РП изобразительное искусство
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс)
Предварительный просмотр:
Администрация Рассказовского района
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Платоновская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю» Директор школы ______________ М.В.Филонов Приказ № 153 от 2 сентября 2019 г. | Рассмотрена на заседании экспертного совета и рекомендована к утверждению (протокол № 1 от 2 сентября 2019 г.) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
для 4 а класса
на 2019 – 2020 учебный год
срок реализации: 1 год
составитель: учитель
МБОУ Платоновской СОШ
Ремизова Татьяна Николаевна
2019 год
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
- формирование основ художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
- развитие образного мышления, наблюдательности и воображения, учебно-творческих способностей, эстетических чувств, формирование основ анализа произведения искусства; проявление эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям действительности и художественный вкус;
- формирование основ духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
- готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
- cтановление осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- заложение основ российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен научиться:
- овладевать практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;
- понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;
- применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;
- получать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
- реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство), понимать их специфику и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для виды и жанры пластических искусств;
- эмоциональноценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
- приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение;
- воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий);
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладногоискусства, художественного конструирования в собственной художественнотворческой деятельности;
- передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
- моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства
- осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним;
- решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративноприкладное искусство. Истоки декоративноприкладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского
и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративноприкладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественнотворческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
№ п/п | Тема | Количество часов | Практическая работа |
1 | Восхитись вечно живым миром красоты. | 11 | 11 |
2 | Любуйся ритмами в жизни природы и человека. | 14 | 14 |
3 | Восхитись созидательными силами природы и человека. | 10 | 10 |
Итого | 35 | 35 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства 4 класса на 2019-2020 учебный год
в соответствии с требованиями ФГОС (предметная линия «Перспектива»).
УМК: учебник: Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова. Изобразительное искусство. М.: Просвещение, 2018. (Образовательный стандарт). М.: Просвещение. Сборник рабочих программ. Система учебников "ПЕРСПЕКТИВА" 1-4 классы. Л.Ф.Климанова, А.А.Плешаков и др.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Универсальные учебные действия | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 9 | 10 | ||
Восхитись вечно живым миром красоты (11 ч) | |||||||||
1 |
Целый мир от красоты. Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно. | 1 | Практи-ческая работа | Представление о многообразии мира. Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно. | Знать жанры и виды изобразительного искусства. Уметь воспринимать и выражать в творческой работе свое видение окружающего мира и отношение | Текущийответы на вопросы. | Эстетически воспринимать окружающий мир. Контролировать свои действия. | ||
2 | Древо жизни – символ мироздания. Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень. | 1 | Практи-ческая работа | Знакомство с ведущими символами-образами народного и изобразительного искусства, главным его мотивом – древом жизни. | ТекущийСамостоятельная работа по образцу. | Организовывать свое рабочее место. Формировать мотивацию к учебной деятельности. | |||
3 | Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, план, цвет, свет. | 1 | Практи-ческая работа | Пейзаж: пространство, план, цвет, свет Знакомство с произведениями художников-пейзажистов. | Уметьвыявлять с помощью сравнения признаки, характерные для классических русских пейзажей; | Текущий Беседа. | Планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места. Определять успешность выполнения. | ||
4 | Цветущее дерево – символ жизни .Декоративная композиция: мотив дерева в народной росписи. | 1 | Практи-ческая работа | Народные промыслы России. Городец. Древние символы в городецкой живописи. | Знать элементарные основы рисунка. | текущий | Планировать свою деятельность, контролировать свои действия. Иметь адекватную мотивацию учебной деятельности. | ||
5 | Птица – символ света, Декоративная композиция: равновесие красочных пятен. | 1 | Практи-ческая работа | Образ птицы-света в разных видах народного творчества. Изображение городецких птиц. | Уметь углублять представление о традиционном образе птицы в народном творчестве, емкости фольклорных представлений | ТекущийНаблюдение. | Строить понятные речевые высказывания. Иметь интерес к предмету, желание учиться. | ||
6 | Конь – символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция: линия, силуэт с вариациями городецких «разживок». | 1 | Практи-ческая работа | Конь – символ солнца, плодородия и добра. Изображение коня в технике городецкой росписи. | Уметь выбирать выразительные средства для создания образа . | ТекущийСамостоятельная работа. | Оценивать и анализировать результат своего труда. Иметь мотивации учебной и творческой деятельности. | ||
7 | Связь поколений в традициях Городца. Композиция в городецкой росписи. Роспись панно (гуашь). | 1 | Практи-ческая работа | Творчество народных мастеров Городца, бытующее на протяжении столетий | Уметь воспринимать и выражать в творческой работе свое видение окружающего мира и отношение | Текущий Самостоятельная работа. | Знать основы самоорганизации. Осуществлять поиск информации в разныхисточни-ках. | ||
8 | Знатна Русская земля мастерами | 1 | Практи-ческая работа | Портрет как жанр изобразительногоис-кусства. Творчество отечественных художников-портретистов: Строение, пропорции головы человека. | Выявлять характерные признаки образа портретируемого. | текущий | Ставить новые творческие и учебные задачи. Извлечение необ-ходимой информации из прослушанных текстов. | ||
9 | Вольный ветер – дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет. | 1 | Практи-ческая работа | Образы природных стихий в искусстве. Народные представления о природных стихиях. Произведения известных живописцев, графиков. Природные стихии в восприятии поэта К. Бальмонта. | Уметь закреплять графические навыки и умения в передаче движущихся по небу облаков. | Текущий. Наблюдение. Работа по образцу. | Адекватно воспринимать информацию учителя. Слушать художественные произведения. | ||
10 | Движение – жизни течение. Наброски с натуры, по памяти и представлению. | 1 | Практи-ческая работа | Движение – жизни течение. Искусство как универсальный способ отображения изменчивости в природе и человеческой жизни | Уметь выполнять графические зарисовки. | Самостоятельная работа. | Планировать и оценивать учебные действия, рассуждать и находить ответы на вопросы. | ||
11 | Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция. | 1 | Практи-ческая работа | Осенние метаморфозы. Бабье лето, золотая осень или ненастная и серая ее пора в произведениях живописи отечественных художников и поэтов. Законы композиции. Композиция пейзажа. | Уметь расширять представление о пейзаже как о жанре изобразительного искусства, композиционных схемах пейзажей | ТекущийОтветы на вопросы. | Организовывать свое творческое пространство. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание. | ||
Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14) | |||||||||
12 | Родословное дерево – древо жизни, историческая память, связь поколений. Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция. | 1 | Практи-ческая работа | Родословное дерево – древо жизни, историческая память, связь поколений. Родословное древо семьи Д. Г. Бурылина, крупнейшего коллекционера и мецената. | Уметь нарисовать по памяти, по наблюдению семейный портрет. | текущий | Ставить новые творческие и учебные задачи. Извлечение необ-ходимой информа-ции из прослушан-ных текстов. | ||
13 | Двенадцать братьев друг за другом бродят… Декоративно-сюжетная композиция: приём уподобления, силуэт. | 1 | Практи-ческая работа | Сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев». Герои сказки. Иллюстрации к сказке. Прием уподобления. Богатство и красочность старинной русской одежды. Варианты композиций иллюстраций | Уметь выполнить поисковые эскизы композиции ил-люстрации к сказке | текущий | Вносить изменения в свои действия во время работы. Знать основы самоорганизации. | ||
14 | Год – не неделя – двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация | 1 | Практи-ческая работа | Взаимосвязь изобразительного искусства | Уметь создать иллюстрацию к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Передать состояние природы в костюме героя | текущий | Проговаривать последовательность действий на уроке. Знать основы самоорганизации. | ||
15 | Новогоднее настроение. Колорит: гармоничное сочетание родственных цветов. | 1 | Практи-ческая работа | Основы изобразительного языка. Новогоднее настроение. Колорит. Эксперименты | Знать художественный прием «по сырому», художественный прием «мазок | ТекущийСамостоятельная работа. | Оценивать и анализировать результат своего труда. Самостоятельно решать проблемы творческого характера. | ||
16 | Твои новогодние Проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия. | 1 | Практи-ческая работа | Основы дизайна. Конструирование открытки. Технологическая карта изготовления новогодней открытки. Праздничный колорит в оформлении новогодней открытки. | Уметь изготовить новогоднюю открытку | Текущий. Ответы на вопросы. | Выбирать наиболее эффективный способ решения творческой задачи. Ставить новые творческие и учебные задачи. | ||
17 | Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия. | 1 | Практи-ческая работа | Особенности зимнего времени года. Вернисаж «Как поработала зима». Образ зимы | Уметь выполнить наброски по наблюдению, по памяти заснеженных деревьев, людей, домов. | ТекущийНаблюдение, ответы на вопросы. | Ориентироваться на образец и правило выполнения дей-ствий. Знать основы самоорганизации. | ||
18 | Зимние картины.Сюжетная композиция: линия горизонта, композиционный центр, простран- ственные планы, ритм, динамика | 1 | Практи-ческая работа | Русский музей – самый обширный музей русского искусства Вернисаж «За салазки, да и в гору весело бежать!». | Уметь нарисовать зимнюю картину природы гуашью. | ТекущийСамостоятельная работа по образцу. | Оценивать и аннализировать результат своего труда. Иметь адекватную мотивацию учебной деятельности. | ||
19 | Ожившие вещи.Натюрморт: форма, объём предметов, их конструктивные особенности, композиция. | 1 | Практи-ческая работа | Вещь как живое существо в наблюдениях этнографа, археолога и в произведениях литературы. Натюрморт в графике и живописи. | Уметь нарисовать натюрморт, составленный из предметов старины или других реликвий. | Текущий. Работа по образцу. | Определять после-довательность промежуточных целей. Ставить новые творческие и учебные задачи. | ||
20 | Выразительность формы предметов. Декоративный натюрморт: | 1 | Практи-ческая работа | Декоративный натюрморт: отличительные особенности. Выразительность формы предметов. Цвет в декоративном натюрморте. Цветовой контраст. | Уметь нарисовать декоративный натюрморт, составленный из предметов современного быта. Исследование: при рассматривании произведений живописи. | ТекущийСамостоятельная работа. | Ориентироваться на образец и правило выполнения дей-ствий. | ||
21 | Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр. | 1 | Практи-ческая работа | Отражение патриотической темы в произведениях художников. Портреты героев Бородинского сражения. Батальные сцены в произведениях отечественных художников. | Уметь выполнить по представлению зарисовки фигур солдат русской | Текущий. Ответы на вопросы. | Контролировать свою деятельность, вносить коррективы в свои действия, адекватно относиться к оценке своей работы учителем. | ||
22 | «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…». Сюжетная композиция: композиционный центр, колорит. | 1 | Практи-ческая работа | Народ в Отечественной войне 1812 г. Бородинская битва | Уметь выполнить сюжетную композицию на тему стихотворения М. Лермонтова. | текущий | Понимать необходимость в бережном отношении к духовным ценностям. Ставить новые творческие и учебные задачи. | ||
23 | Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Образы-символы. Орнамент: ритм, симметрия, символика. | 1 | Практи-ческая работа | Беседа об орнаментальном оформлении народного жилища и костюма, | Уметь нарисовать | Текущий Самостоятельная работа. | Контролировать и оценивать учебные действия. Ставить новые творческие и учебные задачи. | ||
24 - 25 | Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих. | 2 | Практи-ческая работа | Народная расписная картинка-лубок. Сюжеты потешных листов. Своеобразие тематики и графического решения элементов. Лубочные линии | Уметь самостоятельно решать компози-ционные задачи. | Текущий Работа по образцу. | Выделять и сохранять цели, заданные в виде образца, ориенти- роваться на обра-зец. Контролировать и оценивать учебные действия. | ||
Восхитись созидательными силами природы и человека (10) | |||||||||
26 | Вода – живительная сила. Проект экологического плаката: композиция, линия, пятно. | 1 | Практи-ческая работа | Вода – источник вдохновения для художников. Плакат как один | Уметь выполнить поисковые эскизы для своего плаката на тему «Вода – жизнь». | текущий | Принимать и сохранять творческую задачу, планируя свою деятельность. | ||
27 | Повернись к мирозданью. Проект экологического плаката в технике коллажа. | 1 | Практи-ческая работа | Плакат: коллаж, фотомонтаж. Особенности графического, цветового и композиционного решения плаката. Плакатный шрифт. | Уметь составлять коллаж, фотомонтаж. Особенности графического, цветового и композиционного решения плаката. Плакатный шрифт. | текущий | Принимать и сохранять творческую задачу, планируя свою деятельность. Знать основы самоорганизации. | ||
28 | Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство. | 1 | Практи-ческая работа | Изменения в природе. Весна как символ пробуждения. Композиция пейзажа. Приемы выразительности. Передача воздушной среды. | Уметь подобрать | текущий | Иметь мотивацию к учебной и творческой деятельности. | ||
29 | Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство. | 1 | Практи-ческая работа | Весна в наблюдениях учащихся, в произведениях литературы Колорит весеннего пейзажа. Выбор сюжета, мотивов для изображения. | Уметь нарисовать картину весенней природы в цвете. | ТекущийСамостоятельная работа. | Принимать и сохранять творческую задачу, планируя свою деятельность. Контролировать и оценивать учебные действия. | ||
30 | Всенародный праздник – День Победы. Патриотическая тема в искусстве: образы защитников Отечества. | 1 | Практи-ческая работа | Образ защитника Отечества в скульптуре | Уметь выполнить эскиз по представлению памятника героям Великой Отечественной войны 1941– 1945 гг. | Текущий Самостоятельная работа. | Планировать, контролировать и оценивать учебные действия. Оформлять свою мысль в устной форме. | ||
31 | «Медаль | 1 | Практи-ческаяработа | Медальерное искусство. Образы-символы. Условный язык изображения на медалях и орденах – наградах героев Великой Отечественной войны. Композиционное решение медали. | Уметь выполнить по собственному замыслу эскиз памятной медали ко Дню Победы. | ТекущийСамостоятельная работа. | Адекватно воспринимать информацию учителя. Иметь мотивацию к учебной и творческой деятельности. | ||
32 | Орнаментальный образ Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности. | 1 | Практи-ческая работа | Затейливый узор | Уметь нарисовать узор, используя символы узбекского орнамента | ТекущийНаблюдение, работа по образцу. | Самостоятельно планировать свою деятельность. Иметь мотивацию к учебной и творческой деятельности. | ||
33 | Орнаментальный образ | 1 | Практи-ческая работа | Орнамент народов мира: шедевры архитектуры Узбекистана. Последовательность работы над симметричным узором в круге с символикой узбекских орнаментов. | Уметь выполнить симметричный узор в круге по мотивам узбекского орнамента | ТекущийСамостоятельная работа. | Планировать свою деятельность, контролировать промежуточные результаты. Иметь мотивацию к учебной и творческой деятельности. | ||
34 - 35 | Круглый год. Образ времени года | 2 | Практи-ческая работа | Образ времени года в искусстве. Времена года в произведениях отечественных художников. | Уметь придумать или повторить образ одного из времен года | Текущий Беседа. Самостоятельная работа. | Оценивать и анализировать результат своего труда. Адекватно воспринимать информацию учителя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по изобразительному искусству на тему: "Современные машины в изобразительном искусстве"
Данный урок предназначен для 4 класса....
Задания по изобразительному искусству для 1 - 4 классов "Язык изобразительного искусства"
Задания составлены с учетом разновозрастного обучения малокомплектных школ в дополнение к рабочим программам по изобразительному искусству начальной школы....
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе "Изучаем азбуку изобразительного искусства.Рисуем с натуры коробку".
Данная презентация содержит теоретический материал по теме и образцы поэтапного рисования коробки....
Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс по Б.М. Неменскому "Изобразительное искусство".
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,...
Изобразительное искусство. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством.
Урок № 18 по изобразительному искусству "Школа России" 3 класс. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством. Первобытное общество всецело зависело от с...