Программа внеурочной деятельности "Искусство"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс)
Данная программа предназначена для учителей изобразительного искусства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_iskusstvo.docx | 45.7 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Искусство»
в 1 – 4 классах
Разработана: О.Ю. Мотрич, учителем начальных классов, МАОУ «СОШ № 85». |
2020 г.
Содержание.
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности.…………..……………..….3
- Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности………………...………...……………….……………………….6
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы………………………….……………......................................11
Рабочая программа внеурочной деятельности «Искусство» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
-заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Учащиеся получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно − творческой;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве. - развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Учащиеся получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения учеников проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.
Выставки могут быть:
- однодневные − проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
- постоянные − проводятся в помещении, где работают дети;
- тематические − по итогам изучения разделов, тем;
- итоговые – в конце года организуется выставка практических работ обучающихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п..
- Содержание программы внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание программы «Искусство» является продолжением изучения изобразительного искусства, в освоении различных видов и техник искусств. Программа знакомит со следующими направлениями:
Беседы об искусстве- направлен на овладение духовными и культурными ценностями народов мира; воспитания и развития личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями.
Рисунок- направление рисунка является ведущей учебной дисциплиной. В задачу входит обучение умению видеть и передавать «форму» с ее характерными пропорциями и особенностями, понимать ее конструкцию, передавать ее в монохромном изображении на плоскости. Работа ведется в различных графических материалах (основной материал – графитный карандаш). Направление рисунок основано на традициях русской реалистической школы.
Живопись- занятия ведутся в технике акварельной живописи. В процессе обучения, учатся видеть и передавать цветовые отношения сначала в их простейшем локальном состоянии (на плоских формах), а затем на простых цветовых объемах (с учетом теплых и холодных цветов), далее на более сложных формах и с более сложными цветовыми отношениями и рефлексами и, наконец, в условиях пространственно-воздушной среды, как в закрытом помещении так и под открытым небом (пленэр).
Керамика- в ходе занятий изучаются законы плоскостной и объемной композиции в материале (глина, керамические краски). Программа является специализированным курсом малой скульптуры.
Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у обучающихся формируется творческая и познавательная активность
Первый год обучения (33 ч.)
Беседы о искусстве. Вводная беседа о видах искусства. Понятия «Виды искусства». Изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура), литература, музыка, танец, кинематограф, театр. Знакомство с пластическими, пространственными видами искусства. Понятие термина «Пластические (пространственные) виды искусства». Знакомство с пластическими (пространственными) видами искусства. Знакомство с динамическими (временными) искусствами. Понятие термина «Динамические (временные) виды искусства». Понятие термина «Синтетические (зрелищные) виды искусства». Знакомство с синтетическими (зрелищными) видами искусства. «Как работает художник, чем пользуется». Знакомство с профессией «художник». Язык изобразительного искусства. Художественные материалы (бумага, её виды, карандаши, краски, кисти и т.д.
Рисунок. Беседа о предмете рисунок. Организация работы. Знакомство с материалами и принадлежностями, приемами работы. Понятия «линия», «штрих», «пятно»; «тон», «тоновая растяжка», «сила тона» и т.д.. Фронтальный рисунок простых плоских предметов (разделочная доска, книги, крышка…). Схематическое изображение фигуры человека в статичном состоянии (стоя). Наброски с натуры. Выполнение упражнений на сокращение в перспективе геометрических фигур (квадрат, овал). Выполнение упражнений на сокращение в перспективе геометрических фигур (квадрат, овал). Рисунок книг в различных ракурсах. Конструктивный рисунок с поддержкой тоном.
Живопись. Передача формы живописными средствами. Влияние предметов друг на друга. Этюд фруктов на контрастном фоне. Упражнения на смешивание. Растяжка от одного основного цвета к другому. Локальный цвет. Тональные отношения в живописи. Фронтальный этюд осеннего листа.
Керамика. Знакомство с керамикой как видом декоративно-прикладного искусства, материалами. Выполнение рельефной плитки-орнамент (шахматный рисунок). Придумать на основе заданного формального решения соей фигурки фантастического животного. Изучение различных приемов и техник декорирования «большой формы». Выполнение дымковской игрушки, с ее стилистическими особенностями. Изучение пластового способа формовки, пластических особенностей материала. Создание самостоятельной (согласно теме «живописной») формы, ее декорирование, подчеркивающее раскрытие темы. Выполнение фрагмента коллективного панно. Изучение техники нарезного рисунка, общих законов композиции росписи, знакомство с технологией работы керамическими красками.
Второй год обучения (34 ч.)
Беседы о искусстве. Полихудожественый подход как средство развития эмоциональной отзывчивости детей. Понятия «Виды искусства». Изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура), литература, музыка, танец, кинематограф, театр. Графика и живопись как виды изобразительного искусства. Знакомство с графикой и живописью как изобразительными видами искусства. Виды графики. Книжная графика. Декоративная графика. Виды и жанры живописи. Литература как вид искусства. Поэзия и проза. Литературные ритмы. Художественный образ. Литература и изобразительное искусство. Искусство иллюстрации. Танец и виды танцевального искусства. Бальные танцы, балет, акробатические, исторические, народные, ритуальные, спортивные, степ, современные танцы. Виды изображений в картине. Стилевые особенности различных изображений (реалистическое, декоративное, абстрактное). Сравнительный анализ произведений живописи (Н.Хруцкий, А.Матисс, К.Малевич).
Рисунок. Рисунок осеннего букета. Применение различных материалов (карандаш, гелевая ручка, тушь, перо и т.д.). Зарисовки малого формата натюрмортов из предметов быта. Упражнения на построения овалов в различных положениях по отношению к линии горизонта. Схематические и натурные зарисовки фигуры человека. Зарисовки предметов быта различных по материалу и фактуре (глянцевые, матовые - стекло, керамика, металл и т.д.)
Живопись. Этюды осенних цветов фоне на цветные драпировки (можно без вазы). Лучший вариант – крупные цветы. Этюды осенних фруктов и овощей (арбуз, дыня, тыква и т.д.) на фоне лопуха или цветной бумаги. Натюрморт из фруктов с предметом из темного стела на светлом фоне (роль рефлексов в передаче формы). Натюрморт (с предварительным небольшим этюдом) в теплом колорите (поиск холодных оттенков в «теплой» постановке). Этюд постановки из предметов контрастных по цвету (натюрморт в определенной колористической гамме, например в цветовом решении Новгородских икон). Выполнение декоративной пластовой конструкции «Витражная маска». Создание сложной конструктивной формы с помощью пластовой техники. Изучение техники прорезного рисунка. Создание авторской формы рельефа. Организация объёмного изображения на плоскости, изучение способов декорировки поверхности при помощи различных фактур. Создание рождественского персонажа, способом пласта.
Изучение законов компоновки изображения в круге, закрепление навыков работы с прорезным рисунком. Создание явно выраженного колористического решения изделия.
Третий год обучения (34 ч.)
Беседы о искусстве. Вводная беседа о видах искусства. Знакомство с произведениями разных видов искусства. Работа с иллюстративным, аудиовизуальным материалом (поиск репродукций, фотографий, прослушивание музыкальных произведении, чтение отрывков литературных произведений, просмотр фильмов). Скульптура как вид изобразительного искусства. Знакомство со скульптурой, как изобразительным видом искусства. Классификация скульптуры (круглая, барельеф, горельеф и др.). Станковая и монументальная скульптура. Материалы и инструменты. Назначение. Выполнение простой скульптурной композиции из пластилина. Музыка как вид искусства. Музыка в жизни человека. Музыка в природе. Музыкальные направления и стили (классическая музыка, народная, современная). Искусство театра. История появления театра как самостоятельного вида искусства. Знакомство с театральными атрибутами и терминами. Выразительные средства театрального искусства: визуальные (театральные декорации, костюмы, грим), пластические: (жесты и мимика, сценические движения и танцы), временные: темп, ритм, антракт, занавес). Жанры изобразительного искусства. Понятие «жанр». Жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, батальный, мифологический, бытовой и др. Знакомство с работами художников.
Рисунок. Рисунок тематического натюрморта «Дары осени». Применение различных материалов (карандаш, гелевая ручка, тушь, перо и т.д.). Зарисовки предметов цилиндрической формы в различных положениях (лежащая кружка, бидон и т.д.). Зарисовки выразительных по характеру и различных по фактуре предметов (старой обуви, лакированных перчаток, кожаных сумок и т.д.) Формат А3. Материал – карандаш, цветной карандаш, уголь и т.д.
Зарисовки малого формата натюрмортов из предметов быта. Поиск вариантов решения композиции в форматах» различных пропорций (вертикальный, горизонтальный, квадратный). Рисунок натюрморта с простым гипсовым орнаментом, чучелом птицы, кувшином и драпировкой. Формат А3. Осенний букет. (Сложный букет из различных осенних цветов и листьев, веток с ягодами и фруктами и т.д.). Натюрморт «Дары осени».
Мини-натюрморт «Чудеса природы» (проросший лук, шишки, мхи, морская раковина и т.д.) Материал - пастель, цветной карандаш. Этюд костюмированной сидящей фигуры человека.
Натюрморт из резко контрастных по тону (светлоте) предметов.
Керамика. Создание авторского композиционного решения на тему «дом» с использованием пластового формообразования, оттиска пластов на разно фактурных поверхностях. Выполнение декоративной вазы способом пластовой формовки, создание выразительной, оригинальной пластовой формы. Выполнение изразца в различные способы декорирования (зафактуривание поверхности, выцарапывание, наложение объёмных деталей, декорирование цветом). Закрепление и развитие навыков композиционного решения керамической тарелки. Разработка авторской формы керамической тарелки. Знакомство с каркасом. Технические особенности изготовления объемной фигуры с каркасом.
Четвертый год обучения (34 ч.)
Беседы о искусстве. Вводная беседа о видах искусства. Полихудожественый подход как средство развития эмоциональной отзывчивости детей. Понятия «Виды искусства». Изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура), литература, музыка, танец, кинематограф, театр. Знакомство с произведениями разных видов искусства. Архитектура как вид изобразительного искусства. Знакомство с архитектурой как изобразительным видом искусства. Значение термина «архитектура». Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного искусства. Классификация отраслей декоративно прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, литьё и др.) и по функциональным признакам использования предметов (мебель, посуда, игрушки).
Искусство кино. История возникновения и развития кинематографа как самостоятельного вида искусства. Виды и жанры кино. Профессии в кинематографе. Знакомство с известными детскими фильмами. Дети-актёры. Язык живописи. Живопись как самостоятельный вид искусства. Станковая и монументальная живопись. Миниатюра. Иконопись. Материалы и инструменты. От эскиза к картине.
Рисунок. Рисунок тематического натюрморта «Осень» (корзинка, грибы и т.д.). Применение различных материалов (карандаш, гелевая ручка, тушь, перо и т.д.). Натюрморт из крупных предметов, стоящих на полу (табуретка, драпировка, зонт? и т.д.). Натюрморт с металлической и стеклянной посудой. Материалы: тонированная бумага, цветной карандаш, уголь, мел, сангина, соус и т.д.). Рисунок животного или птицы в «природном окружении» (на пне, на фоне сосновых веток и т.д.). Мягкие материалы. Формат – А2. Зарисовки фигуры человека с натуры.
Живопись. Колористическое единство в живописном натюрморте. Осенний натюрморт.
Передача материальности живописными средствами. Натюрморт с корзиной и дарами осени. Пространственность в живописном этюде. Натюрморт из крупных предметов в интерьере. Композиция живописного натюрморта. Тематический натюрморт (с различными вариантами компоновки). Техника акварели. Акварельный натюрморт с цветами (в горшках) в технике «по мокрому».
Керамика. Мелкая пластика. Передача основных пропорций и характера предметов. Работа с глиной с натуры. Декоративное блюдо. Выполнение блюда с нарезным рисунком.
Декоративное панно. Выполнение эскизов. Создание панно из глины. Декорирование. Роспись керамическими красками. Создание творческой композиции. Определение темы итоговой композиции. Выполнение эскиза с учетом технического решения. Создание композиции из глины. Декорирование. Роспись.
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
1 год. (1 часа в неделю, всего 33 часа)
№ урока | Тема урока | Количество часов |
Iчетверть | ||
Беседы о искусстве. | ||
1 | Виды искусства | 1 |
2 | Пластические виды искусства | 1 |
3 | Динамические виды искусства | 1 |
4 | Синтетические виды искусства | 1 |
5 | Язык изобразительного искусства | 1 |
Рисунок | ||
6 | Вводная беседа о рисунке. Графические изобразительные средства. | 1 |
7 | Понятие о штрихе, тональном рисунке. | 2 |
8 | Знакомство с понятием пропорции, симметрия, асимметрия | 2 |
9 | Знакомство с пропорциями фигуры человека | 2 |
10 | Понятия перспективном сокращении на плоскости | 2 |
11 | Объемное пространственное изображение предметов. Понятие светотени | 2 |
12 | Понятие линейной перспективы | 2 |
Живопись | ||
13 | Вводная беседа о живописи | 1 |
14 | Цветоведение. Практическая колористика | 2 |
15 | Живопись плоских предметов. | 2 |
Керамика | ||
16 | Вводное занятие. Рельефная плитка | 1 |
17 | Фантастическое животное | 1 |
18 | Глиняная игрушка | 2 |
19 | Пластовая игрушка | 2 |
20 | Декоративная скульптура | 2 |
21 | Расписная декоративная плакетка | 2 |
2 год. (1 часа в неделю, всего 34 часа)
№ урока | Тема урока | Количество часов |
Беседы о искусстве | ||
1 | Виды искусства | 1 |
2 | Пластические виды искусства | 1 |
3 | Динамические виды искусства | 1 |
4 | Синтетические виды искусства | 1 |
5 | Язык изобразительного искусства | 1 |
Рисунок | ||
6 | Творческий рисунок. Создание художественного образа графическими средствами | 1 |
7 | Композиция в рисунке | 2 |
8 | Перспектива тел вращения | 2 |
9 | Пропорции фигуры человека | 2 |
10 | Материальность в рисунке | 2 |
Живопись | ||
11 | Освещение в живописном натюрморте | 1 |
12 | Этюдность в живописи | 2 |
13 | Передача формы живописными средствами | 2 |
14 | Теплохолодность в живописи | 2 |
15 | Гармония контрастных живописных отношений | 2 |
Керамика | ||
16 | Витражная маска | 2 |
17 | Пластовая декоративная композиция | 2 |
18 | Декоративный рельеф | 2 |
19 | Пластовая игрушка | 2 |
20 | Декоративная тарелочка | 2 |
3 год. (1 часа в неделю, всего 34 часа)
№ урока | Тема урока | Количество часов |
Беседы о искусстве | ||
1 | Виды искусства | 1 |
2 | Пластические виды искусства | 1 |
3 | Динамические виды искусства | 1 |
4 | Синтетические виды искусства | 1 |
5 | Язык изобразительного искусства | 1 |
Рисунок | ||
6 | Творческий рисунок. Создание художественного образа графическими средствами | 2 |
7 | Линейно-конструктивный рисунок | 2 |
8 | Материальность в рисунке | 2 |
9 | Композиция в рисунке | 2 |
10 | Тональный длительный рисунок | 2 |
Живопись | ||
11 | Освещение в живописном натюрморте | 1 |
12 | Сложный живописный разбор | 2 |
13 | Живописные материалы | 2 |
14 | Передача характера в живописном этюде | 2 |
15 | Тональность в живописи | 2 |
Керамика | ||
17 | Рельефная композиция | 2 |
18 | Декоративная ваза | 2 |
19 | Изразцы | 2 |
20 | Декоративная тарелка | 2 |
21 | Объемная скульптура | 2 |
4 год. (1 часа в неделю, всего 34 часа)
№ урока | Тема урока | Количество часов |
Беседы о искусстве | ||
1 | Виды искусства | 1 |
2 | Пластические виды искусства | 2 |
3 | Синтетические виды искусства | 1 |
5 | Язык изобразительного искусства | 1 |
Рисунок | ||
6 | Творческий рисунок. Создание художественного образа графическими средствами | 2 |
7 | Линейно-конструктивный рисунок | 2 |
8 | Живописный рисунок. Фактура и материальность | 2 |
9 | Творческий рисунок. Задумка и создание художественного образа графическими средствами | 2 |
10 | Пропорции фигуры человека | 2 |
Живопись | ||
11 | Колористическое единство в живописном натюрморте | 2 |
12 | Передача материальности живописными средствами | 2 |
13 | Пространственность в живописном этюде | 2 |
14 | Композиция живописного натюрморта | 2 |
15 | Техника акварели | 2 |
Керамика | ||
16 | Мелкая пластика | 1 |
17 | Декоративное блюдо | 1 |
18 | Декоративное панно | 1 |
19 | Создание творческой композиции | 6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...
- Мне нравится (1)