Обучение изобразительной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2
статья по изобразительному искусству (изо, 1 класс)
Включение изобразительной деятельности в учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обучающихся по 2 варианту, продиктовано необходимостью включения доступных детям видов деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument1.docx | 16.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Изобразительная деятельность, так же, как игровая, конструктивная и трудовая, обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Изобразительная деятельность обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Включение изобразительной деятельности в программу обучения оправдано необходимостью включения доступных обучающимся видов деятельности.
Целенаправленное ее использование как средства коррекции в процессе обучения детей с интеллектуальными нарушениями может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире.
Таким образом, в процессе обучения детей с умственной отсталостью изобразительной деятельности на первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько коррекционно-развивающие, воспитательные.
Это закономерно, поскольку школьники с нарушениями интеллектуального развития обладают ограниченными возможностями овладения как знаниями об изобразительном творчестве, так и соответствующими умениями и навыками, связанными с участием в нем. Вместе с тем, имеющиеся возможности развивать необходимо, так как спонтанно или при несоответствующих педагогических условиях воспитания в предшествующий школе период дети с выраженной умственной отсталостью не овладевают навыками изобразительной деятельности.
В учебном плане обучающихся начальных классов по варианту 2 предложено 3 урока в неделю по изобразительной деятельности.
К 8 годам у них не сформирован интерес к изобразительной деятельности. Они не проявляют желание рисовать, лепить, недостаточно знают соответствующие предметы и материалы (карандаши, фломастеры, кисточки, пластилин, глина, краски) и не умеют ими пользоваться. Побужденные к деятельности взрослым, они хаотично, однообразно, без проявления эмоций, непродолжительное время действуют с карандашом (фломастером), не используют пространство листа бумаги для передачи изображения, не могут самостоятельно рисовать красками, пользоваться кисточкой. Действия детей лишены целенаправленности и игрового замысла. Выполненные рисунки не ассоциируются ими с предметами и явлениями окружающей действительности, часто они не могут узнать в изображении реальные предметы и явления(познавательной активности, восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, речи), предметной, игровой, конструктивной деятельности, а также ограниченный жизненный опыт, несформированность представлений об объектах и явлениях окружающего мира обусловливают трудности детей с выраженными нарушениями интеллекта в овладении предметным изображением.
Задачами обучения изобразительной деятельности детей с выраженными интеллектуальными нарушениями являются:
— формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности;
— развитие интереса к деятельности и ее результатам;
— формирование потребности в отражении действительности доступными изобразительными средствами (рисунок, аппликация);
— формирование умения соотносить получаемые изображения с реальными объектами, явлениями, событиями;
— обучение приемам и средствам рисования, аппликации, лепки;
— развитие восприятия основных свойств и отношений изображаемых объектов;
— обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
— совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движений обеих рук;
— воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других, формирование основ самооценки.
Основной формой обучения изобразительной деятельности в школе является урок. В процессе обучения детей с умственной отсталостью он должен иметь несколько другую, отличную от классической, форму: независимо от решаемых в его процессе задач он должен быть комплексным, т. е. включать несколько видов деятельности, например лепку и аппликацию; игра и рисование; рисование и аппликация; рисование и конструирование; аппликация, конструирование и игру и т. п. Это особенно важно на первых этапах обучения ребенка, когда он не в состоянии сосредоточить внимание в течение всего урока на одном виде деятельности. Кроме того, такое построение работы позволит формировать у учащихся понимание того, что предмет может быть изображен с помощью разных средств, в плоскости и объеме, и, несмотря на различия, это будет один и тот же предмет.
Учитель продумывает содержание, объем и степень сложности каждого урока в соответствии с возможностями всех учащихся. В процессе проведения урока создаются условия, которые дают возможность каждому школьнику работать в своем темпе, проявлять максимальную степень самостоятельности при выполнении задания. Индивидуальный подход должен органично сочетаться с фронтальной работой.
Успешность обучения детей с выраженной умственной отсталостью зависит от разнообразия методов и приемов, применяемых учителем. Их выбор зависит от содержания урока, особенностей психофизического развития детей, уровня овладения ими изобразительной деятельностью.
В процессе обучения изобразительной деятельности школьников с умственной отсталостью целесообразно использовать следующие методы и приемы:
— совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
— действия школьников по образцу, особенно на уроках декоративного рисования;
— действия с контурными изображениями, использование приемов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;
— выполнение изображений по натуре после предварительного тактильного и зрительного обследования, «прорисовывания»;
— предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных народных игрушек, картинок и т. п.;
— соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
— наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами для последующего изображения их в процессе рисования, лепки, аппликации;
— обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного изображения на уроках рисования;
— использование рисунков и аппликаций в процессе других уроков (основы математических представлений, родная речь, музыкально-ритмических занятий и др.).
Работа по изобразительной деятельности включает: рисование, лепку, аппликацию. Каждая тема может быть реализована в течение двух-трех уроков. Содержание уроков
планируется таким образом, чтобы учащиеся могли один и тот же материал изучить при постепенном его усложнении. В зависимости от возможностей детей по мере обучения можно замедлять или увеличивать темп прохождения материала.
Положительное влияние на ход проведения уроков оказывает введение игровых моментов, участие игровых персонажей, которые будут поддерживать интерес детей к предлагаемой деятельности, ориентировать их на выполнение заданий, вести их в течение всего урока. Кроме того, целесообразно использовать художественное слово — стихи, загадки и др.
Важным элементом урока изобразительной деятельности является музыка. Она создает особый эмоциональный настрой, способствует ритмической организации процесса рисования, усиливает выразительность создаваемых изображений и связывает их с игрой.
Уроки изобразительной деятельности требуют соответствующего оснащения, которое обеспечит возможность разнообразить виды работ, проводить как групповые, так и индивидуальные ее виды (коллективное рисование, аппликация).
В программе определяются задачи обучения учащихся изобразительной деятельности в 0-4 классах, а также предлагается примерное содержание работы. Предлагаемое содержание не распределяется по годам обучения. Поскольку дети с выраженной умственной отсталостью представляют собой неоднородную по уровню психического развития, жизненному опыту, по возможностям овладения изобразительной деятельностью группу, учитель отбирает содержание обучения для каждого класса с учетом уровня развития и психофизической особенностей детей.
Обучение изобразительной деятельности детей с выраженной умственной отсталостью может осуществляться не только в ходе обязательных уроков, но также во внеклассной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная программа по предмету «Изобразительная деятельность» АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II) 3 класс
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельност...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1-5 класс ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями вариант 1
Рабочая программа по изобразительному искусству 1-5 класс ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями вариант 1...
Тематический план изобразительному искусству 1-5 класс ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями вариант 1
Тематический план изобразительному искусству 1-5 класс ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями вариант 1...
Календарно-тематический план по изобразительному искусству 1 класс ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями вариант 1
Календарно-тематический план по изобразительному искусству 1 класс ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями вариант 1...
Календарно-тематический план по изобразительному искусству 2 класс ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями вариант 1
Календарно-тематический план по изобразительному искусству 2 класс ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями вариант 1...
Календарно-тематический план по изобразительному искусству 3 класс ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями вариант 1
Календарно-тематический план по изобразительному искусству 3 класс ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями вариант 1...
Технологическая карта урока "Изобразительная деятельность" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 (3 класс)
Предмет: Изобразительная деятельностьТема урока: Лепка. Нарядная бабочка.Тип урока: Открытие нового знанийЦель Формирование интереса к лепке. Закрепить представления детей...