Тема опыта : «Нетрадиционная техника рисования в декоративно-прикладном искусстве как средство развития творческих способностей детей».
опыты и эксперименты по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Егорова Ольга Васильевна

Обоснование актуальности и перспективности опыта: творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта, и задачу их развития - одной из важнейшей задачей в обучении и воспитании современного человека. 

Актуальность опыта заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. В связи с этим нетрадиционные техники рисования в декоративно-прикладном искусстве дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творечскую активность детей, учат мыслить нестандартно.Исходя из этого, опыт работы построен на развитии творчества учеников, с опорой на культурную традицию и инновационную направленность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема опыта : «Нетрадиционная техника рисования в декоративно-прикладном искусстве как средство развития творческих способностей детей».

Обоснование актуальности и перспективности опыта :

Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в обучении и воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Актуальность опыта заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования в декоративно-прикладном искусстве дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Нетрадиционные техники рисования в декоративно-прикладном искусстве – это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, ученики учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения в декоративно-прикладном искусстве не утомляет детей младшего школьного возраста, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора. Исходя из этого, опыт работы построен на развитии творчества учеников, с опорой на культурную традицию и инновационную направленность.

Не подавляя волю ребенка, педагог воспитывает самостоятельную личность, учитывая и разумно направляя потребности и интересы ребенка, побуждает его находить в тех или иных обстоятельствах собственный путь. И моя главная задача, как педагога, создать условия, благоприятствующие развитию творческих способностей каждого ученика.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Работая с детьми младшего школьного возраста возраста, я заметила: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами, отсутствует творческий подход. Проанализировав рисунки ребят, я пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Приобщая детей к искусству, я выбрала направлением в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

В связи с этим передо мной стоит задача: направлять творческий процесс учеников, ориентируя их на изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства. Принцип ориентации на народное искусство должен быть заложен в основе содержания занятий с дошкольниками различными вицами декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

Обучающие: Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования в декоративно-прикладном. Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию.

Развивающие: Развивать представление о многообразии нетрадиционных техник рисования в декоративно-прикладном. Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение. Совершенствовать технические умения и навыки рисования.

Воспитывающие : Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии. Воспитывать любовь к культуре и традициям Мордовского края.

Основная цель данной педагогической идеи – создание системы работы по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами декоративно-прикладного искусства. Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Условиями возникновения опыта являются :

- обеспечение занятия разнообразными художественными материалами для изобразительной деятельности;

- подобрать наглядный материал (произведения изобразительного искусства, иллюстрации из книг и др.)

- оборудовать уголок (центр) для самостоятельной изобразительной деятельности.

- наблюдение и изучение предметов и явлений окружающей действительности;

- чтение художественной литературы;

- рассмотрение произведений изобразительного искусства;

- целенаправленный просмотр кукольных спектаклей, прослушивание музыкальных произведений;

- проведение анализа детских работ, выполненных на предыдущих занятиях;

- создание перед занятием и на занятии проблемных ситуаций;

- подготовка материала к занятию, предварительное обсуждение темы, распределение обязанностей для выполнения коллективных работ на др.

Теоретическая база опыта.

Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне. Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно- образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.

Проблема развития творческих способностей у воспитанников в системе обучения и воспитания тесно связана с использованием декоративно-прикладного искусства, которое является частью цельной народной культуры. Декоративно-прикладное искусство, охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий (различная утварь, мебель, ткани, одежда и украшения).

Выявлению значения роли и места декоративно-прикладного искусства в процессе развития творческих и художественных способностей личности, посвящены исследования и публикации М. А. Ершовой «Художественно-эстетическое воспитание школьников в кружках по художественной обработке текстильных и войлочных материалов», Б. Т. Лихачева «Теория эстетического воспитания школьников», Т. Я. Шпикаловой «Народное искусство на уроках декоративного рисования».

Проблема изучения творчества и творческой активности ученика имеет место в работах К. Д. Ушинского. К. Д. ставил вопроспедагогика – это наука или искусство? И сам на него отвечал так: «Наука только изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет, и перед ним в будущем несется цель и идея его творчества. Всякое искусство, конечно, может иметь свою теорию; но теория искусства–не наука; теория не излагает законов существующих уже явлений и отношений, но предписывает правила для практической деятельности, почерпая основания для этих правил в науке» [5, с. 351]. В. А. Сухомлинского, Л. Н. Толстого, А. К. Марковой и других учёных.

 Основными формами и методами работы с детьми по обучению и формированию приобщения учеников к культуре русского народа я определила:

• беседы с детьми о России, «Русские народные промыслы» (вышивка, гончарный промысел, резьба по дереву, «Национальный костюм»);

• просмотр познавательных телепередач, видеофильмов об искусстве России (творчество художников и композиторов, фольклор) с последующим обсуждением дома и в детском саду;

• знакомство с творчеством русских  художников.

• экскурсии;

• Создание аппликаций по мотивам русской вышивки;

• Роспись заготовки русского национального костюма;

• целевые прогулки;

• чтение художественной литературы;

• досуги, развлечения, праздники;

• русские народные игры в группе и на участке (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые);

• презентации;

• Знакомство с пословицами, поговорками, скороговорками.

• Слушание музыки: Гимн России, песни, плясовые мелодии

Формы и методы работы с родителями:

• Участие в выставке совместного творчества«Русский костюм»«Мой дом»;

• Информирование родителей о знаменитых людях в области культуры и спорта;

• Изготовление поделок из природного материала

• Участие в подготовке и проведении развлечениях, праздниках, досугах;

• Участие в обновлении патриотического уголка группы

• Фотовыставки.

Принципы педагогического опыта : 1. Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребёнка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.

2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих способностей детей.

3. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

4. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства

предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.

5. Принцип дифференциации, учета индивидуальности

Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

6. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

В своё м творчестве я также опиралась на принципы обучения детей изобразительной деятельности:

7. Принцип наглядности.

8. Принцип доступности материала.

9. Принцип построения программы от простого к сложному.

10. Принцип повторности материала.

В работе использую различные методы и приемы: одномоментности, обследования, наглядности, словесный, практический, эвристический, частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод «подмастерья», сотворчество; мотивационный, жест руки. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.

Всю свою работу я старалась строить так, чтобы развитие ребенка было действительно гармоничным. Формы проведения занятий выбирала разные: путешествия по старинным мордовским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами, экскурсии в сказку, превращение в мастеров-художников. На занятиях решала развивающие, обучающие и творческие задачи.

Мой инновационный метод представляет собой применение нетрадиционной техники рисования в декоративно-прикладном искусстве построение программного материала от простого к сложному, повторность материала, совместная деятельность, контролируемость.

Всего использую пока 13 различных техник: рисование пальчиками, различные оттиски и печати (из поролона, из картофеля и моркови, ластика, пробок и др., воздушные фломастеры, граттаж (цветной и черно-белый, набрызг, рисование перышком, нитками, все они пришлись по душе мне и моим детям. Иногда при создании работы используем с детьми несколько нетрадиционных технологий сразу, т. к. любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать….

Разнообразие способов рисования в декоративно-прикладном искусстве рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции в оформлении работ. Работы получаются красочные и веселые. В детях видна ничем незамутнённая радость удовлетворения оттого, что и «это сделал Я – всё это моё!».

Нетрадиционный подход к выполнению изображения в декоративно-прикладном искусстве дал большой толчок развитию детского интеллекта, подтолкнул творческую активность детей, научил их нестандартно мыслить.

Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.

Анализ результативности

В качестве подведения итогов проводились открытые занятия; игровые конкурсы, викторины, выставки и многое другое.

Вся работа по данной системе нетрадиционная техника рисования в декоративно-прикладном искусстве дала положительные результаты.

Работа, проведенная по изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник рисования в декоративно-прикладном искусстве и материалов показала, что каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью открывающего для себя незнакомый и удивительный мир искусства и творчества. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, самостоятельность, создают эмоционально положительное отношение к деятельности…

Результаты диагностики показали на начало года, что из 20 учеников высокий уровень у 4 детей, средний уровень у 5 детей, низкий у 11 детей. Результаты диагностики воспитанников к концу года свидетельствуют в целом о положительной динамике отслеживаемых показателей. Из 20 учеников у 4 детей уровень знаний повысился с низкого уровня до среднего уровня, у 5 детей - со среднего уровня до высокого. В результате к концу года уровень навыков и умений по нетрадиционной техники рисования в декоративно-прикладном искусстве дошкольников повысился с низкого уровня до среднего уровня – у 9 детей, со среднего до высокого– 4 детей.

Анализируя свою проделанную работу могу сделать вывод: тема по данной системе выбрана с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и объёма информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (творческую, интеллектуальную, познавательную) ; отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разной техникой нетрадиционного рисования.

Следует помнить, что творческие способности, следует целенаправленно, последовательно развивать, иначе они просто угаснут.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

При реализации данного опыта использовались развивающая среда в полном объеме, в создании которой участвовали все участники проекта.

Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник рисования в декоративно-прикладном искусстве заключались в:

- планировании и построении системы занятий с учетом индивидуальных особенностей детей;

- подборе оборудования и материалов;

- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

Только постоянная и кропотливая работа не только с учениками, но и над собой приносит свои плоды, кружковцы являются постоянными участниками и победителями муниципальных, республиканских, межрегиональных выставок и конкурсов.

Но в ходе данного опыта дети приобрели не только знания, но и практические навыки направленные на любовь к родному краю, родной природе.

Представленный мной опыт может быть полезен учителям,  педагогам дополнительного образования, а также родителям.

Надеюсь, что опыт моей работы поможет сделать жизнь детей более содержательной и технически грамотной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей (презентация)

Все маленькие дети любят рисовать. Рисуют не только на бумаге, но и на стенах, на асфальте, используют любую подходящую поверхность для рисования. Но со временем интерес к рисованию у большинства дете...

Нетрадиционная техника рисования с детьми с ОВЗ как средство развития творческих способностей детей

Нетрадиционная техника рисования с детьми с ОВЗ как средство развития творческих способностей детейФормирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на сов...

Системно-деятельностный подход на уроках изобразительного искусства как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы.

Изобразительное творчество - одно из любимых занятий большинства детей. Этаработа требует наличие творческого воображения, знаний изобразительной грамоты,необходимый запас жизненных впечатлений и зрит...

Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей"

В данной презентации я представляю свой педагогический опыт работы с детьми...

Курсовая работа на тему "Музыкально-дидактическая игра как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста"

Курсовая работа на тему "Музыкально-дидактическая игра как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста"...