Рабочая программа по изобразительному искусству в 3 классе
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Шпакова Елена Александровна
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса составлена на основе примерной программы начального общего образования (стандарты второго поколения) по изобразительному искусству с учётом авторской программы по изобразительному искусству автора- доктора педагогических наук В. С. Кузина и ориентирована на работу по УМК «Школа России».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_izo_3_kl.docx28.7 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Демидовская школа-интернат»

«Рассмотрено»

на МО учителей начальных классов

Протокол № 1

От 29.08.2017 г.

Руководитель МО

………….(Н.А.Калинина)

«Согласовано» на заседании

педагогического совета

Протокол № 1

от 30.08.2017 г.

«Утверждаю»

Директор СОГБОУ «Демидовская школа-интернат»

Приказ № 196 о/д от 31.08. 2017г.

   …………(А.В.Шевандин)

Рабочая  программа

по изобразительному искусству

в 3 классе

Шпаковой Е.А.

(первая категория)

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

   Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса составлена на основе примерной программы начального общего образования (стандарты второго поколения) по изобразительному искусству с учётом авторской программы по изобразительному искусству автора- доктора педагогических наук В. С. Кузина  и ориентирована на работу по УМК «Школа России». Рабочая программа составлена  в соответствии со следующими нормативными документами:

1.законом «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012.г.

2.Федеральным государственным образовательным Стандартом (далее – Стандарт) начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП – приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

3.примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития – одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4/15)

4.Конституцией РФ

5.Конвенцией о правах ребёнка

6.СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

7.учебным планом школы на 2017-2018 учебный год

8.календарным учебным графиком школы на 2017-2018 учебный год.

Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума содержания по предмету, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к предмету. Программа разработана с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся 3 класса с ЗПР.  Настоящая программа составлена для 3 класса ЗПР СОГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Демидовская школа-интернат» в соответствии с учебным планом данного учебного заведения. В ходе реализации программы учитель отводит особое место коррекционным упражнениям  по развитию памяти, мышления, внимания, обогащению словарного запаса, логического мышления.  

      Предмет « Изобразительное искусство» в Базисном учебном плане входит в образовательную область «Искусство». На изучение образовательного компонента выделяется 1 час в неделю, поэтому программа рассчитана на 34 часа в год.

      Содержание примерной рабочий программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить целостные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Рабочая программа отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности – изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно – прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности.

Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.

Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:

- развитие способности к эмоционально – ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно – прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

-воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

- овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка,

-формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению,

-ознакомление с особенностями работы в области декоративно – прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание любви и интереса к искусству.

Особенность программы в том, что в её основу положены:

- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает их интересы, их возрастные особенности;

- единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

- яркая выраженность познавательно – эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельных разделов «Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры» и «Восприятие произведений искусства» за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;

- система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно и прикладным искусством как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;

- система межпредметных связей – чтение, русский язык, музыка, трудовое обучение, окружающий мир, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;

- направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально – эстетического и нравственно – оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

 Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

Перечень учебно- методического обеспечения

  1. Учебник: В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. ИЗО учебник для общеобраз.  учреждений 3 кл. Дрофа, Москва, 2005
  2. Методическое пособие: Изобразительное искусство. 3 класс :поурочные планы по учебнику В.С.Кузина,  Э.И.Кубышкиной. авт .-сост. Л.М.Садкова.- Волгоград: Учитель,2006.- 255 с.

Содержание программы

-рисование с натуры (рисунок, живопись) - 6 часов;

-рисование на темы - 9 часов;

-декоративное рисование - 10 часов;

-рисование по памяти и представлению - 7 часов;

-проведение бесед об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас – 2 часа.

Результаты работ оцениваются по следующим критериям:

– качество выполнения отдельных (изучаемых на уроке) приемов и операций и работы в целом;
– степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная);
– творческие поиски и находки (поощряются в словесной одобрительной форме).

Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству в 3 классе

 «И снова осень к нам пришла» (8 часов)

Дата

п/п

Тема урока

Кол – во часов

Вид урока

Дополнительный дидактический материал

1

Прощаемся с теплым летом. Осенний вернисаж.

1

Рисование по памяти и представлению

Репродукции Ф.А.Васильева и И.И.Шишкина, стих. Ю.Щербакова

2-3

Осенние листья сложной формы

2

Рисование с натуры

Репродукция И.И.Левитана, коллекция осенних листьев, стих.В.Политова

4-5

Русская матрешка в осеннем уборе

2

Декоративное рисование

Образцы русских матрешек, нар.творчество

6

Дары осеннего сада и огорода

1

Рисование с натуры

Репродукция Т.Н.Яблонской, муляжи, стих.

7

Мы осенью готовимся к зиме

2

Декоративное рисование

Образцы декоративно-прикладного искусства, загадки

 «В мире сказок» (8ч)  

8-9

 Иллюстрирование «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкин

2

Беседа. Рисование сказочных сюжетов

 Иллюстрации И.Я. Билибина к «Сказка о  царе Салтане», музыка из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

10

Игрушка «Золотая рыбка»

1

Рисование с натуры

Иллюстрации И.Я. Билибина к «Сказка  о  царе Салтане», стих. А.А.Фета, загадка

11-12

В сказочном подводном царстве

2

Тематическое рисование

Иллюстрации И.Я. Билибина к былине «Садко», изобр. рыб, музыка из балета

13

Сказочный букет

1

Лепка

Образцы произведений народного декоративно-прикладного искусства

15

Готовим наряд для сказочной елки

1

Декоративное рисование

Стих.В.Политова «Елочка», песня «Новогодняя хороводная»

16

Мы готовимся к встрече Нового года – праздника радости и сказок (эскиз новогодних игрушек- украшений и новогодней маски)

1

Декоративное рисование

Стих. Е.Серовой «Гости», А.Блок «Фейерверк»

«Труд и отдых людей зимой и весной» (10ч)

17

Труд людей зимой      

1

Тематическое рисование

Репродукция картины А.А. Дейнеки, стих.Ю.Щербакова

18

Городские и сельские стройки    

1

Тематическое рисование

Слайды. репродукции, фотографии Кремля, стихотворения

19

Орудия труда человека

1

Рисование с натуры

Детские игрушки (ведро, лопатка), загадки

20-21

Веселые игрушки    

2

Декоративное рисование

Образцы (слайды, фотографии) богородской деревянной игрушки

22

Красота в умелых руках    

1

Декоративное рисование

Иллюстрации произведений различных народных промыслов

23

Красота в быту людей. Создаем красивые узоры для подарка маме и бабушке

1

Аппликация

Образцы (слайды, фотографии) вышивки

24-25

Домашние животные

2

 Рисование по памяти и представлению

Таблицы с изображением животных, загадки

26

Иллюстрирование стихотворения Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»

1

Рисование выбранного сюжета

Репродукция картины И.И. Левитана «Март», стих. Н.А.Некрасова

27

Иллюстрирование стихотворения Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»

1

Рисование выбранного сюжета

Репродукция картины И.И. Левитана «Март», стих. Н.А.Некрасова

«В каждом рисунке – солнце »

28-29

Полет на другую планету

2

Тематическое рисование

Фотографии и рисунки на тему космоса

30

Ветка вербы

1

Рисование с натуры

Иллюстрация ветки вербы, стихотворение А.А.Фета «Верба»

31-32

Иллюстрирование стихотворения Д.Родари «Всемирный хоровод»

2

Рисование выбранного сюжета

Репродукции картин художников В.Перова, В.Суркова, И.Репина и др., стих. Р.Гамзатова «Всемирный хоровод» Д. Родари

33

Беседа «Весна в произведениях русских художников»

1

Беседа

Репродукции – Ф.Васильева «Оттепель», А.К. Саврасова «Грачи прилетели» и др.

34

Пусть всегда будет солнце

1

Тематическое рисование

Репродукция А. и С. Ткачевых «Детвора», стих.А.Пришелец «Наш край», М.В. Исаковский «Родина»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс по Б.М. Неменскому "Изобразительное искусство".

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...

Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс с КТП на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство » УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образов...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме: "Фантастические звери" ( УМК «Школа России», учебник Изобразительного искусства. 2 класс / Е.И. Коротеева; под ред. Б.М.Неменского – М.: «Просвещение)»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений об образе фантастического зверя.Задачи:Дидактические:1. Познакомиться с изображениями фантастических зверей;2. Вып...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Искусство объединяет народы. Праздник "День Победы" (аппликация) «Учебник «Изобразительное искусство. 4 класс» авт. Коротеева Е.И.

Цель урока: создание условий для углубления представлений обучающихся о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне.Задачи урока Дидактические:1. Углубить представление детей о подвиге на...