Конспект урока "Орнамент народов мира"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)
Предварительный просмотр:
Класс: 3
УМК: «Перспектива»
Тема: Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира: традиции мастерства.
Тип урока: комбинированный.
Цель: ознакомление обучающихся с орнаментами народов ханты.
Задачи:
Образовательная: познакомить с основными орнаментами ханты;
Развивающая: развивать у детей мотивацию к творчеству, композиционные навыки, цветоощущение;
Воспитывающая: воспитывать эстетическое чувство, интерес и уважение к культуре ханты.
Оборудование учителя: учебник изобразительное искусство 3 класс Т.Я. Шпикалова, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, наглядный материал, шаблон.
Оборудование учащихся: альбом, фломастеры, краски или карандаши, шаблон.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Органи- зационный момент | - Добрый день, ребята. Проверьте, у всех ли на партах есть учебник, альбом, карандаши, краски или фломастеры? Всем раздали трафареты? - Все готово и мы начинаем урок! | Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку. | Личностные УУД: - интерес к новым знаниям и умениям |
II. Актуализа-ция знаний | - Внимательно послушайте четверостишие и постарайтесь сказать, о чем мы сегодня поговорим на уроке. А в краю холодов и оленей Громко бубен шамана стучит Самобытность своих поколений Каждый ханты с рожденья хранит. - Верно. Сегодня мы поговорим о таком народе как ханты. - В наш Ханты-Мансийский АО зима приходит рано. Уже в конце октября – начале ноября землю покрывает снег. Но лютые морозы не страшны коренным жителям округа. Откройте учебник на стр. 52. Полюбуйтесь верхней одеждой ханты. - На иллюстрации вы видите женщину, одетую в шубу. Шубу ханты называют Саха. А справа приведены примеры традиционных орнаментов. Еще больше орнаментов вы можете увидеть на слайде. - Давайте вспомним, что же такое орнамент? - Хорошо. Вот определение и на слайде. Запомните, что такое орнамент. Где еще можно увидеть орнамент, кроме как на Сахе (шубе)? - Верно! | Слушают стихотворение. - Мы будем говорить о ханты. О холодных краях. Об особенностях народа ханты. Открывают учебник, рассматривают фото. - Орнамент - это условные знаки, символы, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы. - В украшениях, на обуви, на другой одежде, на посуде… | Личностные УУД: - интерес к новым знаниям и умениям; Регулятивные УУД: - ставить и решать задачи своей деятельности; - анализировать ошибки; - адекватно воспринимать оценку педагога, сверстников; Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; Коммуникативные УУД: - выражать в речи свои мысли и действия; - задавать вопросы. |
III. Введение нового материала. Целеполага-ние. | - Откройте стр. 53-54. Рассмотрите орнаменты, которые изображены. - В общепринятый стиль украшения шубы орнаментом мастерицы включают традиционные узоры: «ветка березы», «узор-крест», «крыло чайки», «оленьи рога», «щучьи зубы» и др. - Как вы думаете, почему ханты дали именно такие названия орнаментам? - Молодцы! Каждый орнамент образно ассоциируется со своим названием. - Посмотрите на слайд. Ребята, обратите внимание, как украшена одежда. Украшена она орнаментом, который вышит из бисера. Посмотрите на нагрудник. По подолу пришита тесьма украшенная орнаментом из ткани и бисера. - Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься с вами на уроке? - Да, сегодня мы с вами попробуем создать орнамент на традиционной одежде ханты. Как это сделать, я вам расскажу после физ.минутки | Открывают стр., рассматривают, пока учитель читает. - Орнаменты похожи за ветку березы или например щучьи зубы… Рассматривают образцы традиционной одежды. Предположения | Личностные УУД: - интерес к новым знаниям и умениям; - преодолевать трудности с помощью педагога и одноклассников; Регулятивные УУД: - ставить и решать задачи своей деятельности; - планировать этапы и последовательность реализации поставленных целей и задач деятельности; - анализировать ошибки; - адекватно воспринимать оценку педагога, сверстников; Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Коммуникативные УУД: - выражать в речи свои мысли и действия. |
IV. Физ. минутка | А теперь все вместе встали Руки дружно вверх подняли Руки в стороны, вперед А теперь на оборот Влево-вправо повернулись И друг другу улыбнулись Тихо сели и опять Будем к делу приступать | Активное участие в физминутке | |
V. Закрепление нового материала | - И так, ребята, о чем мы сегодня с вами говорим? - На какой одежде именно мы рассматривали орнаменты сегодня в учебнике? - Верно! А теперь я вам объясню, какую работу предстоит выполнить. У каждого на столе шаблон. Вам необходимо фломастерами, карандашами или красками, словно бисером (точками), создать орнамент. Образец вы видите в учебнике на с.54 и на слайде. Также нужно попробовать орнамент «щучьи зубы», он очень прост, а орнамент «след соболя» сложнее. Орнамент наносится, не отрываясь от листа бумаги. Не давите на карандаш, попробуйте сначала набросок. Все элементы должны быть одинаковой ширины. Показ на доске. Важно после наброска определиться с цветом. Обычно ханты используют белые, синие, красные, желтые, зеленые и черные цвета. Нужно их правильно сочетать. - Орнамент обычно располагается на краях рукавов, на подоле шубы, на карманах, варежках, унтах. - Есть ли какие-то вопросы? (отвечаю на вопросы) - Обговорим критерии оценивания работы. 1.Работа должны содержать в себе один (по желанию несколько) орнаментов, аккуратно выполненных на шаблоне; 2.Точность в выборе сочетания цветов; 3.Аккуратность нанесения точечного орнамента (словно бисера); 4. Оригинальность композиции. | - Об орнаментах народов ханты. - На шубе – Сахе. Внимательно слушают задание. Задают вопросы | Личностные УУД: - интерес к новым знаниям и умениям; - понимание роли творчества в современном мире; - умение адекватно оценивать результаты своей творческой деятельности; - преодолевать трудности с помощью педагога и одноклассников; Регулятивные УУД: - ставить и решать задачи своей деятельности; - осуществлять пошаговый и итоговый контроль; - анализировать ошибки и пути их преодоления; - адекватно воспринимать оценку педагога, сверстников; Коммуникативные УУД: - выражать в речи свои мысли и действия. |
VI. Практическая работа | - А сейчас я желаю вам удачи! Приступайте к работе. Если возникнут вопросы – поднимите руку. | Приступают к работе. По ходу работы учитель отвечает на вопросы, помогает ученикам. | Личностные УУД: - интерес к новым знаниям и умениям; - понимание роли творчества в современном мире; - преодолевать трудности с помощью педагога и одноклассников; Регулятивные УУД: - осуществлять пошаговый и итоговый контроль; - анализировать ошибки и пути их преодоления; - адекватно воспринимать оценку педагога, сверстников; Коммуникативные УУД: - выражать в речи свои мысли и действия; - задавать вопросы. |
VII. Итог урока | - Подведем итог урока. -С одеждой какого народа мы познакомились? Кто вспомнит, как называется обувь? - Какую одежду носят женщины? - Чем украшается одежда? - Кто запомнил названия орнаментов? - Почему у них такие названия? | - Ханты. - Унты (кисы). - Платье, шуба, платок. - Орнаментом. Перечисление - Орнамент похож на лапы, следы животных и птиц, на ветки деревьев. | Личностные УУД: - умение адекватно оценивать результаты своей творческой деятельности; Регулятивные УУД: - осуществлять пошаговый и итоговый контроль; - адекватно воспринимать оценку педагога, сверстников; Коммуникативные УУД: - выражать в речи свои мысли |
VIII. Рефлексия | - А теперь я попрошу каждого из вас оценить свою деятельность на уроке, у вас на столах лежат листы самоконтроля. Укажите фамилию. Заполним вместе. Первый пункт «Я много узнал нового сегодня на уроке». Если это так – поставьте +, если нет - . (далее такой же разбор) - Передайте листы самоконтроля. Спасибо за урок! | Заполнение листов самоконтроля | Личностные УУД: - умение адекватно оценивать результаты своей творческой деятельности; Регулятивные УУД: - адекватно воспринимать оценку педагога, сверстников. |
Лист самоконтроля
По теме: Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира: традиции мастерства.
3 класс. ___________________________________________
№ | критерии | Показатели + или - |
1 | Я много узнал нового сегодня на уроке | |
2 | Мне было интересно на уроке | |
3 | Я справился с заданием Полностью частично | |
4 | Мне хватило своих знаний, чтобы выполнить задание | |
5 | Мне не хватило знаний, чтобы выполнить задание | |
Я умело использовал понятия орнамента | ||
6 | Я активно принимал участие во время урока | |
7 | Я прислушивался к чужому мнению и исправлял замечания |
Лист самоконтроля
По теме: Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира: традиции мастерства.
3 класс. ___________________________________________
№ | критерии | Показатели + или - |
1 | Я много узнал нового сегодня на уроке | |
2 | Мне было интересно на уроке | |
3 | Я справился с заданием Полностью частично | |
4 | Мне хватило своих знаний, чтобы выполнить задание | |
5 | Мне не хватило знаний, чтобы выполнить задание | |
Я умело использовал понятия орнамента | ||
6 | Я активно принимал участие во время урока | |
7 | Я прислушивался к чужому мнению и исправлял замечания |
Лист самоконтроля
По теме: Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира: традиции мастерства.
3 класс. ___________________________________________
№ | критерии | Показатели + или - |
1 | Я много узнал нового сегодня на уроке | |
2 | Мне было интересно на уроке | |
3 | Я справился с заданием Полностью частично | |
4 | Мне хватило своих знаний, чтобы выполнить задание | |
5 | Мне не хватило знаний, чтобы выполнить задание | |
Я умело использовал понятия орнамента | ||
6 | Я активно принимал участие во время урока | |
7 | Я прислушивался к чужому мнению и исправлял замечания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
материал для фестиваля народов мира. "Русский народ"
Материал может быть использован на клаасных часах, на фестивале народов мира. Представлен материал о традициях русского народа, русский костюм, частушки о блинах....
Конспект урока музыки для 4 класса по теме: «Между музыкой моего народа и народов мира, нет не переходимых границ»
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Оно адресовано учителям, работающим муз...
Конспект урока ОРКСЭ Праздники народов мира, учитель высшей квалификационной категории Черкасова Татьяна Борисовна МАОУ СОШ№30 г.Березники Пермский край
Конспект урока ОРКСЭ Праздники народов мира, отражающий деятельность учителя и учеников на уроке, прилагается презентация....
Конспект урока по технологии на тему: Керамика в культуре народов мира
Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель: организовать деятельность учащихся по изучению и осмыслению новых предметных знаний, умений, навыков по изготовлению керамического сосуда....
«Приветствия разных народов мира» Разделы: кружок «Я познаю мир» Цель: Развивать познавательный интерес к культуре разных народов.
«Приветствия разных народов мира»Разделы: кружок «Я познаю мир»Цель: Развивать познавательный интерес к культуре разных народов....
Конспект урока на тему «В мастерской у мастера-гончара. Орнамент народов мира.» , 2 класс УМК «ПНШ».
Тема урока: В мастерской у мастера-гончара. Орнамент народов мира.Тип урока: изучение нового материала.Цель: знакомство с искусством Древней Греции через вазопись; создать условия для расширения предс...
План-конспект к уроку по теме «Художник и зрелище». Многофигурная композиция. «Танцы народов мира. Россия - хоровод». 3кл.
Хорово́д (харагод, карагод) — древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действия.Цель нашего урока раскрыть роль художника в создани...