Рабочая программа по изобразительному искусству на уровне начального общего образования
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа по изобразительному искусству на уровне начального общего образования разработана на основе модельной основной образовательной программы (Челябинск. ЧИППКРО).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_izo.docx | 108.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к ООП НОО
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
- Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Личностные результаты
При изучении учебного предмета «Изобразительное искусство» формируются следующие личностные результаты, достижение которых взаимосвязано с освоением основных предметных результатов
Взаимосвязь личностных и предметных результатов освоения
учебного предмета «Изобразительное искусство»
Критерии сформированности | Личностные результаты | Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения учебного предмета |
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное) | 1.1. Сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края |
|
1.2. Осознанность своей этнической и национальной принадлежности |
| |
1.3. Сформированность ценностей многонационального российского общества |
| |
1.4. Сформированность гуманистических и демократических ценностных ориентаций |
| |
1.5. Сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий |
| |
1.6. Владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире |
| |
1.7. Сформированность уважительного отношения к собственной семье, ее членам, традициям |
| |
1.8 Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни |
| |
Смыслообразование | 2.1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося |
|
2.2. Наличие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения |
| |
Нравственно-этическая ориентация | 3.1. Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов |
|
3.2. Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей |
| |
3.3. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе |
| |
3.4. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям |
| |
3.5. Уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных |
| |
3.6. Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств |
| |
3.7. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
| |
3.8. Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций |
|
Метапредметные результаты
При изучении всех без исключения учебных предметов используется системно-деятельностный подход, обеспечивающий формирование следующих метапредметных результатов. Способы организации учебной деятельности, обеспечивающие обучающимся достижение метапредметных результатов, представлены в программе формирования универсальных учебных действий.
Формирование метапредметных результатов
по годам обучения
Универсальные учебные действия / разделы программы | Метапредметные планируемые результаты | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1. Регулятивные | |||||
1.1. Целеполагание | умение принимать и сохранять учебную задачу | + | + | + | + |
умение в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале | + | + | + | + | |
умение преобразовывать практическую задачу в познавательную | + | + | + | + | |
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи | + | + | + | + | |
1.2. Планирование | умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | + | + | + | + |
умение учитывать установленные правила в планировании способа решения задачи | + | + | + | + | |
умение различать способ и результат действия | + | + | + | ||
1.3. Прогнозирование | осуществлять предвосхищающий контроль по результату и по способу действия | + | + | + | + |
1.4. Контроль | умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения | + | + | + | + |
умение в сотрудничестве с учителем осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату действия. | + | + | + | + | |
умение осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания | + | + | + | + | |
1.5. Оценка | способность адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей | + | + | + | + |
умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи | + | + | + | + | |
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия | + | + | + | + | |
1.6. Коррекция | умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках | + | + | + | + |
1.7. Познавательная рефлексия | умение под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать их в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели. | + | + | + | + |
2. Познавательные: | |||||
2.1. Общеучебные | умение под руководством учителя выделять и формулировать познавательную цель | + | + | + | |
умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель | + | ||||
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, решение практических и познавательных задач с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, словарей (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет | + | + | + | + | |
способность структурировать полученные знания | + | + | + | + | |
умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ | + | + | + | + | |
умение осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме | + | + | + | + | |
владеть рядом общих приемов решения задач | + | + | + | + | |
способность ориентироваться на разнообразие способов решения задач | + | + | + | + | |
владение основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров | + | + | + | + | |
умение выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов) | + | + | + | + | |
умение определять основную и второстепенную информацию | + | + | + | + | |
освоенность первичных действий в проектной, конструктивно-модельной, поисковой деятельности в области естественно-математического и технического профиля | + | + | + | + | |
сформированность способностей детей к естественно-научному мышлению, техническому творчеству и интереса к техническим специальностям | + | + | + | + | |
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения практических и познавательных задач в зависимости от конкретных условий | + | + | + | + | |
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач | + | + | + | + | |
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ | + | + | + | ||
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет | + | + | + | ||
2.2. Знаково-символические | умение использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач | + | + | + | + |
умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач | + | + | + | + | |
2.3. Логические | умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | + | + | + | + |
умение осуществлять синтез как составление целого из частей | + | + | + | + | |
умение проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям | + | + | + | + | |
умение осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза | + | + | + | + | |
умение устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений | + | + | + | + | |
умение представлять цепочки объектов и явлений | + | + | + | + | |
умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях | + | + | + | + | |
умение устанавливать аналогии | + | + | + | + | |
умение обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи | + | + | + | + | |
умение выдвигать гипотезы и обосновывать их | + | + | + | + | |
умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей | + | + | + | + | |
умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций | + | + | + | + | |
умение осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты | + | + | + | + | |
2.4. Постановка и решение проблемы | формулирование проблемы | + | + | + | + |
самостоятельное создание алгоритмов (способов) деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | + | + | + | + | |
3. Коммуникативные | |||||
3.1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | умение определять цели, функции участников, способы взаимодействия | + | + | + | + |
умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером | + | + | + | + | |
умение аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | + | + | + | + | |
умение учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной | + | + | + | + | |
3.2. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет | + | + | + | + |
умение с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия | + | + | + | + | |
3.3. Разрешение конфликтов | умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | + | + | + | + |
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | + | + | + | + | |
умение выявлять и идентифицировать проблему, осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его | + | + | + | + | |
способность понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы | + | + | + | + | |
умение продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников | + | + | + | + | |
умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | + | + | + | + | |
3.4. Управление поведением партнера (коммуникацией) | умение контролировать, корректировать и оценивать действия партнера | + | + | + | + |
умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии | + | + | + | + | |
умение формулировать собственное мнение и позицию | + | + | + | + | |
умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | + | + | + | + | |
3.5. Умение выражать свои мысли | умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой) | + | + | + | + |
умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет | + | + | + | + | |
умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | + | + | + | + | |
3.6. Владение монологической и диалогической формами речи | владение диалогической формой коммуникации, в том числе с использованием средств и инструментов ИКТ и дистанционного общения | + | + | + | + |
использование речи для регуляции своего действия | + | + | + | + | |
умение строить монологическое высказывание | + | + | + | + | |
владение диалогической формой речи | + | + | + | + | |
умение адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности | + | + | + | + | |
4. Чтение. Работа с текстом | |||||
4.1. Поиск информации | умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде | + | + | + | + |
умение определять тему и главную мысль текста | + | + | + | + | |
умение делить тексты на смысловые части, составлять план текста | + | + | + | + | |
умение вычленять содержащиеся в тексте основные события и | + | + | + | + | |
умение сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделять 2-3 существенных признака | + | + | + | + | |
4.2. Понимание прочитанного | понимание информации, представленной в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов) | + | + | + | + |
понимание информации, представленной разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы | + | + | + | + | |
понимание текста с опорой не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста | + | + | + | + | |
умение использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения | + | + | + | + | |
умение ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках | + | + | + | + | |
умение использовать формальные элементы текста (например, | + | + | + | + | |
умение работать с несколькими источниками информации | + | + | + | + | |
умение сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников | + | + | + | + | |
4.3. Преобразование и интерпретация информации | умение пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно | + | + | + | + |
умение соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую | + | + | + | + | |
умение формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод | + | + | + | + | |
умение сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию | + | + | + | + | |
умение составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос | + | + | |||
умение делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования | + | + | + | + | |
умение составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном | + | + | + | + | |
4.4. Оценка информации | умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте | + | + | + | + |
умение оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте | + | + | + | + | |
умение на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов | + | + | + | + | |
умение участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста | + | + | + | + | |
умение сопоставлять различные точки зрения | + | + | + | + | |
умение соотносить позицию автора с собственной точкой зрения | + | + | + | + | |
умение в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию | + | + | + | + | |
5. Формирование ИКТ-компетентности обучающегося | |||||
5.1. Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером | умение использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ | + | + | ||
умение организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере | + | + | |||
5.2. Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных | умение вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию | + | + | + | |
умение набирать небольшие тексты на родном языке | + | ||||
умение набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов | + | + | |||
умение сканировать рисунки и тексты | + | + | |||
5.3. Обработка и поиск информации | умение подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования | + | + | + | |
умение использовать сменные носители (флэш-карты) | + | + | |||
умение описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ | + | + | + | ||
умение собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей | + | + | |||
умение редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей | + | + | + | ||
умение пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора | + | + | |||
умение следовать основным правилам оформления текста | + | + | |||
умение использовать полуавтоматический орфографический контроль | + | ||||
умение использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида | + | + | |||
умение искать информацию в системе поиска внутри компьютера | + | + | |||
умение искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете | + | + | + | + | |
умение составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок) | + | + | |||
умение заполнять учебные базы данных | + | + | |||
5.4. Создание, представление и передача сообщений | умение создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их | + | + | ||
умение создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста | + | + | |||
умение создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр. | + | + | + | ||
умение создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера | + | + | |||
умение составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация) | + | ||||
5.5. Планирование деятельности, управление и организация | умение определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий | + | + | ||
умение строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения | + | + | |||
Предметные результаты освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Изобразительное искусство» должны отражать:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Раздел | Планируемые результаты | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||||
Формирование | Оценка | Формирование | Оценка | Формирование | Оценка | Формирование | Оценка | ||
1.Восприятие произведений искусства | умение находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы Южного Урала и рассуждать об увиденном. | + | + | ||||||
умение находить выразительные, образные объемы в природе Южного Урала (облака, камни, коряги, плоды и т. д.). | + | + | |||||||
развитие наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм | + | + | |||||||
понимание роли природных условий в характере культурных традиций разных народов мира и Южного Урала | + | + | |||||||
понимание влияния формы предмета на представление о его характере | + | + | |||||||
передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала, традиционного для народов Южного Урала | + | + | |||||||
умение передавать с помощью линии эмоционального состояния природы Южного Урала, человека, животных Южного Урала); | + | + | |||||||
понимание роли ритма в декоративно-прикладном искусстве народов Южного Урала | + | + | |||||||
умение узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках. | + | + | |||||||
участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к образу персонажа | + | + | + | + | |||||
2.Азбука искусства. Как говорит искусство? | знание разнообразия форм предметного мира, простые геометрические формы | + | + | ||||||
владение понятиями: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции, пропорции и перспектива, линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания, зрительный центр композиции | + | + | |||||||
знание основных и составных, теплых и холодных цветов, смешение цветов | + | + | |||||||
знание многообразия линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знакового характера, штрих, пятно и художественный образ. | + | + | |||||||
знание видов ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.) | + | + | |||||||
знание способов передачи объема | + | + | |||||||
знание жанров пейзажа | + | + | |||||||
понимание единства декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма народов Южного Урала, связи изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками народов Южного Урала | + | + | |||||||
знание жанров портретов | + | + | |||||||
знание произведений народных художественных промыслов в России (с учетом НРЭО) | + | + | |||||||
понимание общности тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов представителей разных культур, народов (в том числе - народов Южного Урала) | + | + | |||||||
представление о наиболее ярких культурах мира, представляющими разные народы и эпохи (в том числе - народов Южного Урала) | + | + | |||||||
3.Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? | Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи | + | + | ||||||
владение элементарными навыками бумагопластики | + | + | |||||||
создание коллективного панно-коллажа | + | ||||||||
выявление геометрической формы простого плоского тела | + | + | |||||||
умение выполнять изображение на плоскости с помощью линии | + | + | |||||||
использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров | + | + | |||||||
умение изображать на плоскости с помощью пятна | + | + | |||||||
экспериментирование и исследование возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен | + | ||||||||
владение элементарными приемами работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина, раскатывание, набор объема, вытягивание формы) | + | + | |||||||
создание моделей предметов бытового окружения человека народов Южного Урала | + | + | |||||||
передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала, традиционного для народов Южного Урала. | + | + | |||||||
умение выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла в скульптуре | + | + | |||||||
знание разнообразия материалов для художественного конструирования и моделирования | + | + | |||||||
создание моделей предметов бытового окружения человека в культуре народов Южного Урала | + | + | |||||||
создание декоративных композиций | + | + | |||||||
создание эскизов для декорирования предметов быта, жилого пространства, транспорта, парков, транспорта, книг и игрушек | + | + | |||||||
использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов народов Южного Урала | + | + | |||||||
знание элементарных приемов композиции на плоскости и в пространстве | + | + | |||||||
владение различными художественными материалами и средствами для создания проектов | + | + | |||||||
выполнение творческих работ | + | + |
1 класс
Обучающийся научится:
- находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы Южного Урала и рассуждать об увиденном;
- находить выразительные, образные объемы в природе Южного Урала (облака, камни, коряги, плоды и т. д.);
- знать разнообразные формы предметного мира, простые геометрические формы;
- осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи;
- владеть элементарными навыками бумагопластики;
- выявлять геометрические формы простого плоского тела.
Обучающийся получит возможность научиться:
- создавать коллективное панно-коллаж.
2 класс
Обучающийся научится:
- развивать наблюдательность и представления о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм;
- понимать роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира и Южного Урала;
- понимать влияния формы предмета на представление о его характере;
- владеть понятиями: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции, пропорции и перспектива, линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания, зрительный центр композиции;
- знать основные и составные, теплые и холодные цвета, смешение цветов;
- знать многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью и т.д.) и их знаковый характер, штрих, пятно и художественный образ;
- знать виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.);
- уметь выполнять изображение на плоскости с помощью линии;
- использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров;
- уметь изображать на плоскости с помощью пятна;
- владеть элементарными приемами работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание, набор объема, вытягивание формы);
- создавать модели предметов бытового окружения человека народов Южного Урала.
Обучающийся получит возможность научиться:
- экспериментировать и исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен
3 класс
Обучающийся научится:
- передавать настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала, традиционного для народов Южного Урала;
- передавать с помощью линии эмоционального состояния природы Южного Урала, человека, животных Южного Урала;
- понимать роль ритма в декоративно-прикладном искусстве народов Южного Урала;
- узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках;
- участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к образу персонажа;
- знать способы передачи объема;
- знать жанры пейзажа;
- понимать единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма народов Южного Урала, связи изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками народов Южного Урала;
- знать жанры портретов;
- выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла в скульптуре;
- знать разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования;
- создавать модели предметов бытового окружения человека в культуре народов Южного Урала;
- создавать декоративные композиции;
- создавать эскизы для декорирования предметов быта, жилого пространства, транспорта, парков, транспорта, книг и игрушек.
Обучающийся получит возможность научиться:
- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства народов Южного Урала (картины, архитектура, скульптура и т.д.), в природе Южного Урала, на улице, в быту;
- изображать пейзажи Южного Урала, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним.
4 класс
Выпускник научится:
- давать эмоциональную оценку шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (включая природу Южного Урала);
- участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению;
- выделять образ человека в традиционной культуре народов Южного Урала, характеризовать образ защитника Отечества в культуре народов Южного Урала;
- знать произведения народных художественных промыслов в России (с учетом НРЭО);
- понимать общности тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов - представителей разных культур, народов (в том числе - народов Южного Урала);
- знать наиболее яркие культуры мира, представляющие разные народы и эпохи (в том числе - народов Южного Урала);
- использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные техники и материалы народов Южного Урала;
- знать элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве;
- владеть различными художественными материалами и средствами для создания проектов;
- выполнять творческие работы.
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира и народов Южного Урала; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
- моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint;
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
- Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе Южного Урала, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы Южного Урала в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи Художественные музеи Челябинска. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие уральской природы в черепановском кружеве Южного Урала, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных Южного Урала: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративноприкладное искусство. Истоки декоративноприкладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре народов Южного Урала. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях народов Южного Урала. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве народов Южного Урала. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (Каслинское и кусинское чугунное литье, златоустовская гравюра).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т.д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ в культуре народов Южного Урала. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве народов Южного Урала.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д. Южного Урала
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А.К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.). Страницы истории Южного Урала в живописи
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира и народов Южного Урала. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры (Памятники архитектуры Челябинска) и декоративноприкладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Южноуральский пейзаж в работах А.М. Васнецова, А.К. Денисов-Уральский, Н.А. Русаков. Городской пейзаж в живописи И.Л. Вандышева. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма народов Южного Урала. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками народов Южного Урала. Образ человека в традиционной культуре народов Южного Урала. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества в культуре народов Южного Урала.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т.д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов Южного Урала (Мечети и мавзолеи на Южном Урале). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков (Парки, скверы, бульвары городов и сел Южного Урала), транспорта и посуды, мебели и одежды, книг (Детские книги южноуральского художника-графика А.В. Гилёва) и игрушек.
Опыт художественнотворческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
3. Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
1 класс
№ п/п | Тема, раздел программы | Количество часов |
Изображения всюду вокруг нас. | 1 | |
Мастер Изображения учит видеть. Тематическая прогулка. | 1 | |
Изображать можно пятном. | 1 | |
Изображать можно в объеме. | 1 | |
Изображать можно линией. | 1 | |
Разноцветные краски. | 1 | |
Изображать можно и то, что невидимо (настроение) | 1 | |
Разноцветные краски. | 1 | |
Художники и зрители (обобщение темы). | 1 | |
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 часов) | ||
Мир полон украшений. Цветы. | 1 | |
Красоту надо уметь замечать. | 1 | |
Узоры на крыльях. | 1 | |
Красивые рыбы. | 1 | |
Украшение птиц. | 1 | |
Узоры, которые создали люди. | 1 | |
Как украшает себя человек. | 1 | |
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) | 1 | |
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 часов) | ||
Постройки в нашей жизни. | 2 | |
Дома бывают разными. | 1 | |
Домики, которые построила природа. | 1 | |
Какие можно придумать дома. | 1 | |
Дом снаружи и внутри. | 1 | |
Строим город. | 1 | |
Все имеет свое строение. | 1 | |
Строим вещи. | 1 | |
Город, в котором мы живем (обобщение темы) | 2 | |
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 часов) | ||
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе Праздник весны». Изображение. Украшение. Постройка | 1 | |
«Сказочная страна». Создание панно. | 1 | |
Разноцветные жуки. | 1 | |
Времена года. Весенний пейзаж. | 1 | |
Здравствуй, лето! (обобщение темы) | 1 |
2 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Чем и как работают художники (8 часов) | ||
Три основные краски, строящие многоцветие мира. | 1 | |
Пять красок – все богатство цвета и тона. | 1 | |
Пастель, цветные мелки, акварель и их выразительные возможности. | 1 | |
Выразительные возможности аппликации. | 1 | |
Выразительные возможности графических материалов. | 1 | |
Выразительность материалов для работы в объеме. | 1 | |
Выразительные возможности бумаги. Для художника любой материал может быть выразительным. | 1 | |
Неожиданные материалы. | 1 | |
Реальность и фантазия (7 часов) | ||
Изображение и реальность. | 1 | |
Изображение и фантазия. | 1 | |
Украшения и реальность. | 1 | |
Украшение и фантазия. | 1 | |
Постройка и реальность. | 1 | |
Постройка и фантазия. | 1 | |
Братья – Мастера всегда работают вместе. | 1 | |
О чём говорит искусство (11 часов) | ||
Изображение природы в различных состояниях. | 1 | |
Выражение характера изображения животных. | 1 | |
Выражение характера человека в изображении. | 1 | |
Выражение характера человека в изображении. | 2 | |
Образ человека и его характер. Работа в объеме. | 1 | |
Выражение характера человека через украшение. | 2 | |
Человек выражает свои чувства, мысли и отношения к миру. | 2 | |
Обобщение знаний. Урок-соревнование. | 1 | |
Как говорит искусство (8 часов) | ||
Цвет, как средство выражения. | 1 | |
Цвет, как средство выражения. | 1 | |
Линия, как средство выражения: ритм линий. | 1 | |
Линия, как средство выражения: характер линии. | 1 | |
Ритм пятен, как средство выражения | 1 | |
Пропорции выражают характер. | 1 | |
Ритм, линия, пятно, цвет, пропорция – средства выразительности. | 2 | |
3 класс
№ п/п | Тема, раздел программы | Количество часов |
Искусство в твоем доме (8 часов) | ||
Твои игрушки придумал художник | 2 | |
Посуда у тебя в доме. | 2 | |
Мамин платок. | 1 | |
Обои и шторы в твоем доме. | 1 | |
Твои книжки. Поздравительная открытка. Что сделал художник в нашем доме. | 2 | |
Искусство на улицах твоего города (9 часов) | ||
Памятники архитектуры – наследие веков. | 2 | |
Парки, скверы, бульвары | 1 | |
Ажурные ограды. | 1 | |
Фонари на улицах города. | 1 | |
Витрины магазинов. | 1 | |
Транспорт в городе. | 1 | |
Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы). | 2 | |
Художник и зрелище (9 часов) | ||
Художник в цирке | 1 | |
Художник в театре | 1 | |
Маски | ||
Театр кукол | 2 | |
Афиша и плакат | 1 | |
Праздник в городе | 1 | |
Школьный праздник – карнавал | 2 | |
Художник и музей (8 часов) | ||
Музеи в жизни города | 1 | |
Изобразительное искусство – картина – пейзаж | 1 | |
Картина – портрет | 2 | |
Картина – натюрморт | 2 | |
Картины исторические и бытовые | 1 | |
Обобщающий урок. «Художник и музей». | 1 |
4 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Истоки родного искусства (8 часов) | ||
Пейзаж родной земли. | 2 | |
Деревня – деревянный мир. | 2 | |
Красота человека. | 2 | |
Народные праздники (обобщение темы). | 2 | |
Древние города нашей Земли (7 часов) | ||
Родной угол. | 1 | |
Древние соборы. | 1 | |
Города Русской земли. | 1 | |
Древние воины - защитники. | 1 | |
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. | 1 | |
Узорочье теремов. | 1 | |
Пир в теремных палатах (обобщение темы). | 1 | |
Каждый народ – художник (11 часов) | ||
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. | 2 | |
Народ гор и степей. | 2 | |
Города в пустыне. | 2 | |
Древняя Эллада. | 2 | |
Европейские города средневековья. | 2 | |
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы). | 1 | |
Искусство объединяет народы (8 часов) | ||
Материнство. | 2 | |
Мудрость старости. | 1 | |
Сопереживание. | 1 | |
Герои-защитники. | 1 | |
Юность и надежды. | 1 | |
Искусство народов мира (обобщение темы). | 2 | |
4. Критерии оценивания
Оценивание осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, содержащимися в следующих пособиях:
- Модельная региональная основная образовательная программа начального общего образования (Челябинск, ЧИППКРО).
- Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация в начальной школе: методические рекомендации / авт.-сост.: Л.Н. Чипышева, И.Д. Борченко; под ред. М.И. Солодковой. – Челябинск: ЧИППКРО.
5. Оценочные материалы
- Контрольно-измерительные материалы модельной региональной образовательной программы начального общего образования (ЧИППКРО, Челябинск).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Циклограмма мониторинга уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся уровня начального общего образования»
В основу современного школьного образования положена идея создания таких условий обучения, при которых каждый учащийся будет стремиться к самосовершенствованию, самоизменению. Научить учащихся учиться...
Рабочая программа изобразительное искусство 1 класс начальное общее образование
Рабочая программа составлена на основе авторской программыавторской программой Изобразительное искусство (под редакцией Неменского Б.М.) -рекомендовано Департаментом общего среднего образо...
Рабочая программа воспитания на уровнях начального общего образования и основного общего образования МКОУ Вараксинской ОШ
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ:В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Изобразительное искусство» базовый уровень начальное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Изобразительное искусство» базовый уровень начальное общее образование...
КОНСТРУКТОР РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебного курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель» для 1-4 класса уровня начального общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель» для 1-4 класса уровня начального общего образования...
Примерная рабочая программа по предметной области (учебному предмету) «Основы религиозных культур и светской этики» на уровне начального общего образования
Предлагаемая примерная рабочая программа представляет собой рекомендацию для педагогов, школ (ФЗ «Об образовании в РФ» ч. 7.2. ст. 12) и отражает вариант конкретизации требований Федеральн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ на уровнях начального общего образования МКОУ Вараксинской ОШ
Рабочая программа воспитания ООП НОО МКОУ Вараксинской ОШ (далее –Программа воспитания) разработана на основе Федеральной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций. Данная...