Рабочие программы по изобразительному искусству
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)
УМК Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_2_klass.docx | 29.34 КБ |
izo_3_klass.docx | 38.95 КБ |
izo_4klass.docx | 38.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 44»
«Согласовано» Руководитель МО Очирова И.С Протокол № ___ от «____»____________2018г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по НМР МАОУ «СОШ №44 » Э.О. Хакимова «____»____________2018г. | «Утверждаю» Директор МАОУ «СОШ №44 Б.Л. Банзарханова Приказ № __ от «___»____2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет – изобразительное искусство
Класс - 2 «В»
2018-19 учебный год
Бондаренко И. В.
Учитель начальных классов
Принят на заседании
педагогического совета школы
протокол № ____от «__»_______2018 г.
Улан-Удэ
2018
- Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Закона РФ «Об образовании» №122-ФЗ (ст. 32);
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373);
- Учебный план МАОУ «СОШ 44»;
- Положения о рабочей программе, утвержденного приказом МАОУ «СОШ № 44»;
- Примерной программы по изобразительному искусству, рекомендованной Минобрнауки РФ;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2018-19 учебный год.
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена также на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011.
2. Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству: 1–4 классы: пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010.
3. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство: 1–4 классы: рабочая тетрадь / Б. М. Неменский [и др.]. – М.: Просвещение, 2014.
Цели изучения учебного предмета:
- Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле.
- Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
- Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека в и общества.
- Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
- Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектуры, дизайн и др.)
- Формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Настоящая программа разработана на 34 часов (1 час в неделю)
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
-понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
-сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
-сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
-умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
-умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
-овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
-овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
-использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
-умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
-умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
-осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
-знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
-знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
-понимание образной природы искусства;
-эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
-применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
-способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
-умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
-усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
-умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
-способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
-способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
-умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
-освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
-овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
-умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
-умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
-изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
-умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
-способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
-умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
-выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
-умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
- Содержание учебного предмета, курса
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Формы организации учебной деятельности | ||
Уроки | Творческие работы, проектная деятельность | Контрольные работы/зачеты | |||
1. | Как и чем работает художник | 8 | 1 | 7 | |
2. | Реальность и фантазия | 7 | 7 | ||
3. | О чем говорит искусство | 11 | 11 | ||
4. | Как говорит искусство | 8 | 1 | 7 |
- Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
1. | Три основных цвета. | 1 | 1 | |
2. | Белая и черная краски. | 1 | 2 | |
3. | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. | 1 | 3 | |
4. | Выразительные возможности аппликации. | 1 | 4 | |
5. | Выразительные возможности графических материалов. | 1 | 5 | |
6. | Выразительность материалов для работы в объеме. | 1 | 6 | |
7-8. | Выразительные возможности бумаги. Неожиданные материалы (обобщение темы). | 2 | 7-8 | |
9. | Изображение и реальность. | 1 | 9 | |
10. | Изображение и фантазия. | 1 | 10 | |
11. | Украшение и реальность. | 1 | 11 | |
12. | Украшение и фантазия. | 1 | 12 | |
13. | Постройка и реальность. | 1 | 13 | |
14-15. | Постройка и фантазия. Братья-Мастера Украшения, Изображения, всегда работают вместе. | 2 | 14-15 | |
16. | Изображение природы в различных состояниях. | 1 | 16 | |
17. | Изображение характера животных. | 1 | 17 | |
18. | Изображение характера человека: женский образ. | 1 | 18 | |
19. | Изображение характера человека: мужской образ) | 1 | 19 | |
20-22 | Образ человека в скульптуре. | 3 | 20-22 | |
23-25 | О чем говорят украшения. | 3 | 23-25 | |
26 | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру | 1 | 26 | |
27 | Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. | 1 | 27 | |
28 | Тихие и звонкие цвета. | 1 | 28 | |
29 | Ритм пятен. Силуэт | 1 | 29 | |
30-31 | Что такое ритм линий. Характер линий. | 2 | 30-31 | |
32-33 | Ритм линий, пятен, цвет, пропорции - средства выразительности. Весна, шум птиц (коллективная работа) | 2 | 32-33 | |
34 | Обобщение тем по курсу «Изобразительное искусство» за 2 класс. | 1 | 34 |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».
- Письмо МОиН РФ «О рабочих программах учебных предметов» № 08-1786 от 28.10.2015 г.
- Примерная программа по изобразительному искусству (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 г.)
- Программа по изобразительному искусству для 1-4 классов (авторы: Б.М. Неменский, В.Г. Горяев, Г.Е. Гурова).
- Устав МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 44».
- Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 44».
- Положение о рабочей программе, реализующей обучение по ФГОС НОО, ФГОС ООО, утвержденное в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 44».
Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 44». Состоит из следующих разделов:
1. Пояснительная записка
2. Содержание учебного предмета, курса
3. Календарно-тематическое планирование
4. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Программа по изобразительному искусству для 1-4 классов. Авторы: Б.М. Неменский, В.Г. Горяев, Г.Е. Гурова и др. Рабочие программы. 1-4 класс (из сборника рабочих программ «Школа России» М.: «Просвещение», 2019г.).
- Учебник: Изобразительное искусство: искусство вокруг нас: 3 класс / Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. / под ред. Неменского Б.М. М.: «Просвещение», 2013г.
Цели изучения учебного предмета:
- Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле.
- Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
- Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека в и общества.
- Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
- Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектуры, дизайн и др.)
- Формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Настоящая программа разработана на 34 часа (1 час в неделю)
- Содержание учебного предмета, курса
№ п/п | Наименование разделов/тем | Всего часов | Формы организации учебной деятельности | ||
Уроки | Практические занятия, творческие работы. | Контрольные работы | |||
1. | Искусство в твоем доме | 8 | - | 8 | - |
2. | Искусство на улицах твоего города | 7 | - | 7 | - |
3 | Художник и зрелище | 11 | - | 11 | - |
4 | Художник и музей | 8 | - | 8 | - |
- Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся | Сроки проведения (неделя) | |
План | Факт | ||||
1, 2 | Твои игрушки. | 2 | Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения. | 1, 2 | |
3 | Посуда у тебя дома. | 1 | Характеризовать связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением. Уметь выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения (деятельность каждого из Братьев-Мастеров в процессе создания образа посуды). Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединённых общим, образным решением. | 3 | |
4 | Обои и шторы у тебя дома. | 1 | Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор. Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением. | 4 | |
5 | Мамин платок. | 1 | Понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен. Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный, геометрический). Обрести опыт творчества и художественно - практические навыки в создании эскиза росписи платка (фрагмента). | 5 | |
6 | Твои книжки. | 1 | Понимать роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т.д.). Узнавать и называть произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги. Создавать проект детской книжки- игрушки. | 6 | |
7 | Открытки. | 1 | Понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображений на них. Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения. | 7 | |
8 | Труд художника для твоего дома (обобщение темы). | 1 | Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров. Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме. | 8 | |
Искусство на улицах твоего города (7 часов) | |||||
9 | Памятники архитектуры. | 1 | Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села). Раскрывать особенности архитектурного образа города. Понимать, что памятники архитектуры - это достояние народа, которое необходимо беречь. Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров. | 9 | |
10 | Парки, скверы, бульвары. | 1 | Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.). Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объемно-пространственную композицию из бумаги. | 10 | |
11 | Ажурные ограды. | 1 | Сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т.д.), выявляя в них общее и особенное. Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград. | 11 | |
12 | Волшебные фонари. | 1 | Различать фонари разного эмоционального звучания. Уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров при создании нарядных обликов фонарей. | 12 | |
13 | Витрины. | 1 | Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина. Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины. | 13 | |
14 | Удивительный транспорт. | 1 | Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение. Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта. Фантазировать, создавать образы фантастических машин. | 14 | |
15 | Художник в цирке. | 1 | Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное. | 15 | |
16 | Художник в театре. | 1 | Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращение простых материалов в яркие образы. | 16 | |
17 | Театр на столе. | 1 | Создавать «Театр на столе» - картинный макет с объёмными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль. Овладевать навыками создания объёмно-пространственной композиции. | 17 | |
18, 19 | Театр кукол. | 2 | Беседа об истоках развития кукольного театра (Петрушка - герой ярмарочного веселья), о разновидностях кукол: перчаточные, тростевые, куклы-марионетки. Познакомиться с куклами из коллекции С. Образцова. | 18, 19 | |
20 | Мы – художники кукольного театра. | 1 | Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани. Использовать куклу для игры в кукольный спектакль. | 20 | |
21 | Конструирование сувенирной куклы. | 1 | Придумывать и создавать сувенирную куклу; применять для работы различные материалы. | 21 | |
22 | Театральные маски. | 1 | Беседа о масках разных времён и народов. Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Объяснять роль маски в театре и на празднике. | 22 | |
23 | Конструирование масок. | 1 | Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику. | 23 | |
24 | Афиша и плакат. | 1 | Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле). Уметь видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку. Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению; добиваться образного единства изображения и текста. | 24 | |
25 | Праздник в городе. | 1 | Фантазировать о том, как можно украсить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным. Создавать в рисунке проект оформления праздника. | 25 | |
26 | Школьный карнавал (обобщение темы). | 1 | Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам. Участвовать в театрализованном представлении или веселом карнавале. Овладевать навыками коллективного художественного творчества. | 26 | |
27 | Музей в жизни города. | 1 | Беседовать о самых значительных музеях искусств России - Государственной Третьяковской галерее, Государственном русском музее, Эрмитаже, Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Иметь представление о разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций. | 27 | |
28 | Картина - особый мир. | 1 | Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства. | 28 | |
29 | Картина-пейзаж. | 1 | Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.). Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением. | 29 | |
30 | Картина-портрет. | 1 | Рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера). Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета. | 30 | |
31 | Картина- натюрморт. | 1 | Воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке - хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах. Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т.д.). Развивать живописные и композиционные навыки. | 31 | |
32 | Картины исторические и бытовые. | 1 | Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении. Развивать композиционные навыки. Изображать сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивая сюжетную композицию. Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель). | 32 | |
33 | Скульптура в музее и на улице. | 1 | Рассуждать, эстетически относиться к произведению искусства (скульптуре), объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры. Объяснять роль скульптурных памятников. Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения. | 33 | |
34 | Художественная выставка (обобщение темы). | 1 | Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ. | 34 |
- Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 4 класс разработана в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной авторской программы Неменской Л. А., на основе учебно-методического комплекта «Школа России», Основной образовательной программой МАОУ «СОШ № 44» г. Улан-Удэ, учебным планом МАОУ «СОШ № 44» г. Улан-Удэ.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры миро отношений, выработанных поколения. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное безобразное в жизни и искусстве, зоркости души ребенка.
Задачи: воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса;
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Место предмета в учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в 4 классе отводится по 1 ч в неделю, всего 34 ч.
Программа ориентирована на работу по УМК «Школа России»:
А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских и др./под ред. Б. М.Неменского. Изобразительное искусство: искусство вокруг нас: учеб. для 4 кл. нач. шк. – 8-е изд. - М: Просвещение, 2013.
Формы контроля знаний и умений учащихся
Урочно - традиционные, внеурочные, урочные – нетрадиционные.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
-чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
-уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
-понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
-сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
-сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
-умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
-умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
Обучающиеся научатся: узнают о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;узнают основы художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетическому отношению к миру; пониманию красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;овладеют практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;овладеют элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);узнают виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);узнают основные видов и жанров пространственно-визуальных искусств;пониманию образной природы искусства;эстетической оценке явлений природы, событий окружающего мира;применению художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства; обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;узнают названия ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона; видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
Обучающиеся получат возможность научиться: передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ; применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты; моделированию из бумаги, лепки из пластилина, изображению средствами аппликации и коллажа; характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру; изображать в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передаче особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций; эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории; приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Формы организации учебного процесса:
- традиционный урок;
- урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок-исследование, урок театрализации, урок-проект, урок-практика, урок-конференция, урок-викторина и др.)
Методы и средства обучения
Частично-поисковый, исследовательский, продуктивный, эвристический, метод сравнения; цифровые образовательные ресурсы, дидактические материалы, тсо, наглядные средства и оборудование.
Содержание курса изобразительное искусство
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Искусство в твоём доме | 8 |
2 | Древние города нашей Земли | 8 |
3 | Каждый народ — художник | 10 |
4 | Искусство объединяет народы | 8 |
Итого | 34 |
Тема 1. Искусство в твоём доме
Знакомство с истоками родного искусства – знакомство со своей Родиной. В предметах быта, постройках, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, о красоте человека. В искусстве люди выражают свою душу, свой склад ума и характера. Пейзаж родной земли. Деревня – деревянный мир. Красота человека. Народные праздники.
Тема 2. Древние города нашей земли
Каждый город особенный, у него своё неповторимое лицо и характер. Каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своём облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Родной угол. Древние соборы. Города Русской земли. Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. Узорочье теремов. Пир в теремных палатах.
Тема 3. Каждый народ – художник
Каждый народ создаёт свой прекрасный и мудрый художественный мир- своё искусство. Искусство выражает душу этого народа, его особое лицо, его образ. В культуре каждого народа всё взаимосвязано и не случайно, в ней выражается понимание пользы и красоты, добра и зла, жизни и человечности. Страна восходящего солнца. Народы гор и степей. Города в пустыне. Древняя Эллада. Европейские города Средневековья.
Тема 4. Искусство объединяет народы
Каждый народ по-своему воспевает красоту мира. Но есть общие для всех людей представления о самых главных явлениях жизни. Искусство учит сопереживать, помогает разным народам понимать друг друга, объединяться и в радости и в горе. Материнство. Мудрость старости. Сопереживание. Герои-защитники. Юность и надежды.
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол час | Дата проведения | ||
1р Искусство в твоём доме 8ч | |||||
1 | Пейзаж родной земли. Учимся рисовать пейзаж. | 1 | |||
2 | Пейзаж родной земли. Рисование по представлению. | 1 | |||
3 | Деревня – деревянный мир. Рисование по воображению. | 1 | |||
4 | Красота человека. Учимся рисовать портрет. | 1 | |||
5 | Красота человека. Работа с тканью. | 1 | |||
6 | Народные праздники. Коллективное панно. | 1 | |||
7 | Народные праздники. Коллективное панно. | 1 | |||
8 | Обобщение темы «Истоки родного искусства». Выставка лучших работ. | 1 | |||
2р Древние города нашей земли (8 ч) 8ч | |||||
9 | Проект «Родной угол». Приступаем к созданию макета. | 1 | |||
10 | Древние соборы. Работа с пластиком. | 1 | |||
11 | Города русской земли. Конструирование из бумаги. | 1 | |||
12 | Древнерусские воины-защитники. Рисование по представлению. | 1 | |||
13 | Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Москва. Рисование по воображению. | 1 | |||
14 | Узорочье теремов. Готовим основу для панно. | 1 | |||
15 | Пир в теремных палатах. | 1 | |||
16 | Оформление панно. Выставка лучших работ. | 1 | |||
3р Каждый народ – художник (10 ч) 10ч | |||||
17 | Страна восходящего солнца. Передаём образ японской девушки. | 1 | |||
18 | Страна восходящего солнца. Рисование по представлению. | 1 | |||
19 | Народы гор и степей. Рисование на тему. | 1 | |||
20 | Народы гор и степей. Рисование на тему. | 1 | |||
21 | Города в пустыне. Декоративное рисование. | 1 | |||
22 | Древняя Эллада. Рисование на тему. | 1 | |||
23 | Древняя Эллада. Аппликация из бумаги. | 1 | |||
24 | Европейские города Средневековья. Витраж. | 1 | |||
25 | Европейские города Средневековья. Коллективное панно. | 1 | |||
26 | Многообразие художественных культур в мире. Обобщение темы «Каждый народ – художник». Выставка лучших работ. | 1 | |||
4р Искусство объединяет народы (8 ч) 8ч | |||||
27 | Материнство. Создаём портрет. | 1 | |||
28 | Материнство. Завершаем работу над портретом. | 1 | |||
29 | Мудрость старости. Создаём портрет. | 1 | |||
30 | Сопереживание. Рисование на тему. | 1 | |||
31 | Герои – защитники. Работа с пластилином. | 1 | |||
32 | Юность и надежды. Рисование на тему. | 1 | |||
33 | Обобщение темы «Искусство объединяет народы». Выставка лучших работ. | 1 | |||
34 | Игра-викторина «Экскурсия по музею изобразительных искусств» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по изобразительному искусству на тему: "Современные машины в изобразительном искусстве"
Данный урок предназначен для 4 класса....
Задания по изобразительному искусству для 1 - 4 классов "Язык изобразительного искусства"
Задания составлены с учетом разновозрастного обучения малокомплектных школ в дополнение к рабочим программам по изобразительному искусству начальной школы....
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе "Изучаем азбуку изобразительного искусства.Рисуем с натуры коробку".
Данная презентация содержит теоретический материал по теме и образцы поэтапного рисования коробки....
Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс по Б.М. Неменскому "Изобразительное искусство".
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,...
Изобразительное искусство. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством.
Урок № 18 по изобразительному искусству "Школа России" 3 класс. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством. Первобытное общество всецело зависело от с...