Тема опыта : «Нетрадиционная техника рисования в декоративно-прикладном искусстве как средство развития творческих способностей детей».
опыты и эксперименты по изобразительному искусству (изо, 1 класс)
Обоснование актуальности и перспективности опыта: творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта, и задачу их развития - одной из важнейшей задачей в обучении и воспитании современного человека.
Актуальность опыта заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. В связи с этим нетрадиционные техники рисования в декоративно-прикладном искусстве дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творечскую активность детей, учат мыслить нестандартно.Исходя из этого, опыт работы построен на развитии творчества учеников, с опорой на культурную традицию и инновационную направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.docx | 24.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема опыта : «Нетрадиционная техника рисования в декоративно-прикладном искусстве как средство развития творческих способностей детей».
Обоснование актуальности и перспективности опыта :
Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в обучении и воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Актуальность опыта заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования в декоративно-прикладном искусстве дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Нетрадиционные техники рисования в декоративно-прикладном искусстве – это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, ученики учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения в декоративно-прикладном искусстве не утомляет детей младшего школьного возраста, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора. Исходя из этого, опыт работы построен на развитии творчества учеников, с опорой на культурную традицию и инновационную направленность.
Не подавляя волю ребенка, педагог воспитывает самостоятельную личность, учитывая и разумно направляя потребности и интересы ребенка, побуждает его находить в тех или иных обстоятельствах собственный путь. И моя главная задача, как педагога, создать условия, благоприятствующие развитию творческих способностей каждого ученика.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Работая с детьми младшего школьного возраста возраста, я заметила: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами, отсутствует творческий подход. Проанализировав рисунки ребят, я пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Приобщая детей к искусству, я выбрала направлением в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
В связи с этим передо мной стоит задача: направлять творческий процесс учеников, ориентируя их на изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства. Принцип ориентации на народное искусство должен быть заложен в основе содержания занятий с дошкольниками различными вицами декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Обучающие: Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования в декоративно-прикладном. Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию.
Развивающие: Развивать представление о многообразии нетрадиционных техник рисования в декоративно-прикладном. Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение. Совершенствовать технические умения и навыки рисования.
Воспитывающие : Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии. Воспитывать любовь к культуре и традициям Мордовского края.
Основная цель данной педагогической идеи – создание системы работы по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами декоративно-прикладного искусства. Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Условиями возникновения опыта являются :
- обеспечение занятия разнообразными художественными материалами для изобразительной деятельности;
- подобрать наглядный материал (произведения изобразительного искусства, иллюстрации из книг и др.)
- оборудовать уголок (центр) для самостоятельной изобразительной деятельности.
- наблюдение и изучение предметов и явлений окружающей действительности;
- чтение художественной литературы;
- рассмотрение произведений изобразительного искусства;
- целенаправленный просмотр кукольных спектаклей, прослушивание музыкальных произведений;
- проведение анализа детских работ, выполненных на предыдущих занятиях;
- создание перед занятием и на занятии проблемных ситуаций;
- подготовка материала к занятию, предварительное обсуждение темы, распределение обязанностей для выполнения коллективных работ на др.
Теоретическая база опыта.
Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне. Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно- образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.
Проблема развития творческих способностей у воспитанников в системе обучения и воспитания тесно связана с использованием декоративно-прикладного искусства, которое является частью цельной народной культуры. Декоративно-прикладное искусство, охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий (различная утварь, мебель, ткани, одежда и украшения).
Выявлению значения роли и места декоративно-прикладного искусства в процессе развития творческих и художественных способностей личности, посвящены исследования и публикации М. А. Ершовой «Художественно-эстетическое воспитание школьников в кружках по художественной обработке текстильных и войлочных материалов», Б. Т. Лихачева «Теория эстетического воспитания школьников», Т. Я. Шпикаловой «Народное искусство на уроках декоративного рисования».
Проблема изучения творчества и творческой активности ученика имеет место в работах К. Д. Ушинского. К. Д. ставил вопрос: педагогика – это наука или искусство? И сам на него отвечал так: «Наука только изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет, и перед ним в будущем несется цель и идея его творчества. Всякое искусство, конечно, может иметь свою теорию; но теория искусства–не наука; теория не излагает законов существующих уже явлений и отношений, но предписывает правила для практической деятельности, почерпая основания для этих правил в науке» [5, с. 351]. В. А. Сухомлинского, Л. Н. Толстого, А. К. Марковой и других учёных.
Основными формами и методами работы с детьми по обучению и формированию приобщения учеников к культуре русского народа я определила:
• беседы с детьми о России, «Русские народные промыслы» (вышивка, гончарный промысел, резьба по дереву, «Национальный костюм»);
• просмотр познавательных телепередач, видеофильмов об искусстве России (творчество художников и композиторов, фольклор) с последующим обсуждением дома и в детском саду;
• знакомство с творчеством русских художников.
• экскурсии;
• Создание аппликаций по мотивам русской вышивки;
• Роспись заготовки русского национального костюма;
• целевые прогулки;
• чтение художественной литературы;
• досуги, развлечения, праздники;
• русские народные игры в группе и на участке (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые);
• презентации;
• Знакомство с пословицами, поговорками, скороговорками.
• Слушание музыки: Гимн России, песни, плясовые мелодии
Формы и методы работы с родителями:
• Участие в выставке совместного творчества: «Русский костюм», «Мой дом»;
• Информирование родителей о знаменитых людях в области культуры и спорта;
• Изготовление поделок из природного материала
• Участие в подготовке и проведении развлечениях, праздниках, досугах;
• Участие в обновлении патриотического уголка группы
• Фотовыставки.
Принципы педагогического опыта : 1. Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребёнка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.
2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих способностей детей.
3. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
4. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства
предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
5. Принцип дифференциации, учета индивидуальности
Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
6. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.
В своё м творчестве я также опиралась на принципы обучения детей изобразительной деятельности:
7. Принцип наглядности.
8. Принцип доступности материала.
9. Принцип построения программы от простого к сложному.
10. Принцип повторности материала.
В работе использую различные методы и приемы: одномоментности, обследования, наглядности, словесный, практический, эвристический, частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод «подмастерья», сотворчество; мотивационный, жест руки. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.
Всю свою работу я старалась строить так, чтобы развитие ребенка было действительно гармоничным. Формы проведения занятий выбирала разные: путешествия по старинным мордовским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами, экскурсии в сказку, превращение в мастеров-художников. На занятиях решала развивающие, обучающие и творческие задачи.
Мой инновационный метод представляет собой применение нетрадиционной техники рисования в декоративно-прикладном искусстве построение программного материала от простого к сложному, повторность материала, совместная деятельность, контролируемость.
Всего использую пока 13 различных техник: рисование пальчиками, различные оттиски и печати (из поролона, из картофеля и моркови, ластика, пробок и др., воздушные фломастеры, граттаж (цветной и черно-белый, набрызг, рисование перышком, нитками, все они пришлись по душе мне и моим детям. Иногда при создании работы используем с детьми несколько нетрадиционных технологий сразу, т. к. любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать….
Разнообразие способов рисования в декоративно-прикладном искусстве рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции в оформлении работ. Работы получаются красочные и веселые. В детях видна ничем незамутнённая радость удовлетворения оттого, что и «это сделал Я – всё это моё!».
Нетрадиционный подход к выполнению изображения в декоративно-прикладном искусстве дал большой толчок развитию детского интеллекта, подтолкнул творческую активность детей, научил их нестандартно мыслить.
Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.
Анализ результативности
В качестве подведения итогов проводились открытые занятия; игровые конкурсы, викторины, выставки и многое другое.
Вся работа по данной системе нетрадиционная техника рисования в декоративно-прикладном искусстве дала положительные результаты.
Работа, проведенная по изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник рисования в декоративно-прикладном искусстве и материалов показала, что каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью открывающего для себя незнакомый и удивительный мир искусства и творчества. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, самостоятельность, создают эмоционально положительное отношение к деятельности…
Результаты диагностики показали на начало года, что из 20 учеников высокий уровень у 4 детей, средний уровень у 5 детей, низкий у 11 детей. Результаты диагностики воспитанников к концу года свидетельствуют в целом о положительной динамике отслеживаемых показателей. Из 20 учеников у 4 детей уровень знаний повысился с низкого уровня до среднего уровня, у 5 детей - со среднего уровня до высокого. В результате к концу года уровень навыков и умений по нетрадиционной техники рисования в декоративно-прикладном искусстве дошкольников повысился с низкого уровня до среднего уровня – у 9 детей, со среднего до высокого– 4 детей.
Анализируя свою проделанную работу могу сделать вывод: тема по данной системе выбрана с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и объёма информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (творческую, интеллектуальную, познавательную) ; отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разной техникой нетрадиционного рисования.
Следует помнить, что творческие способности, следует целенаправленно, последовательно развивать, иначе они просто угаснут.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
При реализации данного опыта использовались развивающая среда в полном объеме, в создании которой участвовали все участники проекта.
Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник рисования в декоративно-прикладном искусстве заключались в:
- планировании и построении системы занятий с учетом индивидуальных особенностей детей;
- подборе оборудования и материалов;
- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.
Только постоянная и кропотливая работа не только с учениками, но и над собой приносит свои плоды, кружковцы являются постоянными участниками и победителями муниципальных, республиканских, межрегиональных выставок и конкурсов.
Но в ходе данного опыта дети приобрели не только знания, но и практические навыки направленные на любовь к родному краю, родной природе.
Представленный мной опыт может быть полезен учителям, педагогам дополнительного образования, а также родителям.
Надеюсь, что опыт моей работы поможет сделать жизнь детей более содержательной и технически грамотной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра на уроках математики, как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Отчет по методической теме....
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей (презентация)
Все маленькие дети любят рисовать. Рисуют не только на бумаге, но и на стенах, на асфальте, используют любую подходящую поверхность для рисования. Но со временем интерес к рисованию у большинства дете...
Нетрадиционная техника рисования с детьми с ОВЗ как средство развития творческих способностей детей
Нетрадиционная техника рисования с детьми с ОВЗ как средство развития творческих способностей детейФормирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на сов...
Системно-деятельностный подход на уроках изобразительного искусства как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы.
Изобразительное творчество - одно из любимых занятий большинства детей. Этаработа требует наличие творческого воображения, знаний изобразительной грамоты,необходимый запас жизненных впечатлений и зрит...
Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей"
В данной презентации я представляю свой педагогический опыт работы с детьми...
Курсовая работа на тему "Музыкально-дидактическая игра как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста"
Курсовая работа на тему "Музыкально-дидактическая игра как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста"...