Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 1 класса на 2019-2020 учебный год
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа84.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия

Рассмотрена                                             Утверждена

на заседании ПМК                                  приказом директора                                          

протокол № ______от                             №  ___ от « 30 » августа  2019 г.

«____» мая  2019 г.

 Рабочая программа

по изобразительному искусству

для учащихся 1 класса

на 2019-2020 учебный год

                                                                                     Учителя:  Кутельвас Л. Н.

Олейник О.В.

                                                                                                         Сесюнина С.М.

Ячменева Н.Ю.

г.Урай

2019

Содержание

1.Пояснительная записка

2.Планируемые результаты освоения  учебного предмета

3.Содержание учебного предмета

4.Тематическое планирование

5.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


1.Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы по изобразительному искусству под редакцией С.Г. Ашиковой.

Программа предназначена для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы с учетом специфики обучения в гимназии, отраженной в гимназическом компоненте.

Курс «Изобразительное искусство» направлен на формирование общей культуры учащегося начальной школы, на его духовно-нравственное, социальное, личностное развитие, созданиеосновы для самостоятельной организации учебно-познавательной и художественно-творческой деятельности.

В основу данного курса положена идея реализации объективно существующего единства двух форм искусства: художественного восприятия и художественного выражения (языка изобразительного искусства). Художественное восприятие имеет доминирующее значение в развитии эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка (художественное выражение) позволит младшему школьнику проявить себя в творчестве, поможет при освоении смежных дисциплин. Сочетание, с одной стороны, эстетического восприятия жизни и художественного восприятия искусства и, с другой стороны, художественного выражения будет способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Цель курса:духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе обогащения опыта эмоционально-ценностного восприятия явлений жизни и опыта художественно-творческой деятельности.

Задачи курса:

* развитие эмоционально-эстетического отношения к явлениям жизни;

* воспитание ценностного отношения к отечественным культурным традициям, уважения к культуре народов других стран;

* реализация творческого потенциала учащегося средствами художественной деятельности, развитие воображения и фантазии ребенка;

* воспитание потребности учащихся в «общении» с произведениями искусства, формирование способности воспринимать прекрасное на основе представления о красоте как высшем проявлении добра;

* расширение общего и художественного кругозора учащихся; развитие наблюдательности в отношении явлений и процессов, происходящих в окружающем мире, целостного восприятия сложных объектов и явлений;

* знакомство с основами изобразительного искусства, овладение элементарной художественной грамотностью, приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности;

* развитие способности младших школьников к сотрудничеству в художественной

Деятельности.

Содержание курса направлено на целостное развитие личности ребенка посредством активного овладения различными видами деятельности. Это:

восприятие произведений искусства, которое развивает эмоциональную отзывчивость, способность к эмоциональному оцениванию увиденного не только в искусстве, но и в жизни, а также способность одномоментного восприятия сложных объектов и явлений; в дальнейшем это позволит позитивно воспринимать мир, испытывать положительные чувства и эмоции в процессе его познания (по всем разделам учебников);

рисунок - постепенный переход от знакомства и овладения простыми линиями разной формы,  их изобразительно-выразительными возможностями, через приобретение навыка различного нажима на карандаш и тонирования поверхности бумаги графитным карандашом к основам построения и передачи объёма и пространства на листе бумаги. В совокупности эти действия не только формируют взгляд на окружающий мир, но и обеспечивают качественное пространственно-образное мышление, способность к быстрым зарисовкам, выполнение несложных чертежей и планов;

живопись- наблюдение детей за цветовыми сочетаниями в природе  дополняются сначала их представлением о том, как они отражаются в картинах художников, а затем непосредственной деятельностью учащихся с цветом на основе различных материалов;

композиция учит понимать целое, состоящее их различных частей, оценивать их роль в пространстве картины, рисунка, изделия, выделять главное и второстепенное;

декоративно-прикладное искусство раскрывает самобытность народной культуры, знакомит с традициями и обрядами разных народов, их бытом и  образом жизни;  

скульптура и дизайн наглядно показывают пространственные особенности изучаемых предметов и объектов, показывают соотношение частей и целого, развивают пространственное мышление, приобщают к красоте;

Курс «Изобразительное искусство» направлен на формирование общей культуры учащегося начальной школы, на его духовно-нравственное, социальное, личностное развитие, создание основы для самостоятельной организации учебно-познавательной и художественно-творческой деятельности.

Место учебного предмета в учебном плане

В учебном плане МБОУ Гимназия им А.И.Яковлева на изучение предмета  отводится135 ч:

1 класс (33 уч.недели) – 33 часа из расчёта 1 час в неделю.

2 класс (34 уч.недели) – 34 часа из расчёта 1 час в неделю.

3 класс (34 уч.недели) – 34 часа из расчёта 1 час в неделю.

4 класс (34 уч.недели) – 34 часа из расчёта 1 час в неделю.


2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

1 класс

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

- интерес к русской художественной культуре на основе знакомства с произведениями И.И. Шишкина, И.И. Левитана, З.Е. Серебряковой и др.);

- основа для восприятия художественного произведения, определение его основного настроения;

- эмоциональное восприятие образов природы, в том числе растительного и животного мира, отраженных в рисунке, картине;

- первоначальное представление о поликультурности изобразительного искусства;

- положительное отношение к занятиям изобразительным искусством, интерес к отдельным видам художественно-творческой деятельности;

- чувство гордости за свой народ через знакомство с народным творчеством;

- интерес к человеку, его чувствам, мыслям через восприятие портретов, в том числе детских образов, автопортретов известных художников;

- основа для развития чувства прекрасного через доступные для детского восприятия художественные произведения.

Обучающийсяполучит возможность для формирования:

- понимания значения изобразительного искусства в жизни человека;

- понимания роли изобразительного искусства в собственной жизни

- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения кпредмету «Изобразительное искусство» через освоение роли автора своих художественных работ;

- первоначальной ориентации на оценку результатов собственной художественнотворческой деятельности;

-  уважения к чувствам и настроениям другого человека, представления

- о дружбе, доброжелательном отношении к людям;

- мотивации к коллективной творческой работе;

- представления о труде художника, его роли в жизни каждого человека;

- личностной идентификации на основе общего представления о творческом самовыражении, о мире профессий в изобразительном искусстве.

Метапредметные:

Обучающийся научится:

Регулятивные:

- принимать учебную задачу;

- оценивать совместно с одноклассниками и учителем результат своей художественно-творческой деятельности;

- понимать выделенные учителем ориентиры адекватно воспринимать предложения учителя.

Познавательные:

- ориентироваться на первоначальном уровне в информационном и иллюстративном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации в справочном материале;

- использовать рисуночные и простые символические варианты выполнения работы;

- понимать содержание художественных произведений;

- читать простое схематическое изображение.

Коммуникативные:

- допускать существование различных точек зрения о произведении изобразительного искусства;

- участвовать в работе парами, в групповом создании творческих работ;

- контролировать свои действия в коллективной работе;

- принимать настроение других людей, их эмоции от восприятия репродукций картин и фотоматериалов

Обучающийся получит возможность научиться:

Регулятивные:

- принимать художественную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы, предложенный в учебнике;

- на первоначальном уровне понимать особенности художественного замысла и его воплощения;

- осуществлять под руководством учителя контроль по результату своей

деятельности;

- воспринимать мнение и предложения сверстников, родителей

Познавательные:

- соотносить произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной выразительности;

- делать несложные выводы;

- строить рассуждения о доступных, наглядно воспринимаемых свойствах изобразительного искусства;

- соотносить содержание рисунков в рубриках «Впечатление» и «Выражение».

Коммуникативные:

- соотносить собственное впечатление от произведения искусства и мнение других людей о нем;

- обсуждать со сверстниками ход выполнения работы и ее результаты;

- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи;

- следить за действиями других участников в процессе совместной деятельности.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

- эмоционально и эстетически воспринимать художественные фотографии и репродукции картин, сравнивать их, находить сходство и различие, воспринимать и выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства;

- группировать и соотносить произведения разных видов искусств по характеру, эмоциональному состоянию;

- владеть графитными и живописными материалами в достаточном разнообразии для своего возраста;

- осознавать, что архитектура и декоративно-прикладные искусства во все времена украшали жизнь человека;

называть ведущие художественные музеи России владеть простейшими основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна;

- создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (рисунок, живопись);

- применять начальные навыки изображения растений, животных, человека, явлений природы;

- использовать простые формы для создания выразительных образов в рисунке и живописи;

- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

- применять на их основе различные материалы для живописи, чтобы передавать образы явлений в природе;

- использовать простые формы для создания выразительных образов человека в скульптуре;

- выбирать художественные материалы для создания образов природы, человека, явлений;

- решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения;

- передавать характер объекта в живописи, графике и скульптуре.

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать содержание и выразительные средства художественных произведений;

- принимать условность и субъективность художественного образа;

- сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства, и объяснять разницу;

- выражать в беседе свое отношение к произведению изобразительного искусства;

- создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного;

- выбирать характер линий для изображения того или иного образа;

- овладевать на практике основами цветоведения;

- использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании детского портрета;

- использовать приемы пластических средств при трансформации готовых форм предметов в целостный художественный образ;

- создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы

природы;

- видеть и изображать красоту и разнообразие природы, предметов;

- изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение

2 класс

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

- эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению произведения изобразительного искусства, включая образы природы Земли;

- образ Родины, отраженный в художественных произведениях, в том числе через восприятие пейзажей городов Золотого кольца России;

- представление о труде художника, его роли в жизни общества;

- приобщение к мировой художественной культуре, архитектуре разных стран (рубрика «Приглашение в путешествие»);

- интерес к художественно творческой деятельности;

- понимание чувств других людей;

- первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;

- понимание значения иллюстраций к литературным произведениям (сказкам), живописи в мультипликации;

- выражение в собственном творчестве своих чувств и настроений.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- нравственноэстетических переживаний художественных произведений;

- представления о разнообразии и широте изобразительного искусства;

- интереса к характерам и настроениям людей и личностной идентификации через восприятие портретного жанра изобразительного искусства;

- принятия на первоначальном уровненравственного содержания произведенийизобразительного искусства;

- понимания значения изобразительного искусства в собственной жизни;

- первоначальной потребности воплощать в реальную жизнь эстетическиезамыслы;

- позиции зрителя и автора художественных произведений.

Метапредметные:

Обучающийся научится:

Регулятивные:

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, инструкцией учителя и замыслом художественной работы;

- выполнять действия в устной форме;

- осуществлять контроль своего участия в ходе коллективных творческих работ;

Познавательные:

- расширять свои представления об искусстве (например, обращаясь к разделу «Знакомство с музеем»);

- ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;

- читать простое схематическое изображение;

- различать условные обозначения;

- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых, сверстников;

- сопоставлять впечатления, полученные при восприятии разных видов искусств (литература, музыка) и жизненного опыта.

Коммуникативные:

- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи, принимать участие в их обсуждении;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- выполнять работу со сверстниками;

- воспринимать и учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства;

- договариваться, приходить к общему решению.

Обучающийся получит возможность научиться:

Регулятивные:

- понимать смысл заданий и вопросов, предложенных в учебнике;

- осуществлять контроль по результату и способу действия;

- выполнять действия в опоре на заданный ориентир;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить соответствующие коррективы;

- выполнять дифференцированные задания (для мальчиков и девочек);

Познавательные:

- осуществлять поиск дополнительной информации (задания типа «Найдите на сайте…») с помощью взрослых;

- работать с дополнительными текстами (рубрика «Советуем прочитать»);

- соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной выразительности;

- соотносить схематические изображения с содержанием заданий;

- выбирать из нескольких вариантов выполнения работы приемлемый для себя;

- строить рассуждения о воспринимаемых произведениях;

- контролировать действия других участников в процессе коллективной

творческой деятельности;

- понимать содержание вопросов и воспроизводить их;

Коммуникативные:

- контролировать свои действия в коллективной работе;

- проявлять инициативу, участвуя в создании коллективных художественных работ;

- узнавать мнение друзей или одноклассников;

- вести диалог с учителем и одноклассниками, прислушиваясь к их мнению, и выражать свое терпимо и убедительно.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

- различать виды художественной деятельности (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, дизайн);

- узнавать и воспринимать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека;

- различать и передавать в художественно-творческой деятельности эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;

- воспринимать красоту архитектуры и понимать ее роль в жизни человека;

- понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии;

- использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы;

- изображать простейшую линию горизонта и ее особенности;

- различать хроматические и ахроматические цвета;

- владеть дополнительными приемами работы с новыми графическими материалами;

- выбирать характер линий для передачи выразительных образов природы разных географических широт;

- использовать базовые формы композиции: геометрическая форма предмет;

- моделировать цветок из простейшей базовой формы;

- создавать средствами рисунка и живописи образы героев сказок народов мира;

- видеть разницу между пейзажами, ландшафта разных частей света и использовать соответствующую пейзажу линию горизонта;

- использовать различные художественные материалы для передачи пейзажей разных географических широт;

- передавать характер и намерения объекта в иллюстрации к русским и зарубежным сказкам;

- осознавать красоту окружающей природы и рукотворных творений человека и отражать их в собственной художественно творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания;

- видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, дизайн;

- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу;

- различать и изображать различные виды линии горизонта;

- подбирать соответствующий материал для выполнения замысла;

- передавать воздушную перспективу в пейзаже графическими и живописными приемами;

- применять хроматические и ахроматические цвета для передачи объема

или пространства;

- соблюдать пропорции человека и особенности передачи его портрета;

- передавать эмоциональное состояние героев литературных произведений средствами рисунка и живописи;

- передавать настроение в пейзажах;

- соединять различные графические материалы в одной работе над образом;

- изображать старинные русские города по памяти или представлению;

- создавать узоры народов мира;

- подбирать соответствующие художественные материалы для изображения главных героев произведений;

- совмещать работу на плоскости и вобъеме.

3 класс

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

- эмоциональная отзывчивость на произведения изобразительного искусства различного образного содержания;

- представление о своей гражданской идентичности через принятие образа Родины, представление о ее богатой истории, о культурном наследии России;

- чувство сопричастности к художественной культуре России через знакомство с творчеством А.И. Куинджи, К.А. Коровина, В.В. Верещагина, а также знакомство с городом музеев Санкт-Петербургом;

- положительное отношение к урокам изобразительного искусства, интерес к занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения изобразительного искусства в собственной жизни;

- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными произведениями разных эпох, стилей и жанров;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им, открытость, первоначальная готовность к диалогу, творческому сотрудничеству;

- представление о добре и зле, должном и недопустимом;

- первоначальные навыки оценки и самооценки художественного творчества;

- представление о содержательном досуге.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- умения реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественнопрактических задач;

- эмоциональноценностного отношения к разнообразным явлениям действительности, отраженным в изобразительном искусстве;

- мотивации творческого самовыражения, сотрудничества и взаимоподдержки;

- осознания нравственного содержания художественных произведений и

проекции этого содержания в собственных поступках;

- трудолюбия, оптимизма, ответственности за другого человека;

- положительной самооценки

Метапредметные:

Обучающийся научится:

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную, в том числе художественно-творческую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;

- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и собственным замыслом работы, различая способ и результат собственных действий;

- выполнять действия в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;

- эмоционально откликаться на образы, созданные в изобразительном искусстве;

- выполнять дифференцированные задания (для мальчиков и девочек);

- выбирать из нескольких вариантов выполнения работы приемлемый для себя;

Познавательные:

- осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах коллективной деятельности осуществлять поиск информации в справочном материале учебника и в дополнительных источниках;

- использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, рисунки, знаки и символы для решения учебных (художественных) задач;

- воспринимать тексты (фрагменты из сказок, статья), соотносить их с визуально представленным материалом;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

- использовать примеры иллюстраций при обсуждении особенностей творчества того или иного художника;

- представлять информацию в виде небольшого сообщения;

- осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- выбирать способы решения художественной задачи;

Коммуникативные:

- выражать свое мнение о произведении живописи;

- принимать активное участие в различных видах совместной деятельности;

- понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы;

- проявлять инициативу, участвуя в создании групповых работ;

- контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;

- понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;

-понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

- принимать мнение, отличное от своей точки зрения;

- стремиться к пониманию позиции другого человека.

Обучающийся получит возможность научиться:

Регулятивные:

- выполнять предложенные в учебнике задания, в том числе на самопроверку;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить соответствующие коррективы с учетом характера сделанных ошибок;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебной

(художественной) задачи;

- выполнять действия, опираясь на заданный в учебнике ориентир;

Познавательные:

- самостоятельно расширять свои представления о живописи;

- соотносить различные произведения по настроению и форме;

- строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах искусства;

- обобщать учебный материал;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

- устанавливать аналогии;

- работать со схематическим изображением, соотносить его с рисунком, картиной;

- сравнивать средства художественной выразительности в разных видах искусства;

Коммуникативные:

- понимать значение изобразительного искусства в передаче настроения

и мыслей человека, в общении между людьми;

- контролировать свои действия и соотносить их с действиями других

участников коллективной работы;

- продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности;

- формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия и действий партнера;

- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- проявлять творческую инициативу в коллективной творческой деятельности.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

- расширять свои представления о русских и зарубежных художниках;

- различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности;

- различать основные виды и жанры пластических искусств;

- эмоционально ценностно относиться к природе, человеку; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер и эмоциональное состояние средствами художественного языка;

- расширять свои представления о ведущих музеях России и музеях своего региона;

- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств;

- изображать несложные композиции передачи пространства на плоскости;

- использовать вертикаль и горизонталь для построения главных предметов композиции;

- использовать базовую форму построения человека для создания композиции группового портрета;

- понимать на доступном уровне роль белой и черной красок; света, полутени, тени и рефлекса в живописи;

- пользоваться перспективой и пропорциями предметов при их построении;

- использовать разнообразие цветовых оттенков теней на первоначальном уровне;

- применять простые способы оптического смешения цветов;

- распознавать разнообразие природных форм и передавать их на плоскости;

- различать контрасты в рисунке;

- использовать новые возможности графитного карандаша и передавать с его помощью разнообразные фактуры;

- создавать роспись по дереву;

- понимать, что Земля наш общий дом и отражать это в собственной художественно-творческой деятельности;

- выбирать художественные материалы и средства художественной выразительности для создания образа природы, передачи ее разных состояний;

- воспринимать и переживать шедевры мировой живописи, замечая больше подробностей и деталей;

- представлять и изображать быт, жилище, одежду и окружение в русской народной традиции;

- изображать узоры и орнаменты других народностей.

Обучающийся получит возможность научиться:

- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств;

- видеть проявления художественной культуры вокруг себя: музеи, архитектура, зодчество, скульптура, декоративное искусство в театре, дома, на улице;

- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу, человека в различных эмоциональных состояниях;

- передавать движение предмета на плоскости;

- изображать построение архитектурных форм;

- смешивать краски, разбеляя или затемняя их, для создания множества новых оттенков;

- применять разнообразие художественных техник в живописи и отличатьих друг от друга;

- передавать объем в изображении насекомых, рыб, птиц графическими

приемами;

- передавать различные фактуры поверхности дерева, оперения, мехаживотных;

-передавать в живописи объем круглых предметов;

- передавать образ человека в разных культурах;

- выполнять простые рисунки с помощью компьютерной графики в программе Paint;

- участвовать в различных видах изобразительной деятельности;

- эмоционально и личностно воспринимать шедевры мирового и русского искусства;

- выражать эмоциональное состояниечеловека в портрете, используя вертикаль оси и знание пропорций лица;

- передавать легкость и свежестькрасок, благодаря оптическому смешению цветов;

- передавать эмоциональное состояние радости и скромности русской души;

- работать с разнообразными художественными материалами, в том числев смешанной технике;

- самостоятельно изготовить бересту;

- передавать главную мысль в рисункеили живописи.

4 класс

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

- эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественного творчества;

- система положительных мотивов, включая мотивы творческого самовыражения;

- устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве;

- чувство любви, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

- основа гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- осознание своей этнической принадлежности, принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации;

- приобщение к мировой и отечественной культуре и освоение сокровищницы изобразительного искусства, народных, национальных традиций, искусства других народов;

- позитивная самооценка и самоуважение;

- основа для организации культурного досуга и формирования культуры здорового образа жизни

Обучающийся получит возможность для формирования:

- потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

- понимания образной природы искусства, умения выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира;

- чувства гордости за достижения отечественного и мирового художественного искусства;

- осознанного уважения и принятия традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической и духовной жизни родного края;

- способности к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественнопродуктивной деятельности;

- целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Метапредметные:

Обучающийся научится:

Регулятивные:

осуществлять целеполагание как формирование художественно-творческого замысла;

- планировать и организовывать действия в соответствии с целью;

- контролировать соответствие выполняемых действий способу реализации творческого замысла;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и других людей;

- вносить коррективы на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу;

- осуществлять самоконтроль своей творческой деятельности;

- преодолевать трудности при решении учебных и творческих задач.

Познавательные:

- анализировать произведения искусства;

- применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно практических задач;

- воспринимать произведения пластических искусств и различных видов художественной деятельности: графики (рисунок), живописи, скульптуры, архитектуры, художественного конструирования, декоративно прикладного искусства;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в том числе в контролируемом пространстве Интернета;

- устанавливать аналогии;

- использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, рисунки, знаки и символы для решения учебных (художественных) задач;

- воспринимать и анализировать тексты, соотносить их с репродукциями картин и другим визуально представленным материалом;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

- представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями;

Коммуникативные:

- воспринимать произведения изобразительного искусства как средство общения между людьми;

- продуктивно сотрудничать со взрослыми и сверстниками;

- вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства;

- воспринимать мнение сверстников ивзрослых о художественном произведении,о результатах индивидуального и коллективного творчества;

- контролировать свои действия в коллективной работе, соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы;

- задавать вопросы;

- использовать речь для регуляции своего действия и действий партнера;

- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставатьна позицию другого человека, используяопытэмпатийного восприятия чувств и мыслей автора художественного произведения

Обучающийся получит возможность научиться:

Регулятивные:

- самостоятельно ставить цель, позволяющую достичь реализации собственного творческого замысла;

- высказывать собственное мнение о явлениях изобразительного искусства;

- действовать самостоятельно при разрешении проблемнотворческих ситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни;

Познавательные:

- строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественной выразительности;

- расширять свои представления об изобразительном искусстве и художниках, о современных событиях культуры;

- фиксировать информацию о явлениях художественной культуры с помощью инструментов ИКТ;

- соотносить различные художественные произведения по настроению,

форме, по различным средствам выразительности;

- произвольно составлять свои небольшие тексты, сообщения в устной и

письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебныхзадач в зависимости от конкретных условий;

- строить логически грамотное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач;

Коммуникативные:

- открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству, аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров;

- выражать свое мнение о произведении искусства, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения), в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- проявлять творческую инициативу, самостоятельность, воспринимать

намерения других участников в процессе коллективной творческой деятельности;

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- применять полученный опыт творческой деятельности при организациисодержательного культурного досуга.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

- воспринимать богатство и разнообразие художественной культуры; ощущать и понимать художественный замысел в картине художника; понимать особенности восприятия художественного произведения художник и зритель;

- воспринимать чувства, воплощенные художниками в разных видах искусства, в изображении портретов людей разного возраста;

- узнавать произведения искусства по видам и жанрам, понимать, чем или из чего они выполнены;

- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство);

- выражать собственное суждение о содержании и выполнении того или иного произведения;

- отличать материалы для рисунка, живописи и скульптуры;

- участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними;

- понимать несложную форму предметов природы и уметь ее передавать на плоскости;

- использовать нужные материалы для максимальной выразительности замысла;

- работать в смешанной технике на разных видах бумаги;

- приводить примеры ведущих художественных музеев России, некоторых художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение;

- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественно-образного языка;

- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру;

- различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

- составлять и подбирать цветовые гаммы для замысла своей работы; различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

- изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; характерные черты внешнего облика;

- пользоваться симметрией для построения звезд; делать асимметричные композиции;

- использовать различные линии, пятна и штрихи как основные средства выразительности;

- создавать фантастических животных различными способами, используялинии, пятно и штрих;

- изображать разнообразные формы предметов на плоскости с передачей объема и в пространстве;

- пользоваться построением рисунка для создания орнаментов, от простых до более сложных, в разных геометрических формах;

- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта;

- передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий);

- осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

- узнавать различные явления природы на репродукциях картин и фото художников, подмечая нюансы в процессе эмоционального обсуждения со сверстниками;

- фантазировать, используя впечатления от картин и фото художников;

- любить и беречь свой край, рассматривая картины местных художников;

- узнавать русский костюм, русский быт, русские избы, посуду, игрушки;

- выражать черты русского народа, его души, украшать русскими узорами и орнаментами жилище, одежду;

- создавать семейные портреты;

- дарить людям работы, выполненные своими руками;

-  узнавать картины знакомых авторов отечественной и мировой живописи;

- разглядывая картины прошлого, задумываться о будущем.

Обучающийся получит возможность научиться:

- участвовать в обсуждении содержания произведений изобразительного искусства и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

- расширять свои знания и представления о музеях России и мира, в том

числе с помощью интернет ресурсов;

- использовать компьютер, как дополнительный способ изображения и воплощения замысла;

- а также для хранения фотографий своих работ, выполненных на бумаге;

- создавать на базе своих работ и работ своих одноклассников музей своего класса;

- искать и находить новые средства выразительности при изображении космоса;

- применять свою фантазию, предлагать вариант выполнения в процессеколлективных работ;

- выбирать и подбирать самостоятельно и с друзьями материалы, техники и идеи для воплощения замысла;

- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства, в природе, на улице, в быту;

- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;

- изображать с натуры и по представлению несложные предметы и натюрморты;

- передавать перспективу пространства на плоскости различными способами и техниками графики, рисунка и живописи;

- осуществлять построение пейзажа различных географических широт, в разное время суток и года;

- четко выстраивать предметы в композиции: ближе - больше, дальше - меньше;

- владеть основами цветоведенияисмешения цветов, умело применять белую и черную краску, применять хроматические и ахроматические цвета;

- передавать разнообразные эмоциональныесостояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

- создавать композиции узоров и орнаментов народов России и мира на основе сближенных и противоположныхцветовых сочетаний;

- создавать новые образы природы,человека, фантастического существа ипостроек средствами изобразительногоискусства и компьютерной графики;

- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя языккомпьютерной графики в программе Paint;

- передавать цветовые сочетания в пейзажах разных времен суток и года;

- передавать на плоскости композиции с перспективой планов в разныхжанрах живописи; передавать воздушную перспективу, глубину земли и высоту неба;

- передавать настроение в пейзаже, натюрморте, портрете, выражая к нимсвое отношение;

- изображать образы архитектуры и декоративноприкладного искусства;

- участвовать в коллективных работах на значимые жизненные темы;

- понимать и передавать в художественной работе красоту человека в разных культурах мира;

- изображать красоту природы родного края в разных настроениях;

- прослеживать связь родной природы, людей и сказок с музыкальной культурой


3. Содержание учебного предмета.

1 класс

33 недели – 33 часа (1час в неделю)

Раздел 1. Знакомство с художественными материалами  (3ч.)

Берем в руки карандаш (базовые упражнения)

Экскурсия «Краски осени» (1)

Раздел 2. Природа – главный художник  (7 ч.)

Азбука рисования: Мы – семья карандашей. Мы – семья кистей. Мы – семья красок. А я – бумага.

Берем в руки карандаш. Берем в руки кисти. Как хранить кисти. Как хранить рисунки.

Впечатление. Выражение: Природа вокруг нас (передача в рисунке пространства неба и земли). Обитатели неба (передача пространства неба и земли другими материалами + дополнительный рисунок природных явлений в небе). Обитатели Земли (простой рисунок форм животного мира с детальными проработками фактуры их поверхности). Между небом и землей (рисунок явлений природы, которые соединяют небо и землю, опускаются с неба на землю; в различных техниках). Природные стихии. Путешествие воды (изображение различных состояний воды, по выбору, простыми средствами). Живое тянется к солнцу (изображение пространства неба и земли и растительного мира в трех стадиях роста – динамика развития растений).Гк: В мастерской художника: Природные стихии (анализ произведений изобразительного искусства с изображением разных явлений природы). Ознакомление с методом «Синквейн».

Коллективная работа: Шире круг (закрепление навыка – рисунок непрерывной линии, штриховки внутри формы и прорисовка мелких деталей в крупной форме; первый опыт коллективной деятельности и оформления класса). Экскурсияв центр ремесел. (2-3)

Раздел 3. Мир цвета (8 ч.)

Азбука рисования: Смешение красок на палитре. Техника работы кистью. На чем пишут картины.

Впечатление. Выражение: Краски неба и земли (цветотональное изображение пространства неба и земли, рисунок природных явлений). Где ночует радуга (порядок расположения цветов в радуге, цветные рисунки с элементами радужного спектра). По законам радуги (знакомство с основными и составными цветами). Зимой и летом – разным цветом (знакомство с теплой и холодной гаммой и ролью белой гуаши). Весна и осень - в гости просим (составление нежной и сдержанной цветовых гамм). Ходит солнышко по кругу (знакомство с цветовыми особенностями утра, дня, вечера и ночи, составление и подбор соответствующих цветовых гамм).

В мастерской художника: Гаммы удивительных оттенков (работа с репродукциями картин художников). Художник, влюбленный в осень (о творчестве И.И. Левитана).

Коллективная работа: Оранжевое небо (работа с оттенками оранжевого цвета - грунтовка поверхности ватмана, вырезание фигур из подготовленной бумаги, составление композиции из созданных изображений).Гк: Эксперимент И. Ньютона (в лаборатории ученого - наглядное знакомство с разложением солнечного света на 7 цветов). Изучение метода «Шесть шляп». Экскурсия «Уснувшая природа» (4)

Раздел 4. Искусство в человеке (8 ч.)

Азбука рисования: Где пишут картины.

Впечатление. Выражение: Художник-живописец (ученику предлагается роль художника-живописца, который сам выбирает сюжет своей будущей картины). Деревья поведали (изображение леса различными материалами по выбору). Скульптор (моделирование фигуры Снегурочки из соленого теста с помощью вспомогательных форм). Пряничный домик (создание объемной формы здания с помощью пластических материалов). Золотая трава хохломы (знакомство с элементами русской росписи по дереву).

В мастерской художника: Художник, полюбивший лес (о творчестве пейзажиста И.И. Шишкина). Творческое содружество (рассказ о художнике-скульпторе и художнике-живописце).

Коллективная работа: Изумрудный город (обобщение знаний, приобретенных на уроках данного раздела).

Экскурсия в краеведческий музей на выставку картин. (5)Гк: Архитектор (рисунок-проект нового дома). Дизайнер (изготовление веера по выбору из трех вариантов).

Раздел  5. Человек в искусстве (7 ч)

Впечатление. Выражение: Человек – звезда (древний символ человека, пропорции человека в круге). Три возраста (знакомство с изображением человека в разном возрасте).

В мастерской художника: С любовью к детям (о творчестве З.Е. Серебряковой).

Знакомство с музеем: Государственная Третьяковская галерея; Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства; Дом-музей И.И. Левитана в Плесе.Гк: Три возраста. Рисуем детский портрет (знакомство с особенностями изображения детского портрета, поэтапное изображение рисунка). Экскурсия в краеведческий музей (6-7). Экскурсия «Весенние изменения» (8)

2 класс

34 недели – 34 часа (1 час в неделю)

Раздел 1. Природа – главный художник. (Рисунок и графика. Штрих. Фон. Фактура. Воздушная перспектива. Горный, морской пейзажи) (11 ч.)

Азбука рисования: Мы – семья фломастеров. Воздушная перспектива горного пейзажа. Воздушная перспектива облаков.

Впечатление. Выражение: Место встречи неба и земли (знакомство с линией горизонта). «Мой друг рисует горы, далёкие , как сон» ( передача воздушной перспективы с помощью графических знаков). «Горы – это небо, покрытое камнем и снегом» (работа с картинами: наблюдение, вопросы, мнение). Белые сны севера или бархатный песок юга?

(особенности пейзажа и линий горизонта на севере и на юге). « Запад есть запад, восток есть восток…» (особенности пейзажа и линий горизонта на западе и востоке). « Славный остров Гдетотам…» (знакомство с особенностями изображения острова). Шум далёкий водопада (знакомство с особенностями изображения водопада).

Коллективная работа: Роза ветров. Золотое кольцо России (знакомство с древним изображением карты как произведением искусства, что такое « роза ветров», связь между розой ветров и Золотым кольцом России – творческая работа).Гк: Рисунок – ассоциация.

Раздел 2. Мир цвета. (Живопись цвета. Иллюзия пространства. Ахроматические и хроматические цвета. Противоположные цвета) (7 ч)

Азбука рисования: Ахроматические цвета (оттенки чёрного и белого цветов). Хроматические цвета (тональные оттенки одного цвета).

Впечатление. Выражение: Близко-далеко (изображение трёх предметов с передачей пространства ахроматическими цветами). Низко-высоко (знакомство с особенностями изображения предметов на разной высоте в пространстве). Ночь и день (знакомство со светом и тенью в природе). Краски заката и рассвета (знакомство с особенностями цветового освещения Земли при закате и рассвете). Краски на воде (особенности изображения водоёмов – цвет и отражение). Краски под водой  (особенности изображения подводного мира).

В мастерской художника: Красным по зелёному (о творчестве А. И. Куинджи). Загадка красных рыбок (о творчестве А. Матисса).

Коллективная работа: Красота подводного мира (обобщение знаний, приобретённых на уроках данного раздела).Гк: Пиктограмма. А.К.Саврасов «Грачи прилетели».

Раздел 3. Искусство в человеке. (Знакомство с композицией. Базовые формы цветов. Детали рисунка. Роспись.) (7ч.)

Азбука рисования: Базовые формы цветов. Разнообразие форм лепестков.

Впечатление. Выражение: « И аромат цветов плывёт…» (знакомство с линией горизонта в поле, изображение перспективы пространства с помощью полевых цветов). Водяные лилии (способ изображения цветов на воде). Каменный цветок (способ моделирования цветка из пластилина и украшение его дополнительными материалами).Мастер – золотые руки. Стеклодув (знакомство с одним из способов росписи стекла). Чудеса архитектуры (особенности изображение города, стоящего на воде, - отражение, перспектива).

В мастерской художника: Пруд в саду Моне (о творчестве К. Моне).

Коллективная работа: Здравствуй, Венеция! (обобщение пройденного материала).Гк:Ребус. Составление ребуса с помощью рисунка.

Раздел 4. Человек в искусстве. (Иллюстрация. Портрет. Ракурсы. Книжные иллюстрации. Стилизованный рисунок.) (9 ч.)

Азбука рисования: Ракурсы. Зоны. Точки. Фотография и картина.

Впечатление. Выражение: Портрет (знакомство с жанром портрета, ракурсами). Женский портрет (изображение особенностей женского портрета). Мужской портрет (выделение характерных черт в мужском портрете). Старик-годовик (построение фигур человека и птицы на основе базовых форм). Маугли: жизнь в лесу; встреча с Ситой. Золотая рыбка (различные варианты на выбор для изображения фактуры рыбы и воды; создание своего способа). Каникулы Бонифация (знакомство с орнаментами и красками народов Африки).

В мастерской художника: « Совсем портретчиком становлюсь…» (о творчестве В. А. Серова). « Я напишу сказку, ты её нарисуешь (о творчестве художников-иллюстраторов).

Коллективная работа: Книга сказок  (обобщение пройденного материала).Гк:Искусство народов ханты и манси.

3 класс

34 недели – 34 часа (1 час в неделю)

Тема 1. В кругу друзей. Графические приёмы (1 ч)

Азбука рисования: Новые знакомые. В кругу друзей. Графические приемы.

Тема 2. Природа – главный художник (7ч)

(Композиция рисунка. Графические приемы. Фактуры поверхности. Линейный набросок)

Впечатление. Выражение:«Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь?» (изображение настроения рыбок с помощью пластики движения и фактуры поверхности тела).

«В небе птицам дышится свободно» (изображение формы птицы в движении, фактура оперения).

«Эти милые зверюшки» (изображение любимого животного с передачей фактуры поверхности его тела).

«Разведи рукой травинки – видишь, дремлет светлячок» (знакомство с разнообразием форм насекомых, поиск передачи их изящности и красоты).

Летающие цветы (построение бабочки, поиск передачи полета и нежного настроения бабочки).

«У лукоморья дуб зеленый…» (изображение своего дерева, фактуры коры и листьев кроны).

В мастерской художника:Жизнь дерева (о творчестве И.И. Шишкина).

Коллективная работа:«Летите, голуби!» (обобщение пройденного материала).ГК:Виртуальная экскурсия «Государственный Эрмитаж». Виртуальная экскурсия «Государственный Русский музей».

Тема 3. Мир цвета (7ч)

(Живопись света. Свет и тень. Полутень. Падающая тень. Натюрморт.

Азбука рисования.)

Свет и тень на Луне: безвоздушное пространство.

Свет и тень на Земле: воздушное пространство.

От объема к пространству.

Впечатление. Выражение: Свет и тень (знакомство с тенью на предметах, падающей тенью).

Какими бывают тени под открытым небом (разнообразие и закономерность цвета падающих теней).

Полутень – что это? (значение изображения полутени для передачи объема предмета на плоскости).

Шар. Предметы, похожие на шар (все составляющие, необходимые для передачи объема предмета на плоскости).

Яйцо. Предметы, похожие на яйцо (участие базовой формы в построении фигуры птицы).

В мастерской художника: Художник света (о творчестве Рембрандта Ван Рейна). «Над сугробом – свет – свет, под сугробом – тень – тень» (о творчестве А.И. Куинджи). Игра света и тени (о творчестве К.А. Коровина).

Коллективная работа: Райский сад (обобщение пройденного материала, задание на развитие материала)ГК:Презентация «Творчество Константина Коровина». Проект «Музыка, созвучная картине».

Тема 4. Искусство в человеке (5ч)

Впечатление. Выражение:Поиск чистых красок (работа в новой технике – пуантилизм – рисунок точками).

Счастливый принц (моделирование фигуры мальчика и украшение ее пайетками и бусинами).

Крыша над головой (знакомство с изобретением зонтика и способы его изображения).

Узоры гор (роспись деревянной доски узорами народов Кавказа).

В мастерской художника:Цвет при свете. (О творчестве К. Моне, В. Ван Гога). Ее величество точка (пуантилизм в творчестве Ж. Сера). Знакомство с творчеством художников-импрессионистов (К.А. Коровин, И.Э. Грабарь).

Коллективная работа: Мечта о полете (обобщение пройденного материала).ГК:Презентация «Художники – импрессионисты»(Цвет и свет. Изображение пространства и воздуха. Точка в живописи. Узор)

Тема 5. Человек в искусстве (9ч)

(Основы композиции. Центр композиции. Движение в композиции. Стилизованный рисунок.)

Азбука рисования: Композиция планов. Композиция движения. Базовые формы в композиции и в рисунке. Портретная композиция.

Впечатление. Выражение:«С карандашами и красками за три моря» (приглашение в путешествие – знакомство с письмом, как средством общения через дальние расстояния).

Первая весточка (вариант письма-рисунка).

Послание с Востока (вариант письма - рисунка).

Привет из Европы (вариант письма- рисунка).

Очарование Севера (вариант письма- рисунка на камне).

Кружевное письмо (вариант письма-рисунка в виде кружева).

Необычные письма (как изготовить бересту и написать на ней письмо).

Узнаваемый Петербург (знакомство с «визитными карточками» города и способы их изображения).

Тема 6. Читаем и рисуем (5ч)

Читаем и рисуем: Первые бабочки (изображение бабочек с прорисовкой узоров). Шагающее дерево (разные способы изображения дерева). Замок Белого Лебедя (способ заливки акварельной краской). Краски гор (техника пуантилизма).

В мастерской художника:Путешественник-гуманист (о творчестве В.В. Верещагина).

Знакомство с музеем:Государственный Эрмитаж; Государственный Русский музей; Музей - квартира А.И. Куинджи в Петербурге.

Уроки за компьютером: Первый снег. Проталинки (элементарные изображения рисунка в программе Раint).ГкПроект Письмо на бересте

Экскурсия

4 класс

34 недели – 34 часа (1 час в неделю)

Раздел 1. Природа – главный художник. (Композиция рисунка. Симметрия и асимметрия. Движение в композиции. Орнамент) (9ч)

Азбука рисования: Новые возможности карандашей. Новые возможности пастели. Гелевые и шариковые ручки. Варианты и элементы построения орнаментов. Построение разных форм звезд. Построение формы фантастического животного. Впечатление.

Выражение: Космос. Что мы видим с Земли (варианты построения звезд). Созвездия (способы изображения созвездий). Орнамент нашей Галактики

(знакомство с орнаментом, способы его построения). Удивительный мир Земли (знакомство и работа с чертежными инструментами). Фантастический орнамент (графическое искусство Я.Г. Чернихова). «А звездная даль так манит к себе…» (способы построения фантастического животного).

В мастерской художника: Художник космонавт (о живописи А.А. Леонова). Фантастический художник (о творчестве М.К. Чюрлениса). Притяжение дальних миров. Мечты и тайны художника фантаста (о творчестве В.Т. Черноволенко).

Коллективная работа: «Ах, вернисаж…» (обобщение пройденного материала). Гк:Загадки, стихи, песни о природе, репродукции картин И. С. Остроухова, И. И. Левитана, А. А.Пластова, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, новелла В. Пескова «Русская осень», знакомство с записями фрагментов из цикла П.И.Чайковского «Времена года», записи народных инструментальных мелодий. Знакомство с воинским снаряжением, народными праздниками. Изготовление кукол из соломы. Знакомство с обычаями в  проведении ярмарок.

Раздел 2. Мир цвета (Живопись света. Свет и цвет. Изображение света. Постепенные переходы из света в тень) (7ч)

Азбука рисования: Изображение света. Впечатление. Выражение: Сколько

солнца! Сколько света! (передача воздушной перспективы и утреннего настроения в природе). «Свет волшебный от луны…» (способы передачи настроения в лунную ночь). Свет далекой звезды (разные способы передачи света звезд). Свет северного сияния (способ изображения северного сияния в ночном небе). Живой свет свечи (способы изображения горящей свечи). Свет сердца (изображение человека светлой души с горящим сердцем).

В мастерской художника: «Пусть свет твой сияет людям…» (о творчестве В. ВанГога). «Свеча горела на столе…» (о творчестве  И.Ф. Хруцкого). Ангел-хранитель. Символ святой Руси (о творчестве А. Рублева).Гк:Архитектура города – крепости. Звон колоколов церквей (экскурсия). Проект «Русская деревня».

Раздел 3. Искусство в человеке.  (Декоративно-прикладное искусство. Бытовой жанр. Перспектива. Орнаменты и узоры в архитектуре) (9ч)

Азбука рисования: Элементы русских узоров в архитектуре. Элементы русских узоров в одежде.

Впечатление. Выражение: «Поле. Русское поле» (повторение материала о линии горизонта и воздушной перспективе). Загадочная русская душа (композиция группового портрета). Русская изба (знакомство с особенностями фасада русской избы). Зачерпни воды в ковш… (Посуда. Мебель. Игрушки). Ладьи неторопливый бег. (Лодки. Корабли. Реки и моря). Карл Фаберже - мастер золотые руки (изображение пасхального яйца). Русский сине-голубой узор «гжель» (знакомство с росписью «гжель»).

В мастерской художника: Входите, гости дорогие (о творчестве В.М. Максимова). Народная игрушка (знакомство с видами народных игрушек).

Коллективная работа:В русской избе(обобщение пройденного материала).Гк:Японская поэзия. Архитектура Средней Азии, Греции. История Олимпийских игр в Греции.

Раздел 4. Человек в искусстве (Основы иллюстрации. Портретная композиция. Стилизованный рисунок) (9ч)

Впечатление. Выражение: Заколдованная царевна. Сказка о Царе Салтане: Город со дворцом; Под елью белка; Тридцать три богатыря; Царевна Лебедь (создание иллюстраций к сказкам).

В мастерской художника: Иллюстратор-сказочник (о творчестве И.Я. Билибина). Билибинский стиль. Сказочный мир Соломко (о творчестве С.С. Соломко).

Уроки за компьютером: Звёздный орнамент. Северное сияние (элемен–тарные навыки изображения орнамента и работы с кистями в программе Paint).

Знакомство с музеем: музеи-заповедники Кижи, Талашкино. Гк: Искусство народов ханты и манси. Памятники – ансамбли героям  войны 1941-1945г


4. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Тема раздела

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

1 класс 33 недели – 33 ч (1 ч в неделю)

1.

Знакомство с художественными материалами

Экскурсия «Краски осени» (1)

- применять начальные навыки изображения растений;

- эмоционально и эстетически воспринимать художественные фотографии и репродукции картин,

- сравнивать их, находить сходство и различие,

- воспринимать и выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства;

- участвовать в работе парами, в групповом создании творческих работ;

- выбирать художественные материалы для создания образов природы;

- знакомство с основными и составными цветами

- изображать пейзажи;

- использовать простые формы для создания выразительных образов человека;

- древний символ человека, пропорции человека в круге поэтапное изображениерисунка;

- знакомство с изображением человека в разном возрасте;

- знакомство с особенностями изображениядетского портрета;

- обобщение знаний, приобретенных на уроках;

2.

Природа - главный художник

Экскурсия в центр ремесел.

3.

Мир цвета

Экскурсия «Уснувшая природа»

4.

Искусство в человеке

Экскурсия в краеведческий музей на выставку картин.

5.

Человек в искусстве

Экскурсия в краеведческий музей  

Экскурсия «Весенние изменения»

2 класс 34 недели – 34 ч (1 ч в неделю)

1

Природа-главный художник

11 ч.

- сравнивать, находить сходство и различие; овладевать умением работать одновременно с новыми графическими материалами;

- наблюдать, сравнивать, различать понятия: передний план, средний план, задний план;

- овладевать умением изображать линию горизонта;

- уметь передавать воздушную перспективу с помощью графических знаков.

- наблюдать, формулировать и задавать вопросы, высказывать  своё мнение;

- проявлять творчество, фантазию;

- ознакомление с жанром портрета, ракурсами;

- выяснить особенности изображения женского портрета, нарисовать женский портрет;

- выделять характерные черты в мужском портрете, сравнивать их с женским портретом;

- овладевать техникой построения фигуры человека и птицы на основе базовых форм.

2

Мир цвета

7 ч.

3

Искусство в человеке.

7 ч.

4

Человек в искусстве.

9 ч.

3 класс 34 недели – 34 ч (1 ч в неделю)

1

В кругу друзей. Графические приёмы.

1

- наблюдение, сравнивание, сопоставление геометрических форм предмета, анализ, изображённых предметов различной формы, использование простых форм для создания выразительных образов;

- использование стилизации форм для создания орнамента;

- выражение своего отношение к собственной художественно-творческой деятельности;

- передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости;

- использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла;

- понимать роль природных условий в характере традиционной культуры народа

- создавать простые художественные изделия подарочного характера;

- знакомиться с традициями своего народа, народности, региона, семьи, запечатленные в искусстве;

- сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно – прикладное искусство).

2

Природа – главный художник

7 ч

3

Мир цвета

7 ч

4

Искусство в человеке

5 ч

5

Человек в искусстве

Экскурсия

9 ч

6

Читаем и рисуем

Экскурсия

5 ч

4 класс 34 недели – 34 ч (1 ч в неделю)

1

Истоки родного искусства

10 ч

- рисование с натуры, по памяти и по представлению;

- конструирование из бумаги и картона;

- декоративно-творческое конструирование

- знакомство с творчеством выдающихся художников и архитекторов;

- рисование  тематической композиции;

- правильное размещение изображения на плоскости листа бумаги;

- передача смысловой связи между объектами композиции;

- изображение в тематическом рисунке пространства, передача пропорций и основного цвета объектов;

- конструирование из бумаги и картона

- инсценирование действий картин;

- знакомство с творчеством выдающихся художников;

- инсценирование действий картин ;

- знакомство с творчеством выдающихся художников;

- рисование с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и простых по очертаниям предметов;

- знакомство с творчеством выдающихся художников;

- лепка из целого куска пластилина.

- подготовка и участие в викторине

2

Древние города нашей земли

3

Каждый народ – художник

11 ч

4

Искусство объединяет народы

6 ч


5.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического оснащения

Количество

Назначение, описание

1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

Стандарт основного общего образования по предмету

1

1.2

Программы начального общего образования. Авторская программа С.Г. Ашиковой под ред. С.Г.Ашиковой

1

В сборник включены программы начального общего образования, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Каждая программа включает  содержательную часть, планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные), вариант тематического планирования и рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного процесса.

1.3

Рабочая программа по учебному предмету

1

Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 1-4 классов общеобразовательной четырёхлетней начальной школы, разработана и составлена в соответствии  с ФГОС второго поколения

1.4

* Ашикова С.Г. Изобразительное искусство : учебник для 1 класса / под ред. А.А. Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара : Издательство «Учебная литература» :Издательский дом «Федоров».

* Ашикова С.Г. Изобразительное искусство : учебник для 2 класса / под ред. А.А. Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара : Издательство «Учебная литература» :Издательский дом «Федоров».

* Ашикова С.Г. Изобразительное искусство : учебник для 3 класса / под ред. А.А. Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара : Издательство «Учебная литература» :Издательский дом «Федоров».

*Ашикова С.Г. Изобразительное искусство : учебник для 4 класса / под ред. А.А. Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара : Издательство «Учебная литература» :Издательский дом «Федоров».

25

Учебники построены на основе дидактических принципов  системы развивающего обучения и в соответствии  с ФГОС второго поколения. Содержание курса нацелено на формирование теоретических формирование целостной картины мира умения видеть своеобразие художественных культур русского народа и других народов мира.

1.5

Ашикова С.Г. Изобразительное искусство: поурочные разработки, 1-4 классы: Самара: Издательство  «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2017

1

Поурочно-тематическое планирование предназначено для работы по учебникуАшиковой С.Г. «Изобразительное искусство» для 1-4 классов, соответствующее  требованиям ФГОС НОО.

2.

Демонстрационные учебные пособия

2.1

Таблицы по стандартам

-

-

2.2

Плакаты методические

-

-

2.3

Портреты выдающихся деятелей

-

-

3

Экранно-звуковые пособия

3.1

Аудиозаписи, видеозаписи

1

3.2

-

4

Технические средства обучения

Интерактивная доска

Компьютер

1

1

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

5

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса на 2014-2015 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                    средняя общеобразовательная шко...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству для 1 класса на 2018-2019 учебный год

Программа по изобразительному искусству в  1 классе составлена на основе основной образовательной программы начального  общего образования МБОУ «Топкановская ООШ». Содержание пре...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для обучающихся 3 класса на 2019-2020 учебный год ( в соответствии с ФГОС НОО)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо математикедля обучающихся 3 классана 2019-2020 учебный год( в соответствии с ФГОС НОО)...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса на 2023-2024 учебный год

Рабочая программа составлена по конструктору по учебному предмету "Изобразительное искусство" для 3 класса. Программа рассчитана на 34 часа по УМК "Школа России" Б.М.Неменского....