Конспект и презентация урока изо "Лубок. Потешные листы" 4 класс
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Тема урока | «Лубок» (потешные листы) |
Дидактическая цель | Создать условия для ознакомления обучащихся с русскими лубочными картинками, как образцами народного искусства и привить интерес к культуре и творчеству русского народа.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация урока | 1.8 МБ |
конспект | 34.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С середины XVII в. на Руси впервые появились печатные картинки, называемые «фряжскими» (иностранными). Затем эти картинки называли «потешными листами», во второй половине XIX в. их стали называть лубками
Лубок — вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска).
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ: http://www.liveinternet.ru/ http://ahdetki.ru/ http://alldayplus.ru/ http://omskmark.moy.su/
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
Урока по изобразительному искусству
По теме: «Лубок. Потешные листы»
4 классе
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА | ||||||
Общая часть | ||||||
Предмет | Изобразительное искусство | класс | 4 | |||
Тема урока | «Лубок» (потешные листы) | |||||
Дидактическая цель | Создать условия для ознакомления обучащихся с русскими лубочными картинками, как образцами народного искусства и привить интерес к культуре и творчеству русского народа. | |||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||
Личностные умения | Метапредметные умения | Предметные умения | ||||
Проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения на основе вопросов учителя. | Регулятивные МР Умения планировать практическую работу и составлять алгоритм действий на основе методических пособий Познавательные МП Принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. Коммуникативные МК Умения слушать учителя и одноклассников, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме по заданию или вопросу учителя |
| ||||
Учебные задачи урока (через предметные умения) |
| |||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Потешные листы или «лубок», шрифт, композиция, печатная графика, стилизация. «Примитивизм» | |||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Компьютерное оборудование. Демонстративные программы и компьютерная презентация по теме урока. | |||||
Образовательные и интернет ресурсы | Электронные библиотеки, лекции и справочники. Методические сайты | |||||
Оборудование для урока | ||||||
для учителя | Презентация, методические пособия, раздаточные материалы | |||||
Для ученика | Простой карандаш, ластик, формат А5 листа, гуашь, беличья кисть, фломастеры. |
Организационная структура урока Изобразительное искусство | ||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты |
I.Организационное начало урока
| Проверка готовности к уроку. | Расставляют свои принадлежности на парту. |
II.Актуализация знаний.
| Отвечают на вопросы. МП | МП,МК,МР |
III.Формулирование проблемы, планирование деятельности.
| МР, МК | МР |
IV.Развитие умений- применение знаний
| Выполнение творческой работы | Творческая работа по теме «лубок» |
V.Рефлексия. Подведение итогов урока | Выставка работ, ответы на вопросы по теме урока. | Определение иллюстраций, которые сделаны в технике лубка. |
Ход урока
I.Организационное начало урока
Проверьте вашу готовность к уроку.
II.Актуализация знаний.
- Вы любите сказки?
- Есть взрослые люди, которые тоже любят сказки. Они их иллюстрируют. А также пословицы и поговорки, т. е малые формыфольклора
-Как вы думаете, с чем мы сегодня познакомимся?
- Сегодня мы познакомимся с новой техникой рисования. Изучим средства выразительности, используемые для иллюстрирования к пословицам.
-Может кто-то знает как называется эта техника?
- Ребята, сегодня тема нашего урока «Лубок»
Вопросы:
- - Как вы думаете, что это слово означает?
- - Произнесите слово ЛУБОК. Как ты думаешь, оно легкое или тяжёлое?
- - Если оно тяжёлое, то какой материал ему соответствует, песок, солома, глина или камень, дерево?
- Откуда произошло название — лубок? Возможно, это название происходит от слова «луб» - лубяной, т. е. деревянный.
- Кто и почему назвал их
«лубочными картинками, лубками» – неизвестно. Может,
потому, что картинки вырезали на липовых досках
(а липу тогда называли лубом), может, потому, что
продавали их в лубяных коробах офени-коробейники,
или, если верить московскому преданию, все пошло
с Лубянки – улицы, на которой жили мастера
по изготовлению лубков.
Лубо́к — вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением. Нередко лубок имел декоративное назначение. |
- С середины 7 в. на Руси впервые появились печатные картинки, называемые «фряжскими» (иностранными). Затем эти картинки называли «потешными листами», во второй половине 19 в. их стали называть «лубками».
Лубки очень полюбились в России.
- Как вы думаете почему?
Во-первых, в них пересказывалась история, география, печатались литературные произведения, азбуки, учебники по арифметики, священное писание. И все это делалось картинками. Иногда много картинок располагались ярусами. Иногда были тексты на лубках.
Во-вторых, лубки служили украшениями. Русские мастера придали лубку радостный характер.
- Как вы думаете, для чего создавались лубочные картинки?
Главная задача лубка – украсить дом. Были и сатирические лубки. Со временем лубок приобрёл сказочно-декоративный характер. Появились богатыри, актёры балагана, шуты, реальные и фантастические звери и птицы. Героями картинок стали сказочные персонажи: шуты Савоськаи Парамошка, Фома и Ерёма, Алёша Попович, Илья Муромец, а так же Александр Македонский и Георгий Победоносец.
- А сейчас ребята, посмотрите внимательно и скажите, что вы подметили в этих картинках?(ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
Характерные особенности потешных листов:
- Присутствует текст
- Обязательно изображение рамки
- Все детали прорисованы чёрнымцветом
- Подобраны яркие, тёплые цвета
Вопросы:
- Какие краски любили на Руси? (Красный, малиновый, голубой, зеленый, желтый, иногда черный).
Раньше по таким книгам изучали географию, ботанику и многое другое.
У нас должна быть рамка, загадка и отгадка в виде изображения.
Для этого рассмотрим виды шрифтов. ( презентация) Примитивизм
Посмотрите внимательно на экран! Изображения утрированные, стилизованные.
Оно утрированное
стилизованное наивное искусство
юмористическое
.III.Формулирование проблемы, планирование деятельности.
Фронтальная работа.
Сегодня мы попробуем нарисовать картину - «ЛУБОК».
Сейчас каждый из вас вытянет свою пословицу.
У вас должна быть рамка (бывают разные: квадратные, круглые, овальные и т.д.) , а внутри пословица в виде изображения.
Не забывайте про элементы стилизации.
IV.Развитие умений- применение знаний
Самостоятельная работа
Рисовать мы будем сегодня фломастерами и акварелью.
- Какие цвета тебе понадобится? (красный, зелёный, жёлтый, чёрный)
- Какой цвет ты возьмёшь для фона?
- Для рамки?
Последовательность выполнения работы
- Положите лист горизонтально.
- Наметьте рамку посередине листа желаемой формы карандашом
- Выполните ее в цвете фломастером
- Заполните фон акварельной краской
- Продумайте, что будет изображено на вашей картине (главное, чтобы изображение соответствовало пословице или поговорке, которую вы получили)
- Далее выберите наиболее удачное расположение полученной пословице так, чтобы она не была громоздкой и не отвлекала от самой картины, либо была за пределами рамки, как представлено у меня.
- Если вы хотите, чтобы пословица огибала какой-либо элемент изображения или же находилось внутри него, то для начала нарисуйте саму композицию, если же надпись не будет касаться никаких частей, то начните с ее написания.
- Когда фон подсох, можете преступать к зарисовке лубочной картины в карандаше.
- Обязательное условие для выполнения лубка состоит в том, что контур всех его элементов должен быть прорисован черным цветом
- Поэтому, как заканчиваете изображение в карандаше, приступайте к обрисовке контура черным фломастером
- И только после этого, можно наполнять картину цветом.
Выполните эскиз карандашом, сделайте рамку, напишите пословицу и начинаете выполнять работу в цвете.
.Рефлексия-
Выставка работ учащихся.
Вопросы:
- Что такое «лубок»?
- Характерные особенности выполнения потешных листов?
- Какая цветовая гамма использовалась в «лубке»?
Раздаточный материал(пословицы)
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда
- Увидишь скворца - весна у крыльца
- Доброе слово и кошке приятно
- Дорого яичко к святому дню
- Зерно в колоске – не валяйся в холодке
- Зима не лето – в семь шуб одета
- Кто рано встает – тому Бог подает
- Любишь кататься – люби и саночки возить
- Ни то, ни сё клевало, да и то сорвалось
- Осень – на дню погод восемь
- Счастье не птица – само не прилетит
- Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть
- То и клад, коли лад
- Всякая лисица свой хвост хвалит
- За добрые дела, всегда похвала
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация урока математики в 3 классе по теме "Умножение на двузначное число"
Конспект и презентация урока открытия новых знаний по математике разработан к учебнику И. И. Аргинской (развивающая система Л. В. Занкова). 3 класс. Тема "Умножение на двузначное число"...
конспект и презентация урока математики во 2 классе по теме "Прием письменного вычитания в случаях вида 52-24" по программе "Школа России" ФГОС
Представлен конспект и презентация урока математики по учебнику Моро во 2 классе по теме "Приём письменного вычитания в случаях вида 52-24" по программе "Шк...
конспект и презентация урока математики в 3 классе "Таблица умножения на 6" (ФГОС)
конспект урока математики в 3 классе "Таблица умножения на 6" (ФГОС) При разработке урока была использована технология проблемного обучения....
Конспект и презентация урока математики в 1 классе по теме: "Прибавить и вычесть 3"
УМК "Школа России". Урок с применением ИКТ поможет в игровой форме обобщить и проверить знания учеников по теме....
Конспект и презентация урока математики в 1 классе: "Прибавить и вычесть 2"
УМК "Школа России". Урок-сказка "Колобок" с применением ИКТ поможет учителю обобщить и проверить знания учащихся по теме. ...
Конспект и презентация урока русского языка 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Тема: "Антонимы"
Урок-исследование по теме :"Антонимы" 2 класс,УМК "Начальная школа 21 века" с презентацией...
конспект и презентация урока русского языка 4 класс планета знаний
план-конспект урока русского языка по теме "Безударные личные окончания глаголов"...