Конспект урока ИЗО "Времена года"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)
Урок ИЗО (2 класс)
Урок получения нового знания в форме художественной мастерской
Тема: «Времена года. Основные и составные цвета. Рисование осеннего листа»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_izo_vremena_goda.docx | 44.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок ИЗО (2 класс)
Урок получения нового знания в форме художественной мастерской
Тема: «Времена года. Основные и составные цвета. Рисование осеннего листа»
Цель: создание условий для овладения умениями композиционного рисования осенних листьев.
Задачи:
Предметные
- Способствовать формированию навыков рисования с натуры: передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, размер, пропорции и цвет.
- Создать условия для формирования умения работать вне кабинета (на улице), использовать личный опыт и знания своих сверстников.
- Создать условия для развития творческих способностей, желания и умения видеть и создавать прекрасное, интереса к рисованию.
- Создание условий для сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Метапредметные
- Развивать умение строить рассуждения, проводить сравнение.
- Формировать УУД:
- Регулятивные УУД:
- принятие заданной учебной цели;
- развитие умения контролировать свою деятельность по ходу выполнения заданий;
- планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- адекватное принятие оценки взрослого.
- Познавательные УУД:
- обобщение полученных знаний;
- осуществление познавательного интереса к обучению.
- Коммуникативные УУД:
- создание условий для учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
- формирование умения работать в группе;
- контролирование действий партнеров;
- формирование эмоционально-позитивного отношения к учебному процессу;
- умение учитывать мнения одноклассников.
Личностные
- Включаться в деятельность на личностно-значимом уровне.
- Осознавать ответственность за общее благополучие ученического коллектива.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, работа в группе, самостоятельная работа.
Оборудование для учителя: планшет (можно мольберт), альбомные листы с разноуровневыми заданиями, цветные карандаши, ластик, простой карандаш, корзина для осеннего букета, подсказки в виде осенних листьев (на одной стороне записаны глаголы в форме будущего времени, с другой стороны в форме прошедшего времени), зажимы (крепления), полотно для создания коллективной композиции «Осенний букет» (в классе).
Оборудование для учащихся: планшеты, цветные карандаши, простой карандаш, ластик, сидушки, ножницы (в классе).
Ход урока
- Организационный момент
1) Проверка готовности к уроку.
2) Небольшая прогулка по школьному парку (к месту проведения урока).
3) Эмоциональный настрой на урок.
Ребята, посмотрите друг на друга. Мы спокойны, добры, приветливы. Мы все здоровы. И это самое главное. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, злость, беспокойство. Вдохните в себя осеннюю свежесть, теплоту солнечных лучей, красоту окружающего мира.
Светит солнце. Солнце дает нам свет и тепло. Передадим частичку нашего тепла друг другу и начнем урок.
- Актуализация знаний
- Отгадайте загадку
Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила
Все листья.
(осень)
- Как вы догадались, что в загадке речь идет об осени.
- Какое сейчас время года? Чем осень отличается от других времен года? (Посмотрите на небо, какое оно? Посмотрите на растения, как они выглядят? Посмотрите на траву, какая она стала и т.д.)
- Чем красива осень? Посмотрите вокруг, это поможет вам ответить на вопрос.
(После ответов на вопрос, выступают заранее подготовленные учащиеся. Они читают наизусть отрывки из стихотворений. Если нет возможности подготовить учащихся, можно предложить прочитать произведения хорошо читающим детям, можно прочитать отрывки и самому учителю).
Дарит осень чудеса,
Да еще какие!
Разнаряжены деревья
В шапки золотые
М. Геллер
Прекрасен осени узор,
Когда листвой укрыты парки.
Вокруг оранжевый простор,
И дни уже совсем нежарки...
Ольга Максимова
- Красиво осенью! Деревья и кусты нарядились в разные цвета: здесь желтый, красный, коричневый и упорно не желающий сдаваться – зеленый. В солнечный день все это великолепие буквально светится в лучах солнца.
3. Постановка темы урока
- Закройте глаза. Прислушайтесь: какие звуки можно услышать в тишине осеннего дня?
- А вот что рассказывает в своем произведении М. Пришвин.
Птицы и листья
В лучах солнца, проникающих в лес осенний, не поймешь, где листья и где птицы летят.
А на большой лесной поляне и упавшие листья не находят покоя: одни, как мыши, перебегают поляну, другие хороводом кружатся, вихрятся, носятся и, когда попадают в течение ветра над лесом, опрометью мчатся под синими, почти черными тучами и между голубыми сияющими небесными полянками, и тут уже не поймешь, где листья мчатся, а где перелетные птички.
- Какие сравнения использует М. Пришвин в своем произведении. С кем (с чем) он сравнивает осенние листья. Что он о них рассказывает?
- Понаблюдаем за падающими листьями. («…какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком». М. Пришвин)
- Почему А.С. Пушкин в одном из своих стихотворений сказал, что листья падают «с печальным шумом»?
- Чем они похожи на птиц?
- Как вы думаете, что сегодня мы будем с вами рисовать?
Рыжий Егорка
Упал в озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(лист)
- Почему урок проводим на улице (в школьном парке)?
- А как вы думаете, есть ли польза от проведения урока на свежем воздухе?
- Кто устал, может, воспользовавшись сидушками, сесть. Обратите внимание на осанку. Помните, осанка – это манера держать свое тело.
4. Постановка цели и задач урока
- Сформулируйте задачи. Используйте подсказки (подсказки написаны на нарисованных заранее учителем и вырезанных осенних листьях, которые крепятся на ветку дерева или раскладываются на траве перед учащимися; учащиеся выбирают и дополняют; например, научимся рисовать осенний лист):
ОБОБЩИМ
ПРИОБРЕТЁМ
ПОЗНАКОМИМСЯ
ЗАКРЕПИМ
УЗНАЕМ
ВЫЯСНИМ
НАУЧИМСЯ
УТОЧНИМ
ПОВТОРИМ…
- Физминутка
Задание для всего класса. Собрать букет из осенних листьев.
- Соберите букет из осенних листьев. Вот корзинка для букета.
6. Демонстрация последовательности работы над рисунком
- Как вы думаете, у вас получился букет? Почему вы смогли его собрать так быстро?
- Букет очень красивый. Давайте его опишем. Какой он? (яркий, необычный, пестрый и т.д.).
- Такие привычные, на первый взгляд листья, а какую красивую композицию они составляют.
- Мне в вашем букете понравился вот этот лист.
- Скажите, а с какого он дерева? (с клена), значит, он называется … (кленовый). Я его и буду рисовать.
- Предлагаю воспользоваться сидушками и удобно расположиться, чтобы продолжить наш урок. Мы с вами сегодня на уроке изобразительного искусства работаем не за партами. Но об осанке надо помнить всегда. Осанка играет важную роль в сохранении здоровья.
- Как мы будем располагать лист бумаги? Почему?
- Чтобы нарисовать кленовый лист, надо сначала наметить границы длины и ширины.
- Что больше ширина или длина листика?
- Посмотрите на выбранный мною кленовый лист. В какую геометрическую форму его можно вписать? (в ромб, в пятиугольник).
Наметим основные пропорции. После определения обобщенной формы прорисую ось симметрии – главную прожилку. Она пройдет через серединку. Будучи симметричными, листья в то же время, благодаря особенностям внутреннего строения, никогда не выражают полной симметрии. Теперь намечаю остальные главные жилки. Посмотрите на лист, все жилки как бы похожи на салют – выходят из одной точки.
- Вписываю сначала одну сторону, затем другую сторону. Стираю ненужные линии и начинаю детально прорисовывать. Легкими линиями карандаша намечаю черенок листа, более мелкие жилки и уточняю внешний контур рисуемого листа, соблюдая пропорции. Кленовый лист готов.
- Что нужно сделать, чтобы он стал похожим на выбранный мною листочек? Чтобы он стал похож на осенний лист?
- Какие цвета будем использовать?
- Рисунок осеннего листа раскрашиваем желтым карандашом, добавляя другие цвета, которые мы замечаем на листочке. Прорисовываем некоторые прожилки, подчеркиваем край листа.
7. Практическая работа
- Сейчас к работе будете приступать вы. Выполнять задание вы сможете по-разному. Выберите себе уровень сложности самостоятельно.
Лежат три стопки альбомных листов.
- В одной чистые альбомные листы. Задание: Нарисуй выбранный лист самостоятельно. Разукрась его.
- Во второй альбомные листы с изображением листа – раскраска. Задание: Разукрась осенний лист, подбирая правильно цвета.
- В третьей альбомный лист с отметкой. Задание: Найди красивый листок, положи его на бумагу, обведи карандашом, а затем раскрась карандашами, подобрав нужные цвета).
1 уровень
Разукрасить осенний лист (как раскраску), подбирая цвета.
2 уровень
Обвести найденный лист и разукрасить.
3 уровень
Нарисуй выбранный лист самостоятельно. Разукрась.
- Прежде чем вы начнете выполнять практическую работу, предлагаю выполнить упражнение.
8. Физминутка. Гимнастика для межполушарных связей
Сложите пальцы на правой руке в знак ВИВАТ, на левой – ОК. Ваша задача заключается в том, чтобы одновременно менять положение пальцев на обеих руках. То есть на правой был ВИВАТ – стал ОК, на левой – был ОК – стал ВИВАТ. Старайтесь выполнить упражнение не менее 10-15 раз.
- Молодцы, у Вас получилось. Можете предложить дома такое упражнение своим родителям. Получится ли у них выполнить также хорошо, как это сделали вы?
Во время практической работы для удобства учащиеся используют планшеты. В ходе практической работы учитель сообщает учащимся интересные сведения о листьях.
- А знаете ли вы, отчего листья теряют свою окраску? Листья теряют свою окраску из-за нехватки хлорофилла, который вырабатывается под действием солнечного тепла и света.
- Знаете ли вы, что опавшие листья за зиму перегнивают, и образуется прекрасное удобрение для растений - компост.
- Знаете ли вы, что в древности осенние листья использовали вместо краски для изображения рисунков на скалах.
- Знаете ли вы, что осенние листья малины, смородины и клубники заваривают в чай для укрепления иммунитета.
- Знаете ли вы, что во Франции из осенних листьев плодовых деревьев при специальной обработке вывели новый аромат духов.
- А в Китае из осенних листьев делают красители для выпечки кондитерских изделий.
- В Италии несколько лет проходит выставка «Осенняя коллекция», в которой модельеры используют осенние листья для украшения своих моделей.
- Осенние листья можно использовать для создания творческих работ.
9. Анализ детских работ
- Какие красивые листья у вас получились.
- Как вы думаете, если ваши нарисованные листья разбросать в школьном парке они будут заметны среди опавших листьев, среди тех, которые разукрасила осень? Почему? (Если бы разукрашивали красками можно было бы добиться цвета более точного, карандашами это сделать сложно. Необходимо еще учиться рисовать, чтобы форма была правильная, чтобы цвет был подобран точно и т.п.).
- Давайте из ваших листьев сложим осенний букет, когда вернемся в класс, он будет радовать нас в холодные, пасмурные дни.
10. Итог урока
- Предлагаю в букет добавить еще несколько листочков.
- Посмотрите, в начале урока мы ставили перед собой задачи. Выполнили ли мы их. Давайте проанализируем и сформулируем выводы (научились рисовать листья деревьев, узнали интересную информацию об использовании осенних листьев и т.д.). Выбранные детьми в начале урока подсказки в виде осенних листьев после обсуждения переворачиваются. Там записаны глаголы-подсказки, но уже в прошедшем времени.
ОБОБЩИЛИ
ПРИОБРЕЛИ
ПОЗНАКОМИЛИСЬ
ЗАКРЕПИЛИ
УЗНАЛИ
ВЫЯСНИЛИ
НАУЧИЛИСЬ
УТОЧНИЛИ
ПОВТОРИЛИ
Снова листья цвет меняют,
А виною — хлорофилл.
Август, красками играя,
Зелень в красный превратил.
Но пришел сентябрь-художник,
Краски вновь перемешал,
Ярко желтой позолотой
Парк осенний засиял!
Разукрасил все деревья
Краской золотою он,
И брожу я по аллеям,
В осень дивную влюблен.
Мила Григ
- Давайте еще раз прогуляемся по парку, возвращаясь в кабинет, и насладимся красотой осенней природы.
11. Рефлексия
- Чем урок вам запомнился? Что понравилось больше всего?
После урока учащиеся вырезают свой осенний лист и приклеивают на заранее приготовленное учителем полотно. Получается коллективная творческая работа. Учитель добавляет свой нарисованный осенний листок, на нем написано пожелание ребятам: «Счастья, радости, удачи, здоровья». Можно с ними подискутировать (Как вы думаете, почему для пожелания выбраны именно эти слова? Почему я желаю вам здоровья? И т.д.)
Приносится в класс и корзина с осенним букетом. Пусть она радует ребят своей красотой в течение некоторого времени. В дальнейшем собранные листья можно использовать на уроке технологии, как целые, так и крошку от них для создания аппликаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Времена года"
Конспект урока "Времена года" Обощение пройденного материала...
Конспект урока "Времена года" 1 класс
Интегрированный урок: познание мира + самопознание по теме "Времена года. Радость настроения" для учащихся 1 класса...
Конспект урока окружающего мира "Времена года. Последовательность смены времён года и месяцев в них" ( 1 класс).Презентация.Приложения к уроку.
Данный урок строится в соответствии с требованиями системно - деятельностного подхода, поэтому на данном уроке используются различные методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблем...
Конспект урока "Времена года" 3 класс Гармония
Конспект урока "Времена года" 3 класс Гармония...
КОНСПЕКТ УРОКА, ПОСВЯЩЕННОГО ГОДУ ЭКОЛОГИИ В РОССИИ
Первый урок посвящен окружающей среде. И это не случайно, ведь 2017 год указом Президента РФ объявлен годом экологии. Разные науки изучают природу. Это и ботаника – наука о растениях, и зоо...
Конспект урока по "Окружающему миру" на тему "Времена года. Смена времен года" для 2 класса.
Конспенкт урока по предмету "Окружающий мир" 2 класс УМК "Перспектива"....
Конспект урока «Времена года»
Конспект урока «Времена года»...