Программа внеурочной деятельности
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Ефимова Лидия Михайловна

Программа "Волшебная кистока"  для учащихся 1-4 классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_volshebnaya_kistochka.docx338.43 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса «Волшебная кисточка»

Пояснительная записка  

    Программа внеурочной деятельности младших школьников Муниципального общеобразовательного учреждения «Билютайская ООШ» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Рабочая  программа внеурочной деятельности  предполагает следующие сроки изучения материала:

1 класс - 33 часа в год, 1 час в неделю;

2 класс - 34 часа в год, 1 час в неделю;

3 класс - 34 часа в год, 1 час в неделю;

4 класс - 34 часа в год, 1 час в неделю;

      Программа внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» актуальна и педагогически целесообразна в условиях немногочисленной школы, где социализация и успешная адаптация выпускников школы  в новых условиях рынка труда является приоритетным направлением образовательной программы начального общего образования.

      Преподавание изобразительного искусства просто необходимо. Ведь именно оно раскрывает ребенку мир реально   существующей гармонии, развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие способности и фантазии. Без овладения необходимыми основами изобразительной грамоты не может быть полноценного эстетического воспитания и художественного образования. Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях творческих часов на базе школ. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими.

       Особенность программы заключается во  взаимосвязи занятий по рисованию, лепке, аппликации, оригами, бумагопластике, работе с природным материалом. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование — наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. И рисование и лепка имеют большое значение для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения.          

 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного курса 

Предметными результатами изучения программы «Волшебная кисточка» является формирование следующих знаний и умений.

  • Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
  • Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно – нравственном развитии человека;
  • Ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
  • Ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
  • Первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
  • Получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером и пр.), а также декоративного искусства и дизайна;

Личностными результатами изучения программы  «Волшебная кисточка» является формирование следующих умений:

  • формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
  • воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
  • развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
  • формирование духовных и эстетических потребностей;
  • овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
  • воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
  • отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения программы «Волшебная кисточка» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • проговаривать последовательность действий на занятии;
  • учиться работать по предложенному плану;
  • учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

Основой  для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД:

  • уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме;

  • уметь слушать и понимать речь других;
  • уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях изобразительного искусства и следовать им;
  • учиться согласованно, работать в группе:

а) учиться планировать свою работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г)  уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Содержание курса


      Программа построена  содержательными блоками, охватывающими как общепознавательный компонент, так и непосредственно художественно-деятельностный.       В процессе освоения программных дидактических единиц учащиеся получат не только навыки овладения определенными изобразительными операциями и манипуляциями, не только приемами создания конкретно-визуального образа, но и постигают контекст художественного явления как результата преобразования действительности в процессе самовыражения. Художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно переплетена с эстетическими представлениями о действительности, о деятельности, о человеке и о самом себе. Поэтому ей как необходимое условие предшествует общеэстетический контекст (взаимодействие, окружение), выраженное в программе через понятия, усвоение которых поможет учащимся включиться в процесс творчества через сопричастность и сопереживание.

     Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, на усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково-экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная работа, которая завершает каждый проблемный содержательный блок.

     По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выставки, мастерские художников, театры, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства выдающихся художников, композиторов, артистов.

    Важнейшим средством приобщения к художественной культуре являются художественные знания, умения и навыки. Яркие, красочные задания позволяют освоить многие художественные материалы (цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, акварель, гуашевые краски). В заданиях, наравне с индивидуальными формами работы, вводятся формы коллективной работы над общим панно. Коллективное творчество обучает ребят к сотрудничеству, умению договариваться, лучше понимать собственные намерения, создает общую атмосферу совместного игрового действия. Но главное - это радость результата, а также отсутствие безуспешных работ.

1. Живопись. Дать начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.

Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, портретов, натюрмортов, бытовых сцен,  сказочных животных, птиц, растений, трав.

2. Графика. Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.

3. Скульптура. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки – глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.

4.  Аппликация. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами: с засушенными цветами, травинками. Что будет способствовать  развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например, с фантиками, обёртками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).

5. Бумажная пластика. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.

6. Работа с природными материалами. В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы, полученные из бумаги.

Практическая работа: изображение уголков природы.

7. Организация и обсуждение выставки детских работ. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержанием учебных задач.

Тематическое планирование  курса «Волшебная кисточка»

1 год обучения

Наименование разделов, тем

Часы

Характеристика

деятельности

обучающихся

Рисование по теме  

23

1

 Вводное занятие.

1

Экскурсия.

2

Творческие работы на тему «Мои любимые игрушки»  

1

Беседа об увлечениях детей. Рисование по теме.

3

  Конкурс на самый красивый фантик.

1

Знакомство с акварелью. Орнамент. Сюжет.

4

 Иллюстрация к сказке «Колобок» (акварель)

1

Прослушивание сказки. Выполнение иллюстрации.

5

Рисунки «Осенние сказки лесной феи» (акварель)

1

Осенние изменения в лесу. Рисование картин осени.

6

Композиция «Клумба»  

1

Фото цветов. Рисование по теме.

7

Конкурс рисунков на тему: «В стране дорожных знаков»  (цв. карандаши)

1

Эскизы придуманных дорожных знаков. Беседа о правилах дорожного движения.

8

Рисунки на тему «Мой домашний любимец»

1

Отношение к животным. Любимое домашнее животное.

9

Раскрась-ка.

1

Разнообразие синего.

10

Праздник русской матрёшки. Знакомство с хохломой.

1

Знакомство с народными промыслами. Роспись матрёшки.

11

Иллюстрация к сказке «Теремок».

1

Прослушивание сказки. Иллюстрации.

12

Композиция «Птицы»

1

Беседа о жизни птиц зимой. Рисование по теме.

13

Рисуем морозные узоры.

1

Рисование по представлению.

14

Рисование на тему: «Подводное царство».

1

Рисование по представлению на заданную тему.

15

Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

Прослушивание сказки. Иллюстрирование.

16

«Зимний пейзаж»

1

Рисование по представлению на заданную тему.

17

Рисунок-декорация «Сказочный домик».

1

Просмотр картин художников по теме. Рисование по представлению.

18

Игра « Дорисуй-ка»

1

Развитие воображения.

19

Иллюстрация к сказке «Гуси – лебеди».

1

Создание сюжетных композиций  

20

«Кляксография»

1

Увидеть в кляксе предмет и дорисовать его.

21

Изумрудный город, Солнечная страна.

1

Рисунок одним цветом.

22

В сказочном лесу.

1

Развитие воображения.

23

Рисование пальцем.

1

Развитие воображения и чувства цвета.

Поделки из природного материала.

1

24

Сувениры осени.

1

Поделки из природного материала.

Изображение в объеме.

3

25

Дымковская игрушка.

1

Знакомство. Лепка.

26

Лепка домашних животных.

1

Передать настроение и характер животных.

27

Портрет друга.

1

Пластилин

Оригами.

1

28

Оригами.

1

Знакомство с искусством оригами.

Бумажная пластика

2

29

 Бумажная  скульптура.

1

Фигурки животных. Бумажная пластика.

30

Изготовление праздничной открытки.

1

Создание простого подарочного изделия.

Аппликация.

3

31

 «Портрет кота».

1

32

«Цветик - семицветик».

1

Изонить.

33

Выставка детских работ.

1

Аппликация.

2 год обучения

Наименование разделов, тем

Часы

Характеристика

деятельности

обучающихся

Рисование по теме  

20

1

 В чудесном лесу.

1

Экскурсия. Сбор осенних листьев и семян растений.

2

Осенний листочек.

1

Рисование листьев простой формы

3

Освоение техники работы гуашью.

1

Роспись готовых силуэтов. (Курочка, петушок, птица.)

4

Сказочная птица.

1

Рисование по воображению.

5

Добрые и злые герои из сказок.

4

Экскурсия

6

Иллюстрация к сказке «Маша и медведь».

1

Прослушивание сказки. Выполнение иллюстрации.

7

Портрет живых персонажей из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино»

1

Моделирование художественными средствами сказочных и фантастических образов.

8

Фантастические персонажи сказок: Баба – Яга, Водяной, Кощей – Бессмертный.

1

Изображение сказочных и фантастических персонажей.

9

Портрет сказочных персонажей: Василиса Прекрасная, Иван-Царевич.

1

Изображение сказочных персонажей.

10

Конкурс рисунков на тему: «Мои любимые сказки»

1

Обложка любимой сказки.

11

Первый снег.

1

Зимние забавы. Лепка из снега снеговика.

12

У новогодней елки.

1

Новогодний карнавал.

1

Знакомство с народным творчеством.

2

Экскурсия.

1

Орнамент для посуды.

1

Роспись готовых силуэтов.

1

Как я помогаю маме.

1

Игры и конкурсы.

1

К светлому дню.

1

Крашение и роспись пасхальных яиц.

Поделки из природного материала

2

17

Осенний натюрморт.

1

Выполнение композиции вдавливанием семян в пластилин.

18

Конкурс букетов.

1

Флористика.

Изображение в объеме

4

19

«Жаворонки прилетели»

1

Лепим птиц из соленого теста.

20

«Жаворонки прилетели»

1

Роспись птиц.

21

«Жаворонки прилетели»

1

Украшаем дерево, ждущее весну.

22

Сюрпризы для детей: сладкие и не очень.

1

Игрушки из капсул киндер-сюрпризов.

Оригами.

3

23

Волшебные превращения бумажного квадрата.

1

Разучивание разминки для пальчиков. Опыты с бумагой.

24

Стакан.

1

Оригами.

25

Кошка.

1

Оригами.

Бумажная пластика

2

26

«На лугу».

1

Изготовление пейзажного макета. Подготовительная работа.

27

«На лугу».

1

Изготовление пейзажного макета. Коллективная работа.

Аппликация.

3

28

Беседа «Что можно сделать из ненужных вещей?

1

Беседа «Что можно сделать из ненужных вещей?

29

Лес рубят – щепки летят. Знакомство с материалом (опилки) и его свойствами.

1

Лес рубят – щепки летят. Знакомство с материалом (опилки) и его свойствами.

30

Выставка детских работ.

1

3 год обучения

Наименование разделов, тем

Часы

Характеристика

деятельности

обучающихся

Рисование по теме

11

1

На школьном дворе.

1

Пейзаж по наблюдению.

2

Дом, в котором я живу.

1

Рисунок по наблюдению

3

Мой друг.

1

Рисование по наблюдению

4

Букет цветов.

1

Рисование с натуры.

5

Декоративная роспись шкатулок.

1

Роспись коробок.

6

Конкурс рисунков «Моё любимое литературное произведение».

1

Иллюстрации к литературным произведениям из внеклассного чтения

7

Снегопад.

1

Наблюдение за падающим снегом. Игра в снежки.

8

Новогодние игрушки.

1

Рисование с натуры.

9

Натюрморт из группы предметов.

1

Рисование с натуры.

10

Какого цвета весна.

1

Экскурсия в весенний лес.

11

Первые листочки.

1

Рисование по наблюдению

Поделки из природного материала

1

12

Птицы на ветке.

1

Композиция из засушенных растений.

Изображение в объеме

10

13

Лепка – вид изобразительной деятельности. Колобок.

1

Беседа по теме. Лепка персонажа.

14

Лиса.

1

Лепка.

15

Медведь.

1

Лепка

16

Заяц.

1

Лепка

17

Курочка.

1

Лепка

18

Дубок.

1

Лепка

19

Мужик.

1

Лепка

20

Старуха.

1

Лепка

21

Сказки.

1

Составление композиции из вылепленных персонажей.

22

Декоративный пряник.

1

Лепка в технике рельефа.

Оригами.

7

23

Летучая мышь.

1

Оригами.

24

Голубь.

1

Оригами.

25

Ласточка.

1

Оригами.

26

Пароход.

1

Оригами.

27

Лиса.

1

Оригами.

28

Свинка.

1

Оригами.

29

Конкурс «Волшебный мир оригами».

1

Выставка работ.

Бумажная пластика

2

30

Кораблики.

1

Конструирование из коробок.

31

Карнавальные головные уборы.

1

Участие в карнавале.

Аппликация.

3

32

Самый красивый и уютный скворечник.

1

Выполнение полуобъемной  аппликации.

33

Декоративная подставка для посуды.

1

Мозаика из цветной бумаги.

34

Выставка детских работ.

1

4 год обучения

Наименование разделов, тем

Часы

Характеристика

деятельности

обучающихся

Рисование по теме

17

1

Где я был и что я видел летом.

1

Обмен впечатлениями.

2

Осенняя ветка в вазе.

1

Рисование с натуры.

3

«Уж роща отряхает последние листы…»

1

Осенняя экскурсия.

4

Что надо знать о красках.

1

Беседа по теме.

5

Оформление книги сочиненной всем классом.

1

Рисунок по теме.

6

Мы за мир. Дружба народов.

1

Конкурс плакатов.

7

Дрессировщик на арене.

1

Композиция по представлению.

8

Натюрморт из объемных предметов.

1

Рисунок с натуры.

9

Сколько оттенков у белого цвета?

1

Зимняя экскурсия.

10

«Снегурочка».

1

Иллюстрация к сказке.

11

Наш класс.

1

Композиция по наблюдению.

12

Декоративный поднос.

1

Роспись по народным мотивам.

13

Почему дали голубые?

1

Весенняя экскурсия.

14

Городской или сельский пейзаж.

1

Рисунок по наблюдению

15

Военный парад.

1

Поздравление ветеранов с Днем Победы.

16

На стадионе или олимпийские виды спорта.

1

Композиция по представлению.

17

Как развесить выставку?

1

Выставка детских работ.

Поделки из природного материала.

1

18

Декоративный рельеф

1

Декоративный рельеф

Изображение в объеме

11

19

Домашние и дикие животные.

1

Лепка по представлению.

20

Зоопарк. Коллективный макет.

1

Использование фигурок животных вылепленных на предыдущем занятии.

21

Утка.

1

Лепка по мотивам дымковской игрушки.

22

Медведь встретился с колобком.

1

Сюжетная лепка.

23

Домашние птицы.

1

Лепка по представлению.

24

Снежные фигуры.

1

Лепка фигур животных из снега.

25

«Девочка в шубке»

1

Лепка по представлению.

26

Собаки разных пород.

1

Флористика.

27

Пограничник с собакой.

1

Лепка по представлению.

28

Мы сажаем дерево.

1

Высаживание саженцев деревьев и кустарников.

29

Боксеры. Фигуристы.

1

Двух фигурная композиция. Лепка.

Оригами.

3

30

Ворон.

1

Оригами.

31

Заяц.

1

Оригами.

32

Цветы.

1

Оригами.

Аппликация.

2

33

Фокусник.

1

Коллаж по представлению.

34

Выставка детских работ.

1

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...