Статья на тему "Изучение декоративно-прикладного искусства в современных учебных программах в соответствии с ФГОС"
статья по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс)

Алпатова Ольга Андреевна

Изучение декоративно-прикладного искусства в современных учебных программах в соответствии с ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изучение декоративно-прикладного искусства в современных учебных программах

В каждой из действующих на современном этапе программ по изобразительному искусству в той или иной степени изучается декоративно-прикладное искусство. Наиболее полно основы народного декоративно-прикладного искусства представлены в содержании программы «Изобразительное искусство» под редакцией Т. Я. Шпикаловой. Данный раздел нацелен на развитие эмоционально-ценностного восприятия учащимися народного декоративно-прикладного искусства России и народов мира, на познание многообразия видов народного искусства, их региональных особенностей.[1]

Накопление творческого опыта учащимися происходит в результате выполнения разнообразных упражнений, основанных на принципах народного искусства: повтор, вариация, импровизация.

Повтор предполагает точное воспроизведение элементов росписи по образцу и на основе показа приемов изображения учителем. Показывая прием, учитель поясняет последовательность и особенность выполнения действий. По характеру процесса деятельность, основанная на повторении действия, относится к репродуктивной, но она, как известно, является условием любой творческой деятельности. Благодаря многократному повтору достигается точность выполнения элементов. Достигнув хорошего результата в воспроизведении основных элементов росписи, можно переходить к более сложным заданиям на вариации.

Задания на вариации предполагают разнообразные сочетания основных элементов росписи, небольшие изменения в композиционном решении или самостоятельное составление композиций по мотивам народного творчества; комбинирование освоенных элементов декорирования на заключительном этапе росписи. Например, в Городце на первом этапе выполнения росписи дети могут варьировать размеры кругов, предназначенных для основы (подмалёвка) цветочных элементов, выбирать цвет для «розанов» и «купавок» (с учетом традиционной для росписи цветовой гаммы), а на заключительном этапе использовать наиболее понравившиеся элементы «оживки». Подобные задания предполагают некоторую свободу, которая, впрочем, ограничивается строгим следованием традициям промысла.

Задания на импровизацию предполагают создание нового образа по мотивам народного промысла или на основе более опосредованной, отдаленной ассоциации, выходя за пределы традиций.[2]

Уровень импровизации довольно сложен для учащихся начальных классов, он достигается благодаря прочным знаниям стилистических особенностей, формы и композиции народного промысла, а также безупречному владению техникой росписи.  В результате выполнения постепенно усложняющихся заданий учащиеся приобретают и обогащают опыт художественно-творческой деятельности.

Не менее важными направлениями в разделе «Основы народного декоративно-прикладного искусства» программы «Изобразительное искусство» под редакцией Т. Я. Шпикаловой являются развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений и формирование представлений о символике народного орнамента.

В программе В. С. Кузина «Изобразительное искусство» прослеживается динамика освоения декоративно-прикладного искусства на основе принципа от общего к частному. После ознакомления в ходе беседы с самим понятием декоративно-прикладного искусства, с основными художественными центрами народных промыслов (Гжель, Городец, Дымково, Хохлома) детям предлагается в рамках разделов программы «Декоративная работа», «Лепка», «Беседы об искусстве» ознакомление с базовыми элементами каждого вида промысла. Так, в разделе «Беседы об искусстве» дети знакомятся в теории с технологией изготовления игрушек, посуды; характерными для промысла образами; основными элементами росписи и композиционными схемами. В разделе «Лепка» идет практическое освоение различных способов лепки и декорирования в народной игрушке, в разделе «Декоративная работа» – практическое освоение росписи, в том числе на объемных формах (вылепленных игрушках). Причем обучение выполнению различных видов народного орнамента используется в большей степени как средство обучения основам изобразительной грамоты. В ходе практической работы дети овладевают понятием композиции, композиционными приемами симметрии, ритма, композиционными схемами (орнамент в полосе, круге) и так далее. Особый акцент в программе В. С. Кузина отводится заданиям, связанным с поиском дополнительной информации о промыслах родного края. Большое внимание уделяется техническим приемам выполнения узоров в свободной кистевой манере: примакиванию и тычку. Указываются различные способы работы с разными видами кистей – круглыми и плоскими.[3]

В программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского народному декоративно-прикладному искусству не уделяется столь пристального внимания. Можно выделить лишь несколько тем за четыре года обучения, в которых учащиеся мельком знакомятся с образцами народного декоративно-прикладного искусства на примере конкретных народных промыслов. Это деревянные и глиняные игрушки по теме «Твои игрушки», хохломская и гжельская посуда по теме «Твоя посуда». Причем представление о данных промыслах формируется на уровне узнавания, дети не изучают и не осваивают характерные для промысла образы и элементы росписи.[4]

Освоение художественно-образного языка традиционного народного искусства невозможно без отработки умений кистевой росписи. В начальной школе изучается группа кистевой росписи (Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Городец, Жостово), «где исполнение элементов и весь образно-графический строй во многом зависят от возможности инструмента – остроконечной беличьей кисти – оставлять мазок, пятно, линию требуемых художественно-геометрических характеристик»[5].

Все перечисленные росписи очень самобытны, имеют свои характерные элементы и закрепленную за промыслом цветовую гамму, но приемы владения кистью сходны внутри этой группы кистевой росписи. Так, например, основные элементы хохломской росписи «капелька», «травные мотивы», «приписки», «усики», листочки и ягодки в различных сочетаниях используются и в городецкой росписи, и в Гжели, Полхов-Майдане.


[1] Программы общеобразовательных учреждений. начальные классы (1–4) в 2 ч. М.: Просвещение, 2000. ч. 2.

[2] Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: учеб.-метод. пособие / под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. М.: Владос, 2000.

[3] Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. Начальная школа / сост. В.С. Кузин, Е.О. Яременко. 3-е изд., перераб. М.: дрофа, 2001.

[4] Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4) в 2 ч. М.: Просвещение, 2000. ч. 2

[5] Бадаев В.С. Русская кистевая роспись: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Владос, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация современных педагогических технологий в соответствии с ФГОС НОО»

Услвия введения  стандартов нового поколения иребуют от педагогов изменения профессионального мировоззрения, проффесиональной позиции....

«Изучение современных методов диагностики в соответствии с ФГОС»

Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, в содержание которой входит целенаправленное изучение особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для обучающихся 3 класса на 2019-2020 учебный год ( в соответствии с ФГОС НОО)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо математикедля обучающихся 3 классана 2019-2020 учебный год( в соответствии с ФГОС НОО)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии для обучающихся 3 класса на 2019-2020 учебный год ( в соответствии с ФГОС НОО)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо технологиидля обучающихся 3 классана 2019-2020 учебный год( в соответствии с ФГОС НОО)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению для обучающихся 3 класса на 2019-2020 учебный год ( в соответствии с ФГОС НОО)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо литературному чтениюдля обучающихся 3 классана 2019-2020 учебный год( в соответствии с ФГОС НОО)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру для обучающихся 3 класса на 2019-2020 учебный год ( в соответствии с ФГОС НОО)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо окружающему мирудля обучающихся 3 классана 2019-2020 учебный год( в соответствии с ФГОС НОО)...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Я в мире спорта» для обучающихся 4 класса на 2021-2022 учебный год (в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными наруш

Рабочая программа курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Я в мире спорта» для обучающихся 4 классана 2021-2022 учебный год(в соответствии с ФГОС образов...