Рабочая программа по "ИЗО" 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 1-4 класс./ под ред. Неменского Б.М» М.: «Просвещение», 2013г. г. К учебнику Изобразительное искусство: каждый народ - художник: 4 класс / Неменская Л.А. / под ред. Неменского Б.М. М.: «Просвещение», 2014г
Программа «Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно – прикладное искусства.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности:
-изобразительной
-декоративной
-конструктивной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_izo.doc | 164 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 1-4 класс./ под ред. Неменского Б.М» М.: «Просвещение», 2013г. г. К учебнику Изобразительное искусство: каждый народ - художник: 4 класс / Неменская Л.А. / под ред. Неменского Б.М. М.: «Просвещение», 2014г
Программа «Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно – прикладное искусства.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности:
-изобразительной
-декоративной
-конструктивной
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения ИЗО:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения ИЗО, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий:
рисование с натуры (рисунок, живопись),
рисование на темы и иллюстрирование (композиция),
декоративная работа,
лепка,
аппликация с элементами дизайна,
беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Достоинством программы является принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности по каждой теме.
К основным принципам программы относится и принцип единства восприятия и созидания. Ученик то выступает в роли художника, то в роли зрителя осваивает опыт художественной культуры. На каждом уроке восприятие произведений искусства и практические творческие задания создают условия для глубокого осознания и переживания предложенной темы. Этому способствует музыкальный и литературный ряд, практически присутствующие на каждом уроке.
Характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство»
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе всех основных видов искусств: изобразительных – живопись, графика, скульптура; конструктивных – архитектура, дизайн; различных видов ДПИ, народного искусства, а так же постижение роли художника в синтетических искусствах – искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а так же в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: -изобразительная художественная деятельность; -декоративно-художественная деятельность; -конструктивная художественная деятельность
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства. Практическая художественно-творческая деятельность(ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивает опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, инструменты, художественные техники.
Одна из задач – постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусств, предполагает развитие специальных навыков, чувств, а так же овладение образным языком искусств. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной информации в Интернете
Развитие художественно-творческого мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности и развитие фантазии.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности..
Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка.
Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Требования к результатам изучения курса «Изобразительное искусство»
Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности».
Ученик научится:
• различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
• называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.
Ученик получит возможность научиться:
• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
• видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;
• высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?».
Ученик научится:
• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
• различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Ученик получит возможность научиться:
• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
• моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?».
Ученик научится:
• осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
• передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.
Ученик получит возможность научиться:
• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;
• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Тематическое планирование учебного предмета «Изобразительное искусство»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Макси- мальная нагрузка учащего- ся, ч. | Из них | |
Практическая работа, ч | Оценивание собственных художественных деятельностей | |||
1 | Истоки родного искусства
| 8 | 7 | 1 |
2 | Древние города нашей земли | 7 | 6 | 1 |
3 | Каждый народ – художник | 11 | 10 | 1 |
4 | Искусство объединяет народы | 8 | 8 | 1 |
ИТОГО | 34 | 30 | 4 |
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
Истоки родного искусства – 8 часов
Пейзаж родной земли
Деревня - деревянный мир
Деревня - деревянный мир (коллективное панно «Деревня»
Красота человека. Образ русского человека
Красота человека. Женский, мужской праздничный костюм.
Воспевание труда в искусстве
Народные праздники
Народные праздники (обобщение темы)
Древние города нашей земли – 7 часов
Родной угол. Древнерусский город крепость
Древние соборы
Города Русской земли
Древнерусские воины – защитники
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва
Узорочье теремов
Праздничный пир в теремных палатах. Урок – обобщение
Каждый народ – художник - 11 часов
Образ японских построек
Образ человека, характер одежды в японской культуре
Отношение к красоте природы в японской культуре.
Народы гор и степей
Города в пустыне
Древняя Эллада. Образ красоты древнегреческого человека
Древняя Эллада. Древнегреческая архитектура
Древняя Эллада. Олимпийские игры в древней Греции
Европейские города Средневековья (архитектура)
Средневековые готические костюмы
Многообразие художественных культур в мире. Обобщение по теме «Каждый народ художник»
Искусство объединяет народы - 8 часов
Материнство
Мудрость старости
Мудрость старости
Сопереживание великая тема искусства
Юность и надежды
Герои-защитники
Искусство народов мира. (Обобщение темы)
Каждый народ – художник. Итоги года
Календарно – тематическое планирование учебного курса «Изобразительное искусство»
№ п/п | Название разделов и тем | Кол- во час. | Тип урока | Планируемые результаты | Дата | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | план | факт | ||||
1 | Истоки родного искусства | 8 | ||||||
1.1 | Пейзаж родной земли. Изображение березовой рощи | 1 | Урок открытия новых знаний | Различать виды художест-венной деятельности: изо-бразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоратив-ной (народные и приклад-ные виды искусства); знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств; понимание образной при-роды искусства; эстетическая оценка явле-ний природы, событий ок-ружающего мира | Регулятивные УУД: Проговаривать последо-вательность действий на уроке. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников ин-формации: ориентиро-ваться в учебнике Коммуникативные УУД: Уметь пользоваться языком изобразительного искусства. Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. | Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; | ||
1.2 | Деревня - деревянный мир | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||
1.3 | Деревня - деревянный мир (коллективное панно «Деревня» | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||
1.4 | Красота человека. | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||
1.5 | Красота человека.. | 1 | Урок система-тизации знаний | |||||
1.6 | Воспевание труда в искусстве | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||
1.7 | Народные праздники | 1 | Урок система-тизации знаний | |||||
1.8 | Народные праздники (обобщение темы) | 1 | Урок рефлексии | |||||
2 | Древние города нашей земли | 7 | Способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произ-ведений русского и миро-вого искусства; умение обсуждать и анали-зировать произведения искусства, выражая сужде-ния о содержании, сюже-тах и выразительных сред-ствах; усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона. | Регулятивные УУД: Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД: Добывать новые знания: находить ответы на воп-росы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полу-ченную на уроке. Коммуникативные УУД: Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта. | Сформированность эстетических чувств, художест-венно-творческого мышления, наб-людательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой. | |||
2.1 | Родной угол. Древнерусский город крепость | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||
2.2 | Древние соборы | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||
2.3 | Города Русской земли | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||
2.4 | Древнерусские воины – защитники | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||
2.5 | Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||
2.6 | Узорочье теремов | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||
2.7 | Праздничный пир в теремных палатах. Урок – обобщение | 1 | Урок рефлексии | |||||
3 | Каждый народ – художник | 11 | ||||||
3.1 | Образ японских построек | 1 | Урок открытия новых знаний | Умение видеть проявления визуально-простран-ственных искусств в окру-жающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празд-нике; способность использовать в художественно-твор-ческой деятельности раз-личные художественные материалы и художест-венные техники; способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к при-роде, человеку, обществу; умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ; | Регулятивные УУД: Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД: Добывать новые знания: находить ответы на воп-росы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, получен-ную на уроке. Коммуникативные УУД: Совместно договари-ваться о правилах обще-ния и поведения в школе и на уроках изобрази-тельного искусства и следовать им. Учиться согласованно работать в группе | Овладение навы- ками коллективной деятельности в про-цессе совмест-ной творческой работы в команде одноклас-сников под руко-водством учителя; умение сотрудни-чать с товарищами в процессе совмест-ной деятельности, соотносить свою часть работы с об-щим замыслом; умение обсуждать и анализировать соб-ственную художе-ственную деятель-ность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы. | ||
3.2 | Образ человека, харак-тер одежды в японской культуре | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||
3.3 | Отношение к красоте природы в японской культуре. | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||
3.4 | Народы гор и степей | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||
3.5 | Города в пустыне | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||
3.6 | Древняя Эллада. Образ красоты древнегре-ческого человека | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||
3.7 | Древняя Эллада. Древне-греческая архитектура | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||
3.8 | Древняя Эллада. Олимпийские игры в древней Греции | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||
3.9 | Европейские города Средневековья | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||
3.10 | Средневековые готические костюмы | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||
3.11 | Обобщение по теме «Каждый народ художник» | 1 | Урок рефлексии | |||||
4 | Искусство объединяет народы | 8 | ||||||
4.1 | Материнство
| 1 | Урок открытия новых знаний | Освоение умений приме-нять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты; овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; умение рассуж-дать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях соз-давать свою самобытную художественную культуру. | Регулятивные УУД: Учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: Преобразовывать инфор-мацию из одной формы в другую на основе задан-ных в учебнике и рабо-чей тетради алгоритмов. Коммуникативные УУД: Совместно договари-ваться о правилах обще-ния и поведения в школе и на уроках изобрази-тельного искусства и следовать им. | Сформированность эстетических чувств, художест-венно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии, чувство гордости за куль-туру и искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к куль-туре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. | ||
4.2 | Мудрость старости
| 1 | Урок открытия новых знаний | |||||
4.3 | Мудрость старости | 1 | Урок система-тизации знаний | |||||
4.4 | Сопереживание великая тема искусства | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||
4.5 | Герои-защитники | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||
4.6 | Юность и надежды | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||
4.7 | Искусство народов мира. (Обобщение темы) | 1 | Урок рефлексии | |||||
4.8 | Каждый народ – худож-ник. Итоги года | 1 | Урок система-тизации знаний | |||||
ИТОГО | 34 |
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Специфическое сопровождение (оборудование):
-репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;
-портреты художников; таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
-таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
-схемы рисования предметов, растений, животных человека;
-открытки и календари с репродукциями;
-таблицы по ДПИ;
-стелажи (полки) для хранения;
- демонстрационные и постановочные материалы;
-разнообразные художественные материалы.
Электронно-программное обеспечение:
-электронные библиотеки по искусству;
-презентации к урокам на дисках и флеш.носителях;
- DVD – фильмы по ИЗО;
-записи классической и народной музыки.
Технические средства обучения:
-мультимедийный проектор,
-ноутбук с художественными программами,
-мобильный интерактивный класс
Список литературы
Учебник: 4 класс - «Искусство вокруг нас», Н.А.Горяева, Москва «Просвещение», 2013г.
Дополнительная литература:
- Б.М.Неменский. Методическое пособие «Изобразительное искусство», Москва, «Просвещение», 2013 год.
-«Изобразительное искусство». Рабочие программы. ФГОС. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского (1-4) классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2013 г.
Учебник « Искусство вокруг нас » 4 класс, под ред.Б.М. Неменского, М.:Просвещение,2013 г
Цифровые образовательные ресурсы:
- ФЦИОР http://fcior.edu.ru/
- ЕКЦОР http://school-collection.edu.ru/
- "Art project" – энциклопедия искусств. История мирового искусства. Картинные галереи. Адреса музеев. Страницы арт-школы и виртуальной академии фотоискусства: учебные материалы. http://www.artprojekt.ru/
- "Планета Small Bay" – арт-портал. Электронная библиотека. Фотографии работ великих мастеров живописи и скульптуры, шедевров архитектуры и др. Статьи. Манускрипты и рукописи. http://smallbay.ru/
- "История изобразительного искусства" – информация о выдающихся художниках разных эпох, картины художников разных стран, характеристика стилей. Информация о музеях: Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей и др. http://www.arthistory.ru/
- "Всеобщая история искусств" – энциклопедия. Материалы по истории Древнего мира. http://artyx.ru/
- "Живопись.ру" – энциклопедия живописи. Картинная галерея, биографии русских художников. http://jivopis.ru/
- "Art-каталог" – собрание живописи и графики. Галерея картин известных художников, биографии. http://www.art-catalog.ru/
- "Автопортрет в мировой живописи" – автопортреты и портреты художников разных стран. http://izoselfportrait.narod.ru/
- "Импрессионизм" – история импрессионизма. Список художников-импрессионистов, биографии и картины художников. О собраниях картин импрессионистов в крупных музеях мира. Словарь специальных терминов. http://www.impressionism.ru/
- "История архитектуры" – описание архитектуры Древнего мира, античной и средневековой архитектуры. Характеристика архитектурных стилей. http://www.arhitekto.ru/
- "Музеи Европы" – информация о европейских музеях изобразительных искусств, биографии художников, картины. http://www.nearyou.ru/
- "Плакаты.ру" – собрание отечественных плакатов: агитационных, военных, социальных, рекламных, кино плакатов начиная с конца XIX века. Тематические галереи с поиском, предпросмотром, в большом разрешении. http://www.plakaty.ru/
- Справочник по изобразительному искусству. Краткие биографии и картины известных художников XV-XX в. http://artclassic.edu.ru/
- "Шедевры Эрмитажа. Старые мастера". Галерея картин известных художников с комментариями. http://www.kulturamira.ru/
- Товарищество передвижных художественных выставок. История создания товарищества. Биографии художников-передвижников и их работы. http://tphv.ru/
- "График" – об искусстве графики. История искусства графики, уроки рисунка, работы современных художников. Форум. http://graphic.org.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"
Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....
рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива
Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...
Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"
Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....
Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС
При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...