Рабочая программа по ИЗО в 1-4 классах (по Б.М. Неменскому)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс)

Рабочая программа курса ИЗО для  1 – 4 классов составлена на основе  федерального государственного стандарта  и учебной программы по изобразительному искусству для четырехлетней начальной школы (автор — Б.М.Неменский).

            Контингент обучающихся: разноуровневый.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_izo_1-4.doc200.5 КБ
Microsoft Office document icon pourochnoe_pl._1_kklass.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по  изобразительному искусству для  1 – 4 классов

на 2019/2020 учебный год

Составитель:

Алексеева О.А.

учитель изобразительного искусства

в начальной школе ГБОУ школы № 242

2019

Пояснительная записка

Нормативные документы,  обеспечивающие реализацию программы:

  • Федеральный закон «Об образовании в РФ» ФЗ-273 от 29.12.2012г.;
  • Приказ  Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 года №1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образовании»;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных в утвержденный приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 (в редакции от 8 июня 2015 г. № 576, от 28 декабря 2015 г, № 1520, от 26 января 2016 г. №38, от 21 апреля 2016 г.№ 459, от 29 декабря 2016 г. №1677, от 8 июня 2017 № 535, от 20 июня 2017 г. № 581, 5 июля 2017 г. № 629).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Статус документа

        Рабочая программа курса ИЗО для  1 – 4 классов составлена на основе  федерального государственного стандарта  и учебной программы по изобразительному искусству для четырехлетней начальной школы (автор — Б.М.Неменский).

        Контингент обучающихся: разноуровневый.

Общая характеристика учебного предмета

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника    в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Место  курса Изобразительного искусства  в учебном плане

Учебная программа  разработана для 1 – 4 классов начальной школы.

На изучение предмета «Изобразительное искусство» в 1 – 4  классах отводится 135 часов:

 в 1 классе — 33 ч (1 ч в неделю),  во 2 – 4  классах — 34 ч (1 ч в неделю).

Цели и задачи курса

Цели курса

- формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанные поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Задачи курса

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

 Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

—  изобразительная художественная деятельность;

—  декоративная художественная деятельность;

—  конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно-значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное  значение  имеет  познание  художественной  культуры  своего народа.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать/понимать:

основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

Учащиеся должны уметь: 

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В.М. Васнецов, И.И. Левитан);
  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство);
  • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.

Планируемые результаты освоения предмета

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты  характеризуют уровень  сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты  характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно – творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

Учебно-методический комплект

  1.       Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1 – 4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2015.

2.     Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / Л.А. Неменская ; под ред. Б.М. Неменского. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2014.

3.  Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / Е.И. Коротеева; под ред. Б.М. Неменского. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2014.

4.   Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс : учебник для общеобразовательных организаций / [Е.И. Коротеева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских и др.] ; под ред. Б.М. Неменского. – 8-е изд. – М. : Просвещение, 2018.

5.      Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс : учебник для общеобразовательных организаций / Л.А. Неменская ; под ред. Б.М. Неменского. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2014.

Технические средства обучения.

1. Классная магнитная доска

2. Компьютер

3. МФУ

4. Интерактивная доска

5. Документкамера

Содержание  программы  

1 класс (33 часа) ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8 ч)

Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.

Пятно, объем, линия, цвет - основные средства изображения. Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета.

Разноцветные краски.

Художники и зрители.

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч)

Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.

Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека.

Мастер Украшения - мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (10 ч)

Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.

Мастер Постройки - олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.

Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т.е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)

Общие начала всех пространственно-визуальных искусств - пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.

Изображение, украшение и постройка - разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.

Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира. Навыки коллективной творческой деятельности.

Резерв (2 ч)

2 класс (34 часа)  ИСКУССТВО И ТЫ

Чем и как работает художник (8 ч).

Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник. Выразительные возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер различных материалов.

Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок. Роль черной и белой красок. Ритм линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж.

Реальность  и фантазия (8 ч)

Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника.

Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек.

Развитие духовной и эмоциональной сферы ребенка через общение с природой.

О чем говорит искусство (9 ч)

Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому, что он изображает, украшает и строит.

Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев.

Как говорит искусство (7 ч)

Средства образной выразительности в изобразительном искусстве.

Эмоциональное воздействие цвета: теплое — холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма; ритм пятен, линий.

Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур.

Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств художника.

Резерв (2 ч)

3 класс (34 часа) ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС

        Искусство в твоем доме (7 ч)

В каждой вещи, в каждом предмете, которые наполняют наш дом, заложен труд художника. В чем состоит эта работа художника?

Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, или деловыми, строгими; одни подходят для работы, другие — для отдыха; одни служат детям, другие — взрослым.

Как выглядеть вещи, решает художник и тем самым создает пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором отражаются наши представления о жизни.  

Каждый человек тоже бывает в роли художника.

Братья-Мастера выясняют, что же каждый из них сделал в ближайшем окружении ребенка. В итоге становится ясно, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.

        Искусство на улицах твоего города (7 ч)

        Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города (села), без которых не может возникнуть чувство Родины.

Разнообразные проявления деятельности художника и его верных помощников Братьев-Мастеров в создании облика города (села), в украшении улиц, скверов, площадей. Красота старинной архитектуры — памятников культуры.

Атрибуты современной жизни города: витрины, парки, скверы, ажурные ограды, фонари, разнообразный транспорт. Их образное решение.

Единство красоты и целесообразности. Роль выдумки и фантазии в творчестве художника, создающего художественный облик города.

        Художник и зрелище (11 ч)

        Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств.

Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство — необходимая составная часть зрелища.

Деятельность художника в театре в зависимости от вида зрелища или особенностей работы (плакат, декорация, занавес). Взаимодействие в работе театрального художника разных видов деятельности: конструктивной (постройка), декоративной (украшение), изобразительной (изображение).

Создание театрализованного представления или спектакля с использованием творческих работ детей.

        Художник и музей (7 ч)

        Художник работает в доме, на улице, на празднике, в театре. Это все прикладные виды работы художника. А еще художник создает произведения, в которых, изображая мир, он размышляет о нем и выражает свое отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях.

Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства.

Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов. Знакомство с музеем родного города.

Участие художника в организации музея.

Резерв (2 ч)

        

4 класс (34 часа) КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (Изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)

        Истоки родного искусства (8 ч)

        Знакомство с истоками родного искусства — это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека.

Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках.

Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир.

Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.

        Древние города нашей земли (7 ч)

        Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма.

Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды.

Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.

        Каждый народ — художник (10 ч)

        Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира.

        Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта.

Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа.

Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культу

        Искусство объединяет народы (7 ч)

        От представлений о великом многообразии культур мира — к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро.

Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства — творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.

        Резерв (2 ч)

Количество часов с 34 по плану уменьшено на 2 часа  на основании распоряжения Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 03.04.2019 № 1010-р            «О формировании календарного учебного графика ОУ СПб, реализующих основные общеобразовательные  программы, в 2019-2020 учебном году» и графика праздничных дней в 2019, 2020 годах.

Тематическое планирование по изобразительному искусству

1 класс

п/п

Раздел программы

Кол-во часов

Планируемые сроки проведения

Планируемые результаты

1

Ты изображаешь. Знакомство

с Мастером Изображения

8

02.09-25.10

Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками; рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми; рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах; придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях (деталях) природы и рассуждать об увиденном; видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы; выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев); сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.

Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости; воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам.

Владеть первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы с кистью и краской.

Находить выразительные, образные объёмы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т.д.); воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях. Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).

Владеть первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии.

Владеть первичными навыками работы с гуашью.

Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т.д.), приводить примеры; экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков.

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями; осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т.д.); изображать радость или грусть (работа гуашью).

2

Ты украшаешь. Знакомство

с Мастером Украшения

8

05.11-27.12

Создавать роспись цветов – заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью); составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу).

Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т.д.), выражать в беседе свои впечатления; изображать птиц, бабочек, рыб и т.д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Владеть простыми приемами работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т.д.

Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком; рассматривать орнаменты, находить в них природные и геометрические мотивы; придумать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.

Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги; выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений.

3

Ты строишь. Знакомство

с Мастером Постройки

10

13.01-03.04

Сравнивать различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности; изображать придуманные дома для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг и мультфильмов.

Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением; анализировать, из каких основных частей состоят дома; конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков») (работа гуашью).

Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, раковины, стручки, орешки и т.д.); анализировать их форму, конструкцию, пропорции; изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т.п.

Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону).

Владеть первичными навыками конструирования из бумаги; конструировать (строить) из бумаги (или коробочек - упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка.

Анализировать различные предметы с точки зрения их формы, конструкции из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации; понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник – дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть.

Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий.

4

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

5

06.04-22.05

Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы); определять задачи, которые решает автор в своей работе.

Наблюдать и анализировать природные формы; овладевать художественными приемами работы с бумагой, красками; придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей заданных художественных материалов.

Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т.е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности; характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин; выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников.

5

Резерв

2

2 класс

п/п

Раздел программы

Кол-во часов

Планируемые сроки проведения

Планируемые результаты

1

Чем и как работает художник

8

02.09-25.10

Научатся приёмам получения новых цветов, изображать разнообразные цветы на основе смешивания трех основных цветов.

Научатся изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов, работать пастелью, мелками, акварелью, выполнять аппликацию.

Научатся работать с целым куском пластилина, создавать объемное изображение, конструировать из бумаги. Знать  художников,  изображающих    природу. Уметь изображать  настроение  природы, природных  стихий,  работать  с инструментами  и  материалами   художника.  Понимать   разницу  в   изображении  природы. Знать   понятие  «композиция». Уметь  наблюдать  за   природой,   различать её    характер   и   эмоциональное   состояние. Знать  о   выразительных  возможностях   линии, точки, тёмного  и  белого  пятен.  Знать   понятие  «Скульптура»,  правила   работы   с  пластичными  материалами. Уметь  различать  произведения  искусства  на  плоскости  и   в  пространстве,  подбирать материалы  для  изображения животного  в  пространстве. Знать  понятие «макет», эталон   постройки   сооружений.  Уметь   применять  правила работы с бумагой, планировать свои действия в соответствии  с замыслом  в изображении    природы   и  животных

2

Реальность и фантазия

8

05.11-27.12

Научатся передавать в изображении характер животного, изображать сказочных существ, работать с гуашью, создавать с помощью графических материалов изображения различных украшений в природе, работать тушью, пером, углем, мелом. Научатся сравнивать природные формы с архитектурными постройками, создавать макеты фантастических зданий, фантастического города обсуждать творческие работы, оценивать собственную художественную деятельность, работать в группе. Знать   правила    рисования   с  натуры.   Уметь   выражать   свои  чувства и настроение с помощью  света, насыщенности  оттенков,   изображать форму, пропорции,   соединять   воедино   образы   животных  и   птиц.

Знать   правила   рисования   с  натуры.   Уметь  рисовать    ветку   хвойного дерева,  точно   передавая  её характерные   особенности – форму   величину, расположение   игл;  правильно  разводить   гуашевые  краски.

Знать понятие «орнамент»; приём выполнения узора на  предметах  декоративно - прикладного  искусства;   знать   известные   центры художественных   промыслов.    Уметь   выполнять  кистью   простейшие   узоры   для  украшения  кокошника. Знать основные  приёмы  работы  с  бумагой.  Моделировать  формы    подводного   мира,  планировать  свою   работу   и  следовать  инструкциям.

3

О чем говорит искусство

9

13.01-13.03

Научатся изображать живописными материалами контрастные состояния природы.

Научатся создавать живописными материалами выразительные контрастные женские образы, образы доброго и злого героя.

Научатся работать с пластилином, использовать цвет для передачи  характера изображения, обсуждать творческие  работы, оценивать собственную художественную  деятельность.

4

Как говорит искусство

7

16.03-22.05

Научатся составлять теплые и холодные цветовые гаммы, изображать борьбу тихого и звонкого цветов, работать с пастелью и восковыми мелками.

Научатся использовать технику обрывной аппликации создавать выразительные образы  животных или птиц, работать с разными материалами обсуждать творческие работы, оценивать собственную  художественную деятельность.

5

Резерв

2

3 класс

п/п

Раздел программы

Кол-во часов

Планируемые сроки проведения

Планируемые результаты

1

Искусство в твоем доме

7

02.09-18.10

Понимать и объяснять единство материала, формы, и внешнего оформления игрушек (украшения). Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета. Называть народные игрушки: дымковские, филимоновские, городецкие, богородские. Создавать игрушки из любых подручных материалов.

Понимать зависимость формы и декора посуды от материала (фарфор, фаянс, дерево, металл, стекло). Узнавать образцы посуды, созданные мастерами промыслов (Гжель, Хохлома). Выполнять лепку посуды с росписью по белой грунтовке. Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты.

Создавать эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей чёткое назначение (спальня, гостиная, детская). Понимать значение слова «ритм».

Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи по ткани на примере платка. Различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка. Создавать эскиз платка для мамы или бабушки (праздничного или повседневного).

Знать и называть отдельные  элементы оформления книги (обложка, иллюстрации,  буквицы). Разрабатывать детскую книжку-игрушку с иллюстрациями.

Создавать эскиз открытки или декоративной закладки (возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии).

Представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев-Мастеров.

2

Искусство на улицах твоего города

7

21.10-13.12

Учиться  видеть архитектурный образ, образ городской среды. Изучать и изображать один из архитектурных памятников своих родных месс.  Понимать значение слов «памятник архитектуры».  

Называть разновидности парков. Изображать парк, сквер (возможен коллаж) или строить игровой парк из бумаги. Понимать назначение и роль ажурных оград  в украшении города. Создавать проект ажурной решетки или ворот. Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Графически изображать или конструировать формы фонаря из бумаги. Воспринимать, сравнивать, анализировать объекты, отмечать особенности формы и украшений.

Объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина. Создавать проект оформления витрины любого магазина.

Видеть образ в облике машины. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных). Обретать новые навыки в конструировании из  бумаги. Создавать коллективное панно «Наш город» в технике коллажа, аппликации (панорама улицы из нескольких склеенных в полосу рисунков, с включением в них ажурных оград, фонарей, транспорта, дополненных фигурками людей).  

3

Художник и зрелище

11

16.12-13.03

Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита). Выполнять рисунок или аппликацию на тему циркового представления. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Понимать значения слов «декорация», «макет».

Создавать театр на столе: картонный макет и персонажей сказки для игры в спектакль. Моделировать театр на столе и давать оценку итоговой работе.

Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни. Создавать куклу к кукольному спектаклю. Пользоваться пластилином, тканью и реализовывать с их помощью свой замысел. Сформировать эстетические потребности в самостоятельной практической творческой деятельности.

Создавать сувенирную куклу. Пользоваться различными материалами. Видеть и понимать многообразие видов  и форм кукол; конструировать различные формы; давать эстетическую оценку выполненных работ, находить их недостатки и корректировать их.

Понимать значение слова «грим». Называть виды масок: театральные, обрядовые, карнавальные. Конструировать выразительные и острохарактерные маски. Пользоваться различными материалами. Видеть и понимать многообразие видов и форм масок; конструировать различные формы; давать эстетическую оценку выполненных работ, находить их недостатки и корректировать их.

Понимать значение театральной афиши и плаката как рекламы и приглашения в театр. Осваивать навыки лаконичного декоративно-обобщённого изображения (в процессе создания афиши или плаката). Создавать эскиз-плакат к спектаклю или цирковому представлению.

Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города. Выполнять рисунок проекта оформления праздника. Создавать элементарные композиции на заданную тему, давать эстетическую оценку выполненных работ, находить их недостатки и корректировать их. Понимать, какую роль играет праздничное оформление для организации праздника.

4

Художник и музей

7

16.03-22.05

Понимать значение слов «музей», «экспозиция», «коллекция». Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусств являются национальным достоянием. Понимать значение словосочетания «музей искусства». Иметь представление о том, что картина-это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Называть имена крупнейших русских художников-пейзажистов.

Изображать пейзаж по представлению. Выражать настроение в пейзаже цветом.

Понимать значение словосочетаний «настроение природы», «оттенки цвета».

Иметь представление об изобразительном жанре – портрете и нескольких известных картинах-портретах. Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей или автопортрет (по представлению).

Понимать значение слова «натюрморт». Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передаёт цветом. Называть имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта. Создавать натюрморт по представлению с выражением настроения. Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра. Создавать в рисунке фигуру человека или животного (в движении) из своей повседневной жизни в семье, в школе, на улице или изображать яркое общезначимое событие. Формировать эстетические чувства, художественно-творческое мышление, наблюдательность и фантазию.

Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. Называть виды скульптуры (скульптуры в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор. Вылепливать фигуру  человека  или животного (в движении) для парковой скульптуры. Понимать роль скульптора в жизни каждого человека и рассказывать о ней. Понимать значение слов: «пьедестал», «скульптура-памятник», «парковая скульптура». Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

5

Резерв

2

4 класс

п/п

Раздел программы

Кол-во часов

Планируемые сроки проведения

Планируемые результаты

1

Истоки родного искусства

8

02.09-25.10

Характеризовать красоту природы родного края. Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Овладевать живописными навыками работы гуашью. Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов. Изображать графическими или живописными средствами образ русской избы и других построек традиционной деревни. Овладевать навыками конструирования — конструировать макет избы. Создавать коллективное панно (объемный макет) способом объединения индивидуально сделанных изображений. Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя. Приобретать представление об особенностях национального образа мужской и женской красоты. Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма. Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского народного костюма. Характеризовать и эстетически оценивать образы человека в произведениях художников. Создавать женские и мужские народные образы (портреты). Овладевать навыками изображения фигуры человека. Изображать сцены труда из крестьянской жизни. Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников. Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников. Создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника. Овладевать на практике элементарными основами композиции.

2

Древние города нашей земли

7

05.11-20.12

Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры. Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад). Анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства. Знать картины художников, изображающие древнерусские города. Создавать макет древнерусского города. Эстетически оценивать красоту древнерусской храмовой архитектуры. Получать представление о конструкции здания древнерусского каменного храма. Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов. Моделировать или изображать древнерусский храм (лепка или постройка макета здания; изобразительное решение). Знать и называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение. Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города. Учиться понимать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры. Интересоваться историей своей страны. Выражать свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов. Рассуждать об общем и особенном в древнерусской архитектуре разных городов России. Уметь объяснять значение архитектурных памятников древнего зодчества для современного общества. Создавать образ древнерусского города. Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении ин- терьеров (теремных палат). Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки) при создании теремов и палат. Выражать в изображении праздничную нарядность, узорочье интерьера терема (подготовка фона для следующего задания). Понимать роль постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города. Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах. Создавать многофигурные композиции в коллективных панно.

3

Каждый народ — художник

10

23.12-13.03

Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. Изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор), развивать живописные и графические навыки. Создавать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства. Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно. Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны, способность человека, живя в самых разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру. Изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа. Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы. Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии. Объяснять связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов. Создавать образ древнего среднеазиатского города. Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики.

4

Искусство объединяет народы

7

16.03-22.05

Развивать навыки композиционного изображения. Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни. Развивать навыки восприятия произведений искусства. Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей. Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений). Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание. Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувства печали и участия. Выражать художественными средствами свое отношение при изображении печального события. Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет. Приобретать творческий композиционный опыт в создании героического образа. Приводить примеры памятников героям Отечества. Приобретать творческий опыт создания проекта памятника героям (в объеме). Овладевать навыками изображения в объеме, навыками композиционного построения в скульптуре. Приводить примеры произведений изобразительного искусства, посвященных теме детства, юности, надежды, уметь выражать свое отношение к ним. Выражать художественными средствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты. Развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни. Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов. Узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения искусства и традиционной культуры. Рассказывать об особенностях художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, об особенностях понимания ими красоты. Объяснять, почему многообразие художественных культур (образов красоты) является богатством и ценностью всего мира. Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе. Участвовать в обсуждении выставки.

5

Резерв

2



Предварительный просмотр:

 Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства

в 1 классе, учитель__________________________________

п/п

Дата (планируемая)

Дата (фактическая)

Тема урока

Тип урока

Примечание

1 четверть (8 часов)

Ты изображаешь. Знакомство  с  мастером   изображения (8 ч.)

1

2-6.09

Изображения всюду вокруг нас.

УИНМ

Задание: изобразить большое радостное солнце; (нарисуй, что захочешь)

2

9-13.09

Мастер Изображения учит видеть.

УИНМ

Задание: изображение сказочного леса, где все деревья похожи на разные по форме листья.

3

16-20.09

Изображать можно пятном.

УИНМ

Задание: превращение произвольно сделанного краской и кистью пятна в изображение зверушки (дорисовать лапы, уши, хвост, усы и т. д.).

4

23-27.09

Изображать можно в объеме.

 

УИНМ

Задание: превращение комка пластилина в птицу или зверушку и т. д. (лепка).

5

30.09-4.10

Изображать можно линией.

УИНМ

Задание: рисунок линией на тему «Расскажи нам о себе».

6

7-11.10

Разноцветные краски.

УИНМ

Задание: проба красок — создание красочного коврика.

7

14-18.10

Изображать можно и то, что невидимо (настроение)

УИНМ

Задание: изображение радости и грусти. (Изображение с помощью цвета и ритма может быть беспредметным.)

8

21-25.10

Художники и зрители (обобщение темы)

УИНМ

Задание: рассматривание картин художников. Рассказать о чём эти картины.

2 четверть (8 часов)

Ты украшаешь. Знакомство с мастером украшения (8 ч.)

9

5-8.11

Мир полон украшений. Цветы.

УИНМ

Задание: составление (с помощью учителя) букета (корзины) из вырезанных сказочных цветов, созданных детьми (первая коллективная работа).

10

11-15.11

Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях.

УИНМ

Задание: украшение крыльев бабочки (бабочка украшается по вырезанной учителем заготовке или рисуется (крупно на весь лист) детьми).

11

18-22.11

Красоту надо уметь замечать. Красивые рыбы.

УИНМ

Задание: украшение рыбок узорами чешуи (в технике монотипии с графической дорисовкой).

12

25-29.11

Узоры, которые создали люди. Орнаменты.

УИНМ 

Задание: создание своего орнаментального рисунка на основе полученных впечатлений.

13

2-6.12

Как украшает себя человек.

УИНМ

Задание: изображение любимых сказочных героев и их украшений.

14

9-13.12

Как украшает себя человек.

УИНМ

Задание: изображение любимых сказочных героев и их украшений.

15

16-20.12

Мастер Украшения помогает сделать праздник.

УОиСЗ

Задание: создание украшения для новогодней елки или карнавальных головных уборов; коллективного панно «Новогодняя елка».

16

23-27.12

Мастер Украшения помогает сделать праздник.

Обобщение темы.

УОиСЗ

Задание: создание украшения для ново-годней елки или карнавальных головных уборов; коллективного панно «Новогодняя елка».

3 четверть (9 часов)

Ты строишь. Знакомство с мастером постройки (11 ч.)

17

13-17.01

Постройки в нашей жизни.

УИНМ

18

20-24.01

Дома бывают разными.

УИНМ

Задание: изображение сказочного дома для себя и своих друзей

19

27-31.01

Домики, которые построила природа.

УИНМ

Задание: лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов, грибов или изображение сказочных домиков на бумаге (к концу занятия учитель выстраивает из вылепленных домиков сказочный город).

            3.02 - 9.02           Дополнительные каникулы для первоклассников

20

10-14.02

Дом снаружи и внутри.

УИНМ

Задание: изображение дома в виде буквы алфавита. Вариант задания: изображение в виде домика самых разных предметов.

21

17-21.02

Строим город.

УИНМ

Задание: постройка домика из бумаги путем складывания бумажного цилиндра, его двукратного сгибания и добавления необходимых частей; постройка города из бумажных домиков.

22

25-28.02

Строим город.

УИНМ

Задание: постройка домика из бумаги путем складывания бумажного цилиндра, его двукратного сгибания и добавления необходимых частей; постройка города из бумажных домиков.

23

2-6.03

Все имеет свое строение.

УИНМ

Задание: создание из простых геометрических форм (заранее вырезанных цветных прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображений зверей в технике аппликации.

24

10-13.03

Строим вещи.

УИНМ

Задание: конструирование упаковок или сумок, украшение их.

25

16-20.03

Строим вещи.

УИНМ

Задание: конструирование упаковок или сумок, украшение их.

4 четверть (8 часов)

26

1-3.04

Город, в котором мы живём. Обобщение темы.

УОиСЗ 

Задание: создание панно «Город, в котором мы живем» (коллективная работа или индивидуальные работы по впечатлениям от экскурсии).

27

6-10.04

Город, в котором мы живём. Обобщение темы.

Задание: создание панно «Город, в котором мы живем» (коллективная работа или индивидуальные работы).

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (6 ч.)

28

13-17.04

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

УИНМ

29

20-24.04

«Праздник весны». Конструирование из бумаги.

УИНМ

Задание: конструирование и украшение птиц или божьих коровок, жуков, стрекоз, бабочек.

30

27-30.04

«Сказочная страна». Создание панно.

УИНМ

Задание: коллективное панно или индивидуальные изображения по сказке.

31

4-8.05

Времена года. Умение видеть.

УИНМ

Создание коллажей и объемных композиций на основе смешанных техник. Сочетание различных материалов, сочетание плоскостного и объемного изображения в единой композиции.

32

11-15.05

Здравствуй, лето! Урок любования. Обобщение темы.

УОиСЗ

Задание: создание композиции «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы.

33

18-22.05

Выставка работ.

Тип урока

УИНМ – урок изучения нового материала;

УОиСЗ – урок обобщения и систематизации знаний;

КЗ – контроль знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса УМК «Школа России» на основе авторской программы Неменская, Л. А.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начал...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса УМК «Школа России» на основе авторской программы Неменская, Л. А.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начал...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса (на основе авторской программы Б.М.Неменского)

Рабочая программа по изобразительному искусству ( на основе авторской программы "Изобразительное искусство" Б.М. Неменского)...

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов (по программе Б.М.Неменского)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского...

Рабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе предметной линии учебников «Школа России», авторы: Б.М Неменский, Л.А. Неменская.

Рабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе предметной линии учебников «Школа России», авторы:  Б.М Неменский, Л.А. Неменская....

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса (авторы учебника: Б.М. Неменский, Л.А. Неменская и др.), УМК "Школа России".

Разработана и составлена на основе авторской программы «Изобразительноеискусство» Б.М. Неменского, Л.А. Неменской, Н.А. Горяевой, О.А. Кобловой, Т.А. Мухиной (М.: Просвещение, 2014) к учеб...

Рабочая программа по ИЗО в 1-4 классах (по Б.М. Неменскому)

Рабочая программа курса ИЗО для  1 – 4 классов составлена на основе  федерального государственного стандарта  и учебной программы по изобразительному искусству для четырехлетней н...