ЗНАЧИМОСТЬ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ В РАЗВИТИИ И ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ
статья по изобразительному искусству (изо)
Народная игрушка - это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа. Народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу, в ней эстетическое и культовое начала слиты воедино. Она доступна детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно и лаконично. Это знакомые детям сказочные образы, люди и животные, выполненные из дерева или глины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nysvyatypasho_as._.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗНАЧИМОСТЬ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ В РАЗВИТИИ И ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ
А. С. Нысвятыпасхо
Педагог дополнительного образования
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 298 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
В век технического прогресса и научных достижений
ощущается дефицит духовности, внимания к человеческой личности. Именно поэтому сегодня так возрастает роль народного творчества, изделий традиционных промыслов в жизни общества, деятельность которых всегда имела и определенное воспитательное значение.
Народная игрушка - это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа. Народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу, в ней эстетическое и культовое начала слиты воедино. Она доступна детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно и лаконично. Это знакомые детям сказочные образы, люди и животные, выполненные из дерева или глины.[3]
На сегодняшний день в художественном образовании главной задачей в изучении народного творчества - привить интерес и сформировать художественный вкус, учить видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни, желание что-то сделать самим, перенимая у народных мастеров несложные приемы.
Огромную воспитательную ценность имеет знакомство детей с декоративно-прикладным искусством, в особенности с народной игрушкой. Русская глиняная игрушка — популярнейший вид народного искусства. Глиняная игрушка бытовала на всех территориях: в Северной, Средней, Южной России, и была всегда необычайно разнообразна, оригинальна, традиционна и характерна по стилю. Такой она продолжает быть и теперь, хотя изменились условия ее существования и среда обитания. В современной культуре декоративно-прикладное искусство живет в своих традиционных формах. Именно благодаря этому, народная игрушка сохраняет свои особенности и воспринимается как часть художественной культуры России. Понятно, что ребенку сложно дать глубокое представление о народном искусстве, но изготовление и роспись народных игрушек позволяет сделать это в игровой и наиболее доступной для детского восприятия форме.[1]
Педагоги дополнительного образования, в том числе в отделение дополнительного образования школы № 298 организуют занятия таким образом, что позволяют детям не только обрести конкретные навыки, но и познакомится с культурой и историей своей страны, что очень важно для подрастающего поколения. Большие возможности открываются перед детьми в декоративной лепке, к которой относится создание детьми народных игрушек и последующей их росписи. Глина - доступный и любимый материал для детского творчества. Педагоги центра знакомят детей с основными центрами производства глиняной народной игрушки и их особенностями. Так, например, дымковская игрушка традиционно выполняется из красной глины, филлимоновская из голубой, что связано с особенностями ее геологического происхождения в данных регионах. Глина отличается не только по цвету, но и качеству, позволяя создавать приземистые фигурки, типичные для дымковской игрушки, и вытянутые, изящные фигурки, свойственные филлимоновской традиции. На занятиях дети в основном работают с голубой глиной.
Первое, чем дети овладевают на занятиях – это создание эскизов по образцам того или иного промысла. Второй важный навык - умение вытягивать конус из цельного куска глины, что свойственно при создании дымковской, филлимоновской и каргопольской игрушки. Определенная простота выполнения позволяет даже самым маленьким творцам создавать свои первые шедевры. Обучение лепке традиционной народной игрушки построено по принципу от простого к сложному. Вначале дети лепят фигуры птиц, затем – коней, и самое сложное – фигуру человека. Третья, очень важная составляющая процесса обучения при создании игрушки – знакомство с основными элементами росписи и непосредственное ее выполнение, с учетом традиции.
В работе с глиной заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания, а также для общего развития детей. Лепка является эффективным средством развития объемно-пространственного воображения ребенка. Лепить - это значит изучать в пространстве, в объеме, с нескольких точек зрения; координировать движения руки со зрительным восприятием объекта, тренировать руки и глаза.[2] Все эти навыки, наряду с развитием эстетического вкуса детей и возможностью знакомства с традиционно народной игрушкой, с историй края делает эти занятия очень важными и ценными.
Библиографический список
- Русская народная игрушка как особый вид народного творчества: http://www.coolreferat.com.
- Международный образовательный портал: http://www.maam.ru.
- Место и роль народных игр в социализации детей: http://www.bestreferat.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-исследовательская работа «Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре»
Тема:«Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре» Цель исследования:Пробудить интерес детей к русской народной культуре.Задачи исследования:Познакомит...
"Русские народные игрушки" презентация
Данный ЭОР составлен к уроку окружающего мира в 3 классе ("Начальная школа ХХI века") и знакомит учащихся с историей создания народной игрушки, с игрушечными промыслами России....
Конспект занятия кружка в 1 классе по теме "Народная игрушка. Кукла" из курса внеурочной деятельности "Мой край и его традиции" по духовно-нравственному направлению; презентация "Народная игрушка"
Игрушка необходимый спутник детства. Для каждого возраста свои забавы. Дарить игрушки - народный обычай, считалось, что игрушка - подарок принесёт ребёнку здоровье и благополучие. На занятии дети знак...
КРАСОТА И МУДРОСТЬ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ. РУССКАЯ ДЕРЕВЯННАЯ ИГРУШКА
Поурочное планирование по ИЗО для 3 класса. УМК "Перспектива"....
Конспект урока «Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка»(УМК«Перспектива» 3 кл)
Конспект урока «Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка»(УМК«Перспектива» 3 кл)...
Статья "Русская народная игрушка, как средство формирования и развития личности ребенка"
Красота родного края, открывающая благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине... Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда со...
Изо.искусство. 5 класс.УМК "Школа России". « Народные игрушки. Лепка Дымковской игрушки.»
Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с различными видами театральных кукол; развивать фантазию, наблюдательность и творческое мышление; формировать эмоционально-эстетическое отношение к изо...