Методическая разработка "Компьютерная графика"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс)
Методическая разработка . Тематическое планирование : "Компьютерная графика" , первый год обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompyuternaya-grafika_vneurochka.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Компьютерная графика не только развивает воображение и творческое мышление ребенка, но и знакомит его с основами информационных технологий в более полном объеме, позволяет на практике осуществлять требуемые алгоритмы, формирует понимание технологического процесса.
Актуальность данной программы обусловлена общественной потребностью в творчески активных грамотных молодых людях, в поддержании интереса молодежи к компьютерной графике, в воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения.
Данный курс рассчитан на школьников 2-х классов, направлен на развитие и ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности учащихся. Содействует воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества.
- способствует расширению знаний, связанных c созданием и обработкой графических изображений при создании шаблонов презентаций;
- формирует начальные навыки создания и профессиональной обработки графических изображений, которые способствуют их успешной реализации в современном мире;
- способствует профориентации школьников в мире профессий, связанных с использованием знаний этих наук;
- развивает познавательную активность учащихся; творческое и операционное мышление.
Цель курса – овладение учащимися совокупностью основных стандартных приемов работы с векторным графическим редактором Inkscape и развитие интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность во внеурочной деятельности.
В ходе данного курса необходимо сформировать умения создавать и редактировать объекты, составлять из простых объектов сложные, освоить приемы взаимного расположения объектов, выравнивания и распределения.
Несмотря на огромное многообразие векторных графических редакторов, основные приемы работы с векторными изображениями остаются неизменными.
Векторный редактор Inkscape является отличным инструментом, как для опытного дизайнера, так и для начинающего пользователя, и вполне может использоваться для обучения школьников 2 классов в группах по 10-15 человек.
В программе на изучение данного курса отводится 34 часа. Рабочая программа составлена на 34 часа, где:
- на теоретическую часть отводится 11 ч.,
- на практическую часть – 23 ч.
Изучение теоретического материала сочетается с выполнением практических работ. Контроль осуществляется практически на каждом занятии (визуальный контроль либо самоконтроль).
Результативность оценивается на основе наблюдений за текущей работой обучающихся и по результатам проверки выполнения практических работ в процессе изучения каждого из разделов.
Образовательные задачи:
- познакомить с основными возможностями и операциями редактирования и обработки изображений в графическом редакторе Inkscape;
- сформировать умения работать с графическим редактором Inkscape, умения создавать векторные документы, используя набор инструментов, имеющихся в изучаемом приложении;
- продолжить работу по формированию образовательных компетенций в области информационной культуры и компьютерных технологий.
Развивающие задачи:
- содействовать развитию познавательного интереса к информатике, самостоятельности, творческих и дизайнерских способностей учащихся;
- развивать творческие способности и экспериментирование;
- развивать у детей адекватную собственную самооценку своей деятельности и одноклассников.
Воспитательные задачи:
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- избирательного отношения к полученной информации.
В рамках курса «Работа с векторным графическим редактором Inkscape» предполагается использование следующих форм обучения:
- коллективная – обсуждения новых понятий, совместный поиск и анализ примеров;
- фронтальная – синхронная работа учащихся по освоению и завершению работы над конкретным документом под руководством учителя;
- самостоятельная – подразумевает выполнение практической работы за компьютером, где преподаватель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.
Особое внимание в курсе «Работа с векторным графическим редактором Inkscape» уделяется содержанию практических работ. Их подбор направлен на развитие ассоциативного и образного видов мышления, абстрактного, пространственного, операционного.
Успех обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Поэтому в работе используются следующие методы обучения:
- словесные;
- наглядные;
- практические;
- частично-поисковая работа с планированием шагов поиска по освоению программных средств и технологии средств обучения;
- репродуктивный (воспроизводящий);
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
- эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).
Программа курса с использованием графического редактора Inkscape разработана с учетом логики учебного процесса основного образования, межпредметных связей. Компьютерная графика не только развивает воображение и творческое мышление ребенка, но и знакомит его с основами информационных технологий в более полном объеме, позволяет на практике осуществлять требуемые алгоритмы, формирует понимание технологического процесса.
Способы проверки результатов
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
- текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
- промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
- итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Планируемые результаты по формированию универсальных учебных действий
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
- учебно-познавательного интерес к графическому творчеству;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда;
- обучение здоровье сберегающим технологиям при работе на личном компьютере и при работе в компьютерном классе: организация рабочего места, режима работы, порядка и способов умственной деятельности.
Школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой графической деятельности;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной графической деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- умение при помощи информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;
- умение оформлять и представлять материал с помощью средств презентаций, проектов;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Познавательные:
- освоение знаний, составляющих основу компьютерной графики;
- овладение навыками работы с различными видами графической информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
- знание мультимедийных технологий.
Коммуникативные:
- умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения;
- умение обмениваться информацией, фиксировать ее в процессе коммуникации;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
- формировать собственное мнение и позицию.
Учащиеся должны знать и уметь:
- знать правила по технике безопасности в компьютерном классе;
- уметь выполнять правила техники безопасности, использовать компьютер по назначению;
- знать значение слов графика, графический редактор, растровая и векторная графика, логотип, интерфейс и т. д.;
- уметь правильно употреблять новые слова в собственной речи;
Содержание программы внеурочной деятельности с указанием форм и видов работы
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Знакомство с графическим редактором Inkscape Тема 1.1 Введение в компьютерную графику
Основные формы работы. Техника безопасности в компьютерном классе. История развития компьютерной графики. Виды компьютерной графики.
Тема 1.2. Интерфейс программы
Знакомство с интерфейсом векторного графического редактора Inkscape. Организация рабочего места. Знакомство с панелью команд и панелью инструментов в графическом редакторе.
Тема 1.3. Создание, изменение и сохранение рабочего окна программы Inkscape
Создание нового документа в векторном графическом редакторе Inkscape. Изменение свойств документа.
Знакомство с клавишами быстрого доступа. Сохранение документа.
Практическое занятие: выполнение практической работы: «Создание и изменение рабочего окна».
Раздел 2. Основы работы с объектами
Тема 2.1. Создание и редактирование фигур с помощью различных инструментов рисования
Создание и редактирование фигур: «Квадрат и прямоугольник», «Круг эллипс и дуга». Изучение возможностей инструмента «Звездочки и многоугольники». Искажение фигур. Инструмент «Спирали». (Приложение1).
Практическое занятие: изображение собственной фигуры «Я так вижу» в векторном графическом редакторе Inkscape.
Тема 2.2. Выравнивание, дублирование и распределение. Группировка объектов
Группировка и разгруппировка нарисованных фигур. Выравнивание, дублирование и распределение объекта на рабочем листе программы Inkscape.
Практическое занятие: нарисовать персонажа с помощью группировки объектов.
Тема 2.3. Заливка и штрих
Изучение вкладок: заливка, цвет штриха, стиль штриха. Виды градиентов. Регулирование альфа-канала. Установка толщины и других параметров штриха.
Практическое занятие: применение градиентной заливки к персонажу, созданному на прошлом занятии.
Тема 2.4. Клонирование объектов
Клонирование и копирование объекта на рисунке. Создание узоров из клона. Применение команды
«продублировать» на изображенных объектах.
Практическое занятие: самостоятельно создать рисунок «цветочная поляна», используя авторские кисти для создания цветов и травы. (Приложение 6).
Раздел 3. Создание и редактирование контуров объекта Тема 3.1. Закраска рисунков и контуров
Знакомство с понятием «контур» в векторном графическом редакторе Inkscape. Изменение контура. Смещение узлов. Текстурная заливка.
Практическое занятие: используя изученные методы рисования и заливки нарисовать объекты по темам.
Тема 3.2. Изменение стиля градиента и толщины контура
Создание цвета на фигуре. Применение радиальной и линейной градиентной заливки. Создание прозрачности и размытия контура. Изменение толщины контура. Изменение вида угла контура. Установка маркеров цвета на линии.
Практическое занятие: выполнение практической работы «Домик в деревне».
Раздел 4. Создание изображений с помощью кривых
Тема 4.1. Элементы кривых. Редактирование формы кривой. Элементы кривых: узлы и траектории. Редактирование кривых. Тема 4.2. Особенности рисования с помощью контурных кривых
Создание иллюстраций из кривых. Знакомство с определением «траектория». Объединение кривых. Практическое занятие: нарисовать предложенные объекты с помощью кривых. (Приложение 2) Раздел 4. Создание изображений с помощью кривых
Тема 4.3. Создание рисунков при помощи кривых Спиро и Распылитель
Кривые Безье и Спиро на панели инструментов. Рисование абстрактных рисунков при помощи кривых Спиро и кривых Безье. Рисование прямой и ломаной линии. (Приложение 5)
Практическое занятие: выполнение практической работы «Работа с фоном».
Раздел 5. Работа с текстом
Тема 5.1. Работа по созданию текстового объекта
Создание и правка текстовых объектов в векторном графическом редакторе Inkscape. Выделение и трансформация объектов. Изменение полиграфических параметров текста.
Практическое занятие: написать поздравительную открытку, применив полиграфические параметры текста.
Тема 5.2. Расположение текста вдоль прямой и кривой
Создание и правка текстовых объектов. Расположение символов относительно друг друга по высоте.
Распределение текста вдоль траектории. Ввод текста по контору.
Практическое занятие: создание эффекта «землетрясение» для букв текста.
Тема 5.3. Заверстывание текста в блок
Геометрические фигуры и объекты в векторном графическом редакторе Inkscape. Изучение команды «Заверстать в блок».
Практическое занятие: добавление текста в объект.
Тема 5.4. Кѐрнинг текста в Inkscape
Знакомство с определением «Кѐрнинг». Изучение комбинаций клавиш для поворота букв текста. Изменение параметров ручного кѐрнинга.
Раздел 6. Растровые и векторные изображения
Тема 6.1. Вставка растровых фрагментов
Векторный формат Inkscape – SVG. Способы добавления изображений на холст. Команда «Импортировать».
Применение к изображению разные трансформации.
Практическое занятие: создание коллажа при помощи добавленных изображений jpg.
Тема 6.2. Перевод из векторного в растровое изображение
Знакомство с автоматической векторизацией. Режимы одиночного и множественного сканирования.
Использование режима сокращения яркости. Ручная векторизация. Заливка вектором. Растеризация.
Практическое занятие: выполнение лабораторной работы «Перевод изображения из векторного в растровое»
Раздел 7. Творческая работа с использованием графического редактора Inkscape
С помощью изученных методов рисования в векторном графическом редакторе Inkscape учащимся предлагается задание нарисовать логотип, придумать и оформить свою визитку и создать свой шаблон сайта в векторном графическом редакторе Inkscape. По окончанию изучения курса проводится выставка творческих проектов учащихся. Свои проекты, учащиеся демонстрируют, выбирают и анализируют лучшие работы.
Данный курс будет способствовать развитию творческого мышления у учащихся, умению ориентироваться в информационном пространстве с учетом поставленных задач, а также возможности самостоятельно встраивать алгоритм для решения возникающих проблем.
В ходе реализации данного курса применялись следующие образовательные технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, проблемные
Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.
1 год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Теория | Практи ка | Кол-во часов |
1. Работа с векторным графическим редактором Inkscape | ||||
1.1. | Введение в компьютерную графику | 1 | 1 | |
1.2. | Интерфейс программы | 1 | 1 | |
1.3. | Создание, изменение и сохранение рабочего окна программы Inkscape | 1 | 1 | |
2. Основы работы с объектами | ||||
2.1. | Создание и редактирование фигур с помощью различных инструментов рисования | 1 | 1 | 2 |
2.2. | Выравнивание, дублирование и распределение. Группировка объектов | 1 | 1 | |
2.3. | Заливка и штрих | 1 | 1 | |
2.4 | Клонирование объектов | 1 | 1 | |
3. Создание и редактирование контуров объекта | ||||
3.1. | Закраска рисунка и контура | 1 | 1 | 2 |
3.2. | Изменение стиля градиента и толщины контура | 1 | 1 | |
4. Создание изображений с помощью кривых |
4.1. | Особенности рисования с помощью контурных кривых | 1 | 1 | 2 |
4.2. | Элементы кривых. Редактирование формы кривой | 1 | 1 | 2 |
4.3. | Создание рисунков при помощи кривых Спиро и Распылитель | 1 | 1 | 2 |
5. Работа с текстом | ||||
5.1. | Работа по созданию текстового объекта | 1 | 1 | 2 |
5.2. | Расположение текста вдоль прямой и кривой | 1 | 1 | |
5.3. | Заверстывание текста в блок | 1 | 2 | 3 |
5.4. | Кѐрнинг текста в Inkscape | 1 | 1 | |
6. Растровые и векторные изображения | ||||
6.1. | Вставка растровых фрагментов | 1 | 1 | 2 |
6.2. | Перевод из векторного в растровое изображение | 1 | 1 | 2 |
7. | Творческая работа с использованием графического редактора Inkscape | 6 | 6 | |
Итого | 11 | 23 | 34 |
Планируемая результативность курса
Предполагаемые результаты
Ребята должны овладеть основами компьютерной графики, а именно, должны знать:
- область применения графического редактора Inkscape;
- особенности, достоинства и недостатки векторной графики;
- методы описания цветов в компьютерной графике – цветовые модели;
- способы получения цветовых оттенков на экране монитора и принтере;
- способы хранения изображений в файлах растрового и векторного форматов.
В результате освоения свободно векторного графического редактора Inkscape учащиеся должны уметь:
- выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов;
- перемещать, копировать выделенные области;
- монтировать фотографии, т.е. создавать коллажи;
- редактировать фотографии;
- рисование с помощью разнообразия кистей на панели инструментов;
- создавать векторные изображения с использованием графических примитивов;
- редактировать векторные изображения.
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
- через отчѐтные просмотры законченных работ;
- отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога;
- выполнение творческой работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - график методической и внеклассной работы МО
В документе представлен план - график методической и внеклассной работы МО на год...
План-график мероприятий по введению и освоению ФГОС нового поколения методического объединения учителей начальных классов
План мероприятий по освоению ФГОС второго поколения предназначен учителям и руководителям методических об"единений. Второй год учителя нашей школы работают в этом направлении. Инновационная функция пр...
Методическая разработка интегрированного урока "Графики и письма"
Методическая разработка интегрированного урока "Графики и письма" представляет интерес для учителей коррекционных школ, особенно для учителей классов "Особый ребенок". В Программе обучения детей посещ...
Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Русская зима. Графика." 3 класс (конспект + презентация)
Конспект урока и призентация по изобразительному искусству на тему: " Русская зима. Графика". 3 класс....
Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Черно-белая графика. Открытка-миниатюра." 2 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Черно-белая графика. Открытка-миниатюра." 2 класс (конспект + презентация)...
Учебно-методический комплект на тему: "Черно-белая графика. Миниатюра для открытки".
Учебно-методический комплект на тему: "Черно-белая графика. Миниатюра для открытки"...
Учебно-методический комплект по изобразительному искусству на тему "Черно-белая графика. Миниатюра для открытки".
Тема урока: Черно-белая графика. Миниатюра для открытки Тип урока: изучение нового материалаЦель: научить выполнять работу в черно-белом тоне, познакомить с графикой, средствам...