
- Выполнять конструктивное строение: объемное изображение предметов из цветной и белой бумаги.
- Выполнять эскизы.
- Работать акварелью, гуашью; в смешанной технике (фон - пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование).
- Декоративно-прикладное творчество.
4.2. Содержание учебного предмета
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
- изобразительная художественная деятельность;
- декоративная художественная деятельность;
- конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов
деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практическоготворчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).
Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Содержание учебного предмета
Основные содержательные линии ФГОС | Содержание раздела |
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму(изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов). | Первоосновой для создания художником произведения искусства выступают впечатления от наблюдений за природой, которая покоряет его многообразием состояний, форм, цвета, звуков, ароматов, ритмов, игры света и тени. Развитие представления о пространстве окружающего мира — природном пространстве разных народов: Север (снежные просторы, океан), Восток (пустыни, пески, сады), Закавказье (горы, леса, озёра), Средняя полоса России (равнины, реки, поля, леса) и др. Развивать понятия об особенностях окружающей природной среды и их влиянии на представления каждого народа об устройстве мира — мироздании: о красоте, добре, чести и справедливости. Формировать представления о красоте и величии природы в большом и малом. Связь былин, сказаний, сказок, песен, танцев с природным окружением. Освоение разными народами своего природного пространства. Зависимость архитектуры, одежды, утвари от климатических условий. Развитие понимания того, что каждый народ живёт в своём природном пространстве с присущим ему ландшафтом (рельефом местности), климатом, флорой и фауной. Организация и проведение работ по памяти или наблюдению на темы по выбору: развитие представлений о композиции на основе кругового распределения фигур в пространстве. Использование в работе способов, приёмов, средств художественной выразительности: композиции, манеры письма, колорита, ритма, формата, сюжета. Художественный образ в произведениях разных видов искусства (изобразительное искусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство, литература и музыка) помогает понять, как каждый народ воспринимает природу и выстраивает с ней отношения. Народная архитектура в природной среде. Пространственные отношения между предметами в открытом пространстве с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы. Формирование понятия об ахроматической и хроматической гамме. Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учётом организации плоскости рисунка как единого образа. Передача индивидуальности персонажей через их внешние сюжетно-смысловые атрибуты. Развитие у учащихся стремления самостоятельно решать творческие задачи в работе над произведением. Знакомство с пропорциями тела человека. Передача характерных особенностей модели (формы головы, частей лица, причёски, одежды) графическими средствами — в набросках, зарисовках. Изображение человека по наблюдению. Передача характерной формы и характера человека. Рисование с натуры одного предмета (домашней утвари, характерной для разных народностей) в разной цветовой гамме: передача окраски предметов хроматическими цветами; передача окраски предметов с помощью тональных отношений (чёрно-белое изображение). Передача на плоскости характерных особенностей предмета, его пропорций, конструкции, масштаба, деталей, выразительности формы. Знакомство с песенным фольклором, сказками и былинами разных народов. Описание в сказках характера героев, природного и бытового пространства. Коллективные исследования: знакомство с народной архитектурой, изучение условий жизни и занятий разных народов (казахов, китайцев, русских и др.), их народное творчество. Сходство и различие народов (в чём это проявляется, причины). Знакомство с народными праздниками. Оформление и разыгрывание народных праздников, обрядов, соответствующих временам года и сезонным работам. Лепка из глины или пластилина коллективной многофигурной композиции. Примерные темы композиций: «Праздник в ауле», «Праздник дракона» и др. Лепка человека в национальном костюме, занятого определённым видом деятельности. Пропорции человека и их отображение в объёме. Лепка в глине или пластилине. Связь костюма и головного убора с региональными традициями. Литературно-сказочные сюжеты в изобразительном творчестве. Создание объёмно-пространственной композиции по описанию в народной сказке с использованием мотивов народной архитектуры в природной среде. Декоративное украшение и убранство жилищ народной архитектуры (изба, хата, хижина, сакля, юрта и др.). Узорная резьба наличников, причелин, крыльца избы и ворот. Формирование представлений о том, что по украшению дома можно судить о его хозяине. Симметрия и асимметрия в природе и декоративно-прикладном искусстве. Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета с учётом его пропорций и конструкции, величины деталей, выразительности изображений. Отображение флоры и фауны региона в народном орнаменте. Изображение замкнутого пространства. Формирование представления о трёхмерном пространстве помещения (длина, высота, глубина). Передача изображения на плоскости. Формирование представлений о внутреннем убранстве народного жилища, в котором отразились представления народа об устройстве мира (мироздании) и красоте. Предметы интерьера (домашняя утварь, мебель и т. д.), их форма, украшение, материал, из которого они изготовлены, могут многое поведать о жизни народа: об окружающей его природе (растительном и животном мире), о его обычаях и занятиях. |
Развитие фантазии и воображения (11 часов). | Самостоятельно вычленять творческую задачу. Родной язык, звучащее слово. Раскрытие понятий «устное народное творчество» и «литературная (авторская) сказка». Связь уроков изобразительного искусства с историей нашей Родины. Творческие работы по воображению и представлению на обозначенные исторические темы, созвучные с темами, изучаемыми на уроках истории, литературы (внеклассного чтения). Выражение исторического времени в изобразительном искусстве, литературе, театре через воспроизведение конкретной среды. Формирование представления о композиции без конкретного изображения (абстрактная композиция). Передача в композиции настроения, динамики, колорита, исторического времени. «Путешествия на машине времени» («перемещение» в другие миры, эпохи, в прошлое и будущее, космические путешествия). Лепка по подсказке с соблюдением основной технологии и раскраска поделок. Изучение особенностей формы, пластики и характера народных игрушек. Зависимость формы игрушки от материала. Особенности украшения в народной игрушке. Отображение характера традиционной народной игрушки в современной декоративно-прикладной игрушке. Проведение исследовательских работ: выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях и населённых пунктах. Особенности традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов. Происхождение народного искусства, его изначальная прикладная функция. Зависимость народного искусства от особенностей местности, климата, культурных традиций, национальных особенностей. Символика узоров народного орнамента. Как через орнамент можно рассказать о жизни людей, которые его создали: каким они представляли себе мир вокруг, в каких природных условиях жили и чем занимались? Форма изделий народных промыслов определялась их прикладной функцией. У каждого промысла была своя, только ему присущая технология изготовления вещи. Поэтому каждый народный промысел самобытен. Народные промыслы — часть декоративно-прикладного искусства. Художник-прикладник создаёт вещи для жизни — красивые (декоративные) и удобные (имеющие практическое, прикладное, значение). Подготовка «художественного события» на темы сказок или на такие как «Жизнь на Земле через 1000 лет», «Космическая музыка». Народные промыслы в области художественной росписи. Отображение в декоре элементов окружающей природы. |
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика) (6 часов). | Композиция и сюжет в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве: живопись, графика, роспись (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр) Народные художественные промыслы: игрушка (дымковская, филимоновская, богородская, семёновская); роспись (жостовская, городецкая, хохломская). Работая над игрушкой, мастера создают разные образы. Проведение исследования: какие народные игрушки изготавливались там, где вы живёте? Какие природные материалы мастера использовали при их изготовлении? Украшались ли игрушки росписью? Продолжаются ли сегодня традиции народного промысла? Особенности и своеобразие формы народной архитектуры, её зависимость от природных условий региона. Народная архитектура: форма, декоративное украшение. Легенды и мифы в изобразительном искусстве. Сюжетный и мифологический жанры. Сакральное искусство разных народов. Нравственный смысл народного искусства. Анималистический жанр. Передача повадок и характера животных в произведениях живописи, графики и скульптуры, росписи, декоративно-прикладном искусстве. Отражение в них формы, характера движений (динамику), смыслового содержания. Изображения человека средствами разных видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства (В.А. Фаворский, Б.М. Кустодиев, И.Е. Репин, С.Т. Конёнков, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, М.В. Нестеров). Своеобразие формы, пластики, динамики, характера и манеры изображения у каждого художника. |
4.3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой тем
№ п\п | Наименование раздела | Содержание раздела | Количество часов |
1. | Истоки родного искусства | Знакомство с истоками родного искусства - это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека.Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках.Дерево как традиционный материал. Деревня - деревянный мир.Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества. | 8 ч |
2. | Древние города нашей земли | Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города- крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма.Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды.Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа. | 7ч |
3. | Каждый народ - художник | Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной ценности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта.Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию. | 11 ч |
4. | Искусство объединяет народы | От представлений о великом многообразии культур мира - к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро.Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства - творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни. | 8 ч |
Итого | 34 часа |
В процессе обучения могут вноситься изменения в КТП в связи с проведение муниципальных, комплексных, диагностических работ, Дней Здоровья, актированных дней. Данные изменения вносятся в раздел «Примечание».
В связи с тем, что планирование составлено на основе авторской программы по предмету «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова в соответствии с Положением о рабочей программе учебного предмета деление часов по темам и разделам проведено учителем.
- Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по изобразительному искусству на тему: "Современные машины в изобразительном искусстве"
Данный урок предназначен для 4 класса....
Задания по изобразительному искусству для 1 - 4 классов "Язык изобразительного искусства"
Задания составлены с учетом разновозрастного обучения малокомплектных школ в дополнение к рабочим программам по изобразительному искусству начальной школы....
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе "Изучаем азбуку изобразительного искусства.Рисуем с натуры коробку".
Данная презентация содержит теоретический материал по теме и образцы поэтапного рисования коробки....
Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс по Б.М. Неменскому "Изобразительное искусство".
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,...
Изобразительное искусство. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством.
Урок № 18 по изобразительному искусству "Школа России" 3 класс. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством. Первобытное общество всецело зависело от с...