Методическая разработка «Знакомство с разнообразием изобразительных материалов»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Сохиева Татьяна Вячеславовна

Одна из важнейших задач обучения изобразительной деятельности – это овладение техническими приемами работы с различными материалами. Изобразительные умения заключаются в способности использовать особенности изобразительного материала, его качественные характеристики при  выполнении задания. С изобразительными умениями тесно связаны технические навыки, так как для любого изображения надо свободно владеть материалами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_at.docx40.88 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Северная Осетия — Алания Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Республиканский дворец детского творчества им. Б.Е. Кабалоева»

Принято на заседании                                                                                      УТВЕРРЖДАЮ

Методического совета ГБУДО                                                                             директор ГБУДО РДДТ

РДДТ                                                                                             __________А.С.Мзокова

Протокол №____от_____2022 г.                                                              Приказ №____от_____2022 г.

«Знакомство с разнообразием изобразительных материалов»

Составитель: ПДО

Составитель: Сохиева Т. В. – педагог

дополнительного образования РДДТ

Владикавказ 2021


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

РАЗНООБРАЗИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ        5

1.        Карандаш        5

2.        Гелевая ручка        6

3.        Маркер и фломастер        6

4.        Акварель        7

5.        Гуашь        8

6.        Кляксография        8

7.        Аппликация        9

8.        Рваная аппликация        10

9.        Лепка        10

10. Мозаика из пластилина        11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        12

ЛИТЕРАТУРА        13


ВВЕДЕНИЕ

Изобразительная деятельность школьников играет важнейшую роль в развитии детской личности. Движущей силой такого развития является интерес детей к творчеству, обусловленный знакомством их с различными изобразительными материалами.

Одна из важнейших задач обучения изобразительной деятельности – это овладение техническими приемами работы с различными материалами. Изобразительные умения заключаются в способности использовать особенности изобразительного материала, его качественные характеристики при  выполнении задания. С изобразительными умениями тесно связаны технические навыки, так как для любого изображения надо свободно владеть материалами.

Многолетний опыт работы с учащимися подготовительных классов показал, что чем многообразнее и разнообразнее  используемые техники, тем больше возможности развития ребенка. В работе с детьми очень важен творческий подход к каждому материалу. Необходимо показывать учащимся новые приемы и методы работы разнообразными материалами (например, штриховка, тушевка, раскраска цветными карандашами), объяснить значение толщины линии для выразительности рисунка в работе графическими материалами.

Работа различными материалами поддерживает интерес ребенка не только к занятиям ДПИ, но и к рисунку, живописи, композиции, истории искусств. Умение работать в разных техниках имеет огромное значение для выполнения композиционных работ на протяжении  всего времени обучения в ДХШ.

На занятиях необходимо как можно больше показывать репродукций работ художников в разных техниках, но особое значение имеет обсуждение наиболее удачных работ учащихся предыдущих лет.

В детской художественной школе с первых уроков знакомя детей с разнообразием изобразительных материалов кратко на каждом занятии  необходимо рассказывать об истории их возникновения, показывать репродукции художников в различных материалах.

На примере работ учащихся старших классов и репродукций произведений художников необходимо показывая отличие графических работ от живписных, знакомить детей с произведениями скульпторов.

Приобретение технических навыков только на начальном этапе обучения требует большой сосредоточенности и напряжения мысли ребенка. Постепенно навыки работы с материалами автоматизируются, и ученик пользуется ими без особого напряжения.


РАЗНООБРАЗИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

  1. Карандаш

Самый знакомый и привычный для детей материал это простой и цветной карандаши.

История карандаша начинается с XIV века. Художники рисовали тогда палочками, изготовленными из смеси свинца и цинка. Древесный уголь использовали уже в виде головешек из костра, а обрабатывали в печи ивовые палочки в горшке, запечатанном глиной. Название слова «карандаш» связано с тюркским словом karadas – черный камень.

Письмо и рисунок – очень похожие действия. Поэтому детям младшего школьного возраста привычно держать карандаш так же, как и ручку, но на занятиях в ДХШ постепенно необходимо приучать рисовать карандашом и другими способами. Для начала, чтобы рисунок стал выразительней, легче и живее предложить держать карандаш дальше от заточенного конца. Далее для штриховки и растушевки карандаш кладется на кисть и прижимается большим пальцем. Детям необходимо показывать приемы тонирования рисунка – это штриховка и тушевка.

Способ штриховка – это нанесение штрихов (линий) различной толщины и силы нажима на определенном расстоянии друг от друга. Линии могут быть прямыми и кривыми, короткими и длинными, накладываться друг на друга в несколько слоев под разными углами, образуя сетку.

Способ тушевка – однообразная «заливка» поверхности карандашом без просвета между линиями. Это может быть растирание грифеля карандаша по поверхности бумаги для получения сплошного тона различной интенсивности. Для получения большей равномерности иногда используются  кусочки бумаги, ваты и даже свой палец.  Желательно на первых этапах работать в группе с каждым ребенком индивидуально (постановка руки).

Простым карандашом выполнять такие задания как орнамент в полосе (три тона); городской пейзаж (четыре тона); упражнения по растяжке тона – орнамент в круге.

Цветными карандашами учащиеся выполнили рисунок по поводу натуры (ветка калины, кукла неваляшка, пирамида и т.д.)

  1. Гелевая ручка

Самая обычная гелевая ручка – прекрасный инструмент для рисования. Достоинство этого инструмента заключается в том, что гелевая ручка всегда рисует тонкие и одинаковые линии, поэтому рисунок получается четким, но у гелевой ручки есть и недостаток – линию уже ничем не сотрешь.

В начальных классах перед тем как работать гелевой ручкой рекомендуется нанести на бумагу основные детали рисунка тонкой линией простого карандаша, которые можно легко удалить ластиком после того, как все линии и детали будут наведены гелевой ручкой. Зато гелевая ручка незаменима для прорисовки мелких деталей, текстуры изображаемых предметов, орнамента на одежде рисуемых сказочных героев и т.д.

Гелевая ручка дает возможность из простых геометрических форм создавать очень красивые орнаментальные композиции.

Гелевыми цветными ручками очень интересно получились работы по декорированию букетов сказочных цветов, бабочек и различных насекомых (стрекозы, жуки, кузнечики).

  1. Маркер и фломастер

Очень похожими на гелевую ручку инструментами для рисования являются маркер и фломастер.

Фломастеры (слово происходит от торговой марки «Flo-Master») – инструмент  для письма и рисования при помощи краски, стекающей из резервуара к кончику  пористого материала (нейлон или войлок).

И маркер, и фломастер дают равномерную линию, ширина которой зависит от толщины их стержня. Этими  можно заниматься и на больших форматах. Яркие цвета фломастера и маркера привлекают детей больше, чем карандаши. Работа ими развивает у учащихся фантазию. Тонкими фломастерами так же, как и гелевыми ручками можно создавать орнаментальные композиции, делать иллюстрации к сказкам (очень  выразительными получаются волшебные птицы, страшные чудища и т.д.). Маркерами с более толстым стержнем можно даже раскрашивать небольшие поверхности создаваемого рисунка.

Маркером и фломастером учащиеся выполнили росписи дымковских и городецких игрушек (Барышня, конь, петушок, лошадка), упражнения 3-D.

  1. Акварель

Но для покрытия больших плоскостей лучше использовать краски (акварель и гуашь).

Акварель (французское слово Aquarlle – водянистая; итальянское -acquarello) – живописная техника, использующая специальные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, позволяющую за счет этого эффект тонких цветовых переходов.

Акварельная техника стала развиваться в Китае после изобретения бумаги во II веке нашей эры. В XII – XIII веках бумага получила распространение в Европе, прежде всего в Испании и Италии. До этого в Европе была роспись по сырой штукатурке.

 Рисунки акварелью получаются легкие, прозрачные. Первые упражнения с учащимися желательно выполнять в технике «заливка». На этом же занятии дети знакомятся с понятиями «холодные» и «теплые» цвета. Заливая теплыми оттенками – например, желто-коричнево-оранжевыми красками выполнили композицию «пустыня», а холодными выполнили композиции «аквариум», «море» и др.

Продолжая упражнения по заливке можно делать различные эффекты (предварительный рисунок выполняется с помощью парафиновой свечки или восковыми карандашами, а затем заливается оттенками в зависимости от задуманной композиции).

Большое впечатление на учащихся произвели работы «Дождь», «Аквариум», «Райская птица», «В лесу и т.д.».

Следующим, более сложным этапом является рисование радуги, где происходит знакомство учащихся с цветами спектра.

  1. Гуашь

Гуашь (французское gouache, итальянское guazzo – водяная краска) – вид клеевых водорастворимых красок, более плотный и матовый, чем акварель.

Техника живописи гуашью для детей проще, так как она не течет. Еще одна важная особенность гуаши – возможность многократно исправлять ошибки.

При нанесении одной краски на другую (подсохшую) они не смешиваются, как акварель, а накладываются друг на друга. Рисунок получается многослойным. Рисунок гуашью получается ярким, насыщенным, эффектным.

Закрепляя навыки работы гуашью, выполняются задания: «Ветка рябины на гладком фоне», где отрабатываются навыки смешивания красок и равномерного нанесения их на большие поверхности листа. Учащиеся с удовольствием выполняли гуашью следующие задания: «Матрешка», «Портрет мамы», «Клоун», «Цветы в вазе», «В цирке».

Гуашью, также, можно выполнять композиции техникой отпечатывания, кляксографии.

  1. Кляксография

Кляксография – способ весело и с пользой провести занятие, поэкспериментировать с красками. Кляксография помогает формировать умение передавать силуэтное отражение, отрабатывать навыки работы красками и кистью. Кляксография отлично развивает творческую фантазию, воображение, воспитывает эстетическое восприятие окружающего мира. Этот вид рисования помогает развивать глазомер и координацию. Кляксография бывает нескольких видов: обычная, с трубочкой, с ниточкой.

Кляксография обычная – учащийся зачерпывает гуашь большой кистью и выливает на бумагу несколько пятен разного цвета, потом по оси сгибает лист пополам, прижимает осторожно. Далее открывается половинка листа. Изображение, полученное таким образом, рассматривается и определяется на что оно похоже, недостающие детали дорисовываются. Получаются фантастические, необыкновенные красивые рисунки.

Кляксография с трубочкой – учащиеся выливают немного краски на лист. Затем на это пятно дуют из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. Краска разливается в разные стороны, создается рисунок. Недостающие детали учащиеся дорисовывают самостоятельно.

Кляксография ниточкой – учащиеся окунают комок ниток в краску, отжимают ее и, выложив нитки на бумагу, накладывают другой лист на нее и прижимают, придерживая рукой, вытягивают нитку за кончик. Получается очень необычный рисунок, который потом дорисовывается.

В этой технике учащиеся выполнили задания: «Бабочка», «Морда зверя», «Новогодняя маска», «Осенний пейзаж».

  1. Аппликация

Из всех видов аппликаций - аппликация из цветной бумаги самая доступная и любимое занятие для детей всех возрастов. Цветная бумага для этого вида деятельности просто незаменимый материал. Она легко режется и клеится, имеет яркую расцветку. Аппликации из цветной бумаги получаются красочные и интересные.

Для изучения техники вырезания очень подходит выполнение разнообразных букетов. Тут и вырезание симметричных листьев (складывание квадратного листа бумаги вдвое), тюльпанов, колокольчиков, вырезание более сложных цветов (ромашка, астра, календула) складыванием бумаги по диагонали четыре раза.

На основе навыков, полученных на занятиях, дети выполняют букеты цветов в вазе и декоративные натюрморты.

Создание аппликации в коллективе способствует также развитию речи и навыков общения. Обсуждая сюжет со своими товарищами и комментируя порядок практической работы учащиеся оттачивают разговорные навыки, пытаясь выразить мысли и рожденные в воображении сцены в словесной форме. Совместно ребята выполняют композицию «Аквариум», «Осенний лес», «Зимние забавы», где каждый ребенок выполняет свою фигурку или рыбку, а потом приклеивают в общую композицию.

  1. Рваная аппликация

При помощи этого метода можно великолепно передать фактуру образа, например, сделать облачко или пушистого цыпленка. Ребенку просто нужно разорвать бумагу на кусочки (а детям это очень нравится) и составить из них изображение.

В этой технике выполняются как тематические, так и орнаментальные композиции. Выполнение эскизакииза великолепно передает фактуру пушистой шерсти. В пейзаже «Осенний лес» каждый оторванный кусочек бумаги похож на осенние листочки.

При создании рваной аппликации кусочки бумаги выкладываются подобно мозаике шаг за шагом до того момента, пока не будет заполнен весь изображаемый предмет. Создавая такие мозаичные и в то же время красивые аппликации из цветной бумаги, ребенок тренирует свои пальчики и вместе с тем развивает чувство формы.

В этой технике были выполнены композиции: «Осенний лес», «На пастбище», «Осенние цветы».

  1. Лепка

Пластилин (итальянское слово plastilina) – материал для лепки. раньше изготовлялся из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, животных жиров и других веществ, препятствующих высыханию. В настоящее время при производстве пластилина используется также воскообразная масса с добавлением минеральных пигментов и наполнителей.

Лепка из пластилина, соленого теста, глины, различных полимерных масс помогает развивать объемно-пространственное видение у учащихся, умение моделировать форму и фактуру. На занятиях по лепке осваиваются навыки работы с объемными фигурами и рельефами. Трехмерное  изображение объемных предметов помогает младшим школьникам познать объекты в реальной полноте их формы.

На первых занятиях учащиеся лепят овощи, фрукты, грибы, геометрические фигуры.

Пластилин – уникальный материал, позволяющий дать волю фантазии учащимся. Особый интерес вызывает у учащихся мелкая пластика и изображение героев из любимых мультиков по памяти и воображению (Крокодил Гена, львенок, петушок – золотой гребешок). Периодически учащимся нулевого класса предлагается лепка по поводу натуры.

10. Мозаика из пластилина

Пластилин годен не только для объемных поделок, это прекрасный материал для мозаики.  Пластилин красив по цвету, пластичен, многообразен по фактуре.

Технология изготовления пластилиновой мозаики проста – из него вылепляются маленькие шарики, которые укладываются на лист картона вплотную друг к другу. Рисунок наносится на картон по заранее приготовленному шаблону или рисунку. Изготовление пластилиновых шариков довольно объемный и кропотливый процесс. Работа в этой технике может продлиться не одно занятие, зато результат работы учащихся приводит в восторг. Этот вид работы пластилином развивает у детей усидчивость, аккуратность, художественный вкус, мелкую моторику пальцев.

С удовольствием ребята выполняли композицию «Бабочка -  красавица», «Цветик-семицветик», «Курочка Ряба».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В формировании творческой личности ребенка потенциальное значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги, создание различных композиций из природных материалов.

Такие занятия дарят детям радость творчества, повышают самооценку.

Создавая из разных материалов композиции, учащиеся будут стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнали, увидели, пережили.

В процессе знакомства и овладения навыками работы разными материалами происходит знакомство с основами цветоведения, основными законами композиции, развивается мелкая моторика рук.

Систематические занятия расширяют кругозор учащихся, знакомят с декоративным искусством народов, развивают эстетический вкус и творческие способности.

Работа учащихся разными материалами неразрывно связана с умениями и навыками, получаемыми на занятиях рисунком, живописью, композицией и историей искусств.

Опыт работы показал, что освоение навыков работы различными изобразительными материалами может эффективно использоваться на протяжении всего курса обучения в творческом объединении. Большая выразительность таких работ позволяет экспонировать на выставках композиции учащихся разных возрастов, что стимулирует их творческую деятельность.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Алехин А.Д. Когда начинается художник. – М., 1993.
  2. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. – М.: Изд. Искусство, 1985.
  3. Галанов А.С., Карнилова С.К. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.
  4. Годинай Г.Н. Воспитание и обучение детей младшего школьного возраста. – М.: Наука, 2000.
  5. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М.: Просвещение, 1995.
  6. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М.: Академия, 1999.
  7.  Давыдова Г.Н. Нетрадиционные методы  рисования в детском саду. – М., 2003.
  8.  Доронова  Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. – М., 2004.
  9. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  10.  Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М., 1905.
  11.  Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности. – М.: Наука, 2005.
  12.  Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчество у детей 5-7 лет. – М., 2001.
  13.  Фатеев А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006
  14.  Юсов Б.П. Пространство культуры и духовное развитие ребенка. – М.: Педагогика, 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Знакомство с нотным алфавитом»

Методическая разработка урока музыки, 1 класс. Цель: знакомство с основными характеристиками звука и названиями нот....

Методическая разработка "Знакомство с произведениями С.Я.Маршака".

Использовать урок  в послебукварный период....

Методическая разработка. Знакомство с числом и цифрой 8

Методическая разработка по математике « Знакомство с числом и цифрой 8»Виноградова Ольга Евгеньевна, ГБОУ СОШ 147,учитель начальных классов УМК «Перспектива»Цели урока: 1) сформировать предс...

Методическая разработка "Знакомство с Танграмом"

Материал представлен в виде Презентации для детей с ОВЗ начальной школы. Презентацию можно использовать на уроках Математики, на занятиях в группе продленного дня, во внеурочной деятельности. Материал...

Методическая разработка: "Знакомство с эффектами в Scratch"

Продолжить обучение в онлайн-редакторе Scratch;Научить различать функциональность блоков по цветам;Учиться работать по заданному алгоритму и составлять свою программу по аналогии...

Методическая разработка "Знакомство с разделительным мягким знаком"

Методическая разработка "Знакомство с разделительным мягким знаком"...

Методическая разработка "Знакомство с буквой У,у

Тема: Знакомство с буквой УЦель: Знакомство с новой буквой, проведение звукового анализа и определение особенностей новой буквы....