Рабочая адаптированная программа по изобразительному искусству (вариант 80.2) 1 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс)
Рабочая адаптированная программа по изобразительному искусству (вариант 80.2) 1 класс составлена в рамках реализации ФГОС 2021
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Администрация города Смоленска
МБОУ "СШ № 3"
РАССМОТРЕНО
ШМО учителей начальных классов
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
УТВЕРЖДЕНО
директор
руководитель ШМО
.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(вариант 8.2)
учебного предмета
«Изобразительное искусство»
для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Составитель: Рачкова Юлия Викторовна
учитель начальных классов
Смоленск 2022
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант для детей с РАС), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования и Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) (вариант 8.2) МБОУ «СШ №3».
В соответствии с ФГОС НОО «Изобразительное искусство» является обязательным предметом на уровне начального общего образования. Данная программа предусматривает изучение учебного предмета в 1 классе 1 час в неделю, всего 33 часа.
Программа разработана в соответствии с УМК «Школа России».
Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся. Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1 класса – «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных художественных позиций наблюдать реальность, рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.
Ты изображаешь, украшаешь и строишь
Ты учишься изображать (8ч)
Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребёнок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть – осмысленно рассматривать окружающий мир – надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать.
Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме.
Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.
• Изображения всюду вокруг нас.
• Мастер Изображения учит видеть.
• Изображать можно пятном.
• Изображать можно в объеме.
• Изображать можно линией.
• Разноцветные краски.
• Изображать можно и то, что невидимо.
• Художники и зрители (обобщение темы).
Ты украшаешь (8 ч)
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.
Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.
• Мир полон украшений.
• Цветы.
• Красоту надо уметь замечать.
• Узоры на крыльях. Ритм пятен.
• Красивые рыбы. Монотипия.
• Украшения птиц. Объёмная аппликация.
• Узоры, которые создали люди.
• Как украшает себя человек.
• Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы)
Ты строишь (10 ч)
Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.
Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.
• Постройки в нашей жизни.
• Дома бывают разными.
• Домики, которые построила природа.
• Дом снаружи и внутри.
• Строим город.
• Все имеет свое строение.
• Строим вещи.
• Город, в котором мы живем (экскурсия, обобщение темы).
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (7 ч)
Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.
Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.
Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.
Навыки коллективной творческой деятельности.
• Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
• Праздник весны.
• Сказочная страна.
• Времена года (экскурсия)
• Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета в 1 классе:
Личностными результатами» является формирование следующих умений:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- знание основ изобразительной культуры;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи (с помощью педагога);
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные УУД:
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (с помощью педагога);
- формулировать собственное мнение и позицию; ·
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своей деятельности.
Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
-понимать значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
- способы и приёмы обработки различных материалов;
-организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- конструировать из природных материалов;
- пользоваться простейшими приёмами лепки.
Обучающийся получит возможность:
- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
- анализировать произведения искусства с помощью учителя;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные |
Модуль 1. Восприятие произведений искусства | |||
1.1. | Восприятие детских рисунков. Навыки восприятия произведений детского творчества и формирование зрительских умений. | 1 | РЭШ |
1.2. | Первые представления о композиции: на уровне образного восприятия. Представление о различных художественных материалах. | 0.75 | мультимедийная презентация |
1.3. | Обсуждение содержания рисунка | 0.25 | РЭШ |
Итого по модулю | 2 | ||
Модуль 2. Графика | |||
2.1. | Линейный рисунок | 0,5 | РЭШ |
2.2. | Разные виды линий | 0,5 | РЭШ |
2.3. | Линии в природе. Ветки (по фотографиям): тонкие — толстые, порывистые, угловатые, плавные и др. | 0,5 | РЭШ |
2.4. | Графические материалы и их особенности. Приёмы рисования линией. | 0.5 | РЭШ |
2.5. | Рисунок с натуры: рисунок листьев разной формы (треугольный, круглый, овальный, длинный). | 0.75 | РЭШ |
2.6. | Последовательность рисунка | 0,25 | РЭШ |
2.7. | Первичные навыки определения пропорций и понимания их значения. От одного пятна — «тела», меняя пропорции «лап» и «шеи», получаем рисунки разных животных. | 0,5 | РЭШ |
2.8. | Линейный тематический рисунок (линия-рассказчица) на сюжет стихотворения или сюжет из жизни детей (игры во дворе, в походе и др.) с простым и весёлым повествовательным сюжетом. | 0,5 | РЭШ |
2.9. | Пятно-силуэт. Превращение случайного пятна в изображение зверушки или фантастического зверя. Развитие образного видения и способности целостного, обобщённого видения. Пятно как основа графического изображения. | 0,5 | мультимедийная презентация |
2.10 | Тень как пример пятна. Теневой театр. Силуэт. | 0,5 | РЭШ |
2.11. | Навыки работы на уроке с жидкой краской и кистью, уход за своим рабочим местом. | 0,75 | РЭШ |
2.12. | Рассмотрение и анализ средств выражения — пятна и линии — в иллюстрациях художников к детским книгам. | 0,25 | РЭШ |
Итого по модулю | 6 | ||
Модуль 3. Живопись | |||
3.1. | Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. | 0,5 | РЭШ |
3.2. | Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым из цветов. Навыки смешения красок и получения нового цвета. | 0,5 | РЭШ |
3.3. | Эмоциональная выразительность цвета. | 0,5 | РЭШ |
3.4. | Цвет как выражение настроения, душевного состояния. | 0,5 | РЭШ |
3.5. | Наш мир украшают цветы. Живописное изображение по представлению и восприятию разных по цвету и формам цветков. Развитие навыков работы гуашью и навыков наблюдения. | 1 | мультимедийная презентация |
3.6. | Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Работа гуашью, в технике аппликации или в смешанной технике. | 1 | мультимедийная презентация |
3.7 | Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие ассоциативного воображения. | 1 | РЭШ |
Итого по модулю | 5 | ||
Модуль 4. Скульптура | |||
4.1. | Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка. | 0,5 | РЭШ |
4.2. | Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика и т. д.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания. | 0,5 | РЭШ |
4.3. | Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами надрезания, закручивания, складывания в работе над объёмной аппликацией. | 1 | РЭШ |
4.4 | Лепка игрушки по мотивам одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных промыслов). | 1 | мультимедийная презентация |
4.5. | Объёмная аппликация из бумаги и картона. | 1 | РЭШ |
Итого по модулю | 4 | ||
Модуль 5. Декоративно-прикладное искусство | |||
5.1. | Узоры в природе | 0,5 | РЭШ |
5.2. | Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства. | 0,5 | мультимедийная презентация |
5.3. | Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, | 0,5 | мультимедийная презентация |
5.4. | Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. | 0,5 | РЭШ |
5.5. | Декоративная композиция в круге или полосе. | 1 | РЭШ |
5.6. | Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов. Дымковская, каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов. | 1 | РЭШ |
5.7. | Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги. | 1 | РЭШ |
5.8. | Форма и украшение бытовых предметов. | 0,5 | РЭШ |
5.9. | Приёмы бумагопластики. Сумка или упаковка и её декор. | 0,5 | РЭШ |
Итого по модулю | 6 | ||
Модуль 6. Архитектура | |||
6.1. | Наблюдение разнообразия архитектурных построек в окружающем мире по фотографиям, обсуждение их особенностей и составных частей зданий. | 1 | РЭШ |
6.2. | Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания деталей, надрезания, вырезания деталей, использование приёмов симметрии. | 1 | РЭШ |
6.3. | Макетирование (или создание аппликации) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина. | 1 | РЭШ |
Итого по модулю | 3 | ||
Модуль 7. Восприятие произведений искусства | |||
7.1. | Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ. | 0,5 | РЭШ |
7.2. | Художественное наблюдение окружающего мира (мира природы) и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки). | 0,5 | РЭШ |
7.3 | Рассматривание иллюстраций к детским книгам на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой. | 0,5 | РЭШ |
7.4 | Знакомство с живописной картиной. | 1 | РЭШ |
7.5. | Обсуждение произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением или со сказочным сюжетом. Произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников (по выбору учителя). | 0,5 | мультимедийная презентация |
7.6. | Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих установок наблюдения. | 0,5 | РЭШ |
7.7. | Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений. | 0,5 | РЭШ |
7.8. | Произведения И. И. Левитана, А. Г. Венецианова И. И. Шишкина, А. А. Пластова, К. Моне, В. Ван Гога и других художников (по выбору учителя) по теме «Времена года» | 1 | мультимедийная презентация |
Итого по модулю | 5 | ||
Модуль 8. Азбука цифровой графики | |||
8.1. | Фотографирование мелких деталей природы, запечатление на фотографиях ярких зрительных впечатлений. | 1 | РЭШ |
8.2. | Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме. | 1 | РЭШ |
Итого по модулю | 2 | ||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | 0 |
Приложение 1
К адаптированной рабочей программе по «Изобразительному искусству»
1 класса Г,
утверждённой приказом директора
№ 60 от 30.08.2022
Календарно-тематическое планирование по «Изобразительному искусству»
1 класса Г
Учитель: Рачкова Ю.В.
№ | Аудиторные занятия | Индивидуа льные занятия | Тема урока | Контроль |
1. | Вводный инструктаж по технике безопасности на уроках изобразительного искусства. Восприятие произведений детского | Устный опрос | ||
2. | Первые представления о композиции: на уровне образного восприятия. Представление о различных художественных материалах. Обсуждение содержания рисунка | Устный опрос | ||
3. | Линейный рисунок. Разные виды линий. Линии в природе. Ветки (по фотографиям): тонкие толстые, порывистые, угловатые, плавные и др. Графические материалы и их особенности. Приёмы рисования линией. | Устный опрос | ||
4. | Рисунок с натуры: рисунок листьев разной формы (треугольный, круглый, овальный, длинный). | Устный опрос | ||
5. | Последовательность рисунка. Первичные навыки определения пропорций и понимания их значения. От одного пятна «тела», меняя пропорции «лап» и «шеи», получаем рисунки разных животных. | Устный опрос | ||
6. | Линейный тематический рисунок (линия-рассказчица) на сюжет стихотворения или сюжет из жизни детей (игры во дворе, в походе и др.) с простым и весёлым повествовательным сюжетом. | Устный опрос | ||
7. | Пятно-силуэт. Превращение случайного пятна в изображение зверушки или фантастического зверя. Развитие образного видения и способности целостного, обобщённого видения. Пятно как основа графического изображения. Тень как пример пятна. Теневой театр. Силуэт. | Устный опрос | ||
8. | Навыки работы на уроке с жидкой краской и кистью, уход за своим рабочим местом. Рассмотрение и анализ средств выражения — пятна и линии — в иллюстрациях художников к детским книгам. | Устный опрос | ||
9. | Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. | Устный опрос | ||
10. | Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с | Устный опрос | ||
11. | Наш мир украшают цветы. Живописное изображение по представлению и восприятию разных по цвету и формам цветков. | Устный опрос | ||
12. | Тематическая композиция Работа гуашью, в технике | Устный опрос | ||
13. | Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие | Устный опрос | ||
14. | Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка. Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика и т. д.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания | Устный опрос | ||
15. | Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами надрезания, закручивания, складывания в | Устный опрос | ||
16. | Лепка игрушки по мотивам одного из наиболее известных народных художественных промыслов | Устный опрос | ||
17. | Повторный инструктаж по технике безопасности на уроках изобразительного искусства Объёмная аппликация из бумаги и картона | Устный опрос | ||
18. | Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов | Устный опрос | ||
19. | Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением | Устный опрос, | ||
20. | Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или полосе | Устный опрос | ||
21. | Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов. | Устный опрос | ||
22. | Оригами—описание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги | Устный опрос | ||
23. | Форма и украшение бытовых предметов. Приёмы бумагопластики. Сумка или упаковка и её декор | Устный опрос | ||
24. | Наблюдение разнообразия архитектурных построек в окружающем мире по фотографиям, обсуждение их особенностей и составных частей зданий | Устный опрос | ||
25. | Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания деталей, надрезания, вырезания деталей, использование приёмов симметрии | Устный опрос | ||
26. | Макетирование (или создание аппликации) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина | Устный опрос | ||
27. | Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ | Устный опрос | ||
28. | Художественное наблюдение окружающего мира (мира | Устный опрос | ||
29. | Рассматривание иллюстраций к детским книгам на основе | Устный опрос | ||
30. | Знакомство с живописной картиной. Обсуждение произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением или со сказочным сюжетом. Произведения В. М.Васнецова, М. А. Врубеля и | Устный опрос | ||
31. | Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка | Устный опрос | ||
32. | Фотографирование мелких деталей природы, | Устный опрос | ||
33. | Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме | Устный опрос | ||
Кол-во часов по программе: 33 | Кол-во к.р.: 0 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Адаптированная программа по изобразительному искусству и технологии для учащихся 1 класса
Адаптированная программа по изобразительному искусству и технологии разработана для учащихся 1 класса коррекционного (8 вида) надомного обучения. Содержит пояснительную записку, календарно- тематическ...
Адаптированная программа по изобразительному искусству и технологии для учащихся 3 класса
Адаптированная программа по изобразительному искусству и технологии составлена для учащихся 3 класса с задержкой психического развития. Содержит пояснительную записку, календарно- тематическое п...
рабочая адаптированная программа по изобразительному искусству для учащихся 4 класса с задержкой психического развития
Рабочая ааптированная программа по изобразителльному искусству предназначена для учащихся 4 класса с задержкой психического развития...
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству (вариант 7.2) для 4 класса.
Разработана для обучающегося 4 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), по программе для детей с задержкой психического развития (ЗПР) (вариант 7.2) и составлена в соответст...
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 2 класса, обучающихся на дому (вариант 6.3)
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (третий год обучения) для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опорно-двигат...