Конспект и презентация урока изо "Лубок. Потешные листы" 4 класс
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Короп Ксения Михайловна

Тема урока

«Лубок» (потешные листы)

Дидактическая цель

Создать условия для ознакомления обучащихся с русскими лубочными картинками, как образцами народного искусства и  привить интерес к культуре и творчеству русского народа.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация урока1.8 МБ
Файл конспект34.09 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентацию выполнила: Учитель начальных классов Короп К.М.

Слайд 2

С середины XVII в. на Руси впервые появились печатные картинки, называемые «фряжскими» (иностранными). Затем эти картинки называли «потешными листами», во второй половине XIX в. их стали называть лубками

Слайд 3

Лубок — вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска).

Слайд 14

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ: http://www.liveinternet.ru/ http://ahdetki.ru/ http://alldayplus.ru/ http://omskmark.moy.su/



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

Урока по изобразительному искусству

По теме: «Лубок. Потешные листы»

 4 классе

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Общая часть

Предмет

Изобразительное искусство

класс

4

Тема урока

«Лубок» (потешные листы)

Дидактическая цель

Создать условия для ознакомления обучащихся с русскими лубочными картинками, как образцами народного искусства и  привить интерес к культуре и творчеству русского народа.

Планируемые образовательные результаты

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения на основе вопросов учителя.

Регулятивные  МР

Умения планировать практическую работу и составлять алгоритм действий на основе методических пособий

Познавательные  МП

Принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные  МК

Умения слушать учителя и одноклассников,  осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме по заданию или вопросу учителя

  • Анализировать предлагаемые задания и прогнозировать полученные практические результаты по теме «Лубок»
  • Проводить сравнение и классификацию по заданным признакам Потешных листов и иллюстрации
  • Знать и выполнять приемы работы по теме: «Потешные листы»

Учебные задачи урока  (через предметные умения)

  • изучение происхождения, значения, особенностей и распространения лубочных картинок;
  • закрепление навыков построения композиции;
  • закрепление навыков владения графическими материалами;
  •  укрепление межпредметных связей (история);

Основные понятия, изучаемые на уроке

Потешные листы или «лубок», шрифт, композиция, печатная графика, стилизация. «Примитивизм»

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютерное оборудование. Демонстративные программы и компьютерная презентация по теме урока.

Образовательные и интернет ресурсы

Электронные библиотеки, лекции и справочники. Методические сайты

Оборудование для урока

для учителя

Презентация, методические пособия, раздаточные материалы

Для ученика

Простой карандаш, ластик, формат А5 листа, гуашь, беличья кисть, фломастеры.

Организационная структура урока

Изобразительное искусство

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

I.Организационное начало урока

  • Проверка готовности класса к уроку.

Проверка готовности к уроку.

Расставляют свои принадлежности на парту.

II.Актуализация знаний.

  • Показ презентации и иллюстраций
  • Вопросы по теме урока

Отвечают на вопросы.

МП

МП,МК,МР

III.Формулирование проблемы, планирование деятельности.

  • Фронтальная работа.

МР, МК

МР

IV.Развитие умений- применение знаний

  • Самостоятельная работа

Выполнение творческой работы

Творческая работа по теме «лубок»

V.Рефлексия.

Подведение итогов урока

Выставка работ, ответы на вопросы по теме урока.

Определение иллюстраций, которые сделаны  в технике лубка.

Ход урока

I.Организационное начало урока

Проверьте вашу готовность к уроку.

II.Актуализация знаний.

- Вы любите сказки?

- Есть взрослые люди, которые тоже любят сказки. Они их иллюстрируют. А также пословицы и поговорки, т. е малые формыфольклора

-Как вы думаете, с чем мы сегодня познакомимся?

- Сегодня мы познакомимся с новой техникой рисования. Изучим средства выразительности, используемые для иллюстрирования к пословицам.

-Может кто-то знает как называется эта техника?

 - Ребята, сегодня тема нашего урока «Лубок»

Вопросы:

  • - Как вы думаете, что это слово означает?
  • - Произнесите слово ЛУБОК. Как ты думаешь, оно легкое или тяжёлое?
  • - Если оно тяжёлое, то какой материал ему соответствует, песок, солома, глина или камень, дерево?
  • Откуда произошло название — лубок? Возможно, это название происходит от слова «луб» - лубяной, т. е. деревянный.
  • Кто и почему назвал их

«лубочными картинками, лубками» – неизвестно. Может,

потому, что картинки вырезали на липовых досках

(а липу тогда называли лубом), может, потому, что

продавали их в лубяных коробах офени-коробейники,

или, если верить московскому преданию, все пошло

с Лубянки – улицы, на которой жили мастера

по изготовлению лубков.

Лубо́к — вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением. Нередко лубок имел декоративное назначение.

- С середины 7 в. на Руси впервые появились печатные картинки, называемые «фряжскими» (иностранными). Затем эти картинки называли «потешными листами», во второй половине 19 в. их стали называть «лубками».

Лубки очень полюбились в России.

- Как вы думаете почему?

Во-первых, в них пересказывалась история, география, печатались литературные произведения, азбуки, учебники по арифметики, священное писание. И все это делалось картинками. Иногда много картинок располагались ярусами. Иногда были тексты на лубках.

Во-вторых, лубки служили украшениями. Русские мастера придали лубку радостный характер.

- Как вы думаете, для чего создавались лубочные картинки?

Главная задача лубка – украсить дом. Были и сатирические лубки. Со временем лубок приобрёл сказочно-декоративный характер. Появились богатыри, актёры балагана, шуты, реальные и фантастические звери и птицы. Героями картинок стали сказочные персонажи: шуты Савоськаи Парамошка, Фома и Ерёма, Алёша Попович, Илья Муромец, а так же Александр Македонский и Георгий Победоносец.

- А сейчас ребята, посмотрите внимательно и скажите, что вы подметили в этих картинках?(ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Характерные особенности потешных листов:

  • Присутствует текст
  • Обязательно изображение рамки
  • Все детали прорисованы чёрнымцветом
  • Подобраны яркие, тёплые цвета

Вопросы:

- Какие краски любили на Руси? (Красный, малиновый, голубой, зеленый, желтый, иногда черный).

Раньше по таким книгам изучали географию, ботанику и многое другое.

У нас должна быть рамка, загадка и отгадка в виде изображения.

Для этого рассмотрим виды шрифтов. ( презентация) Примитивизм

Посмотрите внимательно на экран! Изображения утрированные, стилизованные.

Оно утрированное
      стилизованное                               наивное искусство
      юмористическое

.III.Формулирование проблемы, планирование деятельности.

 Фронтальная работа.  

 Сегодня мы попробуем нарисовать картину - «ЛУБОК».

Сейчас каждый из вас вытянет свою пословицу.

У вас должна быть рамка (бывают разные: квадратные, круглые, овальные и т.д.) , а внутри пословица в виде изображения.

Не забывайте про элементы стилизации.

IV.Развитие умений- применение знаний

Самостоятельная работа

Рисовать мы будем сегодня фломастерами и акварелью.

  1. Какие цвета тебе понадобится?  (красный, зелёный, жёлтый, чёрный)
  2. Какой цвет ты возьмёшь для фона?
  3. Для рамки?

Последовательность выполнения работы

  • Положите лист горизонтально.
  • Наметьте рамку посередине листа желаемой формы карандашом
  • Выполните ее в цвете фломастером
  • Заполните фон акварельной краской
  • Продумайте, что будет изображено на вашей картине (главное, чтобы изображение соответствовало пословице или поговорке, которую вы получили)
  • Далее выберите наиболее удачное расположение полученной пословице так, чтобы она не была громоздкой и не отвлекала от самой картины, либо была за пределами рамки, как представлено у меня.
  • Если вы хотите, чтобы пословица огибала какой-либо элемент изображения или же находилось внутри него, то для начала нарисуйте саму композицию, если же надпись не будет касаться никаких частей, то начните с ее написания.
  • Когда фон подсох, можете преступать к зарисовке лубочной картины в карандаше.
  • Обязательное условие для выполнения лубка состоит в том, что контур всех его элементов должен быть прорисован черным цветом
  • Поэтому, как заканчиваете изображение в карандаше, приступайте к обрисовке контура черным фломастером
  • И только после этого, можно наполнять картину цветом.

Выполните эскиз карандашом, сделайте рамку, напишите пословицу и начинаете выполнять работу в цвете.

.Рефлексия-

 Выставка работ учащихся.

Вопросы:

  • Что такое «лубок»?
  • Характерные особенности выполнения потешных листов?
  • Какая цветовая гамма использовалась в «лубке»?

Раздаточный материал(пословицы)

  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда
  • Увидишь скворца - весна у крыльца
  • Доброе слово и кошке приятно
  • Дорого яичко к святому дню
  • Зерно в колоске – не валяйся в холодке
  • Зима не лето – в семь шуб одета
  • Кто рано встает – тому Бог подает
  • Любишь кататься – люби и саночки возить
  • Ни то, ни сё клевало, да и то сорвалось
  • Осень – на дню погод восемь
  • Счастье не птица – само не прилетит
  • Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть
  • То и клад, коли лад
  • Всякая лисица свой хвост хвалит
  • За добрые дела, всегда похвала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация урока математики в 3 классе по теме "Умножение на двузначное число"

Конспект и презентация урока открытия новых знаний по математике  разработан к учебнику И. И. Аргинской (развивающая система Л. В. Занкова). 3 класс. Тема "Умножение на двузначное число"...

конспект и презентация урока математики во 2 классе по теме "Прием письменного вычитания в случаях вида 52-24" по программе "Школа России" ФГОС

Представлен конспект и презентация урока  математики   по   учебнику   Моро во 2 классе по теме "Приём письменного вычитания в случаях  вида 52-24"  по программе "Шк...

конспект и презентация урока математики в 3 классе "Таблица умножения на 6" (ФГОС)

конспект урока математики в 3 классе "Таблица умножения на 6" (ФГОС)  При разработке урока была использована технология   проблемного  обучения....

Конспект и презентация урока математики в 1 классе по теме: "Прибавить и вычесть 3"

УМК "Школа России". Урок с применением ИКТ  поможет в игровой форме обобщить и проверить знания учеников по теме....

Конспект и презентация урока математики в 1 классе: "Прибавить и вычесть 2"

УМК "Школа России". Урок-сказка "Колобок"  с применением ИКТ поможет  учителю обобщить и проверить знания учащихся по теме. ...

Конспект и презентация урока русского языка 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Тема: "Антонимы"

Урок-исследование по теме :"Антонимы" 2 класс,УМК "Начальная школа 21 века" с презентацией...

конспект и презентация урока русского языка 4 класс планета знаний

план-конспект урока русского языка по теме "Безударные личные окончания глаголов"...