рисование 3класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс)
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по рисованию предназначена для учащихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом от 19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе программы «Изобразительное искусство» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0–4 классы», автор М.Ю. Рау, под редакцией к.п.н. профессора И.М. Бгажноковой (изд. 2011год)
Цель рабочей программы – всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучение умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Рабочая программа по рисованию в 3 классе решает следующие задачи:
- обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке);
- развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира, познавательной активности, формирование у школьников приёмов познания предметов и явлений действительности с целью их изображения;
- формирование практических умений в разных видах художественно – изобразительной деятельности (в рисовании, аппликации, лепке);
- воспитание интереса к занятиям изобразительной деятельностью.
В программе по рисованию обозначены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня в 3 классе не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В 3 классе ведётся традиционная система отметок по 5-балльной шкале
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию.
В ходе реализации рабочей программы «Рисование» в 3 классе отслеживается мониторинг всех групп БУД, который будут отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Он состоит из трёх этапов (стартовый – сентябрь, промежуточный – декабрь, итоговый – май).
Для оценки сформированности каждого действия используем следующую систему оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Базовые учебные действия отслеживаются в результате наблюдений, опроса, практических действий в игровых ситуациях, в виде различных заданий с элементами тестирования.
II.Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися
Предмет «Рисование» имеет исключительно важное значение для развития у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), так как в их развитии наблюдается комплексное нарушение развития, отмечаются грубые нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений. Обучение рисованию учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) организовано на практической и наглядной основе.
Рабочая программа по рисованию включает следующие разделы:
- Обучение композиционной деятельности;
- Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию;
- Развитие восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи;
- Обучение восприятию произведений искусства.
В процессе обучения композиционной деятельности устанавливаются пространственные и смысловые связи, с этой целью используется методика работы с «подвижной» аппликацией, с правильным и ошибочным изображением. В этом разделе предусматривается закрепление следующих умений: размещать рисунок на изобразительной плоскости в зависимости от содержания рисунка, соотносить размер рисунка и величину листа бумаги, изображать на листе бумаги предметы, соблюдая их пространственные соотношения, самостоятельно планировать свою изобразительную деятельность. В 3 классе продолжается знакомство с различными вариантами построения композиции в декоративной работе, закрепляется умение передавать ритм в полосе узора, соблюдая очерёдность формы и цвета его элементов.
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать предметы, передавая в рисунке сходство с натурой, осуществляется с учётом особенностей познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта. Ведущими видами работы в этом направлении являются лепка – аппликация – рисунок в названной последовательности. Работа в данном разделе направлена на формирование следующих умений: проводить анализ предмета с целью его изображения, используя последовательность в видах работ (сначала лепка, затем аппликация и рисование); соотносить форму предмета с геометрическими фигурами; передавать движения одушевлённых и неодушевлённых предметов. Учащиеся продолжают знакомиться с осевой симметрией; с элементами городецких игрушек, обучаются приёму составления узора в квадрате с учётом центральной симметрии в аппликации.
В разделе работы над развитием цветовосприятия учащихся и формированием у них умений работать красками важно в первую очередь уделить внимание обучению детей правильно организовать своё рабочее место, пользоваться красками и кистью, развитию технических навыков работы с красками.
Обучение восприятию произведений искусства начинается с формирования умения рассматривать картину, иллюстрацию, предметы декоративно – прикладного искусства.
В процессе обучения рисованию учащиеся рисуют, составляют аппликацию, лепят, знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства и с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников. На каждом уроке предусмотрена работа по обогащению словаря и развитию речи. Также на уроках рисования используется разнообразный игровой и графический материал, осуществляется работа, направленная на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание отведено совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.
Все уроки проводятся в занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки. Подбираемый к уроку материал для демонстрации должен быть доступен пониманию учащихся по содержанию и отвечать их интересам.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Рисование» входит в образовательную область «Искусство» обязательной части учебного плана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.
В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком КОУ «Исилькульская школа-интернат» программа рассчитана на 29 часов в год (1 час в неделю).
VI. Результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение учащимися личностных результатов:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Программа обеспечивает достижение учащимися 3 класса базовых учебных действий:
1. Личностные учебные действия:
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней, и эстетическому её восприятию;
2. Коммуникативные учебные действия
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
3. Регулятивные учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты и т.д.);
- работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать своё рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов;
4. Познавательные учебные действия
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
- читать;
- наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных носителях);
Предметные результаты.
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны следующие знать
Достаточный уровень
- части конструкции изображаемого предмета (строение объектов): части дерева, дома, тела человека;
- названия некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Городец;
- приём передачи глубины пространства: загораживание одних предметов другими, зрительное уменьшение их по сравнению с расположенными вблизи;
- о существующем в природе явлении осевой симметрии;
- речевой материал, изучаемый в третьем классе.
Минимальный уровень
- части конструкции изображаемого предмета (строение объектов): части дерева, дома, тела человека;
- названия некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Городец;
- речевой материал, изучаемый в третьем классе.
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны уметь:
Достаточный уровень
- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом;
- планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции;
- находить правильное изображение предмета среди выполненных ошибочно, исправлять свой рисунок, пользуясь ластиком;
- достигать в узоре при составлении аппликации ритм повторением или чередованием формы и цвета его элементов;
- изображать элементы городецкой росписи;
- соотносить форму предметов с геометрическими эталонами;
- владеть приёмами осветления цвета (разбавлением краски водой или добавлением белил);
- рассказывать, что изображено на картине, перечислять характерные признаки изображённого времени года.
Минимальный уровень
- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом;
- планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции;
- находить правильное изображение предмета среди выполненных ошибочно с помощью учителя, исправлять свой рисунок, пользуясь ластиком;
- достигать в узоре при составлении аппликации ритм повторением или чередованием формы и цвета его элементов;
- соотносить форму предметов с геометрическими эталонами;
- рассказывать, что изображено на картине, перечислять характерные признаки изображённого времени года.
V.Содержание учебного предмета
V.1. Содержание программы
Обучение композиционной деятельности.
Рисование на тему «Дома и деревья в деревне летом».
Рисование на тему «Парк осенью».
Рисование на тему «Осень. Птицы улетают».
Иллюстрирование сказки «Колобок»: «Колобок лежит на окне», «Колобок катится по дорожке».
Выполнение аппликации «Закладка для книг» (узор из растительных форм).
Рисование узора в полосе из веток с листьями.
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.
Лепка пирамиды из шаров различной величины.
Знакомство с дымковскими игрушками. Лепка «Лошадка» (по мотивам дымковской игрушки).
Рисование с натуры «Лошадка».
Лепка «Гусь» (по мотивам дымковской игрушки).
Рисование с натуры «Гусь».
Лепка «Человек стоит – идёт – бежит» (преобразование вылепленной из пластилина фигурки человека).
Рисование с натуры вылепленного человечка.
Знакомств с городецкой росписью.
Рисование элементов орнамента из городецкой росписи «Узор для тарелки» (тарелка – готовая форма).
Аппликация «Бабочка» (вырезание из цветной бумаги, дорисовывание).
Рисование по образцу «Деревья зимой».
Рисование по образцу весенней веточки.
Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи.
Упражнения в получении смешанных цветов на палитре, осветление цвета.
Раскрашивание нарисованных с натуры 3 шаров.
Рисование кистью «Цветы на поляне».
Раскрашивание нарисованной с натуры игрушки «Мяч».
Рисование кистью «Скворечник на берёзе».
Обучение восприятию произведений искусства.
Беседа по картинам об осени (И. Левитан «Золотая осень», В.Поленов «Золотая осень»).
Беседа по картинам на тему «Зима пришла». (И.Шишкин «Зима»; К.Юон «Русская зима».)
Беседа по картинам на тему «Весна пришла». (И. Бродский «Весна», «К весне».)
Беседа по картинам И. Бродского «Весна», А. И. Куинджи «Берёзовая роща».
V.2. Тематическое планирование
Наименование разделов | Всего часов | |
1. | Обучение композиционной деятельности. | 7ч |
2. | Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию. | 13ч |
3. | Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи. | 5ч |
4. | Обучение восприятию произведений искусства. | 4ч |
Всего | 29ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по внеурочной деятельности в 1-ом классе ("Юный художник") Нетрадиционные способы рисования. Рисование гусеницы с помощью пальчиков
Интегрированное занятие по внеурочной деятельности в 1-ом классе. Тема занятия:"Нетрадиционные способы рисования. Рисование гусеницы с помощью пальчиков". К уроку прилагается презентация "Бабочки мона...
Рисование животных (техника рисования углем)
Тема урока «Рисование животных (техника рисования углем)», тип урока – комбинированный; на данном уроке учащиеся получают теоретические знания о работе с углем, а также работают в альбомах,...
Рисование елочной игрушки – рисование с натуры.
Конспект урока по изобразительному искусству. 1 класс....
Интегрированный рок Литературное чтение. Тема. Н.Сладков. Ивовый пир ( 3класс, УМК «Гармония») Русский язык. Тема. Что ты знаешь о словах ( 3класс, УМК «Гармония»)
Интегрированный рокЛитературное чтение. Тема. Н.Сладков. Ивовый пир ( 3класс, УМК «Гармония»)Русский язык. Тема. Что ты знаешь о словах ( 3класс, УМК «Гармония») Цели: познакомить с жизнью ...
"Летняя сказка зимой" Декоративное рисование. (Рисование кистью элементов растительного Городца в полосе.) ИЗО 1 класс
Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе ЗПР...
Урок рисования по теме: «Путешествие в сказочную страну»(рисование жар-птицы в технике манкография , знакомство с теплыми цветами)
Урок рисования по теме: «Путешествие в сказочную страну»(рисование жар-птицы в технике манкография , знакомство с теплыми цветами)....