"Золотая Хохлома"
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо)

Теребило Валентина Ивановна

"Золотая Хохлома"

Развитие навыков декоративного рисования в старшей и подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotaya_hohloma.pptx2.94 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Золотая Хохлома» МБДОУ д/с №5 «Гуси – лебеди» г. Стародуб Воспитатель: Теребило В. И.

Слайд 2

Хохломская роспись – алых ягод россыпь. Отголоски лета в золоте травы Рощи – перелески, шелковые всплески Солнечно – медовой золотой листвы.

Слайд 3

Из истории возникновения народного промысла Родина искусства Хохломы – Лесное Заволжье. По берегам рек Керженец и Узола издавна жили умелые мастера. Они изготавливали деревянную расписную посуду. Происхождение названия промысла связано с местом продажи изделий. Хохлома – это крупнейшее торговое село, откуда поставляли золотистую расписную деревянную посуду на Макарьевскую и Нижегородскую ярмарки. Со временем и сами изделия стали называть Хохломой. Изначально хохломская посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора. Позже, она стала любимой, популярной и среди простого народа. Хохломские изделия изготавливают из липы. Перед использованием древесину предварительно выдерживают на открытом воздухе не менее года. Сначала из липы вытачивают на токарном станке формы изделий. Их просушивают, а потом покрывают жидким слоем местной жирной глины. Изделия становятся похожими на глиняные. Это делают для того, чтобы дерево не впитывало масло. Затем изделия смазывают льняным маслом и просушивают, потом три – четыре раза покрывают олифой. В последний раз сушат не до конца, а так, чтобы пристал порошок алюминия, который заменяет дорогие серебро и олово, которыми пользовались раньше. От алюминия изделия становятся блестящими, похожими на металлические. Теперь заготовки можно расписывать. После росписи изделия покрывают лаком, а потом закаливают в печах. Под влиянием высокой температуры лак желтеет, а слой алюминия под лаком отливает золотым блеском. И вот деревянное изделие на наших глазах стало драгоценным, золотым.

Слайд 4

Программные задачи: Старшая группа Различать и называть знакомые народные игрушки, их характерные особенности. Познакомить с новыми видами декоративно прикладного искусства, в которых применяются растительные элементы - городец , гжель, полхов – майдан, хохлома Различать виды народного декоративно-прикладного искусства, знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях. Учить видеть красоту геометрических и растительных узоров, стилизацию знакомых форм: травка, цветок, лист, ягода, изображение птиц, коней, особенности их изображения в разных видах росписи; выделять разнообразие используемых материалов (дерево, глина, фарфор и др.). Составлять узоры по мотивам знакомых видов росписей, продолжать учить применять элементы росписи в украшении разных видов изделий. Выделять геометрические и растительные элементы узора, образы коней. Воспитывать уважение к мастерам и желание создать прекрасное для оформления детского сада, дома. Подготовительная к школе группа Познакомить с народными игрушками - калининскими, загорскими , семеновскими; с новыми видами промыслов - жостово , вологодские кружева, павловопосадские платки, хохломские изделия Развивать технические умения и навыки декоративного рисования. Учить выделять характерные особенности, присущие тому или иному виду: композиция, элементы узора, типичные сочетания, колорит росписи, ритм элементов, цветовых пятен в узоре, чередование. Видеть связь узора с формой, назначением предмета и материалом изделия. Учить проявлять творчество в оформлении работ по мотивам народных промыслов, учить украшать объемные изделия (посуды, досок, матрешек и др.). Воспитывать любовь к различным видам искусства. Развивать художественный вкус.

Слайд 5

Этапы развития навыков декоративного рисования Репродуктивный этап : знакомство со знаками и их значением; расшифровка знаков в целостной композиции; составление узора из отдельных знаков; в свободное от занятий время – дидактические игры, декоративные загадки и т.п. Конгвитивный этап : тематические занятия; чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, образцов и т.п.; домашние задания. Вид орнамента : Растительный Способы работы с кистью : Концом кисти, всем ворсом, постепенным переходом от рисования концом кисти к рисованию всем ворсом, примакивание , прикладывание, гладью. Цветовое решение В хохломской росписи с золотым фоном сочетаются красный и черные цвета. Иногда их дополняют зеленый, коричневый, желтый и оранжевый. Но фон является главным. Элементы узора «Капельки», «кустики», «усики», «завитки», «травинки», « осочки »,« криуль », листочки, цветы, ягоды.

Слайд 6

Виды хохломской росписи

Слайд 7

Перспективное планирование Старшая группа. Ноябрь «Золотая хохлома и золотой лес». Январь «Расписные ткани» (по мотивам хохломской росписи) Март «Солнышко, нарядись». Подготовительная группа. Ноябрь «Блюдо». Январь Рисование на объёмной форме «Роспись чаши». Март «Чудо –букет».

Слайд 8

Таблицы Хохломской росписи

Слайд 9

Предметно-развивающая среда Старшая группа Подготовительная группа

Слайд 10

Узор «Ягодки» Роспись доски (работы детей подготовительной группы)

Слайд 11

Узор «Листочки», «Ягодки», «Травка» Роспись тарелок и кувшинов (работы детей подготовительной группы)

Слайд 12

Узор «Травный орнамент», «Листочки» Роспись салфетниц и чашек (работы детей старшей группы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Золотая хохлома

Данный материал (презентация) позволяет ознакомить учащихся со старинным русским народным промыслом - хохломой....

Урок-проект "Золотая хохлома"

Заключительный урок в проекте Золотая хохлома. На предыдущих уроках учащиеся изготовливали посуду из бумажного теста и покрывали ее золотой краской. Класс был поделен на группы для сбора дополнительно...

Урок "Народное искусство. Золотая хохлома".

Цель: научить учащихся выполнять орнамент в полосе по мотивам хохломской росписи.Задачи:Вспомнить предметы народного искусства, с которыми познакомились на прошлых уроках.Провести сравнительный ...

Проект "Золотая хохлома"

Проект «Золотая хохлома» направлен на изучение одного из народных промыслов.      Работать над проектом мы начали в ноябре. В течении декабря – января мы находили нужную инфор...

Золотая хохлома

Данная презентация может быть использована на уроках изобразительного искусства, во внеклассной работе...