Технологическая карта урока по изо: "Тарарушка из села Полховский Майдан" (УМК Перспектива, 2 класс)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tararushka.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Дата: 13.04.2022

Школа: Кунашакская СОШ

Класс: 2

Урок:

Время:   Кабинет: 317

Студент: Гафарова Лилия

Группа: 42

Учитель: Сайдахметова А.М

Методист:

Тема урока «Тарарушка из села Полховский Майдан. Народная роспись»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: знакомство учащихся с народной росписью мастеров Полховского Майдана.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Совершенствовать знания детей о народной росписи;
  2. Формировать умение компоновать элементы орнамента на изделии

Развивающие:

  1. Развивать чувство цвета и взаимосвязь цвета;
  2. Развивать творческие способности детей;
  3. Развивать художественный вкус.

Воспитательные:

  1. Проявлять воспитание в эстетическом вкусе и интересе к искусству;
  2. Воспитывать бережное отношение к своей работе;
  3. Воспитывать художественный вкус на основе изучения произведений художников, воспитание любви к природе.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Настроить учеников на работу.

- Давайте встанем и поприветствуем друг друга. Здравствуйте ребята, меня зовут Наталья Михайловна, и сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я. Присаживайтесь.

-Приветствуют.

М:личностное включение в учебную деятельность

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа

Ребята вспомните, что мы проходили на прошлом уроке?

-Кто скажет чем хороша весна?

-Какими хорошими качествами она обладает?

-Сейчас посмотрите на экран.

-Все вместе назовите изделия, которое вы видите.

-А кто может сказать, что общего у весны с матрешкой? Если затрудняетесь ответить,  послушайте, пожалуйста.

-С приходом весны все мастера выезжали на ярмарки, на которых выставляли свои изделия на продажу. (Матрешки, посуду, игрушки для детей)

-А каким общим словом можно назвать все изделия?

-Молодцы! Мы продолжим сегодня увлекательное знакомство с русским искусством.

Давайте внимательно рассмотрим изделия, представленные на слайде.  (Старинная утварь – шкатулки, грибки – копилки, птички – свистульки, матрешки, шкатулка).

-Рисовали пейзаж весны

-Ответы детей.

-Приносит тепло, красоту, веселье

-Матрешки, Дымковские игрушки

-Народное искусство, ремесла

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

Презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа, учебный диалог

-Посмотрите на таблицу опору.

Посмотрите на доску. Кто-то уже видел такие изделия? Это народное искусство, а как оно называется?

-Предположите, какая тема нашего сегодняшнего урока?

-Ребята, мы продолжаем с вами знакомиться с народными промыслами, и сегодня тема нашего урока - «Тарарушки из села Полховский Майдан».

-Какую цель мы поставим на урок?

-Ответы детей.

-Познакомиться с  изделиями Полховского Майдана и будем учиться рисовать орнамент в этом стиле.

П: самостоятельное формулирование  темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работе

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнию

Наглядный: демонстрация

Словесный: беседа, учебный диалог

-Ребята, сейчас мы с вами отправимся в  путешествие в веселое сказочное царство народных мастеров, где расписывали деревянные игрушки.(Рассказ истории об игрушках - тарарушках)

-На юге Нижегородской области расположено село Полхов – Майдан, один из самых известных центров росписи по дереву. Согласно местному приданию, первый токарный станок появился у крестьянина Никиты Авдюкова после войны с Наполеоном, когда настала пора неурожаев. Тогда-то и стали крестьяне точить из дерева липы всевозможные игрушки для продажи на ярмарке. Как правило, мужчины делали заготовки из липы, а женщины и дети расписывали готовые изделия.

-И сегодня делают в Полховском Майдане яркие расписные деревянные игрушки - тарарушки — это матрешки, птички-свистульки, кони-тройки, грибочки, копилки, вазочки, солонки, толкушки для кухни и др. Само название напоминает шум, прибаутки, бойкую торговлю на базаре. Весёлое сказочное царство расписных деревянных игрушек и посуды из Полхов-Майдана радует своей праздничной красотой.

-Давайте рассмотрим матрёшку.  –

Обратите внимание, фигурка матрёшки удлинённая, прямая.

Назовите детали одежды.

-А чем украшен фартук?   Огромными пятилепестковыми цветами, они называются мальвы. А ещё могут быть нарисованы яблочки и ягодки.

Посмотрите, как расположен узор. Как будто ветка проходит по всему фартуку, а на ней- крупный цветок, украшенный ягодками, листиками, усиками-завитками.

-Кто скажет какие цвета присутствуют в матрешке?

Цвет накладывают на цвет (на желтый синий, на желтый - красный)

-Кто внимателен, посчитайте сколько красок в игрушке матрешке?

-Платок, покрывающий всю спину, платье и фартук.

-Ответы детей. 

-Фон- цвет дерева, краски анилиновые яркие, радостный – синий, малиновый, зеленый.

-Ответы детей.

П: поиск и выделение  признаков предметов в общей работе;

П:структурирование знания;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

Л: проявление активности в общей работе

Презентация

Иллюстрации

Гуашь

Кисти

Листы

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный: беседа

-Дети, сейчас мы будем учиться выполнять элементы Полхово-Майданской росписи.

-Работать Вы будете вместе со мной: я- у доски на листе, а каждый из Вас – на своём листе.

- Мы так раньше уже учились рисовать. Что требуется соблюдать, чтобы научиться красиво и правильно выполнять эскиз росписи матрешки?

Динамическая пауза

-Посмотрите, как расположен у меня лист. Положите свой лист также- горизонтально. 

Педпоказ

-Возьмите тонкую кисть.

1.Изобразим цветом крупно цветок из пяти лепестков. В каждом лепестке- изгиб посерединке.

2. Покроем весь цветок внутри цветом. А самую серединку не закрываем.

3. Нарисуем 2-ой элемент- ягодки. Сначала зелёным цветом наметим ветку, а на ней с обеих сторон – красные ягодки.

4. Украсим цветок и ягодки красивыми крупными листьями. Зелёным цветом нарисуем волнистую их форму.

5. Последнее украшение-это усики-завитки. Их нарисуем тонко-тонко чёрным цветом. Также чёрным цветом подчеркнём серединку цветка- точками, нарисуем прожилки в листьях.

 -Итак дети! Вам необходимо выполнить элементы этой росписи.

Не забываем что за чем будете выполнять.

Приступаем к работе.  

-Желаю вам успехов и хорошей творческой работы. Я думаю, что вы с легкостью справитесь с этим заданием и в конце урока мы увидим ваши оживленные стихотворения.

-Внимательно слушать учителя, не отставать от класса, стараться точно и аккуратно выполнить элемент

Л: понимание и выражение в речи цели задания

Презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой
(20-25 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: самостоятельная

(Наблюдаю за выполнением работы)

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  выполнения;

Презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

-Итак, ребята, наш урок подходит к концу.    Отложите на край парты кисти и краски

- С каким видом народного искусства мы сегодня знакомились?  

- Вспомните из какого материала делают игрушку -тарарушку  

- Что же необычного в матрешке?

-Напомните как называются элементы росписи, которые мы сегодня учились выполнять?

-Ответы детей.

Цветок –мальва, яблочки, листочки, усики, завитки, ягоды шиповника

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация

Давайте посмотрим работы друг друга. Приносите работы для выставки. Давайте оценим наши работы по критериям:

  1. Оригинальность
  2. Аккуратность
  3. Законченность работы

- Какая на ваш взгляд самая творческая работа? Почему?

- Какие работы вам нравятся больше всего?

- Я очень довольна вашей работой! Молодцы ребята! Вы все справились на отлично. Мне было приятно сегодня с вами поработать. До свидания!

Дети оценивают работы.

-До свидания!

П: доказательство качества выполнения задания;

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «Тарарушки из села Полховский Майдан. Элементы росписи».

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «Тарарушки из села Полховский Майдан.  Элементы росписи»....

Учебно- методический комплект по изобразительному искусству на тему:"Тарарушки из села Полховский Майдан. Элементы росписи"

Учебно- методический комплект по изобразительному искусству на тему:"Тарарушки из села Полховский Майдан. Элементы росписи" 2 Класс...

Конспект урока изобразительного искусства на тему "Тарарушки из села Полховский Майдан", 2 класс, (УМК Школа России) + презентация

Цели деятельности учителя: познакомить с особенностями ярмарочного товара – полховских тарарушек, познакомить с особенностями полхов-майданской росписи.Планируемые результатыПредметные: выполнит...

Конспект урока изобразительного искусства «Тарарушки из села Полховский Майдан» (2 класс)

Цель деятельности учителя: развитие у учащихся эмоционально-ценностного восприятия произведений народных мастеров из с. Полховский Майдан, умение видеть связь декоративного образа с природой; ознакомл...

Технологическая карта урока технологии «Народные промыслы. Особенности народного промысла дымковская игрушка» 2 класс А. Платонов» 2 класс УМК «Перспектива»

Цель урока: создание условий по формированию навыков лепки сложной фигуры «дымковской игрушки» из пластилина.Задачи урокаДидактические:Изучить технологию изготовления «Дымковск...

Технологическая карта по изобразительному искусству. Тема урока «Тарарушка из села Полховский Майдан. Народная роспись» " УМК "Перспектива" (2 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Дата: 27.04.2022Школа: Академический лицей №95Класс: 2-3Урок: 6Время:12:50Кабинет: 111...

Технологическая карта урока Окружающего мира: "Мы в селе" (1 класс, УМК: "Перспектива")

Цель урока: познакомить обучающихся с жизнью в селе.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с понятием «село».2. Проанализировать различия жизни в городе и селе.Развивающие:1...