Рабочая программа по ИЗО, 4класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования «Бичурский район Республики Бурятия МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«Мало -Куналейская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена на заседании МО Протокол № 1 от августа 2019 г. Н.Г. Беляева | «Согласовано» Заместитель руководителя По УВР _______Некипелова ЛИ./ 2019 г. | «Утверждаю» Директор школы __________/Смолина ТА./
Приказ № ___ 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
4класс
(2019-20 учебный год.)
Составитель:
Учитель начальных классов
Панькова КА
Малый Куналей, 2019
1.Пояснительная записка
Нормативная база
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно- правовых и инструктивно- методических документов:
1.Приказ Минобразования России от 06.10.2010г№373 о введении ФГОС НОО
2.Закон «Об образовании №273от 29.12.2012г
Рабочая программа курса изобразительного искусства разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы «Изобразительное искусство» под редакцией Б. М. Неменского. На изучение предмета в 4 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений. Изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деят. Для развития познавательного интереса к изучению истории родного края, традициям , культуре, художественному вкусу народов республики Бурятия введены часы НРК.
Цели обучения:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Задачи обучения:
Совершенствование эмоционально произведений искусства и окружающего мира;
Развитие способностей видеть проявление художественной культуры в реальной жизни;
Формирование навыков работы с различными художественными материалами..
.
2. Планируемые результаты изучения предмета
Личностные результаты освоения курса изобразительного искусства:
- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
- воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
- формирование духовных и эстетических потребностей;
- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
- воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
Ученик научится:
- основные жанры и виды изобразительного искусства;
- известные центры народных художественных ремёсел России;
- ведущие художественные музеи России, объяснять их и назначение;
- различать основные составные, тёплые и холодные цвета;
Ученик получит возможность научиться:
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, декоративно-прикладного искусства, дизайна и художественного конструирования собственной художественно-творческой деятельности;
- выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства живописи
.Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых
поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Ученик научится:
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной и творческой деятельности;
- обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок и музеев изобразительного искусства, народного творчества и др
Получит возможность научиться:
- активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, пейзаж, натюрморт и др.), передавая своё эмоциональное состояние;
- участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвящённых искусству
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Четвероклассник научится:
-приумножать опыт художественно-творческой деятельности детей;
- развивать их умения в реализации замыслов творческой работы, в постановке целей и задач деятельности, в поиске оптимальных путей их решения в оценке этапов и результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
Четвероклассник получит возможность научиться:
- самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
- прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания
Четвероклассник научится:
- сообщать (с учётом возрастных особенностей детей) знания в области изобразительного искусства;
-развивать представления школьников о видах пластических искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство; об основных жанрах изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр, о региональных (краеведческий, художественный) и ведущих художественных музеях страны (Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Государственный
музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, музей-панорама «Бородинская битва» и др.);
-знакомить с собраниями ведущих музеев мира (Лувр, Дрезденская картинная галерея и др.).
- находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради.
Четвероклассник получит возможность научиться:
- осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
- самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Четвероклассник научится:
-развивать умения школьников общаться в процессе диалога с учителем и сверстниками;
-расширять навыки общения во время выполнения индивидуальных и коллективных форм деятельности, в процессе игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли (художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др.), в процессе рассуждений ученика о художественных особенностях произведений разных видов и жанров искусства, а также обсуждения результатов индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности;
- развивать умения школьников использовать в учебном процессе ИКТ и справочную литературу.
Четвероклассник получит возможность научиться:
- самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах:: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита
Предметные результаты:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
- ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
- ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
- первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
- получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Четвероклассник научится:
–применять основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
–узнавать известные центры народных художественных ремесел России;
– ведущие художественные музеи России;
Четвероклассник получит возможность научиться:
– различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
– узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
– сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
– использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
– применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению; в
декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для самостоятельной творческой деятельности;
–обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
– оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества.
3.Содержание учебного предмета
Учебный материал в примерной программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно – нравственную сущность художественного образования: «Истоки искусства твоего народа», «Древние города твоей земли», «Каждый народ художник», «Искусство объединяет народы». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй дает инструментарий для его практической реализации, третий намечает эмоционально- ценностную направленность тематики заданий, четвертый содержит виды и условия деятельности, в которых ребенок может получить художественно- творческий опыт. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания.
Истоки искусства твоего народа -8часов
Древние города твеей земли-7часов
Каждый народ художник – 11 часов
Искусство объединяет народы – 8 часов
Содержание НРК
№ | Номер урока | Час | Тема |
1 | 4 | 1ч. | «Роспись семейских – Бичурский колорит» |
2 | 5 | 1ч. | «Деревня – деревянный мир. Избы Малого - Куналея» |
3 | 6 | 4ч. | «Бурятский национальный женский костюм» |
4 | 7 | 4ч. | «Бурятский национальный мужской костюм» |
6. Календарно – тематическое планирование
№ п/п | дата | Тема урока |
| Кол. часов | Тип урока |
Оснащение | Элементы содержания урока | Предметные результаты. | Вид контроля | Элементы допол необязат содер | ||
Истоки искусства твоего народа 8ч. | ||||||||||||
1-2 | Рисование на тему «Пейзаж родной земли». | 1-2 | Комбинированный | Презентация природы, мелки, гуашь, бумага | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства | различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать художественные материалы: гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага; применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению) | Самостоятельная работа | Основные и главные цвета, живописец | ||||
3 | Образ традиционного русского дома (избы) | 3 | Комбинированный | Бумага, картон, ножницы, пластилин | Образ традиционного русского дома — избы. Изображение избы или ее моделирование из бумаги Конструкция избы и назначение ее частей — порядок, найденный трудом многих поколений. Единство функциональных и духовных смыслов. Украшения изб и их значение. | использовать различные художественные материалы | ||||||
4 | Украшение деревянных построек и их значение НРК Роспись семейских- геометрический узор – бичурский колорит | 4 | Презентация «Деревянное зодчество», бумага, клей, ножницы, пластилин | передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении | Стилизация, колорит | |||||||
5 | Деревня - деревянный мир. НРК. Избы Малого Куналея | 5 | Гуашь, бумага, клей, ножницы | Создание образа традиционной деревни: коллективное панно или объемная пространственная постройка из бумаги . | анализировать, создавать панно, живописные работы | Коллективная работа | Композиция, перспектива, название частей избы | |||||
6 | Образ красоты человека(женский образ). НРК. Бурятский национальный женский костюм | 6 | Презентация «Русский народный костюм», Гуашь, бумага, клей, ножницы | Изображение женских и мужских народных образов | основные элементы изображения человека в движении изображать человека в движении, различать основные и составные, теплые и холодные цвета | Самостоятельная работа | Пропорции | |||||
7. | Образ красоты человека(мужской образ). НРК. Бурятский национальный мужской костюм | 7 | ||||||||||
8 | Народные праздники | 8 | Комбинированный | Гуашь, бумага, клей, ножницы, презентация «Народные гуляния» | Использование различных художественных материалов: гуашь, акварель, карандаш. Выполнение композиционного центра: расположение группы предметов на плоскости листа бумаги | выполнять наброски людей в движении; использовать новые и цветовые контрасты | коллаж, граттаж, пастель, языческие боги | |||||
Древние города твоей земли – 7ч | ||||||||||||
9 | Древнерусский город крепость | 1 | комбинированный | Бумага, пластилин гуашь, клей, ножницы, картины крепостей | Образ древнерусского города — изучение конструкций и пропорций крепостных башен, постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. | закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства аппликации | Самостоятельная работа | Архитектура, архитектор, макет | ||||
10 | Древние соборы | 2 | Бумага, клей, ножницы, презентация «Древние соборы Руси». | Определение формы, конструкции предмета. Соотношение размеров частей предмета | использовать различную штриховку для выявления объема, закономерности фронтальной и угловой перспективы | |||||||
11 | Древний город и его жители. | 3 | Тушь, перо, бумага, презентация по картинам Васнецова | Моделирование всего жилого наполнения города, завершение постройки древнего города. | применять основные средства художественной выразительности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета, использовать художественные материалы | |||||||
12 | Древнерусские воины защитники | 4 | комбинированный | Гуашь, бумага, презентации картин И. Билибина, В. Васнецова. | Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. | форму, конструкцию, соотношение размеров частей. изображать человека | Самостоятельная работа | Образ художественный | ||||
13 | Древние города Русской земли. | 5 | гуашь, кисти, бумага или мелки, презентация «Древних городов Руси» | Живописное или графическое изображение древнерусского города. | различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства в аппликации | монотипия. | ||||||
14 | Узорочье теремов. | 6 | Комбинированный | презентация «Древние палаты Московского Кремля» гуашь, кисти, бумага. | Жанры изобразительных искусств (анималистический жанр). Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства | рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства | ||||||
15 | Праздничный пир в теремных палатах. | 7 | Комбинированный | презентация «Древние палаты Московского Кремля» гуашь, кисти, бумага, клей, ножницы | Создание коллективного аппликационного панно «Княжеский пир» (изображение и вклеивание персонажей и предметного мира праздника) или индивидуальные изображения пира. | использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи | Коллективная работа | контраст | ||||
Каждый народ – художник – 11ч | ||||||||||||
16 | Образ художественной культуры Древней Греции. | 1 | Комбинированный | Презентация скульптур Древней Греции, гуашь, бумага | Образ греческой природы. Мифологические представления древних греков. Воплощение в представлениях о богах образа прекрасного человека: красота его тела, смелость, воля и сила разума. | Знать основные признаки древнегреческой культуры. Уметь передавать конструктивно строение. | Самостоятельная работа | скульптура | ||||
17 | Храмы Древней Греции. | 2 | комбинированный | Презентация храмов Древней Греции, бумага, ножницы, клей, гуашь, пластилин | Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Конструкция храма. | передавать в лепных изделиях объемную форму, уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) | Древнегреческий ордер, Афинский Акрополь | |||||
18 | Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции. | 3 | Комбинированный | Ножницы, клей, бумага, гуашь, пластилин. | Лепка по воображению. Конструктивный способ лепки. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции | анализировать, создавать панно, живописные работы | Коллективная работа | Симметрия, живописи, графике, скульптуре | ||||
19 | Образ художественной культуры Японии. | 4 | Листы мягкой (можно оберточной) бумаги, обрезанные как свиток, акварель (или жидко взятая гуашь), тушь, мягкая кисть, презентация. | Изображение природы через детали, характерные для японских художников (ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор). | основные признаки японской культуры. передавать характерные черты японского рисунка. | Самостоятельная работа | ||||||
20 | Образ человека, характер одежды в японской культуре. | 5 | Комбинированный | Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, волнообразного движения фигуры | передавать конструктивно-анатомическое строение людей. | Жанр портрета | ||||||
21 | Японские праздники: «Праздник цветения вишни». | 6 | большие листы бумаги, гуашь или акварель, пастель, карандаши, ножницы, клей. | Коллективное панно «Праздник цветения вишни-сакуры» или «Праздник хризантем». | Коллективная работа | |||||||
22 | Образ художественной культуры Средневековой Западной Европы. | 7 | Комбинированный | Презентация, большие листы бумаги, гуашь или акварель, пастель, карандаши, ножницы, клей. | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке | использовать цвето вой контраст и гармонию цветовых оттенков. | Самостоятельная работа | Работа с тушью | ||||
23 | Образ человека, характерные черты одежды Средневековой Западной Европы. | 8 | Комбинированный | Жанры изобразительного искусства (портреты). Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений | известные центры народных художественных ремесел России. | Готическое искусство | ||||||
24 | Средневековая Архитектура Западной Европы. | 9 | Урок-путешествие | Образ готического храма. Готические витражи. Портал храма. Средневековая скульптура. Ратуша и центральная площадь города. | применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы; различать основные и составные, теплые и холодные цвета | |||||||
25 | Образ художественной культуры Средней Азии. | 10 | Картон, цветная бумага, клей, ножницы. | Здание мечети: купол, торжественно украшенный огромный вход — портал. Минареты. Купольные сооружения — мавзолеи. Торговая площадь — шумный, пестрый восточный базар. | воссоздать образ древнего среднеазиатского города — аппликация на цветной бумаге или создание макета основных архитектурных построек. | Виды аппликации | ||||||
26 | Многообразие художественных культур в мире. | 11 | Комбинированный | Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов | использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи | Работа с пастелью | ||||||
Искусство объединяет народы - 8ч. | ||||||||||||
27 | Все народы воспевают материнство. | 1 | Комбинированный | гуашь (пастель), кисти, бумага, презентация | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции | передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека | Самостоятельная работа | Использование в индивидуальной и коллективной деятельности | ||||
28 | Все народы воспевают мудрость старости. | 2 | Комби- | гуашь или мелки, пастель, бумага, презентация автопортретов: Рембрандта, Леонардо да Винчи, Эль Греко, В. Тропинина. | Элементарные основы рисунка. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей; отношения к природе | использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства | Самостоятельная работа | Лучшие произведения художников | ||||
29-30 | Сопереживание- великая тема искусства. | 3-4 | Комбинированный | гуашь (черная или белая), кисти, бумага. | Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции | термины «эмблема», «символ». передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека; различать основные и составные, теплые и холодные цвета | Работа с пастелью | |||||
31-32 | Герои, борцы и защитники. | 5 - 6 | пластилин, стеки, дощечка, гуашь кисти, бумага, презентация «памятники героям разных народов». | Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России, их связь с традиционной жизнью народа | известные центры художественных ремесел России. сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства | Жанр портрета | ||||||
33 | Юность и надежды. | 7 | Комбинированный | гуашь или мелки, бумага, презентация «Портреты детей» | Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов. Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности | Знать известные центры художественных ремесел России. различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи | Самостоятельная работа | Жанр портрета | ||||
34 | Искусство народов мира. Обобщение по теме « Искусство объединяет народы». | 8 - 9 | Урок-путе-шест-вие | бумага для оформления работ, клей, ножницы, музыка. | Предварительные наброски и первоначальный схематичный эскиз композиции. Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино | применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусст | Самостоятельная работа | ва |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по математике 4класс по программе "Школа России"
рабочая программа по математике 4 класс по программе "Школа России" (пояснительная записка,календарно- тематичическое планирование, содержание)...
Рабочая программа, окружающий мир, 4класс, Планета знаний
В программе представлены: пояснительная записка, требования к результатам, планирование, учебно-методическое обеспечение, материально-техническое оснащение....
Рабочие программы по предметам 4класс Школа России
Рабочие программы по предметам 4класс Школа России...
Рабочая программа математике в 4классе по программе "Школа России" М.И.Моро
Рабочая программа по математике в 4классе по программе "Школа России" М.И.Моро и др.составлена в соответствии с требованиями ФГОС с УУД....
Рабочая программа по математике,4класс, "Планета знаний"
Рабочая программа по математике, 4 класс, "Планета знаний"...
Рабочая программа кружка « Чемпион » 4класс
Рабочая программа кружка "Чемпион" для 4 класса соствлена в соответствии с ФГОС второго поколения. Расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по математике 4класс
Рабочая программа по математике для 4 класса на основе ФГОС НОО 2009г....