ИЗО 1 класс Школа России
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

ИЗО 1 класс Школа России

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

                                             

«Рассмотрено»

на методическом объединении учителей начальных классов

МБОУ СОШ № 3

Протокол № 1

от «24» августа 2021г.

«Согласовано»

Заместитель директора  МБОУ  СОШ № 3

_____Р. А. Остроухова

«25» августа 2021г.

«Принято»

Педагогическим советом

МБОУ  СОШ № 3

Протокол № 1

от «30» августа 2021г.

«Утверждено»

Приказом №

от «____» августа 2021г.

Директор МБОУ СОШ № 3 ___________/Т.М. Лабуренко/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

для 1б класса

на 2021 - 2022 учебный год

начальное общее образование

Рабочая программа составлена на основе программы:

Изобразительное искусство

Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского

М.: Просвещение, 2019

     

Составитель: В. А. Казанцева

                                                                                                           учитель начальных классов

Бийск 2021

Рабочая  программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования  и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. N 373
  2. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 3
  3. Учебного плана МБОУ СОШ № 3 на 2021-2022 учебный год.
  4. Положения МБОУ СОШ № 3 о рабочей программе учебных предметов, курсов.
  5. Авторской программы начального общего образования «Изобразительное искусство». Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского М.: Просвещение, 2020

Дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы  определяется  федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством  просвещения Российской Федерации  к использованию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в 2021 – 2022 году.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/[Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева и др.]; под редакцией Б.М. Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 304с.

2. Изобразительное искусство. Методическое пособие для учителя. 1 – 4 классы. / Под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение

3. Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. Учебник для 1 класса начальной школы. М.: Просвещение.

Оценивание осуществляется в соответствии со школьным Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, всего на курс – 135 часов. Предмет изучается: в 1 классе - 33 часа в год, во 2 – 4 классах – 34 часа в год (при 1 часе в неделю).

В авторскую программу изменения не внесены.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

- сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификация по родовидовым признакам;

- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ  (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

- понимание образной природы искусства;

- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к природе, человеку, обществу;

- умение компоновать на плоскости листа и в объёме задуманный художественный образ;

- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов,  сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;

- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Планируемые результаты

В результате изучения искусства у обучающихся:

- будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;

- начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;

- сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;

- появиться способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьётся трудолюбие, открытость миру, диалогичность;

- установиться осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьётся принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально-ориентированный взгляд на мир;

- будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

- овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;

- получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;

- научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);

- будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ты изображаешь, украшаешь, строишь

Программа состоит из четырёх разделов: «Ты учишься изображать», «Реальность и фантазия», «О чём говорит искусство», «Как говорит искусство».

Раздел 1. Ты учишься изображать.

Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребёнок тоже немного художник, и, рисуя, он учиться понимать окружающий его мир и других людей. Видеть – осмысленно рассматривать окружающий мир – надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать. Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета,  в объёме. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.

Раздел 2. Ты украшаешь.

Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения  учит любоваться красотой.

Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения – мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.

Раздел 3. Ты строишь.

Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и её роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.

Мастер Постройки – олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.

Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т.е. построение предмета.

Первичные опыт владения художественными материалами и техниками конструирования.  Первичный опыт коллективной работы.

Раздел 4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.

Общие начала всех пространственно-визуальных искусств – пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.

Изображение, украшение и постройка – разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создаёт.

Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие в природе. Художественно-образное восприятие мира.

Навыки коллективной творческой деятельности.

        ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ        

Название раздела, темы

Кол-во часов

1

Ты учишься изображать

Изображения всюду вокруг нас

Мастер изображения учит видеть

Изображать можно пятном

Изображать можно в объёме

Изображать можно линией

Разноцветные краски

Изображать можно и то, что невидимо (настроение)

Художники и зрители (обобщение темы)

2

Ты украшаешь

Мир полон украшений

Цветы

Красоту нужно уметь замечать

Узоры на крыльях. Ритм пятен

Красивые рыбы. Монотипия

Украшения птиц. Объёмная аппликация

Узоры, которые создали люди

Как украшает себя человек

Мастер Украшения помогает сделать праздник (урок обобщения)

3

Ты строишь

Постройки в нашей жизни

Дома бывают разными

Домики, которые построила природа

Дом снаружи и внутри

Строим город

Всё имеет строение

Строим вещи

Город, в котором мы живём (урок обобщения)

11ч

4

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

Три брата мастера всегда трудятся вместе

Праздник весны

Сказочная страна

Времена года

Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы)

ИТОГО

33ч

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название раздела

Тема урока

Кол-во часов

Контроль

Дата

Ты учишься изображать

9ч.

1

Изображения всюду вокруг нас. Рисунок по замыслу.  Работа на пленере. 

1

2

Мастер Изображения учит видеть. Изображение сказочного леса. Экскурсия в парк 

1

3

Изображать можно пятном. Превращение пятна в изображение зверушки. Прогулка-наблюдение

1

4

Изображать можно в объёме. Лепка птицы или зверушки. Прогулка-наблюдение 

1

5

Изображать можно линией. Рисунок линией «Расскажи нам о себе». Работа на пленере.

1

6

Разноцветные краски. Создание сказочного коврика. Экскурсия в парк. 

1

7

Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Изображение радости и грусти. Прогулка-наблюдение.

1

8

Художники и зрители (обобщение темы). Выставка детских работ.

1

9

Художники и зрители. Посещение выставочного зала.

1

Ты украшаешь

8ч.

10

Мир полон украшений. Изображение картин природы.

1

11

Красоту нужно уметь замечать. Цветы. Изображение сказочного цветка.

1

12

Узоры на крыльях. Ритм пятен. Изображение бабочки, украшение её крыльев.

1

13

Красивые рыбы. Монотипия. Украшение рыбок узорами чешуи.

1

14

Украшения птиц. Объёмная аппликация. Изображение нарядной птицы.

1

15

Узоры, которые создали люди. Создание своего орнаментального рисунка.

1

16

Как украшает себя человек. Изображение сказочных героев.

1

17

Мастер Украшения помогает сделать праздник (урок обобщения). Создание украшения для новогодней ёлки.

1

Ты строишь

11ч.

18

Постройки в нашей жизни. Изображение сказочного дома для себя и друзей

1

19

Дома бывают разные. Построение на бумаге домика с помощью печаток.

1

20

Домики, которые построила природа. Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов

1

21

Дом снаружи и внутри. Изображение дома в виде буквы алфавита.

1

22

Строим город. Постройка домика из бумаги путём складывания бумажного цилиндра.

1

23

Строим город. Постройка города из бумажных домиков

1

24

Строим город. Создание домиков из пластилина

1

25

Всё имеет своё строение. Создание из простых геометрических форм изображений зверей в технике аппликации

1

26

Строим вещи. Конструирование упаковок или сумок, украшение их.

1

27

Город, в котором мы живём (обобщение темы). Создание панно «Город, в котором мы живём»

1

28

Город, в котором мы живём (обобщение темы). Создание панно «Город, в котором мы живём».

1

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

5ч.

29

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Выставка работ обучающихся

1

30

Праздник весны. Конструирование и украшение птиц, божьих коровок, жуков, стрекоз, бабочек

1

31

Сказочная страна. Коллективное панно по сказке

1

32

Времена года.  Рисование летнего пейзажа

1

33

Здравствуй, лето. Урок любования (урок обобщения). Создание композиции «Здравствуй, лето». Экскурсия в природу

1

ИТОГО

33

Приложение 1

ЛИСТ    ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

Тема урока

Дата

Причина

план

факт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по теме "Путешествие по Золотому кольцу России" 3 класс Школа России

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕПО ТЕМЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ РОСИИ". КПК: "ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА...

Равнины и горы России 4 класс "Школа России"

Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Школа России".  Урок был  разработан и проведен  учителем Сомовой Оксаной Ивановной в 2013 году....

Природные зоны России. 4 класс "Школа России"

Презентация содержит карту природных зон России, кроссворд, филворд, ребусы и др.. Это позволит детям закрепить изученный материал по данной теме в игровой форме....

Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...

Урок окружающего мира 4 класс «Школа России» Тема: Моря, озёра, реки России

Урок окружающего мира 4 класс по УМК "школа России"....