КОНСПЕКТ УРОКА, ПОСВЯЩЕННОГО ГОДУ ЭКОЛОГИИ В РОССИИ
классный час (3 класс) на тему

Хорошун Ольга Викторовна

Первый урок посвящен окружающей среде. И это не случайно, ведь 2017 год указом Президента РФ объявлен годом экологии. Разные науки изучают природу. Это и ботаника – наука о растениях, и зоология – наука о животных, и многие другие. Но есть особая наука, которая исследует, каким образом растения, животные и человек связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они на неё влияют. Наука эта - ЭКОЛОГИЯ. Её название произошло от древнегреческого слова «ойкос», что означает дом и «логос» - наука. Ведь природа – это общий дом для растений, животных и  человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ekologii.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА,

ПОСВЯЩЕННОГО  ГОДУ ЭКОЛОГИИ В РОССИИ

(классный руководитель О.В.Хорошун)

 

Экологическая игра

Цель: формирование положительного отношения к изучению окружающей среды.
Задачи: 
- формировать у детей умения и навыки мыслительной деятельности,
- расширять кругозор обучающихся в игровой форме, используя краеведческий материал,

- воспитывать положительное отношение к занятиям по экологии, интерес к практической деятельности по охране здоровья и  природы,
- формировать умение отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других.

Ход урока

Слайд № 1

Есть просто храм, есть храм науки.
А есть ещё природы храм – 
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
(С. Смирнов)

Слайд № 2

Добрый день, ребята. Вот и закончились летние каникулы. Чем вы занимались? (ответы детей) Лето – самая теплая и приятная пора года. Ярко светит и греет солнышко, поют птицы, колосятся поля. Это время каникул, отпусков, отдыха на море или возле речки. Недаром говорят: «Лето — золотая пора, не теряй ни минуты зря».

Слайд № 3

Всё – от старой сосны у забора
До большого тёмного бора
И от озера до пруда – 
Окружающая среда.
А ещё и медведь, и лось,
И котёнок Васька, небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.
Я люблю на озере тишь,
И в пруду отраженья крыш,
Рвать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису...
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда!        (Л. Фадеева)

Слайд № 4, 5

- Чему будет посвящен наш урок? (окружающей среде). И это не случайно, ведь 2017 год указом Президента РФ объявлен годом экологии. Разные науки изучают природу. Это и ботаника – наука о растениях, и зоология – наука о животных, и многие другие. Но есть особая наука, которая исследует, каким образом растения, животные и человек связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они на неё влияют. Наука эта - ЭКОЛОГИЯ. Её название произошло от древнегреческого слова «ойкос», что означает дом и «логос» - наука. Ведь природа – это общий дом для растений, животных и  человека.

Игра поможет нам разобраться, знаем ли мы окружающую нас природу. 

Итак, мы начинаем начинаем экологическую игру.

1 тур «Загадки-отгадки»

Сер, да не волк, длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь. (осел)    
Слайд № 6


Белый на белом написал, где бегал,
Рыжая прочтет - белого найдет. (заяц и лиса)  
Слайд № 7

Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (щука)  Слайд № 8

На потолке, в уголке, висит сито,

Не руками свито. (паук)   Слайд № 9

- Что общего в этих отгадках? (животные)

2 тур «Я тебя знаю»

- Разгадайте ребусы. Определите, какое слово лишнее и почему?

Слайд № 10, 11, 12, 13

(берёза, ландыш, боровик, василёк)

Гриб БОРОВИК лишний, всё остальное – растения.

Слайд № 14

По-разному называют ландыш в разных странах. Например, чехи и словаки ландыш называют «конвалинкой», болгары называют ландыш – слезой девушки, а немцы называют этот цветок майским колокольчиком. В русский язык слово «ландыш», по-видимому, было заимствовано из польского. Ландыш украшал когда-то эмблему докторов медицины. Великий астроном Николай Коперник, который к тому же был и искусным врачевателем, на некоторых старинных портретах изображен с букетиком ландышей в руке. Его любили многие знаменитые люди – композитор П. Чайковский, математик С. Ковалевская,  химик Д. Менделеев, писатель А. Куприн, поэты В. Брюсов, Леся Украинка, А. Фет.
Ландыши занесены в Красную книгу. Они ядовиты.

Слайд № 15

Грибы — это не растения и не животные, а отдельное царство, которое более миллиарда лет назад обособилось от других живых существ. Наземная часть гриба — лишь малая доля организма, которая служит исключительно для размножения (как цветки у растений).

3 тур «В народе говорят»

Раньше человек умел по поведению птиц, домашних животных, насекомых, по приметам, предсказывать погоду. Знать местные признаки перемены погоды нелишне и нам. Попытайтесь дополнить народные приметы о погоде.

Слайд № 16

Ласточки вечером высоко летают …. завтра будет солнечно.
Воробьи чирикают и купаются в пыли или сидят нахохлившись …. жди дождь.

Свинья чешется – к теплой погоде, а лежит в грязной луже …. жди жару.

Вечером нет росы …. днем будет дождь.

Круглая высокая радуга ….. будет тепло.

4 тур «Чудеса природы»(ответы на вопросы)

Слайд № 17

- Нужно ли купать кошку?
(Нет, кошачья слюна содержит особые вещества, которые защищают кошку от бактерий и паразитов. У вымытой кошки эта защита сильно ослабляется.)

Слайд № 18

- Живут ли рыбы на деревьях?
(Да, это рыба АНАБАС, которая обитает в пресных и солоноватых водоемах Азии, она способна дышать атмосферным воздухом. Аквариум с такой рыбой должен быть постоянно закрыт, иначе она может «убежать»).

- Могут ли домашние животные предупреждать об опасности?
(Дикие звери просто уходят, домашние часто пытаются спасти своих хозяев. Самые чувствительные барометры надвигающейся природной катастрофы — мыши. Они чувствуют опасность за 15 дней! За 10 дней предчувствуют приближение землетрясения рыбы и змеи. За два-три дня — собаки, куры, фазаны. За сутки до наступления беды начинают искать пути спасения голуби, свиньи, лошади, коровы и овцы. Кошки, как дикие, так и домашние, предчувствуют опасность за несколько часов. Человеку остается лишь внимательно следить за поведением домашних животных, и, возможно, он избежит многих неприятностей.)

Слайд № 19

- Как спят лошади?

(Стоя, домашние лошади, которые живут в табунах, сохранили привычку предков и редко ложатся на землю.Но лошади заводских пород охотно ложатся на подстилку, если держат их без привязи, нередко спят на боку, вытянув ноги).

Слайд № 20

- Почему пыль и песок не попадают в глаза и ноздри верблюда?

(Ноздреватые щели у верблюда направлены не вперед, а вбок, глаза защищены длинными и густыми ресницами).

5 тур «Мастеровые»

Растения, которые безропотно служат человеку, которые кормят его веками, конечно, заслуживают памятников. Обычно ставят с благодарностью овощам и фруктам в тех городах, где они играют выгодную рыночную роль.

- Знаете ли вы такие памятники?

Слайд № 21 Памятник луку находится в Венгрии,

Слайд № 22 чесноку в США.

Слайд № 23 Памятник картофелю в Кемеровской области

Слайд № 24 и в Бурятии.

Слайд № 25 Памятник яблоку в Курске.

Подведение итогов

-Наша игра подошла к концу.  Но я хочу проверить, знаете ли вы правила поведения в природе. Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать: если я буду поступать хорошо, говорите «да», если плохо, то «нет». 

Слайд № 26

Игра «Да - Нет»
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)

Игра «Что же это такое?»

Что наносит вред окружающей среде? Ваша задача — узнать, о чем идет речь, если не с первой фразы, то со второй, третьей, с четвертой или с пятой.

1. Его делают из песка.

Чаще всего оно прозрачное.

Когда падает, оно разбивается.

Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто. (Стекло)  Слайд № 27

2. Это получается, когда становится старым или ломается.

Это можно увидеть везде: в городе, в деревне, даже вдоль дорог.

Это можно сдать и получить за него деньги.

Это можно переплавить, чтобы сделать что - то новое.

Это бывает цветное, и его тоже можно сдать на переплавку и получить за него деньги. (Металлолом)   Слайд № 28

3. Она бывает разноцветной, ее очень трудно сломать.

Предметы, сделанные из нее, весят мало.

Если ее поджечь, то появится черный едкий дым.

Многие игрушки сделаны из нее.

Ее нельзя выбрасывать, так как в природе она обычно не разлагается. (Пластмасса)   Слайд № 29

4. Его мало в деревне, но много в городе.

Особенно силен он в городе, где много заводов, фабрик.

От него люди болеют, много нервничают, громко кричат, и его становится еще больше.

Его издают разные приборы и машины.

А когда его очень много, то он вызывает у людей состояние, близкое к опьянению. (Шум)  Слайд № 30

5. Он имеет цвет и запах, причем, и то и другое не вызывают приятных ощущений.

От него снег может стать разноцветным, например, черным или красным.

Его можно видеть над крышами домов.

Говорят, что его не бывает без огня.

Он бывает очень вредным, им даже можно отравиться и умереть. (Дым)

Слайд №31

Творческое задание «Построим экодом»

-В городах люди живут в многоэтажных домах. Вокруг городов располагаются районы частной застройки, чаще с 1-но, 2-х этажными домами и небольшим земельным участком. В крупных городах есть сооружения очень высокие, более 20 этажей, но жить высоко не полезно для здоровья, в небоскрёбах обычно располагаются офисные помещения, иногда гостиницы, в которых люди долгое время не находятся. В нашей стране самое высокое здание находится в Москве. В мире в  ОАЭ. В начале прошлого века большинство людей проживало в 1-но этажных домах в сельской местности без всяких удобств, постепенно  сёла опустели,  многие люди перебрались в города в комфортабельные квартиры.  Сейчас  наблюдается обратный процесс: горожане стремятся купить дачу с земельным участком или  построить дом за городом, дышать чистым воздухом, выращивать экологически чистые продукты, слушать пение птиц и больше находиться на природе, т.к. это более полезно для здоровья.

- В каком доме хотелось бы жить вам, чтобы прожить долгую и счастливую жизнь? Нарисуйте дои своей мечты.

Слайд № 32

Хотелось бы закончить наш урок стихотворением Татьяны Петуховой.

Слайд № 33

Давайте, друзья, в любую погоду
Будем беречь родную ПРИРОДУ!
И от любви заботливой нашей
Станет земля и богаче, и краше!
Помните, взрослые, помните, дети!
Помните,  что красота на планете
Будет зависеть только от нас.
Не забывайте об этом сейчас:
Планету живую сберечь для народа.
И пусть восхваляет гимн жизни
ПРИРОДА!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по предмету "Окружающий мир" по теме: "Культура и экология - будущее России"

Тема урока: Экология и культура -  будущее России.Цели урока: Ознакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном ...

Презентация "Год экологии в России"

Презентация по предмету "Окружающий мир"  - Год экологии в России...

Авторский сценарий выступления экологической агитбригады, посвящённый Году Экологии в России - 2017.

Творческая работа - авторская. Учителем составлены стихи про экологию и здоровье человека....

Год экологии в России

Материал подготовлен к внеклассному занятию, посвященный Году экологии в России....

Сценарий традиционного школьного вокального конкурса «Две звезды -2017», посвящённого году экологии в России "Зелёная планета"

Сценарий мероприятия, посвящённого году экологии в России для обучающихся начальной и средней ступени. Положение о конкурсе прилагается....

сценарий открытия года экологии в России 2017

Цели 1.Воспитание бережного отношения к природе, любви к прекрасному. 2. Учить понимать взаимосвязь человека и природы; 3. Формирование экологической культуры школьников....