Рабочая программа по изобразительному искусству, 1-4 классы, УМК "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс)

Сабадаж Елена Хайсатовна

Рабочая программа по изо

Авторы учебника: Савенкова Л.Г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА-САД № 7» ГОРОДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКА

Пункт 2.2. Основной

образовательной программы

начального общего образования

(в соответствии с федеральным

государственным

образовательным стандартом

начального общего

образования, утвержденным приказом

Министерства образования и науки

 Российской Федерации

от 06 октября 2009 года № 373

«Об утверждении

 федерального государственного

 образовательного стандарта

начального общего образования»,

 утвержденной приказом

МБОУ ЦО «Школа-сад № 7»  от 28.08.2020 № 567

           РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предметная область: искусство

Учебный предмет: изобразительное искусство

1-4 классы

     

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты

1) целостное, гармоничное восприятие мира;

2) интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;

3) формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;

4) способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы; способность различать звуки окружающего мира;

5) представлять о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство;

6) самостоятельно мотивировать свою деятельности, определять цель работы (задания) и выделять её этапы;

7) доводить работу до конца; способность предвидеть результат своей деятельности;

8) оценивать результаты своей деятельности и одноклассников;

9) работать в малых группах, в коллективе;

10) слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.

Метапредметные результаты

1) постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца); - принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;

2) самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса, своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;

3) проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

4) оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

5) применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;

6) выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно - творческих задач;

7) проводить самостоятельные исследования;

8) находить нужную информацию в Интернете;

9) участвовать в тематических обсуждениях и высказывать свои предложения;

10) формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием;

11) обогащать словарный запас, развивать умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы;

12) понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;

13) пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету;

14) понимать и передавать свои впечатления от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства);

15) сопоставлять события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделять общее и различие между ними;

16) объяснять, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.

Предметные результаты

1) сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;

2) анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;

3) сравнивать описания, произведения искусства на одну тему; обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;

4) высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать о своем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;

5) фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;

6) сформировать представления о природном пространстве и архитектуре разных народов, архитектурных памятников своего региона, их истории;

7) принимать участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;

8) понимать влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;

9) понимать зависимость народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;

10)уметь объяснять, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;

11) создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства - словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;

12) развивать предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пьесы и т. п.);

13) использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

Результаты освоения 1 года обучения

Личностные результаты

  • понимает свою новую социальную роль ученика. Принимает и выполняет правила школьной жизни;
  • знает свою национальную принадлежность; понимает, что есть люди других национальностей;
  • проявляет учебно-познавательный интерес к учебному процессу;
  • ориентируется в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
  • знает  и соблюдает основные моральные нормы и ориентируется на их выполнение с помощью учителя и по образцу.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • организовывает свое рабочее место, готовит необходимые материалы и инструменты;
  • принимает учебную задачу, поставленную учителем;
  • определяет последовательность работы выполнения практического действия под руководством учителя;
  • высказывает предположение по поводу способа действий;
  • проговаривает последовательность действий на уроке;
  • осуществляет контроль выполненной работы с образцом;
  • адекватно воспринимает оценку учителя;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД:

  • уметь ставить вопросы, обращаться за помощью;
  • учиться планировать работу в группе;
  • умеет выражать свои мысли, формулировать собственное мнение;
  • оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
  • уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  •  умеет слушать и понимать речь других;
  • понимает, что у других есть своя точка зрения;
  • -умеет задавать простые вопросы по учебному материалу;
  • договариваться и приходить к общему мнению под руководством учителя.

Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

Ученик получит возможность научиться:

• создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

• использовать выразительные средства изобразительного искусства - цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;

• работать с художественными материалами (красками, карандашом, ручкой, фломастерами, углём, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном и т. д.);

• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета (для передачи характера персонажа, эмоционального состояния человека, природы), смешивать цвета для получения нужных оттенков;

• выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с поставленными задачами;

• создавать образы природы и человека в живописи и графике;

• выстраивать композицию в соответствии с основными её законами (пропорция; перспектива; контраст; линия гори зонта: ближе - больше, дальше - меньше; загораживание; композиционный центр);

• понимать форму как одно из средств выразительности;

• отмечать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве;

• видеть сходство и контраст форм, геометрические и природные формы, пользоваться выразительными возможностями силуэта;

• использовать разные виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.) для придания выразительности своей работе;

• передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния человека, животного, настроения в природе;

• использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического художественного образа;

• создавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями, конструировать фантастическую среду на основе существующих предметных и природных форм;

• изображать объёмные тела на плоскости;

• использовать разнообразные материалы в скульптуре для создания выразительного образа;

• применять различные способы работы в объёме - вытягивание из целого куска, налепливание на форму (наращивание формы по частям) для её уточнения, создание изделия из частей;

• использовать художественно-выразительный язык скульптуры (ракурс, ритм);

• чувствовать выразительность объёмной формы, многосложность образа скульптурного произведения, выразительность объёмных композиций, в том числе многофигурных;

• понимать истоки и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;

• приводить примеры основных народных художественных промыслов России, создавать творческие работы по мотивам народных промыслов;

• понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен, цвета), использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента, передавать движение с использованием ритма элементов;

• понимать выразительность формы в декоративно-прикладном искусстве;

• использовать законы стилизации и трансформации природных форм для создания декоративной формы;

• понимать культурно-исторические особенности народного искусства;

• понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства;

• приводить примеры ведущих художественных музеев страны, объяснять их роль и назначение.

пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;

• выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи;

• видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие родной природы;

• понимать и передавать в художественной работе различное и общее в представлениях о мироздании разных народов мира;

• активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет и др.), передавая своё эмоциональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы;

• работать в историческом жанре и создавать многофигурные композиции на заданные темы и участвовать в коллективных работах, творческо-исследовательских проектах;

• воспринимать произведения изобразительного искусства и определять общие выразительные возможности разных видов искусства (композицию, форму, ритм, динамику, пространство);

• переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ;

• работать с поделочным и скульптурным материалом, создавать фантастические и сказочные образы на основе знакомства с образцами народной культуры, устным и песенным народным творчеством и знанием специфики современного дизайна;

• участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвященных искусству;

• выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;

• проводить коллективные и индивидуальные исследования по истории культуры и произведениям искусства (история создания, факты из жизни автора, особенности города, промысла и др.);

• использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.

Результаты освоения 2 года обучения

Личностные результаты

  • готовность и способность учащихся к саморазвитию;
  • развитие художественного вкуса и способность к оценке произведений искусств;
  • способность к художественному познанию мира;
  • навыки использования различных художественных материалов для работы;
  • уважительное отношение к мнению других, к истории и культуре других народов.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  • определять последовательность своих действий;
  • внимательно относиться к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведениями искусства;
  • желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении;
  • корректировать выполнение задания.

Познавательные УУД:

  • сбор информации из различных источников;
  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  • сформировать представления о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
  • умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • умение вести устный диалог, слушать собеседника.

Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

Ученик получит возможность научиться:

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
  •  различать основные виды и жанры пластических искусств;
  •  эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры российского и мирового искусства изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений;
  •  приводить примеры одного-двух ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  •  создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
  •  использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
  •  различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
  •  наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
  •  использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России;
  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта - природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. - в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
  •  воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
  • видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);
  • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
  • моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства;
  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
  • изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним своё отношение;
  • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы;
  • применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, использовать в творчестве различные ИКТ-средства.

Результаты освоения 3 года обучения

Личностные результаты

  • самостоятельно мотивировать свою деятельность, определять цели работы (задания) и выделять ее этапы;
  • способность предвидеть результат своей деятельности;
  • проявлять познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала;
  • анализировать свои переживания и поступки;
  • находить общие нравственные категории в культуре разных народов;
  • сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем;
  • доводить работу до конца, оценивать результаты своей деятельности;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
  • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью;
  • осуществлять само- и взаимопроверку работ;
  • корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, на определенном этапе.

Познавательные УУД:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
  • отбирать необходимые источники информации;
  • анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно - следственные связи (на доступном уровне);
  • активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий.

Коммуникативные УУД:

  • участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения;
  • критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого;
  • участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель;
  • осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.

Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

Ученик получит возможность научиться:

  • выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
  •  чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
  • сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
  •  правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
  • выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
  •  соблюдать последовательность выполнения рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
  • чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
  •  выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
  •  использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
  •  творчески применять простейшие приемы народной росписи: цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев; своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав;
  •  использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
  •  расписывать готовые изделия согласно эскизу;
  •  применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда.
  • воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
  • видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);
  • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
  • моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства;
  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
  • изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним своё отношение;
  • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы;
  • применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, использовать в творчестве различные ИКТ-средства.

Результаты освоения 4 года обучения

Личностные результаты

  • развитие художественного вкуса и способность к эстетической оценке произведений искусств;
  • ценить семейные отношения, традиции своего народа. Уважать и изучать историю России, культуру народов, населяющих Россию;
  • стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения;
  • испытывать эмпатию, понимать чувства других людей и сопереживать им, выражать свое отношение в конкретных поступках;
  • проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения;
  • выбирать для выполнения определённой задачи различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов;
  • оценивать результаты собственной деятельности, объяснять по каким критериям проводилась оценка.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в дополнительной литературе, предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
  • сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
  • анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
  • использовать различные художественные материалы для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устную речь с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника;
  • отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
  • участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы;
  • осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

Ученик получит возможность научиться:

  • создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
  • использовать выразительные средства изобразительного искусства - цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;
  • работать с художественными материалами (красками, карандашом, ручкой, фломастерами, углём, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном и т. д.);
  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета (для передачи характера персонажа/эмоционального состояния человека, природы), смешивать цвета для получения нужных оттенков;
  • выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с поставленными задачами;
  • создавать образы природы и человека в живописи и графике;
  • выстраивать композицию в соответствии с основными её законами (пропорция; перспектива; контраст; линия горизонта: ближе - больше, дальше - меньше; загораживание; композиционный центр);
  • понимать форму как одно из средств выразительности; отмечать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве; видеть сходство и контраст форм, геометрические и родные формы, пользоваться выразительными возможностями силуэта;
  • использовать разные виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.) для придания выразительности своей работе;
  • передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния человека, животного, настроения в природе; использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического художественного образа; создавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями, конструировать фантастическую среду на основе существующих предметных и природных форм; изображать объёмные тела на плоскости; использовать разнообразные материалы в скульптуре для создания выразительного образа;
  • применять различные способы работы в объёме - вытягивание из целого куска, налепливание на форму (наращивание формы по частям) для её уточнения, создание изделия из частей;
  • использовать художественно-выразительный язык скульптуры (ракурс, ритм);
  • чувствовать выразительность объёмной формы, сложность образа скульптурного произведения, выразительность объёмных композиций, в том числе многофигурных;
  • понимать истоки и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
  • приводить примеры основных народных художественных промыслов России, создавать творческие работы по мотивам народных промыслов;
  • понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен цвета), использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента, передавать движение с использованием ритма элементов;
  • понимать выразительность формы в декоративно-прикладном искусстве;
  • использовать законы стилизации и трансформации природных форм для создания декоративной формы;
  • понимать культурно-исторические особенности народного искусства;
  • понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства;
  • приводить примеры ведущих художественных музеев страны, объяснять их роль и назначение.
  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
  • выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи;
  • видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие родной природы;
  • понимать и передавать в художественной работе различное и общее в представлениях о мироздании разных народов мира;
  • активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет и др.), передавая своё эмоциональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы;
  • работать в историческом жанре, создавать многофигурные композиции на заданные темы и участвовать в коллективных работах, творческо-исследовательских проектах;
  • воспринимать произведения изобразительного искусства и определять общие выразительные возможности разных видов искусства (композицию, форму, ритм, динамику, пространство);
  • переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ;
  • работать с поделочным и скульптурным материалом, создавать фантастические и сказочные образы на основе знакомства с образцами народной культуры, устным и песенным народным творчеством и знанием специфики современного дизайна;
  • участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвященных искусству;
  • выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;
  • проводить коллективные и индивидуальные исследования по истории культуры и произведениям искусства (история создания, факты из жизни автора, особенности города, промысла и др.);
  • использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В программе представлены три направления художественного развития обучающихся. В зависимости от возраста младших школьников на уроках больше внимания уделяется тому или иному направлению:

1 класс (33 часа)

1. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир).

Наблюдение окружающего предметного мира и природы, явлений природы и создание на основе этого наблюдения художественного образа. Создание цветовых композиций на передачу характера светоносных стихий в природе. Приемы работы красками и кистью. Использование в работе тонированной бумаги и разнообразных материалов. Выбор материалов и инструментов для изображения. Передача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности. Изображение по памяти и представлению. Гармоничное заполнение всей изобразительной плоскости. Обсуждение картин, выполненных детьми: особенности работы на листе бумаги. Передача в рисунке направления: вертикального, горизонтального, наклонного. Проведение различных линий графическими материалами. Наблюдение за разнообразием цвета, форм, настроения в природе и окружающей действительности и передача их в рисунке. Использование элементарных правил композиции. Получение сложных цветов путем смешения двух красок. Выполнение этюдов в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создание коллективных композиций из вылепленных игрушек. Изображение предметов в рельефном пространстве: ближе - ниже, дальше - выше. Овладение графическими материалами: карандашом, фломастером. Работа с палитрой и гуашевыми красками.

2. Развитие фантазии и воображения.

Импровизация в свете, линии, объеме в процессе восприятия музыки, поэтического слова. Отображение контраста и нюанса в рисунке. Создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой. Передача настроения и движения в рисунке. Создание творческих работ по фотоматериалов и на основе собственных наблюдений. Передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения. Связь между звуками в музыкальном произведении. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства с использованием больших готовых форм. Конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани. Создание композиций по мотивам литературных произведений.

3. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика). (

Представление об изобразительном искусстве, связи искусства с действительностью. Участие в обсуждении тем: «Какие бывают художники-живописцы, скульпторы, графики?». Материалы и инструменты разных художников. Различие жанров изобразительного искусства. Эмоциональная оценка и образная характеристика произведений художника. Выражение своего эстетического отношения к работе. Наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного искусства. Роль и значение музея. Комментирование видеофильмов, книг по искусству. Выполнение зарисовок по впечатлению от экскурсий, создание композиций по мотивам увиденного.

 

2 класс (34 часа)

1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)

Работа различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушыо, пером, цветными мелками, в технике аппликации. Создание этюдов, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений. Передача изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражение в картине своих чувств, вызванных состоянием природы. Представление о художественных средствах изображения. Использование в своих работах тёплой и холодной гаммы цвета. Работа по представлению и воображению. Изображение предметов с натуры и передача в рисунке формы, фактуры, рефлекса. Представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах. Освоение и изображение в рисунке замкнутого пространства. Передача наглядной перспективы. Изображение (размещение) предметов в открытом пространстве. Представление о том, почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др. Поиск в Интернете необходимой информации по искусству. Изображение по представлению и наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания. Работа в разных художественных техниках - графике, живописи, аппликации. Передача в рисунке планов, композиционного центра, динамики, контраста и нюанса цвета и формы. Освоение компьютерной графики (линия, пятно, композиция). Использование готовых геометрических форм (коробок, упаковок) для создания интерьера комнаты. Представление об архитектурном проекте, создание своего архитектурного проекта. Сотворчество в коллективной Деятельности. Использование цветной бумаги, готовых геометрических форм. Использование выразительных средств декоративно - прикладного искусства. Проведение коллективных исследований. Применение в работе равновесия в композиции, контраста крупных и мелких форм в объёме. Цветная бумага, аппликация. Использование в работе симметрии, стилизации форм и цвета. Конструирование и создание симметричных изделий путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания из бумаги. Выполнение композиций без конкретного изображения в технике компьютерной графики с использованием трёх-четырёх цветов (передача симметрии, линии, пятна).

2. Развитие фантазии и воображения

Работа с литературными произведениями при создании композиций по мотивам былин. Сочинение сюжетных композиций и иллюстрирование былин. Поиск необходимых литературных текстов через поисковую систему Интернет, в периодических изданиях, книгах. Использование в работе знаний о замкнутом пространстве. Передача в работе волшебства сказки. Создание объёмно - пространственной композиции в технике бумажной пластики или лепки. Выполнение рабочих эскизов в графическом редакторе. Работа индивидуально и в малых группах. Конструирование несложных форм предметов в технике бумажной пластики. Использование созданных игрушек в театральном и кукольном представлении. Трансформация литературно-сказочных и образно - цветовых словесных описаний и музыкальных образов в зрительно-цветовые образы. Создание плоскостных или глубинно-пространственных композиций - карт достопримечательностей родного села, города, местности возле школы. Передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного - в музыке, художественном слове и народной речи (в графике, цвете или форме).

3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)

Участие в обсуждении тем «Искусство вокруг нас», «Красота форм в архитектуре». Поиск в Интернете знаменитых архитектурных объектов разных стран мира. Объяснение понятия «средства художественной выразительности». Сравнение творческих манер, «языков» разных художников. Разнообразие оттенков цвета природных объектов (растений, зверей, птиц, насекомых). Представление о работе художника-иллюстратора. Участие в обсуждениях на темы и внесение своих предложений. Передача в словесных образах выразительности форм и цвета глиняной и деревянной игрушки. Представление об особенностях работы художника в театре балета, в музыкальном, кукольном, драматическом театрах. Общее и индивидуальное в работе разных художников.

 

3 класс (34 часа)

1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)

Овладение основами языка живописи и графики. Передача разнообразия и красоты природы средствами живописи, графики. Изображение природного пейзажа в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях. Передача ритмического своеобразия природного ландшафта с помощью выразительных средств изобразительного искусства. Создание цветовых графических композиций в технике компьютерной графики. Запечатление объектов природы с помощью фотоаппарата. Понимание и изображение природного ритма. Отделение главного от второстепенного. Выделение композиционного центра. Создание композиции на плоскости на заданную тему. Выбор формата в зависимости от темы и содержания. Выбор художественных материалов. Создание эскизов будущей работы с помощью компьютерной графики. Передача воздушной перспективы графическими средствами. Выбор и освоение картинной плоскости в зависимости от творческого замысла. Использование в работе средств компьютерной графики. Эксперименты с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов. Создание плавных переходов цвета. Овладение приёмами самостоятельного составления натюрморта. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Сознательный выбор формата, преодоление измельчённости изображения. Передача смысловой связи предметов в натюрморте. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению. Выполнение кратких зарисовок (набросков) фигуры человека с натуры и по представлению в разных положениях. Работа в одной цветовой гамме. Передача объёма графическими средствами. Передача формы предмета с помощью штриха. Передача контраста и нюанса в объёме (лепка из глины или пластилина). Освоение профессиональной лепки. Создание объёмно-пространственной композиции. Передача ритма и динамики при создании художественного образа. Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм (по описанию в сказках). Выражение замысла в рельефных эскизах. Работа в группах по три - пять человек. Поиск в Интернете музейных экспозиций. Освоение техники бумажной пластики. Создание эскизов одежды по мотивам растительных форм.

2. Развитие фантазии и воображения

Передача настроения и ритма музыкального и поэтического произведения графическими средствами. Использование цветового разнообразия оттенков. Композиционный центр и ритмическое изображение пятен и линий. Передача индивидуальной манеры письма. Передача контрастных отношений в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, в том числе в технике компьютерной графики. Передача смысловой зависимости между элементами изображения путём выбора формата, материала изображения. Передача содержания художественного произведения в графической иллюстрации. Соотнесение содержания книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Создание своих буквиц для сказочных произведений, оригинальных вариантов заглавной буквы своего имени, отражение в образе буквы своего характера и интересов. Использование музыкального материала для передачи настроения и эстетического образа пространства. Создание игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Использование в украшении игрушек мотивов растительного и животного мира. Соотнесение характера украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы. Раскрытие символики цвета и изображений в народном искусстве. Коллективное исследование на тему «Знаки и символы русского народа». Передача равновесия в изображении, выразительность формы в декоративной композиции: обобщённость, силуэт.

3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)

 Выражение в словесной форме своих представлений о видах изобразительного искусства. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Коллективное исследование по данной теме. Поиск и объяснение общего и различного в языке разных видов искусства. Выражение в беседе своего отношения к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального; хореографии, литературы), понимание специфики художественного языка каждого из них. Классификация произведений изобразительного искусства по видам и жанрам. Ведущие художественные музеи России и своего региона. Объяснение символики в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональности, практической значимости произведений декоративно-прикладного искусства. Представление о связи архитектуры с природой. Архитектурные памятники региона, их история.

4 класс (34 часа)

1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)

Выполнение графических зарисовок, этюдов, небольших живописных работ с натуры в технике «а- ля прима». Представление об особенностях освоения окружающего пространства людьми. Запечатление уголков природы в пейзаже с помощью разных графических материалов. Создание композиции в технике компьютерной графики с помощью линий и цвета. Представление о природных пространствах разных народов: горах, степях, пустынях, песках, лесах, озёрах, равнинах, реках, полях и др. Выполнение зарисовок, этюдов, живописных и графических работ разными техниками и материалами. Особенности народной архитектуры разных регионов земли, зависимость народной архитектуры от природных условий местности. Участие в обсуждениях тем, связанных с ролью искусства в жизни общества, в жизни каждого человека. Активное использование обсуждении своих представлений об искусстве и его роли в жизни общества, в жизни каждого человека. Передача в творческих работах с помощью цвета определённого настроения с использованием нужной цветовой гаммы. Создание проекта своего дома, находящегося в конкретной природной среде. Передача в работе воздушной перспективы; первого, второго и третьего планов; пространственные отношения между предметами в конкретном формате. Создание сюжетных композиций, передача в работе смысловых связей между объектами изображения, колорита, динамики с помощью цвета, пятен, линий. Освоение графических компьютерных программ. Поиск нужного формата, выделение композиционного центра. Выполнение набросков с натуры (изображения одноклассников). Составление тематического натюрморта из бытовых предметов. Передача в натюрморте смысловой зависимости между предметами и их национального колорита. Самостоятельное решение творческих задач при работе над композицией. Передача пропорций, характерных черт человека (формы головы, лица, причёски, одежды) графическими средствами. Нахождение общих для разных народов интонаций, мотивов, настроения. Создание небольших этюдов. Лепка фигуры человека по наблюдению. Представление о народном декоративном орнаменте, создание своего орнамента с использованием элементов орнамента конкретного региона (народности). Передача симметрии и асимметрии в природной форме. Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета. Зависимость народного искусства от природных и климатических особенностей местности; его связь с культурными традициями.

2. Развитие фантазии и воображения

Размышления на темы «Родной язык», «Звучащее слово орнамента», «Поэзия декоративно- прикладного искусства». Раскрытие понятий «устное народное творчество», «литературная сказка (авторская)». Освоение поисковой системы Интернет. Выполнение графических работ по результатам обсуждения. Создание коллективных композиций в технике коллажа. Отображение в работе колорита, динамики в соответствии с темой и настроением. Выполнение цветовых и графических композиций на тему, создание из них коллективной композиции или книги. Участие в коллективной творческой работе в реальной предметно-пространственной среде (интерьере школы). Отображение характера традиционной игрушки в современной пластике. Создание коллективных объёмно-пространственных композиций из выполненных работ. Участие в подготовке «художественного события» на темы сказок. Роспись силуэтов предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов. Объяснение сходства и различий в традициях разных народов (в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом). Изучение произведений народного и декоративно-прикладного искусства. Объяснение выбора использованных мастером материала, формы и декоративного украшения предмета. Создание композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла. Проведение под руководством взрослого исследования по материалам народного искусства своего региона. Участие в коллективных проектах по материалам народных ремёсел. Изготовление творческого продукта как составной части проектной работы.

3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)

Представление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр). Определение особенностей творческой манеры разных мастеров. Подражание манере исполнения понравившегося мастера при создании собственной композиции. Представление о народном декоративно-прикладном искусстве. Нахождение особенного в каждом виде народного искусства. Выполнение самостоятельных эскизов предметов народного искусства. Создание эскизов, проектов архитектурных объектов в зависимости от рельефа местности. Орнаментальные символы разных народов и значение этих символов. Создание посильных декоративных композиции с использованием солярных знаков в эскизах росписи и декоративном орнаменте. Передача формы, динамики (движения), характера и повадок животных в объёме (лепке), графике (линией), живописи (способом от пятна).

III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

В период адаптации проводится курс «Введение в школьную жизнь». Из содержания курса по предмету «Изобразительное искусство» выделен 1ч. из раздела «Кто такой художник?».

        1 класс – 33 часа

п/п

Название раздела/темы  

Кол-во часов

Примечание

Кто такой художник? (4 ч)

1

Введен6ие в школьную жизнь. Кто такой художник?

1

2

Чем работает художник? Палитра.

1

3

Как появилось изобразительное искусство?

1

4

Гуашь и кисть в руке художника. Создание своих цветов и оттенков.

1

Искусство видеть и творить (14ч)

5

Художник-живописец. Первые представления о композиции.

1

6

Художник-график. Знакомство с разными художественными материалами.

1

7

Фломастеры. Придумываем, сочиняем, творим.

1

8

Художник-скульптор. Скульптура в музее и вокруг нас.

1

9

Пластилин и глина. Лепка рельефа на свободную тему.

1

10

Пластилин и глина. Времена года.

1

11

Пластилин и глина. Времена года.

1

12

Аппликация. Освоение техники бумажной пластики.

1

13

Аппликация. Мастерская художника.

1

14

Художник-архитектор. Конструирование замкнутого пространства.

1

15

Художник-архитектор. Идем в музей.

1

16

Художник-прикладник.

1

17

Делаем игрушки сами.

1

18

Делаем игрушки сами.

1

Какие бывают картины?  (6ч)

19

Пейзаж.

1

20

Портрет.

1

21

Сюжет.

1

22

Натюрморт.

1

23

Натюрморт. Идем в музей.

1

24

Иллюстрация: рисунок в книге.

1

Природа – великий художник (8ч)

25

Природа – великий художник.

1

26

Времена года.

1

27

Акварель.

1

28

Рассказываем сказку с помощью линии.

1

29

Рисуем животных из кляксы.

1

30

Лепим животных.

1

31

Изготовление птиц из бумаги на основе наблюдения.

1

32

Разноцветный мир природы. Итоговый тест.

1

Музей в твоей книжке (1ч)

33

Времена года. Идем в музей.

1

Итого:

33 часа

         

          2 класс – 34 часа

№ п/п

Название раздела/темы

Кол-во часов

Примечание

Что значит быть художником? (6ч)

1

Что значит быть художником. Предметный мир. Свободное рисование на тему «За лесами, за горами»

      1

2

Фактура предметов. Снимаем отпечаток фактуры с предметов. «Ковер-самолет»

      1

3

Снимаем отпечаток фактуры с предметов. «Живые листья».

1

4

Рисуем натюрморт.

1

5

Рефлекс в изобразительном искусстве. «Натюрморт» (используя рефлексы)

1

6

Что могут рассказать вещи о своем хозяине. «Интерьер жилища

сказочного героя».

1

Многообразие открытого пространства (3ч)

7

Что такое открытое пространство? «Моя улица утром и вечером».

1

8

Открытое пространство и архитектура. «Я путешествую».

1

9

Кто создает архитектуру? Проект «Детская площадка»

1

Волшебство искусства (3ч)

10

Какие бывают виды искусства? «Волшебство одного из видов искусств»

1

11

Сочиняем сказку и показываем её, как в театре. «Мой первый кукольный театр»

1

12

Какие бывают игрушки? «Подражание мастеру. Лепим игрушки».

1

О чём и как рассказывает искусство?  (13ч)

13

Художественно-выразительные средства. «Заколдованный лес»

(живопись и графика).

1

14

О чем говорят на картине цвета? «Настроение», «Зимние игры», «Из теплой комнаты смотрю на падающий снег».

1

15

Учимся изображать с натуры. «Разговор двух предметов».

1

16

Портрет. «Моя мама». Автопортрет.

1

17

Такие разные маски. «Карнавальные маски».

1

18

Графическое изображение. Графическая иллюстрация к любимой сказке.

1

19

Контраст. «Черно-белая планета».

1

20

Пятно. Тон. « Тучки небесные»

1

21

Штрих. Набросок. Коллективная композиция «На перемене».

1

22

Придаем бумаге объем. Аппликация «Дерево».

1

23

Пейзаж. Работаем в смешанной технике. «Весенний пейзаж».

1

24

Животные в произведения художников. «Мое любимое животное».

1

25

Сюжет. «Сюжетная композиция в красках».

1

Природа  - великий художник (9ч)

26

Удивительный мир растений. «Букет любимых цветов».

1

27

Человек учится у природы. Природные формы в архитектуре. «Дворец».

1

28

Собираем коллекцию камней. «Сказочный камень».

1

29

Симметрия в природе искусстве. «Лесная поляна».

1

30

Орнамент. «Закладка для учебника».

1

31

Слушаем и наблюдаем ритм. Придумываем, сочиняем, творим. «Воздушный змей».

       1

32

Смотри на мир широко открытыми глазами. Творческий рисунок.

1

33

Итоговый тест.

1

34

Итоговый урок – «Музей в твоей книжке».

1

  Итого:  

                                34 часа

     3 класс – 34 часа

№ п/п

Название раздела/темы

Кол-во часов

Примечание

Природные объекты в творчестве художника (9 ч)

1.

Вводный инструктаж по ТБ. Воздушное пространство.

1

2.

Воздушное пространство. «Облака и птицы в небе».

1

3

Водный мир.  «Корабль для морских путешествий».

1

4.

Водный мир. «Фантастическое животное подводного мира» .

1

5.

Земная поверхность. «Осень в природе».

1

6.

Земная поверхность. «Прогулка в парке».

1

7.

Недра земли. «Сказочный подземный город».

1

8.

Ритм в природе. «Журавлиная стая на восходе солнца».

1

9.

Ритм в природе. «День и ночь».

1

Величие природы на языке изобразительного искусства (13 ч)

10.

Глухие и звонкие цвета. «Звуки природы».

1

11.

Глухие и звонкие цвета. «Солнечный день в горах».

1

12.

Главные и дополнительные цвета. «Закат солнца, сумерки».

1

13.

Главные и дополнительные цвета. «Цветочный город».

1

14.

Нюанс. «Осенний букет».

1

15.

Гризайль. Рисунок с натуры яблока.

1

16.

Монотипия. «Мифическое животное».

1

17.

Контраст. «Про Ленивую и Радивую».

1

18.

Контраст. Лепка. «Волк и ягненок».

1

19.

Воскография. «Новогодняя открытка».

1

20.

Перспектива. «Воздушная перспектива в пейзаже».

1

21.

Работа с натуры. Натюрморт «Цветы в вазе».

1

22.

Работа с натуры. Портрет человека.

1

Выразительные средства изобразительного искусства (9 ч)

23.

Форма. «Кувшин с полевыми цветами».

1

24.

Форма. «Пейзаж с парусом».

1

25.

Шрифт. Буквица. «Буква имени».

1

26.

Цвет. «В весеннем лесу».

1

27.

Объем. «Человек и животное».

1

28.

Объем. «Райское яблоко».

1

29.

Ритм. Рыбацкие лодки.

1

30.

Орнамент. «Жар-птица».

1

31.

Изразец. Декоративная полоска.

1

Музей в твоей книжке (3 ч)

32.

И.И. Шишкин. В.М. Васнецов. «Лесная поляна».

1

33.

Итоговый тест.

1

34.

И.Я. Билибин. В.А. Серов. В. Ван Гог «Подсолнухи».

1

Итого:

34 часа

     4 класс – 34 - часа

       

   №

п/п

Название раздела/темы

Кол-во часов

Примечание

Природа. Человек. Искусство (7 ч)

1

Вводный инструктаж по технике безопасности. Искусство в жизни человека.

 1

2

Пространственные отношения между объектами в природной среде. Рисование с натуры природных объектов.

 1

3

Средства художественной выразительности в декоративно-прикладном искусстве.

1

4

Пейзаж с элементами традиционной народной архитектуры «Песня природы твоего родного края»

 1

5

Мировое древо. Лист Мирового древа.

1

6

Предания старины глубокой. Иллюстрация к былине, сказке.

 1

7

Художественный образ природы по мотивам одного из стихотворений.

1

Природное пространство и народная архитектура (5 ч)

8

Русская изба.

     1

9

Композиция «Деревенская улица».

     1

10

Теплая и холодная гамма цветов и их оттенков. Жанровая композиция «Горы в лучах заходящего солнца». Кавказская сакля.

     1

11

Конструкция здания, природные условия и уклад жизни. Здание в пейзаже. Казахская юрта.

     1

12

Традиционный китайский дом.

     1

Организация внутреннего пространства народного жилища (6 ч)

13

Гармония и равновесие в композиции натюрморта. Национальная посуда. Натюрморт.

1

14

В русской избе.

     1

15

Внутри кавказской сакли.

     1

16

Народная одежда. Жанровая композиция. В казахской юрте.

     1

17

Интерьер китайского дома.

     1

18

Коллективное исследование «Чайная церемония в Китае».

     1

Символика народного орнамента (6 ч)

19

Растительные и зооморфные формы. Ритм, симметрия и соотношение величин в узоре.

     1

20

Русский орнамент.

1

21

Узоры народов Северного Кавказа.

1

22

Орнаменты казахского народа.

1

23

Традиционные узоры Китая.

1

24

Орнамент. Образ мирового дерева.

1

Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство (10 ч)

25

Филимоново. Фигурки животных.

1

26

Художники-анималисты. Изображение животного в естественной среде обитания. Богородское.

 1

27

Стилизация. «Из жизни деревни», «Летние воспоминания» в стиле каргопольской игрушки.

 1

28

Матрёшка.

1

29

Диковинки. Дымковская игрушка.

1

30

Природные формы. Жостовский поднос.

1

31

Промежуточная аттестация. Творческий проект.

1

32

Композиции городецких умельцев.

1

33

Природные формы. Хохломская роспись.

1

34

Музей в твоей книжке. Коллективная творческая работа «Ярмарка народных промыслов России».

 1

Итого:

                                             34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса коррекционной школы VIII вида.

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Содержит КТП, пояснительную записку, содержание образовательной программы, нормы оценок, требования к ЗУН,...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса. УМК "Школа России"

 Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству начального общего образования, авторской программы «Из...

Рабочая программа по изобразительному искусству, 1-2 классы, УМК "Школа России".

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-2 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС. УМК "Школа России", автор - Б.М. Неменский....

Рабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе УМК "Школа России"

Рабочая программа по изобразительному искусству (учебник "Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс" автор Коротеева Е.И., под ред. НеменскогоБ.М.) для 2 класса УМК "Школа России" включает в ...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса УМК «Школа России» на основе авторской программы Неменская, Л. А.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начал...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса УМК «Школа России» на основе авторской программы Неменская, Л. А.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начал...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса «Начальная школа 21 века»

Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова (сборник программ  к комплекту уч...