Использование современных информационно-коммуникационных технологий в обучении младших школьников
статья по теме

В статье рассказывается о внедрении ИКТ в  учебную деятельность для повышения интереса по предметам и активизации  учебной работы в новых условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_statya.doc.rar183.34 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в обучении младших школьников

                                Сальтевская Людмила Афанасьевна,

                 учитель начальных классов,

                                    МОУ "Ериковская ООШ», Белгородский район,

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и появление все новых возможностей их использования в образовании заставляет искать новые подходы к организации учебного  процесса   с использованием ИКТ.

          Актуальность вышесказанного определяется не только социальным заказом, но и потребностями человека к самоопределению и самовыражению в условиях современного, информационного общества.

       В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных технологий, становится важной составляющей его профессионализма.

             Внедрение ИКТ в учебную деятельность – это повышение интереса по предметам, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации учебной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность учебного процесса, является включение учащихся в урок. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечивать эту включённость.
    Цель современного урока – это формирование образного мышления и ярких представлений о предмете. Большие возможности для её реализации заложены в использовании компьютера в начальной школе. Уроки, проводимые с его использованием в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект при восприятии учебного материала.

       Важно представлять себе преимущества информационных технологий в образовании. В освоении и внедрении в образовательный процесс начальной школы ИКТ я начинаю делать только первые шаги. В своей педагогической деятельности          использование          современных          информационно-коммуникационных    технологий       применяю   в    следующих направлениях:

1. электронная обработка документов;

2. использование готовых мультимедийных продуктов;

3. использование ресурсов сети Интернет для подготовки к урокам или для самообразования;

4. использование электронной почты для переписки, общения с коллегами;

5. использование компьютерных технологий во внеурочное время;

6. использование компьютерных технологий в работе с родителями, на педсоветах, заседаниях МО;

7. использование собственных мультимедийных продуктов;

8. профессиональные форумы, работа в сетевых профессиональных ассоциациях;

9. использование  сети Интернет для участия в дистанционных конкурсах, олимпиадах, конференциях разного уровня;

10. дистанционное образование (курсы повышения квалификации).

Электронная обработка документов с использованием ИКТ дает возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к данной информации.

Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент, который должен органично вписаться и в предметы образовательных областей.

Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.

Часто Интернет становятся единственным источником, где дети  могут увидеть портрет писателя, изображения народных костюмов, шедевры русского искусства. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства, окружающего мира, литературного чтения и технологии.

Основной проблемой, с которой сталкивается учитель при подготовке уроков, является поиск материалов. Источниками демонстрационных материалов могут служить имеющиеся в продаже мультимедийные диски. Среди мультимедийных дисков в первую очередь следует отметить диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия». Это увлекательное путешествие в мир знаний. Живое интересное изложение, яркое красочное оформление, доступность в использовании – все это делает ДЭКМ незаменимым помощником в познании мира маленькими «почемучками».

Другим прекрасным диском для начальной школы является «Природа и человек. Естествознание для начальной школы». Он предназначен для учащихся 1-4 классов и содержит материал по основным темам школьного курса естествознания: «Времена года», «Живая и неживая природа», «Живые организмы» и другие.   Доступное изложение материала, тесно связанного с повседневной жизнью, делают занятия с диском интересными и эффективными.

       Я работаю по УМК  « Школа России ». К  учебникам этого УМК разработаны электронные приложения, которые являются  интерактивными мультимедийными компонентами к курсам: «Математика»  М. И. Моро и др., «Окружающий мир»  А. А. Плешакова, «Русский язык» В. П. Канакиной.  Я  использую их как  для совместной  работы с учениками, так  и  для самостоятельной работы учащихся.  Хочется отметить высокую эффективность самостоятельной деятельности  при работе  с компьютером, вследствие чего учащиеся не формально усваивают предмет, не «отбывают» обучение, а «проживают» его, поэтому оно становится источником развития и воспитания.

С введением контрольно-измерительных материалов  в форме тестирования возникает необходимость готовить школьников к данному виду испытания. Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника.

     При подготовке и ведении занятий часто обращаюсь к ресурсам Хранилища Единой Коллекции ЦОР (цифровые образовательные ресурсы), которые  могут использовать все участники образовательного процесса.

     Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций  Microsoft Power Point.

Презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

При разработке урока с использованием ИКТ  стараюсь уделять особое внимание  здоровью обучающихся.   План урока включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях: повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолеть трудности, вносит радость в жизнь ребенка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Совсем недавно я прослушала очно-дистанционный курс  «Обучение детей с ограниченными возможностями с использованием Интернет-технологий». На курсах я поняла, что способность самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей предметной деятельности дает большие возможности для самообразования, профессионального общения, обмена опытом и дистанционного обучения. Очень много  новой полезной и интересной информации я узнала и  начала применять в своей работе.

Во время обучения я познакомилась  с программами  Photo Booth  и  iPhoto , которые являются удобным средством организации, обработки и совместного использования цифровых фотографий. С помощью  этих программ  можно обрезать фотографии, улучшать их цветовую гамму, создавать альбомы и слайд-шоу, а также записывать библиотеки фотографий на CD или DVD  и использовать их в учебной и внеурочной деятельности.

     Впервые на курсах я узнала о программе  ПервоЛого,  которая разработана специально для дошкольников и младших школьников. По сути дела она представляет собой компьютерный альбом, в котором, в отличие от бумажного, ребенок может не только рисовать, писать и решать задачки, но и создавать мультфильмы и другие проекты на любые - как школьные, так и "личные" – темы. Программа  ПервоЛого способствует быстрому освоению детьми навыков общения с современным компьютером, позволяет осуществлять проектный подход к занятиям по всем направлениям учебного плана, а также объединять на одном уроке учебные дисциплины.

     Пройдя курсы, я познакомила своих учеников с данной программой. С ее помощью мы сделали несколько проектов.

 F:\Снимок экрана 2013-02-23 в 21.44.59.png                F:\Снимок экрана 2013-02-23 в 21.43.47.png

     Проект «Сельский дворик»                Проект « Наша школа»

   

     Считаю, что процесс формирования ИКТ-компетентности учителя должен носить развивающий характер. Развитие ИКТ-компетентности проявляется в переходе на новый, более совершенный уровень компетенции.

     Опыт организации учебного процесса с использованием ИКТ в обучении младших школьников    позволяет говорить о том, что:

  • на уроках с применением ИКТ растет положительная  мотивация;
  • повышается  уровень использования наглядности на уроке;
  • повышается производительность учебно-воспитательного процесса;
  • растет  качество знаний.

Библиографический список

  1. Дебердеева С.Г. Развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников на уроках информатики. – Информатика и образование. – 2003.-№ 10.
  2. Интернет в гуманитарном образовании/ под. ред. Е.С. Полат.- М.: Владос, 2001г.

Интернет- ресурсы:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/ispolzovanie-informacionnyh-i-kommunikacionnyh

http://iclass.home-edu.ru/course/view.php?id=1314

http://www.relarn.ru/conf/conf2006/section3/3_27.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных информационно- коммуникационных технологий на начальной ступени школьного образования.

Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учёто...

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении младших школьников"

В данной статье содержится материал о необходимости и эфеективности использование ИКТ технологий в начальной школе, а также продемонстрировано его парктическое использование на примере конкретной школ...

«Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их речевой и языковой культуры»

laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их р...

«Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их речевой и языковой культуры»

laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их р...

Статья «Использование современных информационно-коммуникационных образовательных технологий в начальной школе».

XXI век – это время высоких компьютерных технологий.  В современных условиях развития общества происходят очевидные преобразования, связанные с изменением роли информации в обществе и всех ...