Презентация для 3 класса по изобразительному искусству на тему "Твои игрушки. Изображение формы игрушки."
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Колганова Светлана Анатольевна

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Влияние формы предмета на представление о его характере. Твои игрушки. Изобразить форму игрушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1._tvoi_igrushki._izobrazhenie_formy_igrushki.pptx2.44 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Твои игрушки. Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Влияние формы предмета на представление о его характере.

Слайд 2

История возникновения игрушек тесно связана с появлением первых людей. Некоторые ученые считают, что игрушки появились в первобытном обществе совместно с орудиями труда. Они выглядели как уменьшенная копия оружия и орудий труда, что помогало детям осваивать жизненно необходимые навыки.

Слайд 3

Рубило

Слайд 4

Каменное рубило, или попросту нечто вроде первобытного топора, можно назвать первой игрушкой в мире. Миниатюрные орудия весом 17 г и длиной 4,4 см были найдены в местечке Квинтелуйхен в Голландии. Их авторы наши далекие предки — гейдельбергские люди. Впрочем, это лишь те игрушки, что были найдены. А ведь большая часть материальной культуры изготавливалась вовсе не из камня, а из дерева, кожи или шерсти (таким же образом дело обстоит у современных племен), поэтому не сохраняется.

Слайд 5

Кукла

Слайд 6

На роль самой первой игрушки человечества претендует и кукла. Самыми древними куклами являются статуэтки, которые, скорее всего, были изготовлены с религиозной целью. Это так называемые палеолитические венеры . Их делали из кости животных (как правило, мамонта или слона) или мягких пород камня (известняка, кальцита, стеатита, мергеля). У многих из них есть общие черты: крайняя тучность, крошечная голова. Все они покрыты простой резьбой, а некоторые еще и охрой. Самой древней из найденных является «Венера из Холе-Фельс », найденная в Германии. Возраст «старушки»: 35 000 — 40 000 лет.

Слайд 8

А вот у древних славян куклы были прежде всего оберегами. А кукол-кувадок клали в люльки младенцев, чтобы уберечь от злых духов. То же самое делали и когда человек заболевал — в постель к нему помещали красивую куклу, чтобы болезнь перешла на нее. Через некоторое время куклу сжигали.

Слайд 9

Мяч — одна из самых древних игрушек. Свидетельства о нем обнаружили в пещере Фонтанэ во Франции: 13 800 лет назад два ребенка бросали здесь глиняный мяч, отчего на полу пещеры остались небольшие вмятины.

Слайд 10

Тогда эти двое еще не знали, что этому «колобку» предстоит стать любимой игрушкой всех времен и народов. Самые старинные мячи находят в древнеегипетских гробницах (3500 год до н. э.). Они сшиты из кожи и льна и набиты соломой. Историки считают, что их использовали во время обрядов плодородия — набивали семенами и гоняли по полям. А еще в период 2500 лет до н. э. в долине Нила играли в нечто похожее на футбол. Впрочем, не столько играли, сколько опять же совершали ритуал. Участники делились на две команды, каждая из которых играла на стороне своих богов. Тут тоже было свое подобие ворот, в которые загоняли мяч (правда, не ногами, а палками). Кто загонит наибольшее число раз — те боги и победили. Любили мяч и в Древней Греции. Эллины считали шар самым совершенным предметом, ведь он был похож на солнце! Греки шили мячи из кожи, набивая внутри мхом или перьями.

Слайд 11

Не позабыли о мяче и в хмурое Средневековье. В Музее Смита, что в шотландском округе Стерлинге, хранится мяч возрастом 450 лет, вероятно, некогда принадлежавший самой Марии Стюарт. Игрушка сделана из свиного мочевого пузыря и обшита толстой кожей. А вот первый резиновый мяч «прискакал» к нам из Центральной Америки. Индейцы делали его из своего любимого каучука. И не прогадали — мячи делают из резины до сих пор. Говорят, что первый такой мяч в Европу привез Христофор Колумб.

Слайд 12

Одна из древнейших погремушек найдена в Египте и датируется примерно 2300 годом до н. э. Впрочем, настоящей погремушкой этот замысловатый предмет назвать нельзя. Потому что это музыкальный инструмент — систр (от древнегреческого глагола «трясти»). И тогда он вовсе не служил успокоительным для маленьких детей, а использовался в ритуалах, посвященных культу богини Исиды. Навершия систра обычно украшали изображением кошки с человеческим лицом, на рукоятке красовалось лицо богини неба Хатхор и богини-кошки Бастет . Систры были очень красивы и изготавливались из золота, кости и бронзы.

Слайд 14

Русские народные игрушки Русская народная игрушка отличается образностью, красочностью и оригинальностью. Выполненные из натуральных материалов (глина, дерево, керамика, солома) они представляют собой различные сказочные персонажи, фигурки и изображения людей и животных. Каждая народность, живущая в определенном регионе нашей страны, на протяжении многих веков создавала и передавала из поколения в поколение уникальные традиции создания народной игрушки, отличающейся своеобразностью, оригинальностью и сочетающей в себе национальные особенности каждого отдельно взятого региона России. Именно по игрушке можно определить, в какой именно местности она сделана. Там, где были богатые залежи глины, создавались удивительные глиняные фигурки животных и людей, в регионах богатых древесиной мастера-умельцы делали игрушки из дерева.

Слайд 15

АБАШЕВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА Игрушка, сделанная из глины, названа в честь своей исторической Родины — села Абашева Пензенской губернии, которое славилось своим гончарным промыслом и наравне с глиняной посудой торговало игрушками из глины, пользовавшиеся большим спросом. Большая часть населения была старообрядцами, поэтому их верования нашли свое отражение в игрушках-свистульках, визитная карточка абашевской игрушки — фигурка оленя с огромными как будто упирающимися в небо рогами, который считался символом изобилия и достатка. Большая часть игрушек были фигурками животных. П тицы символизировали счастье и удачу, кони — солнце, медведи — силу, могущество и власть, бараны и коровы — плодородие. Отличительная особенность этой игрушки — удлиненная форма тела, короткие, широко расставленные ноги, очень длинные, толстые шеи и маленькая голова, четко проработанные черты лица и прически людей.

Слайд 17

ДЫМКОВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА Игрушка носит название одноименной слободы Дымково, которая располагается вблизи города Кирова. Всем хорошо известны красочные, пышно оформленные и расписные фигурки кукол-барышень, козликов, петушков с яркими, пышными хвостами, коней, поросяток, мишек и уточек-свистулек. В селе Дымково существовали целые семьи мастеров, которые копали глину, мешали её с песком, тщательно вымешивали, лепили фигурки, обжигали их в русских печах, а затем расписывали вручную яркими цветами, причем в процессе изготовления принимали участие и женщины, и дети. Дымковская игрушка отличается своей особенной специфичностью, она статична, имеет пышные формы и яркую окраску, обладает особой жизнерадостной энергией и тонким юмором, привлекающим внимание детей, которые очень любят их рассматривать и слушать занимательные истории об их создании.

Слайд 19

БОГОРОДСКАЯ ДЕРЕВЯННАЯ ИГРУШКА Игрушка создавалась талантливыми руками мастеров села Богородского Московской области, это шутливые, затейливые и подвижные искусно вырезанные из дерева фигурки курочек, которые увлеченно клюют зернышки, медведей, бьющих по наковальне, различные сюжетные и жанровые композиции. Главный материал для игрушек - тщательно высушенная липа и её отходы в виде щепок, чаще всего изделия из неё не окрашивались. Выразительная фактура дерева позволяла мастерам сочетать в игрушках, как гладкую поверхность, так и небольшие выемки и вырезки, передающие некоторые тонкости и нюансы различных деталей. Детям нравится не только их рассматривать, а еще и приводить в движение механические пружины, спрятанные внутри них, заставляющие бравых солдат маршировать, а добродушного мишку заниматься тяжелым физическим трудом.

Слайд 21

ФИЛИМОНОВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА В Тульской области в деревне Филимоново изготовляли удивительные глиняные игрушки, получившие одноименное название филимоновских . Здесь находились залежи пластичной и качественной белой глины, из которой по легенде местный старожила дед Филимон лепил свои смешные, причудливые и не похожие на другие фигурки-свистульки животных и людей. Игрушки отличаются особой формой: короткие ножки, вытянутые тела и длинные шеи с маленькой головой, сюжеты традиционны — барыни и солдаты, различные композиции (чаепития, заигрывания, тройка), баранчики и петушки, коровы и лошадки, а и даже порой абсолютно фантастические создания, которые трудно отнести к какому-либо существующему виду. Расписаны эти игрушки яркими, сочными цветами, среди которых преобладает малиновый, ярко-желтый, зеленый, оранжевый, синий и белый, часто они наносились полосками в самых различных сочетаниях, причем лицо было всегда чисто белым с едва очерченными контурами глаз и губ.

Слайд 23

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА Маленький городок под Архангельском под названием Каргаполь , дал имя знаменитым каргапольским игрушкам, которые делали здесь талантливые мастера гончарного искусства из обожженной глины, изображавшие различные фигурки животных и людей. Отличаются они некоторой суровостью образов, вследствие применения исключительно натуральных красителей (сажа, мел, известь, разновидности цветной глины, различные минералы) темными, насыщенными цветами: коричневым, бежевым, темно-зеленым и даже черным. Представляли собой эти игрушки фигурки сказочных героев, птиц, собак, медведей, приземистых мужичков с бородой-лопатой или крупных женщиных с новорожденными на руках.

Слайд 25

ПЛЕШКОВСКАЯ ИГРУШКА-СВИСТУЛЬКА Еще одним знаменитым русским промыслом, зародившимся в селе Плешково Орловской губернии, являются плешковские игрушки. Это разнообразные глиняные свистульки, сделанные из местных залежей глины, приобретавшей во время обжига интересный розоватый оттенок. Отличались игрушки простотой и лаконичностью, окрашивались в синие, красные и зеленые цвета натурального происхождения (сок бузины и лопуха, битый кирпич), которые наносились на поверхность в виде произвольно разбросанных пятен. Это были фигурки разных животных (коней, баранов, коров, оленей, петухов, уточек) людей (солдат, барыней), и фантастических существ (русалки, птицы-сирин ). Типичный образ плешковской игрушки — фигурка женщины, держащей левой рукой младенца.

Слайд 27

Практическая работа Выбери понравившуюся игрушку, вылепи её из пластилина. Подумай о форме и характере игрушки. Укрась её народной росписью, нанеси узор с помощью заострённой палочки.

Слайд 37

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству 2 класс.Тема: "Изображение природы в различных состояниях"

Предмет: изобразительное искусствоКласс: 2гТема урока: Изображение природы в различных состояниях. Цель урока:Учится понимать, о чем говорят картины.Познакомить с художником И.К. Айвазовским и его тво...

Конспект урока по изобразительному искусству (2 класс). Тема: Изображение и фантазия. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: расширение представления у учащихся о мифологических и сказочных образах; создание условий для выполнения детьми творческого замысла.Планируемые результаты:Предметные: расши...

Презентация 2 класс по изобразительному искусству

Тарарушки из села Полоховский Майдан....

Презентация для 3 класса по изобразительному искусству на тему "Твои игрушки. Передача с помощью цвета характера персонажа."

Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Эмоциональные возможности цвета. Твои игрушки. Украсить игрушку....

Технологическая карта урока изобразительное искусство «Изображение характера животного. Изображение доброго, весёлого животного» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: создание условий для ознакомления с характером и настроением животных, передача выразительности средствами художественной деятельности характера и настроения животных, знакомство с графико...

Технологическая карта изобразительного искусства "Игрушки в нашем доме. Дымковская игрушка (роспись)" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока:формирование у обучающихся представлений об искусстве в нашем доме, знаний о дымковской игрушке и умений в росписи орнамента.Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить и углубить знания обучающ...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Изображение и фантазия» (изображение фантастического животного) (УМК «Школа России», 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о фантастических животных и их строении тела; выполнение творческого задания.Задачи урокаПланируемые результатыДид...