Рабочая программа УМК Школа России (Изо 4 класс)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Алексеева Анастасия Викторовна

Рабочая программа УМК Школа России (Изо 4 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_izo_4_kl_1.docx51.46 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана для учащихся 4 класса общеобразовательной школы на основании нормативных документов:

-Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);  

-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373), (с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.)

- Приказ Минпросвещенияот20.05. 2020 г №254 «Об утверждении федерального перечня учебников , допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,  осуществляющими образовательную деятельность.

 -Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов обитания» утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.01.2021 №2(далее-СанПиН1.2.3685-21).                                                                                                                                  -Примерная образовательная программа НОО (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол  от 8  апреля 2015 года № 1/15);                                                                                                                                                                     - Учебный план начального общего образования  МАОУ «Талецкая СОШ»                                                                                                                -    Положение о рабочей программе  МАОУ «Талецкая СОШ»

-    Программа воспитания МАОУ «Талецкая СОШ»

    Рабочая программа по изобразительному искусству в 4 классе составлена с учетом программы воспитания МАОУ «Талецкая СОШ», модуля «Школьный урок».

                                             

 Модуль «Школьный урок»

  • Урок находится в пространстве воспитания, а вместе они являются одним целым и решают одну ключевую задачу - развитие ребенка. Одной из задач, направленной на достижение цели воспитания, сегодня является усиление воспитательного потенциала образовательного процесса. В соответствии с Законом "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции от 31 июля 2020 г) воспитание должно стать составной частью всех образовательных программ, включая программы учебных курсов и дисциплин.
  • Приоритетные идеи развития воспитательного потенциала урока, включают систему взаимосвязанных, взаимодополняющих видов деятельности в рамках урока, а именно интеграцию различных форм и видов деятельности, работающих на расширение возможностей реализации воспитательного потенциала обучения и воспитания.
  • Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
  • специально разработанные занятия – событийные уроки, посвященные историческим датам и событиям, онлайн-экскурсии, которые, расширяют образовательное пространство предмета, воспитывают уважение к историческим личностям, людям науки, любовь к прекрасному, к природе, к родному краю;
  • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, дискуссий, групповой работы и работы в парах, которые повышают познавательную мотивацию, дают возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога, учат командной работе и взаимодействию с другими обучающимися. Виртуальные экскурсии – открывают возможность ознакомление с социально-значимыми, культурными объектами с использованием современных коммуникационных технологий.
  • использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных приложениях, мультимедийные презентации, онлайн-диктанты, научно-популярные передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.);
  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, перевод содержания с уровня знаний на уровень личностных смыслов, восприятие ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, анализ поступков людей, историй судеб, комментарии к происходящим в мире событиям.

       Используемые нами механизмы организации учебной деятельности способствуют развитию навыка сотрудничества, коммуникации, социальной ответственности, способность критически мыслить, оперативно и качественно решать проблемы; воспитывается ценностное отношение к миру.

Цели курса:

Целью данного курса является раскрытие творческого потенциала ребенка средствами изобразительного искусства. Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка: формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.

Задачи художественного развития учащихся в IV классе:

  • формирование нравственно-эстетической отзывчивости на явления окружающей жизни — на прекрасное и безобразное, воспитание эстетических чувств;
  • развитие эстетического отношения к родной природе и традициям народной культуры (патриотическое воспитание);
  • формирование представлений о многообразии национальных художественных культур, их особенностях и красоте, об общих гуманистических основах искусства разных народов;
  • привитие детям уважительного отношения к другим людям, понимания многовариантного человеческого бытия в отличных друг от друга культурных сферах, воспитание радости от понимания чувств и мотивов поведения других людей на основе сочувствия и сопереживания, воспитание способности к диалоговому взаимодействию (воспитание толерантности);

  • развитие ребенка как субъекта отношений с людьми и миром, поддержка и развитие его индивидуальности, развитие у детей активного интереса к жизни, наблюдательности и фантазии;
  • формирование навыков учебного сотрудничества, навыков творческого и делового сотрудничества со сверстниками в процессе художественно-практической созидательной деятельности;
  • воспитание интереса к искусству и культуры восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, формирование представлений об их роли в жизни людей;
  • приобретение знаний об истоках русского крестьянского народного искусства, представлений об архитектурном образе исторических русских городов, жилых и храмовых постройках;
  • приобретение знаний о богатстве и разнообразии искусства и архитектуры европейских и азиатских народов;
  • развитие аналитических способностей глаза, пространственного мышления, способности структурировать целостную форму и видеть соотношение ее частей (пропорций);
  • формирование опыта творческой художественной деятельности, умения работать с различными художественными материалами в процессе освоения народных истоков культуры;
  • углубление навыков изображения человека, пространства, предметного мира, архитектурных объектов, а также развитие декоративных и конструктивных умений, композиционного мышления.

Согласно учебного плана на изучение изобразительного искусства в 4 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю).

Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту, входящему в УМК «Школа России»:

  1. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2021.
  2. Коротеева, Е. И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 4 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2019.
  3. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1–4 классы : учебное пособие для общеобразоват. организаций / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева [и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2019.

2. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета « ИЗО».

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета

«Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
  • формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

В результате четвертого года изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» ученик научится:

− понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

− рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусств, анализировать выразительные средства произведений;

− понимать зависимость художественного образа мира культуры от природной среды того или иного уголка России, региона мира, представлений людей о красоте;

− ориентироваться в представлениях об основных видах и жанрах изобразительного искусства;

− объяснять,        как        в        произведениях        искусства        выражается        определенное эмоциональное состояние;

− воспринимать красоту русского деревянного зодчества, древних городов;

− понимать роль художника в жизни человека и рассказывать о ней;

− владевать живописными, графическими материалами, а также материалами для лепки, декоративной работы и конструирования;

− уметь выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла;

− создавать пейзажные композиции с передачей характерных особенностей природы, времени года, состояния;

− овладевать        начальными        навыками        изображения        фигуры        человека,        создания многофигурных композиций в коллективных панно;

− использовать выразительные возможности цвета, пропорций, ритма линий и пятен в практической творческой работе;

овладевать навыками изображения, композиционного построения в скульптуре

  1. Содержание тем учебного предмета, курса. Истоки родного искусства (8 ч).

Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества. Знакомство с бытом Бурятии.

Древние города нашей земли (7 ч).

Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.

Каждый народ – художник (11 ч).

Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной ценности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.

Искусство объединяет народы (8 ч).

От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства – творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.

Внеурочная деятельность подразумевает подготовку к предметным конкурсам,

КВН.

В рамках краеведческой работы проект "Художники Бурятии»

  1. Тематическое планирование

                       Разделы, темы, уроки

Кол-во

           часов

Дата

Форма реализации воспитательного потенциала темы

Истоки родного искусства

8 ч

1.

Пейзаж родной земли.

1

         Использование воспитательных возможностей содержания темы через подбор соответствующих заданий.

2.

Красота природы в произведениях русской живописи

1

3.

Красота человека. (Русская красавица)

1

4.

Деревня - деревянный мир.

1

5.

Украшения избы и их значение.

1

6.

Образ русского человека в произведениях художников

1

7.

Календарные праздники.

1

8.

Народные праздники (обобщение темы).

1

Древние города нашей земли

9.

Родной угол

1

Использование воспитательных возможностей содержания темы через подбор соответствующих заданий.

10.

Древние соборы.

1

11.

Города Русской земли.

1

12.

Древнерусские воины-защитники.

1

13.

Золотое кольцо России. Новгород, Псков, Владимир и Суздаль. Москва.

1

14.

Узорочье теремов.

1

15.

Пир в теремных палатах (обобщение темы).

1

Каждый народ — художник

11ч

16.

Страна Восходящего солнца.

1

     

       Применение групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися.

       

17.

Образ художественной культуры Японии. Оригами.

1

18.

Образ женской красоты, характер в японской культуре.

1

19.

Народы гор и степей.

1

20.

Юрта как произведение архитектуры.

1

21.

Города в пустыне.

1

22.

Древняя Эллада.

1

23.

Мифологические представления Древней Греции

(Олимпийские игры).

1

24.

Средневековый город.

1

25.

Образ готического храма в Средневековом городе.

1

26.

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

1

Искусство объединяет народы

27.

Материнство.

1

   

Применение групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися.

28.

Образ богоматери в русском западноевропейском

искусстве.

1

29.

Мудрость старости.

1

30.

Сопереживание. Дорогою добра.

1

31.

Герои - защитники.

1

32.

Героическая тема в искусстве разных народов.

1

33.

Юность и надежды.

1

34.

Искусство народов мира (обобщение темы).

Проект "Художники Бурятии"

1

                                                                             Приложения

Приложение 1.

Проекты:

  1. Узорочье теремов.
  2. Юрта как произведение архитектуры.
  3. Искусство народов мира.
  4. Проект "Художники Бурятии"

Приложение 2.

Система оценки достижения Планируемых результатов освоения предмета.

Критерии оценивания

Объектом оценки результатов освоения предмета «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведѐтся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодоление неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ даѐт возможность каждому ребѐнку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приѐма или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).

Критериями оценивания работ являются следующие параметры:

оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины.
  2. Кроссворды.
  3. Отчѐтные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
  4. Тестирование.

Критерии оценивания предметных умений

Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна и интересна.

Оценка «4» - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

Оценка «3» - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Оценка «2» - поставленные задачи не выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы УМК "Школа России", 3 класс

Представлены рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изо....

Рабочие программы УМК "Школа России", 2 класс

Представлены рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изо и "Разговор о правильном питании"....

Рабочая программа по "Школе России" 2 класс

В данном материале представленв рабочие программы по предметам  для 2 класса по "Школе России"....

Рабочая программа УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по технологии...