Урок ИЗО «Художественная роспись»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Сформировать у учеников 4 классе представление о художественной росписи России. Практическое занятие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_izobrazitelnogo_iskusstva_hudozhestvennaya_rospis.docx | 25.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«Художественная роспись»
Целевая аудитория: учащиеся 4 класса
Цель: сформировать представление о художественной росписи
Задачи:
Образовательные:
- знакомство с одним из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа;
- знакомство видами художественной росписи;
- знакомство с искусством декорирования красками и кистью какой-либо поверхности;
Воспитательные:
- привлечение внимания к окружающим предметам и явлениям;
Развивающие:
- развивать способность фантазировать, открывать и познавать окружающий мир;
- развивать художественно-творческие способности; познавательную активность;
- развитие пространственных представлений, глазомера, навыков и умений работы с карандашом и красками;
- развивать старательность и усидчивость у детей
Оборудование:
- Флеш-карта с русской народной музыкой, компьютер и колонки для воспроизведения музыки;
- Чашки для воды, кисточки (белка), гуашь, акварельные краски, простой карандаш;
- Салфетки или полотенца;
- Заготовки из соленого теста – декоративные тарелочки и куклы-матрешки;
- Картинки с видами росписи;
Наглядный материал:
- подносы (жостовская роспись),
- чашки, тарелки, ложки (хохломская роспись);
- игрушки – матрешки, лошадки (дымковская и полхово-майданская роспись)
- сувениры (гжель)
- шкатулки (палех)
Подготовительная работа:
За 1-2 недели до проведения мастер-класса сделать заготовки из соленого теста – декоративные тарелочки и матрешки.
Соленое тесто, ингредиенты на 3-5 заготовок:
- мука – 1 стакан
- соль – 0,5 стакана
- обойный клей – 1 ст.л.
Все ингредиенты смешать и залить небольшим количеством воды; перемешивать до тех пор, пока тесто не станет упругим. Затем при помощи скалки раскатать пласт 0,5 см и на нем вырезать круги диаметром – 8-10 см. Остатки слепить вместе и вылепить заготовку в виде конуса с закругленным верхом. Все заготовки поставить на просушку, на ровную поверхность. По возможности можно запечь в духовке.
Ход урока:
(Учитель выступает в роли мастера декоративно-прикладного искусства)
Мастер: Сегодня мы с вами познакомимся с разными видами художественной росписи.
На столе перед вами лежат заготовки из соленого теста (сразу предупредить, что изделия из соленого теста нельзя брать в рот)
(Мастер доводит до сведения немного общей информации о художественной росписи, а это время участники имеют возможности поближе рассмотреть предметы с росписью)
Информация для мастера:
Художественная роспись — (от писать, др.-русск. писа́ти; родств. пёстрый; греч. poikile; др.-инд. pimcáti — «украшает, придает вид») — искусство декорирования красками и кистью какой-либо поверхности. Искусство росписи следует отличать от живописи. Если композиции «картинного типа» рассчитаны на автономное восприятие в нейтральном пространстве или на нейтральном фоне, относительно изолированном от окружающей среды, то роспись функционально и, следовательно, композиционно является частью специально задуманного и организованного художником пространства. Искусство живописи и качества живописности подразумевают пространственное отношение к изобразительной поверхности (в иной терминологии: оптическое). В искусстве росписи более важны осязательные качества.
Появление росписи. Одним из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа, является художественная роспись.
Декоративная роспись, композиционно связанная с архитектурой, называется монументальной, или монументально-декоративной. Роспись в архитектуре может декорировать стены, плафон (потолок), падуги, своды, опорные столпы. В техническом отношении роспись следует отличать от мозаики, инкрустации, сграффито, витража (хотя в витраже также используют приемы росписи), декоративного панно (которое монтируют отдельно, например холст на подрамнике).
Ещё в античности стенные росписи выполняли восковыми красками или яичной темперой с последующим покрытием слоем воска. На рубеже XII—XIII вв. наряду с техникой письма «по сухому» стали применять письмо по сырой штукатурке (фреска; альфрейная техника; гризайль; квадратура; «обман зрения»). Общее название многих разновидностей этого искусства — стенное письмо, или стенопись.
Священник и исследователь искусства П. А. Флоренский считал, что иконопись обязана своим происхождением благородному искусству древней стенописи. Иконная доска является как бы квинтэссенцией («пятым элементом» — стихией, сущностью, эфиром) стены, её поверхности, освобожденной от случайных, преходящих извне воздействий. "В живописи, — писал Флоренский, — изобразительная плоскость низводится до условного… Церковное искусство ищет себе поверхности предельно устойчивой, но уже не «как бы», а в самом деле крепкой и недвижной. Изображение же должно содержать момент равносильной крепости этой плоскости, равный ей по силе и потому, следовательно, могущий принадлежать непосредственно церковному сознанию, а не отдельным лицам, и момент текучей индивидуально творческой, женственной восприимчивости. Неправильно было бы заключить, что стенописное, как и иконописное, изображение должно непременно обладать качествами плоскостности, однако воображаемая (концептуальная) глубина изображения, в отличие от живописи, в этом искусстве согласуется с осязательными — тактильными ощущениями. В практической работе иконописцы росписью именуют только прорисовку контуров доличного письма темной краской.
Термин «роспись» применяют также в театрально-декорационном и в прикладном искусстве. Роспись составляет важную часть композиции художественных изделий из фарфора, фаянса. Расписывают изделия из дерева, металла, стекла. Технику росписи применяют в изделиях из лака, тканей (батик).
Современная художественная роспись стен. В современном мире художественная роспись занимает важную позицию в оформлении таких общественных местах культуры и отдыха, как театры, гостиницы, торгово-развлекательные центры, элитные ночные клубы. Также она часто присутствует в интерьерах частных коттеджей, загородных вилл и квартир. Особенно излюбленной публикой остается роспись-обманка, когда достигается эффект расширения пространства за счет введения в роспись строгих архитектурных форм в перспективном удалении.
Виды росписи. Роспись следует считать одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства. В русском народном творчестве существует большое количество разновидностей этого вида декоративно-прикладного искусства. Вот некоторые из них.
- Гжель
Мастер: Вы немного рассмотрели изделия из дерева, глины и металла с народной росписью. Теперь вам предлагается покрасить свою заготовку, сделать основу. Для этой цели необходимо выбрать кисточку с более большим номером, т.е. пошире и определиться с цветом основы.
После того как вы покрыли основу определенным цветом, нужно, как настоящим мастерам художественной росписи, проявить терпение и дождаться, когда высохнет заготовка.
А чтобы вам не было скучно, предлагаем вам познакомиться с видами росписи более подробно.
(Мастер рассказывает о видах росписи и наглядно показывает их на предметах).
Мастер: Теперь узнав многое о видах росписи, можно сделать вывод, что русская художественная роспись как вид декоративно–прикладного искусства опирается на глубокую народную традицию, на осознание людьми того, что такое Родина, что такое семья. Оно связанно с вековой жизнью наших предков, поэтому расписные изделия несут в себе заряд тепла, человечности, творческого отношения к жизни. Они действительно украшают быт современного человека, ими вытесняется «обезличенность», вносятся элементы декорирования жилого пространства.
Художественная роспись также вносит некоторые акценты в нашу жизнь, напоминая о преемственности, о Родине, об общечеловеческом долге каждого человека – делать жизнь вокруг себя краше.
Мастер: Предлагаю вам попробовать себя в роли мастера декоративно–прикладного искусства и нанести определенную роспись на свою заготовку. Выберите кисточку с более меньшим номером, т.е. потоньше. Узоры необходимо наносить аккуратно, старательно, продумав каждый штрих. Удачи в творчестве!
(Ученики под веселую русскую народную музыку погружаются в творчество, как будто действительно оказались в настоящей мастерской)
Мастер: После того, как закончили работу, нужно опять проявить терпение и дождаться когда высохнет декоративная тарелочка или матрешка. Эти сувениры вы можете забрать себе в память. Тарелочку можно подвесить на стенку и для этого предлагается нитка, цвет у которой вы можете выбрать сами.
Мастер: Спасибо за работу, надеюсь, что вы получили много новых знаний, и вам понравилось работать с мастером. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность: декоративно – прикладного искусства в системе дополнительного образования. Художественная роспись.
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Исследование, по сути, – процесс поиска не...
Рабочая программа -Художественная роспись ткани
Пояснительная записка, содержание программы, учебный план....
Урок изобразительного искусства во 2 классе "Народная художественная роспись"
Открытый урок изобразительного искусства...
Дополнительная общеобразовательная программа "Художественная роспись"
Данная образовательная программа направлена на развитие художественного творчества в области декоративно – прикладного искусства.Цель программы направлена на гармоничное, эстетическое воспи...
Презентация по теме "Орнаменты игрушек и художественная роспись известных народных промыслов России"
Презентация была создана с целью познакомить учащихся с народными художественными промыслами России, научить расписывать дымковскую игрушку, росписи гжель, хохломскую и городецкую роспись....
Открытый урок по теме "Орнаменты игрушек и художественная роспись известных народных промыслов России"
Познакомить учащихся с народными художественными промыслами России, научить расписывать дымковскую игрушку, росписи гжель, хохломская роспись, городецкая роспись....