рабочая программа для 1 класса по изо
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Иванова Мария Николаевна

Программа учебного предмета составлена на основе нормативно-правовых документов и инструктивно-методических материалов:

 — Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

— Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умствен- ной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

 — Приказ МОиН Российской Федерации от 31 марта 2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

 — Приказ МОиН Российской Федерации от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего»;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_fgos_1_kl.docx38.58 КБ

Предварительный просмотр:

        

Пояснительная записка.

Программа учебного предмета составлена на основе нормативно-правовых документов и инструктивно-методических материалов:

 — Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

— Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умствен- ной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

 — Приказ МОиН Российской Федерации от 31 марта 2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

 — Приказ МОиН Российской Федерации от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего»;

 — Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью БОУ ЧР «Ибресинская школа-интернат» Минобразования Чувашии;

 — и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность.

        Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и  явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально- логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.

Цели:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;  развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно- прикладных, архитектуре  и дизайне — их роли в жизни человека и общества;  овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Задачи:

• совершенствование эмоционального восприятия произведений искусства и окружающего мира;
• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Общая характеристика учебного предмета.

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи:

·         способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

·         находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

·         содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

·         ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

·         исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

·         дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

·         знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

·         развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

Прежде чем приступить к этим занятиям, учащихся необходимо к ним подготовить.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Их главная задача — формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.

В подготовительный период обучения учитель, используя разнообразный игровой и графический материал, проводит работу, направленную на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. При этом необходимо добиваться, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.

Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки.

Эти игры и упражнения на каждом уроке должны заканчиваться графическими действиями учащихся, выполнением простейших рисунков, отражающих решение той или иной задачи.

После определенной подготовки, когда дети приобретут некоторые знания и умения, можно переходить к изображению относительно сложных по форме и строению предметов, хорошо знакомых учащимся и подобранных по сходству с основными геометрическими формами.

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.

Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса.

Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.

Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.

Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.

На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.

В 1—2 классах задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, дети рисуют елочные игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняют рисунки к сказкам «Колобок», «Три медведя» и др.

В 3—4 классах перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.

Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.

В 1—3 классах занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10—15 минут в начале или в конце урока.

В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства.

Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.

В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.

Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.

Место учебного предмета.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными  программами  начального  общего   образования  предмет «Изобразительное искусство» изучается в 1 классе

 1 ч в неделю. Итого: 33 недели, 33 урока.

Результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты освоения курса изобразительного искусства:

1.  Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

 2.  Воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

 3.  Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

4.   Формирование духовных и эстетических потребностей;

 5.   Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

 6.   Воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

 7.   Отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

умение организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы с помощью

учителя;

правильно сидеть за столом, располагать лист бумаги на столе, держать карандаш, кисть и др.;

умение изображать, по воображению предметы несложной формы и конструкции с помощью учителя.

Достаточный уровень:

умение самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы

с помощью учителя;

правильно сидеть за столом, располагать лист бумаги на столе, держать карандаш, кисть и др.;

умение изображать, по воображению предметы несложной формы и конструкции;

умение изображать с натуры предметы несложной формы;

умение применять приемы работы карандашом, с целью передачи фактуры предмета.

Учащиеся должны уметь:

организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;

выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;

обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;

ориентироваться на плоскости листа бумаги;

закрашивать   рисунок   цветными   карандашами,   соблюдая   контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось): различать и называть цвета;

узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;

передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;

узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.

         

Содержание учебного предмета.

П е р в о е   п о л у г о д и е

 Подготовительные упражнения

 

Осуществлять сенсорное воспитание первоклассников: учить их различать форму предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки, узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); определять разницу по величине между предметами одной и той же формы; ориентироваться на плоскости листа бумаги; находить середину, верхний, нижний, правый и левый края; формировать графические представления формы (круг, квадрат, прямоугольник), различать круг и овал.

Воспитывать интерес к рисованию и рисункам. Развивать моторику руки, формировать графические навыки и умения; навыки и умения владения карандашом; навык произвольной регуляции силы нажима; навык произвольного темпа движения (его замедление и ускорение),  навык прекращения движения в нужной точке: навык удержания направления движения.

Различать цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный, белый.

Учить раскрашивать рисунок: соблюдать направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось), не оставлять пробелов, не выходить за пределы контура.

Примерные упражнения

Упражнения на различение предметов по форме и цвету. Рисование (на одном листе) предметов разной формы и окраски (после наблюдения и показа учителем).

Упражнения на различение предметов по форме и размерам; рисование (на одном листе) предметов разной формы и величины (после наблюдения и показа учителем).

Игровые графические упражнения – рисование прямых линий в различных направлениях (по показу); высокие столбы, заборчик и др. (прямые вертикальные линии):провода, дорожки, цветные веревочки и др. (прямые горизонтальные линии); идет косой дождь, высокие горы, туристические палатки и др. (наклонные линии).

Игровые графические упражнения – рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий (по показу): лесенка, окошки, рамки, шахматная доска, качели и др.

Игровые графические упражнения – рисование дугообразных линий (по показу): дым идет, бьет фонтанчик, самолет летит, плывет кораблик по волнам, скачет мяч, прыгает лягушка, бабочка перелетает с цветка на цветок и др.

Игровые графические упражнения – рисование замкнутых круговых линий (по показу): намотаем несколько клубков ниток, воздушные шарики, много колечек – цепочка, тележка с разноцветными колесами, ветка с ягодами и др.

Игровые графические упражнения – рисование (по показу) знакомых детям предметов разной величины (размеров): разноцветные шары – большие и маленькие, клубки ниток – большие и маленькие, ленты – длинные и короткие, карандаши - толстые и тонкие, елочки – высокие и низкие и др.

Игровые графические упражнения – рисование (по показу) предметов круглой, овальной и квадратной формы (арбузы, апельсины, яблоки, огурцы, лимоны, сливы, рамки, кубики, коробки и др.

Игровые графические упражнения – рисование (по показу) предметов прямоугольной и треугольной формы: альбомы, линейки, книги, флажки, чертежные треугольники, дорожные знаки и др.

Рисование по опорным точкам знакомых предметов: дом, скворечник, кораблик, лесенка.

Рисование по клеточкам несложных геометрических узоров в полосе (полосу в тетради ученика проводит учитель).

Рисование узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов (кругов и квадратов).

Рассматривание в иллюстрациях простейших изображений предметов, сравнивание их по форме, цвету и величине; рисование этих предметов.

Рисование по шаблону круга (диаметр 6 см). деление круга на 4 равные части, построение внутри него квадрата, раскрашивание элементов с соблюдением контура.

Рисование (по показу) несложных по форме предметов, состоящих из нескольких частей (флажки, бусы).

Рисование в полосе узора из повторяющихся растительных элементов (веточки ели).

Рисование по памяти (после показа) несложных по форме елочных игрушек (4-6 на листе бумаги).

Рисование по представлению знакомых детям предметов (веточка ели с игрушками).

В т о р о е   п о л у г о д и е

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

Выработать у учащихся умение свободно, без напряжения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять детей в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура рисунка; развивать умение пользоваться трафаретами- мерками; учить различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый.

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Учить детей различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства. Правильно размещать рисунки на листе бумаги. Аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Учить детей объединять предметы по признаку формы; развивать у них умения передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки; размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения несложных предметов (наверху, внизу, рядом, около; большой, маленький, самый маленький); отождествлять свой рисунок с каким-либо предметом.

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Учить детей узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных им из ближайшего окружения: развивать у них умения сравнивать предметы по форме, цвету, величине.

Примерные задания

Рисование с натуры зимних вещей (шарф и вязаная шапочка).

Рисование на тему «Снеговик».

Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам (прямоугольник делят пополам, а в полученных квадратах проводят диагонали; треугольники раскрашивают в контрастные цвета).

Рисование с натуры игрушки-светофора. Рисование с натуры связки воздушных шаров.

Беседа на тему «Дымковские узоры». Составление в полосе  узора для закладки.

Рисование с натуры игрушки-кораблика.

Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта.

Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.

Рисование по замыслу «Что бывает круглое?»

Рассматривание иллюстраций к книге Е. Рачева «Колобок». Рисунок к сказке («Колобок лежит на окошке»; «Колобок катится по дорожке»).

Декоративное рисование – узор в круге (круг – готовая форма).

Тематический рисунок «Я ракету нарисую».

Геометрический узор в полосе из треугольников. Рассматривание дымковской игрушки «Жар-птица», иллюстраций к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».

Рисование с натуры праздничного флажка. Рисование узора в полосе растительных элементов. Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя». Рисунок к этой сказке (три чашки разной величины и расцветки).

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

33 часа

№ п/п

Тема урока (пан проектной

ИЛИ

исследовательской деятельности)

Количество часов

1

2

3

1.

Рисование предметов разной формы и цвета.

1

2.

Рисование предметов разной формы и величины.

1

3.

Высокий забор, столбы.

I

4.

Цветные дорожки, веревочки.

I

5.

Туристическая палатка. Идет косой дождь.

1

6.

Шахматная доска.

1

7.

Ветка с ягодами.

1

8.

Разноцветные клубки ниток.

1

9.

Воздушные шарики.

1

10.

Флажки.

1

11.

Дорожные знаки.

1

12.

Дом.

1

13.

Скворечник.

1

14.

Кораблик.

1

15.

Узор в полосе.

1

16.

Елочные игрушки.

1

21.

.

Иллюстрация к сказке

«Колобок».

1

22.

Иллюстрация к сказке

«Три медведя».

1

23.

Иллюстрации к сказке «Репка».

1

24.

Иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка».

1

25.

Рисование на тему «Весна».

1

26.

Рисование веточки с почками.

1

27.

Рисование ракеты.

1

28.

Рисование птицы.

1

29.

Рисование белочки.

1

30.

Рисование на тему «День Победы».

1

31.

Рисование узора в квадрате.

1

32.

Рисование на тему «Весенние цветы».

1

33.

Рисование на тему «Здравствуй,лето».

1


Материально- техническое обеспечение образовательного процесса.

Печатные пособия:

- И.А. Грошенков. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Учебное пособие для учителя. М.: Академия, 2002. – 208с.

-В.Г.Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы.М.: Просвещение.-1983.-208с.
ИКТ – средства: презентации. мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Демонстрационные пособия: предметные картинки, муляжи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"

Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....

рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива

Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...

Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"

Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....

Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС

При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...