Рабочая адаптированная программа по изобразительному искусству (вариант 80.2) 1 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Юлия Викторовна Рачкова

Рабочая адаптированная программа по изобразительному искусству (вариант 80.2) 1 класс составлена в рамках реализации ФГОС 2021

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент Смоленской области по образованию и науке

Администрация города Смоленска

МБОУ "СШ № 3"

РАССМОТРЕНО

ШМО учителей начальных классов


СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР


УТВЕРЖДЕНО

директор

руководитель ШМО


 


.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(вариант 8.2)

учебного предмета

«Изобразительное искусство»

для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

Составитель: Рачкова Юлия Викторовна

учитель начальных классов

Смоленск 2022

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант для детей с РАС), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования и Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) (вариант 8.2) МБОУ «СШ №3».

В соответствии с ФГОС НОО «Изобразительное искусство» является обязательным предметом на уровне начального общего образования. Данная программа предусматривает изучение учебного предмета в 1 классе 1 час в неделю, всего 33 часа.

Программа разработана в соответствии с УМК «Школа России».

Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся. Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

                Тема 1 класса – «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных художественных позиций наблюдать реальность, рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.

Ты изображаешь, украшаешь и строишь

Ты учишься изображать (8ч)

Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребёнок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть – осмысленно рассматривать окружающий мир – надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать.

Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме.

Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.

•        Изображения всюду вокруг нас.

•        Мастер Изображения учит видеть.

•        Изображать можно пятном.

•        Изображать можно в объеме.

•        Изображать можно линией.

•        Разноцветные краски.

•        Изображать можно и то, что невидимо.

•        Художники и зрители (обобщение темы).

Ты украшаешь (8 ч)

Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.

Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.

•        Мир полон украшений.

•        Цветы.

•        Красоту надо уметь замечать.

•        Узоры на крыльях. Ритм пятен.

•        Красивые рыбы. Монотипия.

•        Украшения птиц. Объёмная аппликация.

•        Узоры, которые создали люди.

•        Как украшает себя человек.

•        Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы)

Ты строишь (10 ч)

Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.

Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.

Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.

•        Постройки в нашей жизни.

•        Дома бывают разными.

•        Домики, которые построила природа.

•        Дом снаружи и внутри.

•        Строим город.

•        Все имеет свое строение.

•        Строим вещи.

•        Город, в котором мы живем (экскурсия, обобщение темы).

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (7 ч)

Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.

Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.

Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.

Навыки коллективной творческой деятельности.

•        Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

•        Праздник весны.

•        Сказочная страна.

•        Времена года (экскурсия)

•        Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета в 1 классе:

Личностными результатами» является формирование следующих умений:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- знание основ изобразительной культуры;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи (с помощью педагога);

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные УУД:

-строить сообщения в устной и письменной форме;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные УУД:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (с помощью педагога);

- формулировать собственное мнение и позицию; ·

- задавать вопросы;

- использовать речь для регуляции своей деятельности.

Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:

Обучающийся  научится:

-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

-понимать значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;

- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;

- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;

- способы и приёмы обработки различных материалов;

-организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;

-   передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

- составлять композиции с учётом замысла;

- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;

- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;

- конструировать из природных материалов;

- пользоваться простейшими приёмами лепки.

Обучающийся получит возможность:

- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;

-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними;

- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

- анализировать произведения искусства с помощью учителя;

- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;

- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п./п.

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

Модуль 1. Восприятие произведений искусства

1.1.

Восприятие детских рисунков. Навыки восприятия  произведений детского творчества и формирование зрительских умений.

1

РЭШ

1.2.

Первые представления о композиции: на уровне образного восприятия. Представление о различных художественных материалах.

0.75

мультимедийная презентация

1.3.

Обсуждение содержания рисунка

0.25

РЭШ

Итого по модулю

2

Модуль 2.  Графика

2.1.

Линейный рисунок

0,5

РЭШ

2.2.

Разные виды линий

0,5

РЭШ

2.3.

Линии в природе. Ветки (по фотографиям): тонкие — толстые, порывистые, угловатые, плавные и др.

0,5

РЭШ

2.4.

Графические материалы и их особенности. Приёмы рисования линией.

0.5

РЭШ

2.5.

Рисунок с натуры: рисунок листьев разной формы (треугольный, круглый, овальный, длинный).

0.75

РЭШ

2.6.

Последовательность рисунка

0,25

РЭШ

2.7.

Первичные навыки определения пропорций и понимания их значения. От одного пятна — «тела», меняя пропорции «лап» и «шеи», получаем рисунки разных животных.

0,5

РЭШ

2.8.

Линейный тематический рисунок (линия-рассказчица) на сюжет стихотворения или сюжет из жизни детей (игры во дворе, в походе и др.) с простым и весёлым повествовательным сюжетом.

0,5

РЭШ

2.9.

Пятно-силуэт. Превращение случайного пятна в изображение зверушки или фантастического зверя. Развитие образного видения и способности целостного, обобщённого видения. Пятно как основа графического изображения.

0,5

мультимедийная презентация

2.10

Тень как пример пятна. Теневой театр. Силуэт.

0,5

РЭШ

2.11.

Навыки работы на уроке с жидкой краской и кистью, уход за своим рабочим местом.

0,75

РЭШ

2.12.

Рассмотрение и анализ средств выражения — пятна и линии — в иллюстрациях художников к детским книгам.

0,25

РЭШ

Итого по модулю

6

Модуль 3. Живопись

3.1.

Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока.

0,5

РЭШ

3.2.

Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым из цветов. Навыки смешения красок и получения нового цвета.

0,5

РЭШ

3.3.

Эмоциональная выразительность цвета.

0,5

РЭШ

3.4.

Цвет как выражение настроения, душевного состояния.

0,5

РЭШ

3.5.

Наш мир украшают цветы. Живописное изображение по представлению и восприятию разных по цвету и формам цветков. Развитие навыков работы гуашью и навыков наблюдения.

1

мультимедийная презентация

3.6.

Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Работа гуашью, в технике аппликации или в смешанной технике.

1

мультимедийная презентация

3.7

Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие ассоциативного воображения.

1

РЭШ

Итого по модулю

5

Модуль 4. Скульптура

4.1.

Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка.

0,5

РЭШ

4.2.

Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика и т. д.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.

0,5

РЭШ

4.3.

Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами надрезания, закручивания, складывания в работе над объёмной аппликацией.

1

РЭШ

4.4

Лепка игрушки по мотивам одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных промыслов).

1

мультимедийная презентация

4.5.

Объёмная аппликация из бумаги и картона.

1

РЭШ

Итого по модулю

4

Модуль 5. Декоративно-прикладное искусство

5.1.

Узоры в природе

0,5

РЭШ

5.2.

Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства.

0,5

мультимедийная презентация

5.3.

Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению,
использование линии симметрии при составлении узора крыльев.

0,5

мультимедийная презентация

5.4.

Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные.

0,5

РЭШ

5.5.

Декоративная композиция в круге или полосе.

1

РЭШ

5.6.

Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов. Дымковская, каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов.

1

РЭШ

5.7.

Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги.

1

РЭШ

5.8.

Форма и украшение бытовых предметов.

0,5

РЭШ

5.9.

Приёмы бумагопластики. Сумка или упаковка и её декор.

0,5

РЭШ

Итого по модулю

6

Модуль 6. Архитектура

6.1.

Наблюдение разнообразия архитектурных построек в окружающем мире по фотографиям, обсуждение их особенностей и составных частей зданий.

1

РЭШ

6.2.

Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания деталей, надрезания, вырезания деталей, использование приёмов симметрии.

1

РЭШ

6.3.

Макетирование (или создание аппликации) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина.

1

РЭШ

Итого по модулю

3

Модуль 7. Восприятие произведений искусства

7.1.

Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ.

0,5

РЭШ

7.2.

Художественное наблюдение окружающего мира (мира природы) и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки).

0,5

РЭШ

7.3

Рассматривание иллюстраций к детским книгам на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой.

0,5

РЭШ

7.4

Знакомство с живописной картиной.

1

РЭШ

7.5.

Обсуждение произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением или со сказочным сюжетом. Произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников (по выбору учителя).

0,5

мультимедийная презентация

7.6.

Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих установок наблюдения.

0,5

РЭШ

7.7.

Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений.

0,5

РЭШ

7.8.

Произведения И. И. Левитана, А. Г. Венецианова И. И. Шишкина, А. А. Пластова, К. Моне, В. Ван Гога и других художников (по выбору учителя) по теме «Времена года»

1

мультимедийная презентация

Итого по модулю

5

Модуль 8. Азбука цифровой графики

8.1.

Фотографирование мелких деталей природы, запечатление на фотографиях ярких зрительных впечатлений.

1

РЭШ

8.2.

Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме.

1

РЭШ

Итого по модулю

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

0

Приложение 1

К адаптированной рабочей программе по «Изобразительному искусству»

1 класса Г,

утверждённой приказом директора

№ 60 от 30.08.2022

Календарно-тематическое планирование по «Изобразительному искусству»

1 класса Г

     Учитель: Рачкова Ю.В.


п./п.

Аудиторные занятия

Индивидуа

льные занятия

Тема урока

Контроль

1.

Вводный инструктаж по технике безопасности на уроках изобразительного искусства. Восприятие произведений детского
творчества и формирование зрительских умений

Устный опрос

2.

Первые представления о композиции: на уровне образного восприятия. Представление о различных художественных материалах. Обсуждение содержания рисунка

Устный опрос

3.

Линейный рисунок. Разные виды линий. Линии в природе. Ветки (по фотографиям): тонкие толстые, порывистые, угловатые, плавные и др. Графические материалы и их особенности. Приёмы рисования линией.

Устный опрос

4.

Рисунок с натуры: рисунок листьев разной формы (треугольный, круглый, овальный, длинный).

Устный опрос

5.

Последовательность рисунка. Первичные навыки определения пропорций и понимания их значения. От одного пятна «тела», меняя пропорции «лап» и «шеи», получаем рисунки разных животных.

Устный опрос

6.

Линейный тематический рисунок (линия-рассказчица) на сюжет стихотворения или сюжет из жизни детей (игры во дворе, в походе и др.) с простым и весёлым повествовательным сюжетом.

Устный опрос

7.

Пятно-силуэт. Превращение случайного пятна в изображение зверушки или фантастического зверя. Развитие образного видения и способности целостного, обобщённого видения. Пятно как основа графического изображения. Тень как пример пятна. Теневой театр. Силуэт.

Устный опрос

8.

Навыки работы на уроке с жидкой краской и кистью, уход за своим рабочим местом. Рассмотрение и анализ средств выражения — пятна и линии — в иллюстрациях художников к детским книгам.

Устный опрос

9.

Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока.

Устный опрос

10.

Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с
каждым из цветов. Навыки смешения красок и получения нового цвета. Эмоциональная выразительность цвета.

Устный опрос

11.

Наш мир украшают цветы. Живописное изображение по представлению и восприятию разных по цвету и формам цветков.

Устный опрос

12.

Тематическая композиция
«Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года.

Работа гуашью, в технике
аппликации или в смешанной технике

Устный опрос

13.

Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие
ассоциативного воображения

Устный опрос

14.

Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка. Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика и т. д.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания

Устный опрос

15.

Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами надрезания, закручивания, складывания в
работе над объёмной аппликацией

Устный опрос

16.

 Лепка игрушки по мотивам одного из наиболее известных народных художественных промыслов

Устный опрос

17.

Повторный инструктаж по технике безопасности на уроках изобразительного искусства Объёмная аппликация из бумаги и картона

Устный опрос

18.

Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов
действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства

Устный опрос

19.

Представления о симметрии и наблюдение её в природе.

Последовательное ведение работы над изображением
бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев

Устный опрос,

20.

Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или полосе

Устный опрос

21.

Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов.

Устный опрос

22.

Оригами—описание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги

Устный опрос

23.

Форма и украшение бытовых предметов. Приёмы бумагопластики. Сумка или упаковка и её декор

Устный опрос

24.

Наблюдение разнообразия архитектурных построек в окружающем мире по фотографиям, обсуждение их особенностей и составных частей зданий

Устный опрос

25.

Освоение приёмов конструирования из бумаги.

Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания деталей, надрезания, вырезания деталей, использование приёмов симметрии

Устный опрос

26.

Макетирование (или создание аппликации) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина

Устный опрос

27.

Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ

Устный опрос

28.

Художественное наблюдение окружающего мира (мира
природы) и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки)

Устный опрос

29.

Рассматривание иллюстраций к детским книгам на основе
содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой

Устный опрос

30.

Знакомство с живописной картиной. Обсуждение произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением или со сказочным сюжетом. Произведения В. М.Васнецова, М. А. Врубеля и
других художников

Устный опрос

31.

Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка
эмоционального содержания произведений. Произведения И. И. Левитана, А. Г. Венецианова И. И. Шишкина, А. А. Пластова, К. Моне, В. Ван Гога и других художников по теме «Времена года»

Устный опрос

32.

Фотографирование мелких деталей природы,
запечатление на фотографиях ярких зрительных впечатлений

Устный опрос

33.

Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме

Устный опрос

Кол-во часов по программе: 33

Кол-во к.р.: 0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Адаптированная программа по изобразительному искусству и технологии для учащихся 1 класса

Адаптированная программа по изобразительному искусству и технологии разработана для учащихся 1 класса коррекционного (8 вида) надомного обучения. Содержит пояснительную записку, календарно- тематическ...

Адаптированная программа по изобразительному искусству и технологии для учащихся 3 класса

Адаптированная программа по изобразительному искусству и технологии  составлена для учащихся 3 класса с задержкой психического развития. Содержит пояснительную записку, календарно- тематическое п...

рабочая адаптированная программа по изобразительному искусству для учащихся 4 класса с задержкой психического развития

Рабочая ааптированная программа по изобразителльному искусству предназначена для учащихся 4 класса с задержкой психического развития...

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству (вариант 7.2) для 4 класса.

Разработана для обучающегося 4 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), по программе для детей с задержкой психического развития (ЗПР) (вариант 7.2) и составлена в соответст...

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 2 класса, обучающихся на дому (вариант 6.3)

Адаптированная  рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (третий год обучения) для обучающихся  с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опорно-двигат...