Деревня - деревянный мир
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
4 КЛАСС
ТЕМА: ДЕРЕВНЯ – ДЕРЕВЯННЫЙ МИР.
Цели: познакомить учащихся с деревянной архитектурой, рассмотреть разнообразие сельских деревянных построек, формировать конструктивный навык, укреплять межпредметные связи, развивать творческие способности учащихся, воспитывать интерес к народному искусству.
Оборудование. Для учителя: аудиозапись «Народные наигрыши», магнитофон, медиапроектор, компьютр, компактдиск с подборкой слайдов.
Для учащихся: картон, цветная бумага, конверты с шаблонами.
Зрительный ряд: словарные слова на карточках, слайд-шоу, репродукции картин русских художников с изображением деревни, таблица « Символическое устройство избы», дидактическая игра « Перспектива».
ХОД УРОКА:
I Организационный момент.
Звучит народная музыка. Дети входят в класс, становятся около своих мест.
Ребята, вы зашли под очень красивую необычную музыку и это не случайно. Сегодня мы отправимся на много лет назад, а куда, вы узнаете, прочитав ребус. ( Деревня )
А как вы думаете, от чего произошло это слово?
Давайте вместе с вами отправимся в русскую деревню и превратимся в мастеров. Для этого, оденьте волшебные повязки и произнесите заклинание: «Вокруг себя обернись, в мастера превратись».
Итак, все готовы. Займите свои рабочие места и в путь.
II Знакомство с новой темой.
1. Вводная беседа.
Давным-давно, когда Россию называли Русью, не было ни больших городов, ни современных каменных зданий. Были только поля, да густые темные леса. Испокон веков Россия была лесной страной.
Богата лесами наша земля,
И лес в ней и строен, и ровен.
Когда-то и стены, и башни Кремля,
И те собирали из бревен.
Дерево являлось наиболее доступным материалом для создания предметов быта и обихода. И, конечно, из дерева русские мастера строили себе жилища.
А как же называлось такое жилище? ( Изба ) (Слайд 1)
Какой смысл в древности вкладывали в это слово? ( Это слово звучало в древности как «истьба», «истопка», т. е. жилище, которое отапливалось изнутри и служило надежным укрытием от холода.)
Отгадайте загадку и вы узнаете, какое дерево использовали для ее строительства.
У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень ровно я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.
Что за дерево догадались? (Сосна)
Сосна была основным материалом для строительства.
А какая часть дерева использовалась в строительстве? (Ствол)
Из стволов изготавливались различные строительные материалы: брусья, доски, бревна.
Из бревен рубили избу мужики,
Один лишь помощник-топор.
Но древние избы и ныне крепки,
И тонок на ставнях узор.
Какой инструмент был необходим при строительстве из дерева? (Топор)
А как называется профессия человека, который строит что-либо из дерева? ( Плотник)
А гвозди у плотников в старину были? (Нет)
А как же тогда бревна и брусья между собой соединялись? (При помощи вырубок)
Каждый ряд скрепленных друг с другом бревен составлял венец. Венец на венец – и вырастает клеть или сруб. (Слайд 2)
Срубы – это основа любого строительства на Руси. Если этот сруб предназначался для жилья, то он назывался рубленой избой. (Слайд 3, 4)
Вспомните, а что называли хоромами? (Большие избы, богато украшенные) А теремами? (Высокие сооружения с жилыми помещениями на верху) (Слайд 5)
Ребята, а кто может перечислить составные части русской избы? (Сруб, выпуски, крыша, конек, причелина, полотенце, гребень, чело, лобовая доска, наличник) (Слайд 6)
Древние мастера вкладывали глубочайший смысл не только в постройку дома, но и в его украшение. Как украшались русские избы? ( Резьбой) (Слайд 7)
Какие составные части избы обязательно украшали? (Причелины, полотенце, лобовую доску)
Какие мотивы использовались в резьбе? (Резная круглая розетка – символическое изображение солнца, изображения птиц и коней, головы коня над избой)
Какой смысл вкладывали мастера в украшение избы? ( Знаки – обереги на самых ответственных местах как бы защищали от злых духов)
Избы в деревнях раньше никогда не красили, ни чем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева.
Какие еще постройки можно встретить в деревне? (Амбары – для хранения зерна, сараи, колодцы, баньки, мельницы, богато украшенные ворота – въезд во двор, церковь) (Слайд 8)
Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство. А как вы думаете, откуда древние мастера черпали свой опыт, вдохновение? ( От природы, передавали из поколения в поколение)
2.Инструктаж.
Надеюсь, и вы будете работать с вдохновением. Ваша работа будет состоять из следующих этапов:
1 Проектирование.
На этом этапе вы в каждой группе выбираете «главного мастера», который будет следить за ходом работы, и помогать другим. Затем распределяете в группе, кто какой элемент будет изготавливать, и берете соответственно названию нужный конверт. (Конверты подписаны)
2 Подготовка деталей.
Используя содержимое конверта, каждый изготавливает свой элемент.
Из какого материала лучше всего изготовить элементы построек, чтобы передать характерные особенности дерева?
3 Декорирование.
Готовые элементы панно украшаете деталями наличников, коньков, причелин и т. д.
Из какого материала изготовите детали декора?
Каким способом их удобнее изготовить?
Используем в работе клей и ножницы. Напомните правила безопасного труда.
4 Сборка панно.
Располагаете готовые элементы на заранее подготовленных вами плакатах с изображением пейзажа. Здесь ваша задача – составить композицию с передачей пространства, перспективы. (Слайд 9)
3.Игра «Перспектива».
Используя элементы, попробуйте правильно расположить все детали на листе, вспомните правила передачи перспективы. (Учащиеся по одному выходят к доске и прикрепляют элементы построек на плакате с изображением пейзажа. Далее перечисляют правила: дома не должны загораживать один другой, то, что дальше - по размеру меньше и располагается на листе выше, а то, что ближе – крупнее и располагается на листе ниже)
Когда распределите основные элементы на панно, дополните его элементами пейзажа. (силуэты деревьев, облака и т. д.)
Закончив сборку, дайте название своей деревне.
III Физ. минутка.
Чтобы работа спорилась в руках, давайте подготовим их к работе.
Нужно ставить новый дом,
Всех работать мы зовем.
Ряд за рядом бревна
Мы положим ровно!
Вот и печка и труба,
Для крылечка два столба.
Окна расписные,
Ставеньки резные.
Щели паклею забьем,
И готов наш новый дом!
А сейчас приступаем к работе.
IV Самостоятельная работа учащихся в соответствии с планом-памяткой.
Вашу работу будет сопровождать народная музыка. (Звучит фоном музыка)
За 7 минут до звонка начинаем сборку панно.
V Анализ работ.( За 2 минуты до звонка)
Группы по очереди представляют свои работы.
Правильно ли составлена композиция?
На сколько удачно декорированы элементы построек?
Выставление оценок.
VI Итог.
Мы с вами построили удивительные деревни. А сейчас возвращаемся обратно. Чем вам сегодня запомнилось наше путешествие в русскую деревню? Справились ли мы с намеченным планом? Все ли удалось? Что узнали нового интересного?
ТСОШ №1
КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
4 КЛАСС
ТЕМА: ДЕРЕВНЯ – ДЕРЕВЯННЫЙ МИР
СОСТАВИЛА УЧИТЕЛЬ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
КОНОВАЛОВА Л. С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деревня - деревянный мир.
Презентацию можно использовать на уроках ИЗО....
Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир.
В помощь учителям изобразительного искусства, работающим в классе по Программе Б.Неменского....
«Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир».
Презентация к уроку ИЗО по программе Б.Н. Неменского 4 класс, 1 четверть. В презентации рассматриваются вопросы гармоничной связи человека с окружающим миром природы, единство конструкции и декор...
ОТКРЫТЫЙ УРОК ИЗО В 4 КЛАССЕ «Деревня. Деревянный мир. Русская изба»
Цель урока: Развитие навыков изображения. Знакомство с родной культурой. Воспитание патриотизма. Знакомство с родной историей. Развить мелкую моторику. Задача урока: Нарисовать русскую ...
Конспект урока по ИЗО. Тема: "Деревня-деревянный мир"
Данный конспект поможет познакомить обучающихся с деревянной архитектурой - избой; развить творческие способности обучающихся; воспитать интерес к народному искусству....
Открытый урок "Деревня -деревянный мир"
Сформировать представления об изучаемом предмете особенностями, материалами и инструментами, создать условия для развития интереса к истокам искусства деревянного зодчества Руси.Ссылка на презенацию:...
Технологическая карта урока по изобразительному искусству. 4 класс. Тема "Деревня - деревянный мир"
Данный материал поможет сформировать представления об изучаемом предмете. На уроке учащиеся продолжат знакомиться с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, материалами и инструментами. Главная...