Тема опыта : «Нетрадиционная техника рисования в декоративно-прикладном искусстве как средство развития творческих способностей детей».
опыты и эксперименты по изобразительному искусству (изо, 1 класс)
Обоснование актуальности и перспективности опыта: творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта, и задачу их развития - одной из важнейшей задачей в обучении и воспитании современного человека.
Актуальность опыта заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. В связи с этим нетрадиционные техники рисования в декоративно-прикладном искусстве дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творечскую активность детей, учат мыслить нестандартно.Исходя из этого, опыт работы построен на развитии творчества учеников, с опорой на культурную традицию и инновационную направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема опыта : «Нетрадиционная техника рисования в декоративно-прикладном искусстве как средство развития творческих способностей детей».
Обоснование актуальности и перспективности опыта :
Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в обучении и воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Актуальность опыта заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования в декоративно-прикладном искусстве дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Нетрадиционные техники рисования в декоративно-прикладном искусстве – это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, ученики учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения в декоративно-прикладном искусстве не утомляет детей младшего школьного возраста, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора. Исходя из этого, опыт работы построен на развитии творчества учеников, с опорой на культурную традицию и инновационную направленность.
Не подавляя волю ребенка, педагог воспитывает самостоятельную личность, учитывая и разумно направляя потребности и интересы ребенка, побуждает его находить в тех или иных обстоятельствах собственный путь. И моя главная задача, как педагога, создать условия, благоприятствующие развитию творческих способностей каждого ученика.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Работая с детьми младшего школьного возраста возраста, я заметила: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами, отсутствует творческий подход. Проанализировав рисунки ребят, я пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Приобщая детей к искусству, я выбрала направлением в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
В связи с этим передо мной стоит задача: направлять творческий процесс учеников, ориентируя их на изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства. Принцип ориентации на народное искусство должен быть заложен в основе содержания занятий с дошкольниками различными вицами декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Обучающие: Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования в декоративно-прикладном. Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию.
Развивающие: Развивать представление о многообразии нетрадиционных техник рисования в декоративно-прикладном. Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение. Совершенствовать технические умения и навыки рисования.
Воспитывающие : Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии. Воспитывать любовь к культуре и традициям Мордовского края.
Основная цель данной педагогической идеи – создание системы работы по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами декоративно-прикладного искусства. Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Условиями возникновения опыта являются :
- обеспечение занятия разнообразными художественными материалами для изобразительной деятельности;
- подобрать наглядный материал (произведения изобразительного искусства, иллюстрации из книг и др.)
- оборудовать уголок (центр) для самостоятельной изобразительной деятельности.
- наблюдение и изучение предметов и явлений окружающей действительности;
- чтение художественной литературы;
- рассмотрение произведений изобразительного искусства;
- целенаправленный просмотр кукольных спектаклей, прослушивание музыкальных произведений;
- проведение анализа детских работ, выполненных на предыдущих занятиях;
- создание перед занятием и на занятии проблемных ситуаций;
- подготовка материала к занятию, предварительное обсуждение темы, распределение обязанностей для выполнения коллективных работ на др.
Теоретическая база опыта.
Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне. Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно- образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.
Проблема развития творческих способностей у воспитанников в системе обучения и воспитания тесно связана с использованием декоративно-прикладного искусства, которое является частью цельной народной культуры. Декоративно-прикладное искусство, охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий (различная утварь, мебель, ткани, одежда и украшения).
Выявлению значения роли и места декоративно-прикладного искусства в процессе развития творческих и художественных способностей личности, посвящены исследования и публикации М. А. Ершовой «Художественно-эстетическое воспитание школьников в кружках по художественной обработке текстильных и войлочных материалов», Б. Т. Лихачева «Теория эстетического воспитания школьников», Т. Я. Шпикаловой «Народное искусство на уроках декоративного рисования».
Проблема изучения творчества и творческой активности ученика имеет место в работах К. Д. Ушинского. К. Д. ставил вопрос: педагогика – это наука или искусство? И сам на него отвечал так: «Наука только изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет, и перед ним в будущем несется цель и идея его творчества. Всякое искусство, конечно, может иметь свою теорию; но теория искусства–не наука; теория не излагает законов существующих уже явлений и отношений, но предписывает правила для практической деятельности, почерпая основания для этих правил в науке» [5, с. 351]. В. А. Сухомлинского, Л. Н. Толстого, А. К. Марковой и других учёных.
Основными формами и методами работы с детьми по обучению и формированию приобщения учеников к культуре русского народа я определила:
• беседы с детьми о России, «Русские народные промыслы» (вышивка, гончарный промысел, резьба по дереву, «Национальный костюм»);
• просмотр познавательных телепередач, видеофильмов об искусстве России (творчество художников и композиторов, фольклор) с последующим обсуждением дома и в детском саду;
• знакомство с творчеством русских художников.
• экскурсии;
• Создание аппликаций по мотивам русской вышивки;
• Роспись заготовки русского национального костюма;
• целевые прогулки;
• чтение художественной литературы;
• досуги, развлечения, праздники;
• русские народные игры в группе и на участке (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые);
• презентации;
• Знакомство с пословицами, поговорками, скороговорками.
• Слушание музыки: Гимн России, песни, плясовые мелодии
Формы и методы работы с родителями:
• Участие в выставке совместного творчества: «Русский костюм», «Мой дом»;
• Информирование родителей о знаменитых людях в области культуры и спорта;
• Изготовление поделок из природного материала
• Участие в подготовке и проведении развлечениях, праздниках, досугах;
• Участие в обновлении патриотического уголка группы
• Фотовыставки.
Принципы педагогического опыта : 1. Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребёнка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.
2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих способностей детей.
3. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
4. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства
предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
5. Принцип дифференциации, учета индивидуальности
Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
6. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.
В своё м творчестве я также опиралась на принципы обучения детей изобразительной деятельности:
7. Принцип наглядности.
8. Принцип доступности материала.
9. Принцип построения программы от простого к сложному.
10. Принцип повторности материала.
В работе использую различные методы и приемы: одномоментности, обследования, наглядности, словесный, практический, эвристический, частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод «подмастерья», сотворчество; мотивационный, жест руки. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.
Всю свою работу я старалась строить так, чтобы развитие ребенка было действительно гармоничным. Формы проведения занятий выбирала разные: путешествия по старинным мордовским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами, экскурсии в сказку, превращение в мастеров-художников. На занятиях решала развивающие, обучающие и творческие задачи.
Мой инновационный метод представляет собой применение нетрадиционной техники рисования в декоративно-прикладном искусстве построение программного материала от простого к сложному, повторность материала, совместная деятельность, контролируемость.
Всего использую пока 13 различных техник: рисование пальчиками, различные оттиски и печати (из поролона, из картофеля и моркови, ластика, пробок и др., воздушные фломастеры, граттаж (цветной и черно-белый, набрызг, рисование перышком, нитками, все они пришлись по душе мне и моим детям. Иногда при создании работы используем с детьми несколько нетрадиционных технологий сразу, т. к. любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать….
Разнообразие способов рисования в декоративно-прикладном искусстве рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции в оформлении работ. Работы получаются красочные и веселые. В детях видна ничем незамутнённая радость удовлетворения оттого, что и «это сделал Я – всё это моё!».
Нетрадиционный подход к выполнению изображения в декоративно-прикладном искусстве дал большой толчок развитию детского интеллекта, подтолкнул творческую активность детей, научил их нестандартно мыслить.
Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.
Анализ результативности
В качестве подведения итогов проводились открытые занятия; игровые конкурсы, викторины, выставки и многое другое.
Вся работа по данной системе нетрадиционная техника рисования в декоративно-прикладном искусстве дала положительные результаты.
Работа, проведенная по изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник рисования в декоративно-прикладном искусстве и материалов показала, что каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью открывающего для себя незнакомый и удивительный мир искусства и творчества. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, самостоятельность, создают эмоционально положительное отношение к деятельности…
Результаты диагностики показали на начало года, что из 20 учеников высокий уровень у 4 детей, средний уровень у 5 детей, низкий у 11 детей. Результаты диагностики воспитанников к концу года свидетельствуют в целом о положительной динамике отслеживаемых показателей. Из 20 учеников у 4 детей уровень знаний повысился с низкого уровня до среднего уровня, у 5 детей - со среднего уровня до высокого. В результате к концу года уровень навыков и умений по нетрадиционной техники рисования в декоративно-прикладном искусстве дошкольников повысился с низкого уровня до среднего уровня – у 9 детей, со среднего до высокого– 4 детей.
Анализируя свою проделанную работу могу сделать вывод: тема по данной системе выбрана с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и объёма информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (творческую, интеллектуальную, познавательную) ; отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разной техникой нетрадиционного рисования.
Следует помнить, что творческие способности, следует целенаправленно, последовательно развивать, иначе они просто угаснут.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
При реализации данного опыта использовались развивающая среда в полном объеме, в создании которой участвовали все участники проекта.
Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник рисования в декоративно-прикладном искусстве заключались в:
- планировании и построении системы занятий с учетом индивидуальных особенностей детей;
- подборе оборудования и материалов;
- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.
Только постоянная и кропотливая работа не только с учениками, но и над собой приносит свои плоды, кружковцы являются постоянными участниками и победителями муниципальных, республиканских, межрегиональных выставок и конкурсов.
Но в ходе данного опыта дети приобрели не только знания, но и практические навыки направленные на любовь к родному краю, родной природе.
Представленный мной опыт может быть полезен учителям, педагогам дополнительного образования, а также родителям.
Надеюсь, что опыт моей работы поможет сделать жизнь детей более содержательной и технически грамотной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/06/picture-263236-1370505352.jpg)
Игра на уроках математики, как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Отчет по методической теме....
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/19/picture-79313.jpg)
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей (презентация)
Все маленькие дети любят рисовать. Рисуют не только на бумаге, но и на стенах, на асфальте, используют любую подходящую поверхность для рисования. Но со временем интерес к рисованию у большинства дете...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/21/picture-409030-1392962170.jpg)
Нетрадиционная техника рисования с детьми с ОВЗ как средство развития творческих способностей детей
Нетрадиционная техника рисования с детьми с ОВЗ как средство развития творческих способностей детейФормирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на сов...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/17/picture-782854-1460908128.jpg)
Системно-деятельностный подход на уроках изобразительного искусства как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы.
Изобразительное творчество - одно из любимых занятий большинства детей. Этаработа требует наличие творческого воображения, знаний изобразительной грамоты,необходимый запас жизненных впечатлений и зрит...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/24/picture-1374150-1640332392.jpg)
Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей"
В данной презентации я представляю свой педагогический опыт работы с детьми...
Курсовая работа на тему "Музыкально-дидактическая игра как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста"
Курсовая работа на тему "Музыкально-дидактическая игра как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста"...