АДАПТИРОВАННАЯ (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗО для 4 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида» под редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 4-е издание, 2008 год).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_8_vid_izo_4klass_gotovaya.docx | 26.77 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗДЕЛ I
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида» под редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 4-е издание, 2008 год).
Программа рассчитана на 34 часа.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Обучение изобразительному искусству носит элементарно-практический характер. В процессе изобразительного искусства осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, пространственной ориентации, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении заданий.
Цель программы обучения:
использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, на формирование личности обучающегося, воспитание у него положительных навыков и привычек, на развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентации и мелкой моторики рук.
Задачи курса:
- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
- находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
- содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать и обобщать;
- ориентироваться в здании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию;
- дать учащимся элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
- знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
- развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности.
РАЗДЕЛ II
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учащиеся должны уметь:
- правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
- передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;
- использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;
- передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);
- подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);
- пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);
- анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);
- употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов
- рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.
РАЗДЕЛ III
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
На основании программы по изобразительному искусству 4 класса коррекционных
образовательных учреждений VIII вида (автор И. А. Грошенков) включены следующие
виды занятий:
- декоративное рисование;
- рисование с натуры;
- рисование на темы;
- беседы об изобразительном искусстве.
Декоративное рисование.
На уроках декоративного рисования обучающие знакомятся с лучшими образцами
декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров
позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В
процессе занятий обучающие получают сведения о применении узоров на коврах, тканях,
обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости,
стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных
умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени
формированию у учащихся эстетического вкуса.
Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам
рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения
обучающихся.
Рисование с натуры.
Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта,
определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного
расположения. После всестороннего изучения предмета обучающие передают его в
рисунке так, как видят со своего места.
Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего
оборудования и моделей.
Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах – научить рисовать,
передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также
конструкцию предметов.
На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать потребность постоянно
сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой.
Существенное значение для этого имеет развитие у обучающих умения применять
среднюю (осевую линию), а так же пользоваться простейшими вспомогательными
(дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
Рисование на темы.
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей
жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
В 4 классах перед обучающими ставятся простейшие изобразительные задачи:
правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках
видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних
предметов другими.
Ставя перед обучающими задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет
отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель
должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации
зрительных образов. После объяснения учителя обучающие рассказывают, что следует
нарисовать, как, где и в какой последовательности.
Беседы об изобразительном искусстве.
Беседы об искусстве – важное средство нравственного и художественно-эстетического
воспитания.
В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется
показывать не более трёх-четырёх произведений живописи, скульптуры, графики,
подобранных на одну тему, или 5 – 6 предметов декоративно-прикладного искусства.
Для подготовки обучающих к понимаю произведений изобразительного искусства
важное значение имеет систематическая работа с иллюстрированным материалом,
рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.
В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы обучающие смогли
узнать и правильно назвать изображенные предметы.
Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о
работе по обогащению словаря и развитию речи по коррекции недостатков произношения.
ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
4 КЛАСС
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||
1 | Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков(4-6 на листе бумаги). | 1 | 05.09 | |
2 | Рисование с натуры листа дерева (раздаточный материал). | 1 | 12.09 | |
3 | Рисование с натуры ветки рябины. | 1 | 19.09 | |
4 | Составление узора в квадрате из растительных форм. | 1 | 26.09 | |
5 | Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим»(А. Пахомов Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»). | 1 | 03.10 | |
6 | Рисование геометрического орнамента (крышка для столика квадратной формы). | 1 | 10.10 | |
7 | Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля) | 1 | 17.10 | |
8 | Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен). | 1 | 24.10 | |
9 | Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда).
| 1 | 31.10 | |
10 | Рисование на тему «Моя любимая игрушка». | 1 | 14.11 | |
11 | Рисование с натуры игрушки – автобуса. | 1 | 21.11 | |
12 | Рисование с натуры игрушки – грузовика (фургона). | 1 | 28.11 | |
13 | Рисование на тему «Городской транспорт». | 1 | 05.12 | |
14 | Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате. | 1 | 12.12 | |
15 | Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика). | 1 | 19.12 | |
16 | Рисование на тему «Зимние забавы детей» | 1 | 26.12 | |
17 | Декоративное рисование панно «Снежинки». | 1 | 16.01 | |
18 | Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело» (В. Сигорский «Первый снег», Н. Жуков «Дай дорогу!»). | 1 | 23.01 | |
19 | Рисование с натуры предметов симметричной формы (ваза для цветов) | 1 | 30.01 | |
20 | Рисование с натуры раскладной пирамидки. | 1 | 06.02 | |
21 | Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура — раздаточный материал). | 1 | 13.02 | |
22 | Рисование на тему: «День защитника Отечества». | 1 | 20.02 | |
23 | Рисование с натуры игрушки сложной конструкции (подъемный кран или экскаватор). | 1 | 27.02 | |
24 | Декоративное рисование открытки к 8 Марта. | 1 | 06.03 | |
25 | Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники). | 1 | 13.03 | |
26 | Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце») | 1 | 20.03 | |
27 | Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. | 1 | 03.04 | |
28 | Рисование на тему «Космические корабли в полете» | 1 | 10.04 | |
29 | Рисование с натуры предметов конструктивной формы (часы настольные, напольные, настенные). | 1 | 17.04 | |
30 | Рисование с натуры в виде набросков(3-4 предмета на одном листе) столярных или слесарных инструментов (молоток, рубанок, гаечный ключ). | 1 | 24.04 | |
31 | Рисование с натуры предметов симметричной формы (настольная лампа, зонт) | 1 | 01.05 | Тема за 01.05 перенесена на 08.05 |
32 | Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев). | 1 | 08.05 | |
33 | Рисование в квадрате узора из цветов и бабочек. | 1 | 15.05 | |
34 | Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика). | 1 | 22.05 |
РАЗДЕЛ IV
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
- Грошенков И. А. . «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида». - М.: Академия, 2007.
- «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой. - М., 2007.
- Кузин В.С. «Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3 классах». – М.: Просвещение, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету чтение и развитие речи индивидуального обучения с умеренной умственной отсталостью 3 класс (2 год обучения)
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 3 классов разработана на основании авторской программы по чтению для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классов под ре...
АДАПТИРОВАННАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету письмо и развитие речи индивидуального обучения с умеренной умственной отсталостью 3 класс (2 год обучения)
Рабочая программа по письму и развитию речи для 3 класса разработана на основании авторской программы по письму для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классов под ред...
АДАПТИРОВАННАЯ (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ для 4 класса
Данная программа направлена на работу с детьми обучающихся по программе 8 вида....
АДАПТИРОВАННАЯ (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО русскому языку для 4 класса
Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой....
АДАПТИРОВАННАЯ (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО чтению для 4 класса
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы», под редакцией...
АДАПТИРОВАННАЯ (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ для 4 класса
Рабочая программа по живому миру для 4 класса составлена на основе образовательной программы для учащихся 0 и 1 – 4 классов специального коррекционного образовательного учрежде...
Адаптированная индивидуальная рабочая программа образования обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.4.) «Развитие простых стереотипов продуктивной учебной деятельности и формирования навыка работы по алгоритму» на обучающегося 2 «Б»
Программа индивидуальных коррекционных занятий по развитию простых стереотипов продуктивной деятельности и умению работать по алгоритму разработана для обучающихся с расстройствами аутистического спек...