нетрадиционные художественные техники как средство развития творческих способностей дошкольников
статья по изобразительному искусству (изо)
Статья опубликована в Сборнике научных трудов по материалам IX Международной научно-практической конференции, 25 января 2023 г., г.-к. Анапа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_netraditsionnye_hudozh_tehniki.docx | 25.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.В. Алексеева
Студент 5 курса направление «Психология образования»
Email: nadyna1983@mail.ru
Науч.рук.: Чикова И.В.
К.пс.н.,доц.,
Орский гуманитарно-технологический институт
(филиал) «Оренбургский государственный университет»
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕХНИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: данная статья посвящена изучению проблеме нетрадиционных художественных техник как средства развития творческих способностей дошкольников. В работе изучен феномен способностей, выделены художественно-творческие способности личности как один из видов способностей, определяющих успешность выполнения ею любой познавательной и профессиональной деятельности. Описаны результаты проверки эффективности программы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.
Ключевые слова: способности, творческие способности, нетрадиционные художественные техники, творческая деятельность, творческая личность.
В социуме возрастает значимость творческой личности. Воспитать такую личность, значит сформировать условия и отношение к творчеству, а также побуждение к нему. А это невозможно осуществить без особых усилий со стороны системы образования и общества. Проблема развития творческих способностей дошкольников представляет собой каркас современного образовательного процесса, является «вечной» педагогической проблемой, которая не теряет своей злободневности с течением времени, и требует повышенного внимания и дополнительного изучения педагогическим сообществом. Согласно Б. М. Теплову [6] и др., имеет место прямой зависимости между уровнем развития художественно-творческих способностей человека и эффективностью выполнения ею любой познавательной и профессиональной деятельности. Личностные проявления художественно-творческих способностей распространяются не только на сферу искусства, но и на другие области деятельности человека.
Анализ содержания понятия «художественно-творческие способности» в научной литературе позволяет установить, что оно является довольно сложным и многогранным.
Специфику изучаемого понятия раскрывали в своих работах многие ученые психолого-педагогической науки: Б. Г. Ананьева, Л. А. Венгера
В. Н. Дружинина, Н. С. Лейтес, А. Н. Леонтьева, Ф. Майла, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова и других.
Рассматривая способности, М. Н. Баринова утверждает, что изучаемое понятие следует рассматривать с точки зрения индивидуально-психологических особенностей личности, поскольку они выступают необходимыми условиями, в которых реализуется конкретный вид деятельности. Речь идет об определенных знаниях, умениях, навыках, а также о готовности к обучению приемам и способам деятельности [1].
Способность по своему существу является динамическим понятием, как справедливо подчеркивает А. В. Брушлинский. Существование той или иной способности рассматривается только в контексте развития и движения [2].
Одним из видов способностей являются художественно-творческие способности. Под данным видом способностей понимается единство природных задатков или приобретение опыта ребенка в результате выполнения деятельности художественной направленности.
Художественно-творческие способности, по мнению И. Н. Палагиной являются одной из подсистем динамической структуры личности, где происходит появление врожденных задатков, и где присутствует индивидуально преломленное отражение общественного сознания [4].
Итак, под понятием художественно-творческие способности следует понимать готовность человека к мышлению конструктивного и нестандартного вида при решении задач в рамках динамики социальных и культурных условий в интересах личности и общества, которые способствуют изменению предметов и явлений, позволяющих открыть что-то новое, и найти правильные решения.
Основные компоненты художественно-творческих способностей были выделены философом и психологом Д. Н. Узнадзе:
1. Когнитивно-эмоциональный компонент включает в себя дивергентное мышление, особенности темперамента, чувствительность эмоционального характера.
2. Личностно-креативный компонент означает критичность, независимость и активность в интеллектуальном плане.
3. Мотивационно-ценностный компонент – наличие потребности в творческой деятельности, и признание ценности творческого.
4. Деятельностно-процессуальный компонент включает в себя способность оптимизации своего поведения и проявление самостоятельности в творчестве.
5. Рефлексивный компонент состоит в самооценке творческой деятельности и наличия желания личности к саморазвитию [7].
Доступность к таким способностям есть абсолютно у каждого человека, но чаще всего это зависит от влияния факторов внешнего воздействия, которые применяются на этапе дошкольного и младшего школьного детства для их развития и дальнейшего совершенствования.
Возраст младшего школьника является сензитивным для развития творческих способностей. Развитие психических процессов, мышления и воображения, а также совершенствование при этом регуляционной сферы, делают для детей доступными не только изучение и знакомство с ключевыми сюжетами изобразительного творчества, но также разрабатывают те мыслительные механизмы, которые в дальнейшем эффективно скажутся на развитии абстрактного и пространственного мышления, логики ребенка.
Как указывалось, выше, формирование и развитие творческих способностей происходит в деятельности. Следовательно, необходимым условием для развития способностей выступает включение ребенка в деятельность в соответствии с его возрастными особенностями. На момент поступления в школу у ребенка происходит расширение возможностей включения ребенка в какую-либо творческую деятельность. Проявление способностей у детей младшего школьного возраста выступает предпосылкой развития большого таланта, но, если способности, которые появились не развивать и не воспитывать, то они угаснут.
Выделим условия, способствующие развитию художественно-творческих способностей у дошкольников:
1) создание творческой среды;
2) деятельность должна вызывать положительные эмоции;
3) от процесса деятельности дети должны испытывать чувство радостного удовлетворения, только в этом случае у них возникнет желание заниматься такой деятельностью [3].
Л. В. Савостиной были сформулированы правила для эффективной организации творческой деятельности. Рассмотрим их:
- осознание индивидуальности ребенка, безоговорочное признание его таким, какой он есть;
- бережная и деликатная позиция к проявлениям творческой активности детей;
- обеспечение ребенку психологической свободы, которая заключается в свободе выбора, свободе выражения чувств и переживаний, принятии самостоятельного решения;
- повышение уровня самооценки;
- создание образовательной среды;
- позиция педагога в творческом аспекте [5].
Реализация всех вышерассмотренных педагогических условий развития творческих способностей дошкольников как нельзя лучше достигается средствами нетрадиционных художественных техник. Эффективность данных средств бесспорна и подтверждается как практикой, так и психолого-педагогическими исследованиями. Раскрытию ребенком своих чувств и способностей способствуют нестандартные и нетрадиционные приемы творчества, при использовании которых ребенок учится не бояться проявлять свою фантазию, поскольку не призывают ребенка к стандарту и не ограничивают его определенными рамками. Также, нетрадиционные художественные техники способствуют развитию таких свойств ребенка, как внимание, мышление, наблюдательность и уверенность в себе.
В ходе опытно-экспериментального исследования нами были изучены педагогические ресурсы нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительному искусству. Это обусловлено тем, что самым интересным и любимым занятием для ребенка, как правило, является рисование, где находят свое проявление фантазия, воображение, любознательность и трудолюбие.
О необходимости реализации педагогических условий по развитию творческих способностей у дошкольников свидетельствуют результаты диагностических мероприятий, в ходе которых было выявлено, что у большинства детей возникают трудности с продуцированием оригинальных идей. Они не проявляют инициативу, пассивно воспринимают задания, работу выполняют по шаблону. Творческий продукт имеет незавершенный вид.
Разработка и внедрение комплекса мероприятий с применением нетрадиционных художественных техник осуществлялась по двум направлениям:
1) художественно-творческий проект «Волшебные мазки», предполагающий знакомство и освоение дошкольниками нетрадиционных техник рисования;
2) педагогическое просвещение родителей и педагогов по теме проблемы исследования.
В программе были использованы следующие формы и виды работы: совместная деятельность взрослого и ребенка, свободная продуктивная деятельность детей, беседа, практическое занятие, творческие игры и упражнения на развитие творческого воображения.
В ходе реализации проекта «Волшебные мазки» дети были ознакомлены и обучены следующим техникам рисования: монотипия, рисование свечой, оттиски штампов, рисование акварельными красками с солью, рисование с использованием отпечатка губки, рисование по мокрой бумаге, рисование ватными палочками, граттаж, рисование жесткой кистью (тычок), ниткография, рисование путем разбрызгивания краски, грифонаж, мозаичное рисование.
Педагогическое просвещение родителей и педагогов по проблеме исследования осуществлялось посредством консультирования, бесед, проведения мастер-классов.
Результаты опытно-экспериментального исследования указывают на то, что использование нетрадиционных художественных техник способствует: появлению у дошкольников склонности к творческим поискам и решениям; развитию умения удерживать устойчивый интерес на протяжении длительного времени; развитию настойчивости, инициативности и самостоятельности в деятельности; формированию чувства свободы в выражении своего замысла; формированию эстетического вкуса, творческого мышления, фантазии; переходу обучающихся на более высокий уровень сформированности творческих способностей.
Таким образом, развитие творческих способностей у младших школьников будет проходить эффективно, если целенаправленно использовать нетрадиционные художественные техники на специальных уроках, в индивидуальной работе с дошкольниками, во внеурочной деятельности детей.
Литература
[1] Баринова, М. Н. О развитии творческих способностей / М. Н. Баринова. – Санкт-Петербург: Речь, 2017. – 347 с.
[2] Брушлинский, А. В. Воображение и творчество / А. В. Брушлинский // Научное творчество. – Москва: Наука, 1969. – 423 с.
[3] Клемешова, Н. С. Нетрадиционные техники рисования в начальной школе (из опыта работы) / Н. С. Клемешова, О. Т. Иванникова // Молодой ученый. – 2020. – № 26 (316). – С. 295-298.
[4] Палагина, Н. Н. Психология развития и возрастная психология / Н. Н. Палагина. – Москва: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 288 с.
[5] Савостина, Г.А. Взаимосвязь детской художественной литературы и изобразительной деятельности как средство повышения эффективности эстетического воспитания детей 4-7 лет: автореферат дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2003. - 161 с.
[6] Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. Избранные работы. – Москва: Изд-во Акад. пед.наук РСФСР, 1961. – 536 с.
[7] Узнадзе, Д. Н. Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе. – Москва: Наука, 1966. – 314 с.
© Алексеева Надежда Владимировна 2023 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей (презентация)
Все маленькие дети любят рисовать. Рисуют не только на бумаге, но и на стенах, на асфальте, используют любую подходящую поверхность для рисования. Но со временем интерес к рисованию у большинства дете...
Нетрадиционная техника рисования с детьми с ОВЗ как средство развития творческих способностей детей
Нетрадиционная техника рисования с детьми с ОВЗ как средство развития творческих способностей детейФормирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на сов...
Доклад на тему "Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей младших школьников"
Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Учить детей рисовать можн...
Консультации для воспитателей "Нетрадиционная техника рисования , как средство развития творческого воображения детей"
Консультация для воспитателей "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческого воображения детей\'...
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста
Большой педагогический опыт показывает, что у детей недостаток изобразительных умений зачастую приводит к уменьшению уникальности и снижению выразительности работ. Происходит это вследствие исключения...
Реферат на тему: "Нетрадиционные техники рисования как средства развития творческих способностей у учащихся начальной школы"
Использование нетрадиционных техник рисования даёт возможность развивать у младших школьников художественное, а не шаблонное мышление. И неважно, насколько хорошо ребёнок владеет техникой рисования, в...
Тема опыта : «Нетрадиционная техника рисования в декоративно-прикладном искусстве как средство развития творческих способностей детей».
Обоснование актуальности и перспективности опыта: творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта, и задачу их развития - одной из важнейшей задачей в обучени...