«Матрешка из Полхов- Майдана», 1 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект и презентация урока по изобразительному искусству «Матрешка из Полхов- Майдана», 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx967.62 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_matreshka_iz_polhov_-_maydana.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИЗО

Слайд 2

Матрёшка

Слайд 4

Полхов-Майданская матрёшка



Предварительный просмотр:

Конспект урока ИЗО для обучающихся 1 «Д» класса

Федоренко Татьяны РОМАНОВНЫ
Дата: 3.03.17
Тема занятия:
«Матрешка из Полхов- Майдана»
Тип урока:
Комбинированный
Цель:
 познакомить с Полхов-Майданской матрешкой и ее росписью
Задачи:
Образовательная
: - углубить знания в области народного искусства; учить анализировать детей произведения народного искусства.
Развивающие: - развивать эстетические чувства; наблюдательность, внимание и логическое мышление; потребность в творчестве; умения свободно владеть карандашом, кистью; развивать умения в работе с акварелью.
Воспитывающие:
 - воспитывать интерес к декоративно- прикладному искусству; эстетический вкус; аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность.
Формирование УУД:

Познавательные УУД:

  • умение осуществлять логические действия;
  • умение решать проблемы творческого и поискового характера;

Коммуникативные УУД:

  • умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;
  • умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

Регулятивные УУД:

  • умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • умение организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

Личностные УУД:

  • выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • расширить представление учащихся о матрешке;
  • побуждение интереса к народному творчеству, к истории русского народа.

Метапредметные:

  • совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы;
  • развивать познавательный интерес и творческую активность, речь.

Личностные:

  • формировать эмоциональное ощущение к устному народному творчеству русского народа;
  • способствовать развитию познавательной деятельности учащихся в изучении темы.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.

Оборудование: шаблоны, краски, карандаши, ластики, динамическая таблица

Технологическая карта урока

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

УУД

Л- личностные

П- познавательные

Р- регулятивные

К- коммуникативные

1.Мотивация к учебной деятельности. 

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания положительной эмоциональной обстановки.

-Здравствуйте, ребята. Садитесь.

-Сядьте так, чтобы я видела, кто готов меня внимательно слушать и усердно работать. Молодцы.

- Проверим все ли готово к уроку. Я буду говорить, что нам сегодня понадобится для работы, а вы проверяйте только глазками.
-Нам понадобятся: краски, альбом, кисть, простой карандаш, палитра  и шаблоны.

Здороваются.

Настраивают друг друга на положительную атмосферу во время урока.

Участвовать в диалоге слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки- К;

2.Актуализация знаний.

Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей

- Сегодня на уроке мы будем говорить об одной очень необычной игрушке. У этой игрушки есть родственница - неваляшка. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы, отгадав ее, узнаете о какой игрушке мы будем говорить.

Слушают

Познавательные УУД: ориентируются в своей системе знаний, решают поставленные задачи

3. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.

Соотнести свои действия с используемым способом действий, выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Слайд

- Верно, ребята – это матрешка.

- Какая тема нашего урока?  
-Правильно, а кто мне может объяснить, что такое матрёшка?                                                             -Матрешка - это деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от 3 и более.

- Вы уже рисовали матрёшку. Кто помнит какую?  

-Посмотрите на мой рисунок с изображением матрешки. Кто мне скажет, чем эта матрешка отличается от той какую вы уже рисовали?
Загорская (из Сергиева Пасада) матрёшка одета в сарафан, кофточку с вышивкой, в яркий платок и передник. Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы. Потому-то, наверное, и любят матрешку все, от мала до велика.

        

Матрёшка

 

Загорскую

Ответы детей

ё

4. Реализация построенного проекта.

5.Работа в цвете.

Зафиксировать алгоритм порядка выполнения действий в выражениях.

- Сегодня мы продолжим изображать матрешек и нарисуем «Полхов-Майданскую матрешку». Полхов-майданские матрешки отличаются более удлиненной формой туловища и головы, у них нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука, волосы изображены кудряшками и в основном чёрным цветом. Поэтому их и прозвали «Майданские татарушки». В росписи этих матрешек используются такие цвета как – красный, жёлтый, тёмно-синий зелёный и обводку черным цветом. Основными элементами росписи игрушек являются цветы шиповника, полураскрытые бутоны, яблоки.

Алгоритм выполнения работы:

- У вас на столах лежат шаблоны. Мы с вами эти шаблоны должны обвести. Прижимаем шаблон к центру листа, придерживаем его левой рукой и обводим тонкой линией.

- Теперь опуститесь вниз окружности, примерно по середине поставьте точку. От этой точки проведите дугу к левой части матрёшки. Поставьте там точку. На таком же расстоянии перенесите точку на правую сторону и проведите дугу к верхней точке. Так же и внизу прорисовываем две дуги. Одну снизу, а другую чуть выше.  

- Начинаем прорисовывать недостающие мелкие детали.

- Начинаем рисовать сверху вниз, начинаем с лица, ставим точку в верхней части окружности примерно в центре. Из этой точки ведем кудри к левой стороне окружности лица, затем из этой же точки проведем кудри к правой стороне лица, получим челку.

- Опускаемся ниже нарисуем две дуги примерно равной величины брови.

- Опускаемся еще ниже, рисуем две дуги больше это у нас ресницы, под ресницами в центре рисуем две окружности в центре – это глаза.

- Опускаемся еще ниже ставим две точки – это у нас ноздри.

- Опускаемся еще ниже проводим линию рта, окружностью прорисовываем губы.
- Теперь прорисуем элементы орнамента в самой матрёшки.

- Опускаемся в нижнюю часть и  рисуем круг с завитушкой. Вокруг него прорисовываем лепестки, полуовалы. Ниже рисуем линию(стебель) и два листа по бокам.
- А выше от нашего цветка рисуем три стебля. Один по середине, а другие два по бокам. На концах каждого стебля прорисовываем три круга. В этих кругах выше проведите три дуги.
-Затем между стеблей рисуем листья.

  - Матрёшка почти готова. Осталось её раскрасить. У вас на партах лежат маленькие листочки, это палитра. Чтобы наша матрёшка получилась яркой и красочной мы сначала всё закрасим жёлтым цветом. А затем прорисуем всё остальное. Но чтобы мы быстрее приступили раскрашивать цветы, необходимо, чтобы жёлтая краска быстрее высохла. Для этого мы и используем палитру

,  разбавим жёлтый цвет с водой и бледно-жёлтым закрасим матрёшку сверху-вниз.
-После того как матрёшка более менее просохла, мы рисуем дальше. Мелкие детали лица можно раскрасить обратной стороной кисточки. Кудри обязательно чёрным цветом.

- Цветок розы и шиповник красим красным цветом и листья зелёным. Контуры орнамента обводим чёрной краской, концом кисти.

Слушают

Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

 Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

6. Закрепление нового материала

Усвоить учащимися новый способ действия при решении типовые заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

- С чего мы начинаем работу простым карандашом?

- С чего начинаем прорисовывать мелкие детали?

- С какой детали мы начинаем прорисовывать внутри матрёшки? А что затем?

- Расскажите как мы начинали работу в цвете?

- Когда будем раскрашивать матрёшку жёлтым цветом, чем мы ещё должны пользоваться?

- После того, что мы раскрасили матрёшку жёлтым цветом, мы сразу должны приступать к прорисовыванию цветка и листьев красками?
- А каким цветом мы будем проводить контуры в мантрёшки?

Шаблон

С лица

С жёлтого цвета
Палитрой

- Использование знаково- символических средств -П;

- Участвовать в диалоге; слушать и понимать других –К

- Построение логической цепи рассуждений и доказательств -К.

7.Самостоятельная работа детей

Повторить и закрепить ЗУН

- Контроль практической работы уч-ся

Оказание индивидуальной деятельности уч-ся

Работают карандашом, выполняют работу в цвете

8.Итог урока

Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности, наметить дальнейшие цели деятельности.

- Выйдут к доске со своими рисунками те, кого я назову (называю по 2 учащихся с каждого ряда)

- Посмотрите, какой красивый и яркий хоровод у нас получился.

- Чья матрешка вам понравилась больше всех? Чем?

Все работы выполнены красиво, аккуратно. Молодцы, ребята. Присаживайтесь на места.

А теперь, вы можете посмотреть матрешки друг дуга.

- О каких куклах мы сегодня говорили?
- Какую матрёшку мы нарисовали?

- Наведите порядок на рабочих местах. Урок окончен. До свидания!

Коммуникативные УУД: умение формулировать грамотные высказывания по заданному вопросу.

 Регулятивные УУД: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

 Личностные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по изобразительному искусству в з классе " Декоративная роспись Полхова-Майдана"

Презентация  по изобразительному искусству для 3 класса знакомит обучающихся о производстве и росписи токарных изделий Полхова-Майдана, с последовательным выполнением работы по росписи цветов "ро...

План методического объединения учителей начальных классов МБОУ "Полх - Майданская средняя школа"

План работы методического объединения  учителей начальных классов за последние 3 года...

Внеклассное мероприятие на тему "Русская матрешка" для 1-2 классов

Обогащать представление детей о народном искусстве.Познакомить с декоративно-прикладным искусством - русской матрешкой.Дать представление детям о русской матрешке, как об одном из старинных народных п...

Технологическая карта урока технологии «Коллаж из ткани» Изделие: «Матрешка» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения создавать композицию из отдельных тканей, посредством техники «Аппликации».Задачи урокаДидактические:1. Освои...

Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме «Сказочные узоры Полхов-Майдана»

Развитие учебно-познавательного интереса к народному творчеству через анализ и выявление стилистических особенностей полхов-майданской росписи в ходе групповой деятельности в сотрудничестве с учителем...