Методическая разработка по рисованию
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 3 класс)
Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми при образовательной деятельности. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.
Одно из условий совершенствования изобразительных умений, пробуждения интереса к изобразительной деятельности, развития творческой активности - это использование в работе широкого спектра нетрадиционных материалов.
Сегодня есть выбор вариантов художественного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях образовательных учреждений.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека нетрадиционных техник рисования | 526.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тычок жёсткой полусухой кистью . Возраст: любой Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жёсткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата, либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками или ладошкой . Рисование пальчиками. Возраст: от двух лет. Средство выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет, фантастический силуэт. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть), или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск печатками из овощей, фруктов, пробкой, поролоном, ластика, пенопластом, смятой бумагой . Возраст: от трех лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера печатки. Печатка из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или лезвия) или карандаши с ластиком на конце Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
Восковые мелки + акварель. Возраст: от четырёх лет. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся не закрашенным
Свеча +акварель. Возраст: от четырёх лет. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребёнок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым.
Печать по трафарету. Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка с пропитанной гуашью подушечкой, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного картона либо прозрачной плёнки.. Способы получения: ребенок прижимает тампон из поролона к пропитанной гуашью подушечке и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет берутся другие тампоны и трафарет.
Монотипия предметная. Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия. Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способы получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После этого, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Знакомая форма – новый образ. Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: изменчивость знакомой формы. Материалы: простой карандаш, бумага, различные предметы, которые можно обводить (ножницы, подносы, стаканчики, ложки, кукольная одежда).Можно обводить ладошки, ступни, кулачки, фигуру. Способ получения изображения: ребёнок обводит карандашом выбранный предмет. Затем превращает его во что-то другое путём дорисовывания и раскрашивает любыми подходящими материалами. При обведении ступни ребёнок снимает обувь и ставит ногу на лист. Если обводится фигура, к стене крепится ватман, один ребёнок прислоняется к нему, другой его обводит.
Черно–белый и цветной граттаж. ( грунтованный лист ) Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: линия, штрих, контраст. Материалы: картон, либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, чёрная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами. Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой или цветными восковыми мелками лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом, либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
Кляксография обычная. Возраст: от пяти лет. Средство выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь, либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография с трубочкой. Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь, либо жидкое разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков). Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография ниточкой. Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь, пластиковая ложечка, нитка средней толщены. Способ получения изображения: ребёнок опускает нитку в краску, отжимает её. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один её конец свободным. После этого с верху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
Набрызг. Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жёсткая кисть, кусочек плотного картона, либо пластика (5 на 5см.). Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
Рисование зубной щеткой Возраст: от трех лет. Средства выразительности: мазок, штрих. Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь, зубная щетка. Способ получения изображения: ребёнок опускает щетку в краску, отжимает её. Затем на бумаге делает мазок, так можно нарисовать траву, шерсть животных.
Отпечатки листьев Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, листья различных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти. Способ получения изображения: ребёнок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка.Каждый раз берётся новый лист. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Монотопия пейзажная. Возраст: от шести лет. Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение, пространство, композиции. Материалы: бумага, кисти, гуашь, либо акварель, влажная губка, кафельная плитка. Способ получения изображения: ребёнок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотопии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Коллаж Возраст: от пяти лет. это изображение на бумаге, не только рисованное (кистью, пером, палочкой, мелом, воском и т.п.), но созданное также с помощью монтажа кусочков различных цветных и черно-белых материалов. Коллаж: само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько выше указанных т.е при выполнение коллажей дети использую ранее полученные навыки и умения нетрадиционных техник рисования. Пробуждается фантазия ребенка и занятие пре в решается в увлекательную игру.
Рисование ластиком Возраст: от четырёх лет. Средства выразительности: цвет, линия. Материалы: ластик, бумага, простой карандаш. Способ получения изображения: ребёнок задумывает изображение, тонирует лист простым карандашом. и стирает лишний карандаш ластиком, проявляется изображение которое остаётся белым
Рисование на мятой бумаге. Возраст: от трёх лет. Технология рисования: эта техника интересна, тем, что в местах изгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивной, темной - это называется эффектом мозаики. Рисовать по мятой бумаге очень просто. Перед рисованием аккуратно мнем бумагу, потом аккуратно разглаживаем и начинаем рисовать. Материал: мятая бумага, гуашевые краски, кисти, салфетки. Поделки из мятой бумаги. Технология изготовления поделок из смятой бумаги проста и не требует больших материальных вложений. Объясните и покажите технологию малышу и Вы дадите ему еще один способ для самореализации в творчестве. Делая игрушки из мятой бумаги - ребенок тренирует мелкую моторику, воображение, развивает творческие наклонности. Материалы: Двухсторонняя цветная бумага, клей.. Бумагу можно использовать для ксерокса, для оригами либо офисную, главное, чтобы она была не очень плотной и ребенок смог ее сам смять. Процесс изготовления: Возьмите лист альбомного формата нужного цвета. Попросите ребенка смять его, затем расправить, перевернуть на другую сторону и еще раз смять, придавая форму. Доклейте детали.
Рисование красками и солью Возраст: от трех лет. Средства выразительности: цвет, фактура. Материалы: гуашь, клей, соль Способ получения изображения: Смешать гуашь, клей, соль. Полученной массой ребенок раскрашивает или рисует изображение
Рисование палочками из цветной бумаги Возраст: любой. Средства выразительности: цвет, фактура. Материалы: гофрированная цветная бумага, вода Способ получения изображения: Скрутить трубочки из бумаги макнуть кончик в воду и закрашивать изображение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока изо. Рисование с натуры натюрморта с предметом старинного быта (акварель) 2 класс.
Интегрированный урок изо, окружающего мира. технологии...
Методическая разработка урока изо. 2 класс.Рисование с натуры натюрморта с предметом старинного быта (акварель)
Интегрированный урок изо, окружающего мира. технологии...
методическая разработка занятия «Рисование сказочных птиц»
Рисование сказочных птиц с детьми младшего школьного возраста...
Методическая разработка на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО в начальных классах».
Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.Задачи:- Обучение навыкам и умениям общаться с различными художественными материалами, как сре...
Методическая разработка урока рисования для детей с нарушением интеллектуального развития "Коврик для собачки".
Методическая разработка урока рисования для детей с нарушением интеллектуального развития Коврик для собачки....
Методическая разработка по использованию нетрадиционных техник рисования.
Методическая разработка состоит из: Технологической карты урока изобразительного искусства; Приложения (шаблон);Использование техники комбинированного рисования для создания "витража"...
Методическая разработка. Рисование ластиком и карандашом (нетрадиционные техники рисования) "Очарование зимы"
Методическая разработка проведения занятия во внеурочное время, с использованием нетрадиционной техники рисования. Определены цели, задачи, материал занятия и этапы рисования.Занятие направлено ...