Рабочая программа "Изобразительное искусство" 1 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 1 класс)
Рабочая программа
по учебному предмету
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Базовый уровень
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._izobrazitelnoe_iskusstvo.docx | 54.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ ШКОЛА № 95 ГОРОДА ДОНЕЦКА
ДНР 83052, г. Донецк, пр. Ильича, дом 60, тел. (062)294-31-08, (062)294-11-19, e-mail: shko95@yandex.ru
РЕКОМЕНДОВАНО Решением педагогического совета Протокол от «__»_______№_____ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ______________Любченко Н.М. (подпись) «__»____________2020 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор _________________Флакина Э.Б. (подпись) Приказ от «__»__________2020 г. № |
Рабочая программа
по учебному предмету
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Базовый уровень
в 1 – А классе
на 2020 – 2021 учебный год
Составитель:
Тереникова Ю. А.
учитель начальных классов
2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 1-4 классов соответствует требованиям действующего Государственного образовательного стандарта начального общего образования в редакции 2020 года, и составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству для начальной школы (авт.Б. М. Неменский)
Цели и задачи курса
Основными целями начального обучения изобразительному искусству являются:
- формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной (культуры мир оотношений, выработанных поколениями);
- развитие эмоционально-нравственного потенциала приобщения к художественной культуре.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей:
- ознакомление со способами художественного изображение, украшение, постройка;
- обеспечение прозрачных эмоциональных контактов с искусством на каждом этапе обучения; освоение традиций художественной культуры личностно значимых смыслов;
- обеспечение практической художественно-творческой деятельности учащегося и деятельности по восприятию искусства;
- обеспечение постоянной смены художественных выразительными возможностями; развитие специальных навыков, чувств для восприятия произведений искусства, а также овладение образным языком искусства;
- работа на основе наблюдения и эстетического реальности, широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности;
- развитие художественно-образного мышления (наблюдательности, фантазии).
Уровень изучения учебного материала - базовый.
Распределение учебных часов на изучение тем программы
по курсу «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» (с внесенными изменениями)
Тема | Прим. прогр. | Рабочая прогр. | Причины изменения |
Ты учишься изображать | 8 | 8 | |
Ты украшаешь | 9 | 7 | Выходной 08.03, 03.05 |
Ты строишь | 11 | 10 | Выходной 10.05 |
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | 5 | 5 | |
Всего | 33 | 30 |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия.
Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве.
Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России и народов Донецкой Народной Республики).
Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и республиканские музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина – раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем – основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин – раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон - сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий) и Донецкой Народной Республики.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше– меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема.
Выразительность объемных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля – наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их
характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года,
суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов – представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.). Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).
Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ
человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Родина моя – Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно-творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной художественно-конструкторской деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли искусства и культуры в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественного мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала,
- выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края,
- эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства; эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты; овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций; способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости
- и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ П/п | Содержание учебного материала | Дата | Примеча- ние | |
План | Факт | |||
I четверть | ||||
Тема 1. Ты учишься изображать (8 ч.) | ||||
1 | Знакомство с Мастером Изображения | 07.09 | ||
2 | Мастер изображения учит видеть | 14.09 | ||
3 | Пятно как способ изображения на плоскости | 21.09 | ||
4 | Объем, образ в трехмерном пространстве. Способы передачи объема. | 28.09 | ||
5 | Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость» | 05.10 | 02.11 | |
6 | Знакомств с цветом. Основные и составные цвета | 12.10 | 09.11 | |
7 | Выражение настроения в изображении | 19.10 | ||
II четверть | ||||
8 | Художники и зрители (обобщение темы) | 02.11 | 16.11 | |
Тема 2. Ты украшаешь (7 ч.) | ||||
9 | Знакомство с Мастером Украшения. Цветы –украшение Земли | 09.11 | ||
10 | Роль контраста в композиции | 16.11 | ||
11 | Ритмический узор пятен и симметрический повтор | 23.11 | ||
12 | Красивые рыбы. Монотипия | 30.11 | ||
13 | Украшения птиц. Объемная аппликация | 07.12 | ||
14 | Узоры, которые создали люди | 14.12 | ||
15 | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) | 21.12 | ||
III четверть | ||||
Тема 3. Ты строишь (10 ч.) | ||||
16 | Постройки в нашей жизни. Крыши родного города | 11.01 | ||
17 | Дома бывают разными | 18.01 | ||
18 | Домики, которые построила природа | 25.01 | ||
19 | Дом снаружи и внутри | 01.02 | ||
20 | Строим город | 08.02 | ||
21 | Строим город | 22.02 | ||
22 | Всё имеет своё строение | 01.03 | ||
23 | Строим вещи | 15.03 | ||
IV четверть | ||||
24 | Город, в котором мы живем | 29.03 | ||
25 | Город, в котором мы живем | 05.04 | ||
Тема 4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч.) | ||||
26 | Три Брата – Мастера всегда трудятся вместе | 12.04 | ||
27 | Праздник весны. Праздник птиц | 19.04 | ||
28 | Разноцветные жуки | 26.04 | ||
29 | Сказочная страна | 17.05 | ||
30 | Времена года | 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочие программы 1 класс "Школа России", 3 класс "Планета знаний"
РП по предмету...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного...
Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс
Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...
«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс
Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...