Методическая разработка "Акварель и её выразительные способности. Весенний пейзаж."
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Кудрявцева Екатерина Владимировна

Проект урока изобразительного искусства для 2 класса по личностно-ориентированной дидактической системе с использованием приёмов технологии развития критического мышления на тему: Акварель и её выразительные способности. Весенний пейзаж.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_izo.docx36.97 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx2.5 МБ
Файл derevo_mneniy.docx192.17 КБ
Microsoft Office document icon materialy_k_uroku.doc94 КБ
Файл plan_raboty_nad_peyzazhem.docx4.74 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 70 Петроградского района

Санкт-Петербурга

Проект урока изобразительного искусства

для 2 класса

по личностно-ориентированной дидактической системе

с использованием приёмов технологии развития критического мышления

 на тему: Акварель и её выразительные способности. Весенний пейзаж.

Выполнила:

Виноградова Екатерина Владимировна

учитель начальных классов

Санкт-Петербург

2016 г.

КАРТА УРОКА

Тема урока: Акварель и её выразительные способности. Весенний пейзаж.

Цель урока: научить выполнять пейзаж в технике акварельной живописи, с точки зрения приёмов работы с акварелью.

Детализация главной дидактической цели по уровням познавательной деятельности (задачи урока) в когнитивной области

Уровни познавательной деятельности

Содержание

(формулировка задач урока)

Задания, выполнение которых

решает поставленные задачи

Знать

Основные художественные материалы; особенности работы с акварелью, её выразительные возможности.

Составление кластера «Какие инструменты использует художник»; работа с информацией.

Понимать

В чём отличие акварели от других художественных материалов; правила и порядок работы с акварелью.

Работа с информацией.

Применять

Уметь создавать пейзаж акварелью.

Работа с информацией, рассказ учителя.

Анализировать

Анализировать этапы выполнения работы.

Составление плана работы.

Синтезировать

Изобразить весенний пейзаж, используя выразительные возможности акварели.

Выполнение рисунка разными тезниками акварели: сухой кистью, «мокрой» технологией, плоской кистью.

Оценивать

Возможности  выразительности акварели.

Выставка работ.

Учебные цели в аффективной области

Восприятие:

  • внимательно слушать высказывания одноклассников, объяснения учителя;
  • проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства;
  • воспринимать эмоционально произведения изобразительного искуства.

Реагирование: 

  • участвовать в обсуждении вопросов в классе;
  • выражает свё мнение относительно произведений изобразительного искусства.

Усвоение ценностной ориентации: 

  • проявлять желание к усвоению знаний по данной теме;
  • проявлять осознание важности учения;

Организация ценностной ориентации: 

  • принимать на себя ответственность за своё поведение;
  • понимать свои возможности и ограничения.

Распространение ценностной ориентации или их комплекса на деятельность: 

  • проявлять стремление к сотрудничеству в групповой деятельности;
  • проявлять готовность менять своё суждение при наличии убедительных аргументов.

Универсальные учебные действия

  • Личностные УУД: стремится к повышению культуры речевого общения, овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом; старается применить по назначению приобретенные художественные способности.
  • Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать партнера по коммуникации - другого ученика и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.
  • Познавательные УУД: понимает значение и роль изобразительного искусства в жизни каждого человека и общества.
  • Регулятивные УУД: оценивает результат своего труда.
  • Предметные УУД: активно овладевает необходимыми приемами работы с красками, кистью, умениями применять цвет для достижения своего замысла; рисует, ориентируясь на всю плоскость альбомного листа.

Оборудование:

  • для учителя — доска, примеры работ акварелью, акварель, бумага.
  • для учащихся - раздаточный материал (диагностика, примеры работ акварелью, информация, «Дерево мнений», кластер), акварель, бумага.

План урока:

I. Подготовительная работа

  1. Организационный момент
  2. Диагностика, распределение на группы — 5 мин.
  3. Определение темы, постановка цели урока — 5 мин.

II. Теоретическая часть

  1. Работа с информацией — 7 мин.

III. Практическая часть

  1. Распределение ролей в группах, определение общей идеи работы — 1 мин.
  2. Выполнение эскиза — 6 мин.
  3. Определение алгоритма выполнения работы — 2 мин.
  4. Выполнение работы — 15 мин.

IV. Подведение итогов

  1.  Представление работ — 2 мин.
  2. Рефлексия — 2 мин.
  3. Организационный момент

Ход урока

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Подготовительная работа

1) Органи - зационный

Приветствует учащихся.

Приветствуют учителя.

2) Диагностика, распределение на группы

- Прежде чем мы приступим к работе, вам нужно выполнить несколько заданий.

  1. Назови основные и составные цвета.
  2. Соедини цвет с его свойством.

Белый            гасит цвет, делая его тихим

Чёрный         делает цвет светлее и легче

Серый           затемняет цвет и делает его тяжёлым

  1. Определи порядок работы с кистью

а) опустить кисть в краску

б) смочить кисть в воде

в) нарисовать на листе цветное пятно

г) промыть кисть в воде

д) приложить кисть к тряпочке, убрать лишнюю воду

После проверки работ учитель распределяет класс на три группы.

Ученики выполняют задания диагностики.

Во время проверки работ, дети подготавливают необходимые для урока принадлежности.

Критерии разделения на группы:

1 группа — дети, не допустившие ни одной ошибки, способные справиться с заданиями повышенной трудности.

2 группа — дети, допустившие небольшое количество ошибок, способные справиться со стандартным заданием.

3 группа — дети, допустившие значительные ошибки, нуждающиеся в упрощённом задании и в подробном объяснении.

3) Определение темы, постановка цели урока

Составление кластера «Какие художественные материалы использует художник»

- Чем художник может рисовать картины?

- С какими ещё материалами он может работать?

- Какие водяные краски вы знаете?

- Какие возможности есть у акварельных красок?

О чём загадка?

Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?

- Сегодня мы поговорим о весне. Посмотрим, как художники изображали весну. А также попробуем себя в роли художников и нарисуем весенний пейзаж, изображая его по представлению.

- Что же такое пейзаж?

Давайте обратимся к толковому словарю и проверим правы ли вы?

- В переводе с французского пейзаж - «природа».

Пейзаж обычно изображает открытое пространство. В нём представлено изображение водной или земной поверхности: растения, здания, техника, дождь, облака, солнце, луна, звёзды. Иногда художник изображает людей или животных, в виде мимолётных сюжетных ситуаций.

А сейчас давайте послушаем, какое стихотворение придумали люди о пейзаже:

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,-

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Мы вспомнили о возможностях акварели, отгадали загадку, вспомнили жанр, как может звучать тема нашего урока?

Как может звучать цель нашего урока?

- Акварель, гуашь, пастель, восковые мелки, масляные краски, тушь, карандаши.

- Бумага, холст, дерево, глина, пластилин.

- Акварель

- При растворении в воде они образуют прозрачную текстуру, и создают тонких цветовых переходов.

- Про весну

(ответы детей)

- Акварель и её возможности в рисовании. Весенний пейзаж.

(предположения детей)

Теоретическая часть

4) Работа с информацией

- Итак, цель нашего урока научиться выполнять пейзаж в технике акварельной живописи, с точки зрения приёмов работы с акварелью.

- Для того, чтобы начать работу, давайте лучше познакомимся с художественным материалом, с которым нам предстоит работать. Как вы считаете, какую информацию о работе с акварелью нам нужно найти?

- Приступайте к работе, ищите нужную вам информацию. Затем мы обсудим то, что вы узнали.

Итак, какая бывает акварель?

- Какие у неё особенности?

- Какая нужна поверхность для рисования акварелью?

- В чём отличие акварели от других художественных материалов?

- Какими техниками можно рисовать акварелью?

- Особенности материала, техника работы с ним, отличия от гуаши и других художественных материалов.

- Акварель различают на твердую акварель в плитках, полутвердую акварель в кюветах и тубах, жидкую акварель.

- Прозрачность, цветовая палитра, цветовой тон, насыщенность.

- Бумага для рисования акварелью должна быть довольно плотной, иметь немного шероховатую поверхность.

- Основные свойства акварели – мягкость и прозрачность красочного слоя, что позволяет подчеркнуть естественность цветовых переходов, воспользоваться всем разнообразием оттенков и полутонов. Акварель накладывают в несколько слоев, перетекающих друг в друга.

- Рисование с помощью обычной кисти, градиент, акварельная глазурь, «мокрая» техника, рисунок сухой кистью.

1 группа: работает с избытком разнообразной информации. А также предложены иллюстрации и образцы картин, выполненных акварелью, с помощью которых ученики должны понять, каким образом можно рисовать акварелью.

2 группа: работает с избытком информации, но в тексте дана информация обо всём, в том числе и о технике рисования акварелью.

3 группа: работает с текстом, в которой даны краткие, основные сведения.

Практическая часть

5) Распределение ролей в группах, определение общей идеи работы.

6) Выполнение эскиза

- Так как это групповая работа, то вам необходимо распределить роли в вашей группе, чтобы каждый из вас был задействован. Как вы будете работать?

- Не забывайте о правилах работы в группе, озвучьте их?

- Вам нужно изобразить весенний пейзаж акварелью. По окончании работы, свои рисунки каждая группа должна представить на выставке.

- Можем ли мы сразу начать выполнять рисунок?

- Чем мы будем выполнять наш эскиз? Можно ли его выполнить простым карандашом?

- Каждый работает индивидуально, работая над идеей своего рисунка.

- Говори спокойно, тихо, только по делу;

Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки;

Помогай товарищам, если они об этом просят;

Точно выполняй возложенную на тебя роль.

1 группа: выполняет рисунок весеннего пейзажа сухой кистью.

2 группа: выполняет рисунок весеннего пейзажа «Мокрой» технологией.

3 группа: выполняет рисунок весеннего пейзажа обычной кистью.

- Нет, для начала нужно нарисовать эскиз.

- Эскиз можно выполнить простым карандашом, но карандаш должен быть мягким, чтобы линии были тонкими и незаметными, так как акварель имеет прозрачную текстуру.

Сложность работы 1ой группы в том, что им нужно передать очертания природы грубыми линиями.

Сложность работы 2ой группы в том, что им нужно передать природу размытыми линиями, без чёткого контура.

3ей группе легче выполнить работу, так как рисунок обычной кистью — традиционное нанесение акварели.

3я группа выполняет эскиз под руководством учителя. Остальные выполняют эскиз самостоятельно, но тем не менее учитель всё-равно следит за ходом работы.

7) Определение алгоритма работы

8) Выполнение работы

Что нужно для того, чтобы начать работу?

А сейчас закройте глаза, и давайте мы с вами совершим воображаемое путешествие в летний лес, парк, рощу или, в любое другое любимое вами место.

Открыли глаза, кто-нибудь хочет описать, что он представил?

– Какие объекты изображения мы с вами сможем выбрать для воплощения нашего художественного замысла?

- Выбор формата (горизонтальный или вертикальный), в зависимости от сюжета.

- Сначала намечается линия горизонта (высокий, средний, низкий). Определяется место земли и неба. На переднем плане располагаются крупные предметы, они ближе к нижнему краю; на втором плане более мелкие, а на дальнем – совсем маленькие предметы, они находятся ближе к верхнему краю листа.

Итак, каким может быть примерный план нашей работы?

- Каждая картина имеет свой колорит – общий подбор красок, с помощью которого передаётся содержание изображаемого.

– Для того чтобы показать всю красоту весенней природы, нужно использовать богатый колорит красок.

– Что нужно делать, чтобы получить различные оттенки для  передачи состояние солнечного дня?

– Правильно, путём смешивания мы получаем множество различных оттенков. Чем будем пользоваться, чтобы смешать краски?

Итак, по каким правилам закрашиваются фигуры?

- О чем мы должны помнить в ходе рисования?

- Перед началом работы небольшая физминутка:

«Держим кисточку»

Держим кисточку вот так:

Вправо – влево, вверх и вниз

Побежала наша кисть.

А потом, а потом

Кисточка бежит кругом.

Закрутилась, как волчок.

За тычком идет тычок!

- Теперь вы можете приступить к выполнению работы.

- Нужно составить план работы над рисунком.

(ответы детей)

(учащиеся приводят примеры)

Примерный план:

1) Расположить лист

2) Провести линию горизонта

3) Выполнить фон

4) Отметить расположение фигур

5) Дорисовываем рисунок в карандаше и выполняем его в цвете

Нужно смешивать краски.

- Палитрой.

- Сначала закрашиваем небо, оно светлее к линии горизонта.

Затем закрашивается земля и остальные фигуры.

- Чем ближе фигуры к горизонту, тем они меньше.

 

Рука на локте. Кисточку держат тремя пальцами и выше её металлической части.

Движения кистью руки по тексту.

Кисточку держат вертикально.

Выполняют тычки без краски на листе.

Выполняют работу

1ая группа составляет план самостоятельно.

2ая группа работают с деформированным планом.

3я группа составляют план вместе с учителем.

Подведение итогов

9) Представление работ (выставка)

- Работа закончена. Сейчас вам необходимо представить на выставке работы ваших групп, и каждую работу отнести к какой-либо номинации:

1) Самая яркая работа

2) Самая аккуратная работа

3) Самая выразительная работа

4) Самая сюжетная работа

5) Самая творческая работа

и т. д.

Группы по очереди представляют свои работы, высказывают свои мнения, советы, относят их к номинациям.

Благодаря введению номинаций ни одна работа учащихся  не останется не замеченной.

10) Рефлексия

- На этом наш урок подходит к концу.

- Предлагаю вам создать собственное «дерево мнений» по результатам урока «Этот урок был для меня...»

Оформляют «дерево мнений».

11) Организа - ционный

Уборка рабочего места.

Библиографический список:

  1. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы / [Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Е.И. Коротеева и др.] ; под ред. Б.М. Неменского. - 3-е изд. - М. Просвещение, 2014. - 240 с.
  2. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учебник для образовательных учреждений / Е.И. Коротеева; под ред. Б.М. Неменского. - М. : Просвещение, 2011.
  3. Развитие критического мышления на уроке, Пособие для учителей, Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., 2011. 
  4. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / под ред. Б.М. Неменского — М., «Просвещение», 2013.
  5. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - М., «Просвещение», 2010. - (Стандарты второго поколения).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 70 Петроградского района Санкт-Петербурга Конспект урока изобразительного искусства на основе личностно- оиентированной дидактической системы С использованием приёмов технологии развития критического мышления на тему: Акварель и её выразительные способности. Весенний пейзаж. Тип урока: открытие нового знания УМК «Школа России» для 2 класса Продолжительностью: 45 мин. у чителя начальных классов Виноградовой Екатерины Владимировны Санкт-Петербург 2016 г.

Слайд 2

Целеполагание Цель урока: научить выполнять пейзаж в технике акварельной живописи, с точки зрения приёмов работы с акварелью. Знать: основные художественные материалы; особенности работы с акварелью, её выразительные возможности. Понимать: в чём отличие акварели от других художественных материалов; правила и порядок работы с акварелью. Применять: уметь создавать пейзаж акварелью. Анализ: анализировать этапы выполнения работы. Синтез: изобразить весенний пейзаж, используя выразительные возможности акварели. Оценивать: возможности выразительности акварели.

Слайд 3

План урока I. Подготовительная работа Организационный момент Диагностика, распределение на группы — 5 мин. Определение темы, постановка цели урока — 5 мин. II. Теоретическая часть Работа с информацией — 7 мин. III. Практическая часть Распределение ролей в группах, определение общей идеи работы — 1 мин. Выполнение эскиза — 6 мин. Определение алгоритма выполнения работы — 2 мин. Выполнение работы — 15 мин. IV. Подведение итогов Представление работ — 2 мин. Рефлексия — 2 мин. Организационный момент

Слайд 4

Этап урока 2) Диагностика, распределение на группы. 3) Определение темы, постановка цели урока. Составление кластера «Какие художественные материалы использует художник»

Слайд 5

Этап урока 4) Работа с информацией. 1 группа: работает с избытком разнообразной информации. А также предложены иллюстрации и образцы картин, выполненных акварелью, с помощью которых ученики должны понять, каким образом можно рисовать акварелью. 2 группа: работает с избытком информации, но в тексте дана информация обо всём, в том числе и о технике рисования акварелью. 3 группа: работает с текстом о акварели, в которой даны краткие, основные сведения, также работают с учебником. 5) Распределение ролей в группах, определение общей идеи работы. Правила работы в группе: Говори спокойно, тихо, только по делу; Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки; Помогай товарищам, если они об этом просят; Точно выполняй возложенную на тебя роль.

Слайд 6

Этап урока 6) Выполнение эскиза. 7) Определение алгоритма работы. Примерный план работы над рисунком: 1) Расположить лист 2) Провести линию горизонта 3) Выполнить фон 4) Отметить расположение фигур 5) Дорисовываем рисунок в карандаше и выполняем его в цвете

Слайд 7

Этап урока 9) Представление работ. 8) Выполнение работы. Физминутка «Держим кисточку» Держим кисточку вот так: Рука на локте. Кисточку держат тремя пальцами выше ее металлической части. Это трудно? Нет, пустяк! Вправо – влево, вверх и вниз Движения кистью руки по тексту. Побежала наша кисть. А потом, а потом Кисточку держат вертикально. Кисточка бежит кругом. Выполняют тычки без краски на листе. Закрутилась, как волчок. За тычком идет тычок !

Слайд 8

Этап урока 10) Рефлексия. По результатам урока, создай «дерево мнений»: «Этот урок был для меня...»

Слайд 9

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Диагностика

  1. Назови основные и составные цвета.

____________________________________________________________________

  1. Соедини цвет с его свойством.

Белый                                  гасит цвет, делая его тихим

Чёрный                               делает цвет светлее и легче

Серый                                 затемняет цвет и делает его тяжёлым

  1. Определи порядок работы с кистью

а) опустить кисть в краску

б) смочить кисть в воде

в) нарисовать на листе цветное пятно

г) промыть кисть в воде

д) приложить кисть к тряпочке, убрать лишнюю воду

____________________________________________________________________

Диагностика

  1. Назови основные и составные цвета.

____________________________________________________________________

  1. Соедини цвет с его свойством.

Белый                                  гасит цвет, делая его тихим

Чёрный                               делает цвет светлее и легче

Серый                                 затемняет цвет и делает его тяжёлым

  1. Определи порядок работы с кистью

а) опустить кисть в краску

б) смочить кисть в воде

в) нарисовать на листе цветное пятно

г) промыть кисть в воде

д) приложить кисть к тряпочке, убрать лишнюю воду

____________________________________________________________________

Кластер «Художественные материалы художника»

Материал для 1ой группы

        Акварель (образовано от латинского слова aqua - вода) – клеевые водорастворимые краски. Живопись, выполненная этими красками, тоже носит название акварель.

  1. Особенности акварели

        Прозрачность. Это исключительно важная особенность данных красок. Способы применения акварели и превосходные результаты целиком базируются на прозрачности. Причиной всему являются мельчайшие пигментные частицы, разглядеть которые невооруженным глазом невозможно. Это достигается путем тончайшего помола красящих пигментов и их ровному распределению по поверхности. Расстояние между частицами должно быть достаточным, чтобы пропускать свет к поверхности и отраженный свет. Белая бумага, просвечивая сквозь слой краски придает живописи невероятную светимость и блеск. Качество акварели напрямую зависит от качества ее компонентов и пропорций.

        Цветовая палитра. К производным свойствам акварели относятся изменение оттенков путем нанесения высохших слоев краски поверх предыдущих. При внешней простоте сказанного совсем не просто управлять цветом при помощи слоев. Мастер должен хорошо представлять себе результат - ведь возможности исправить картину уже не будет. В акварели сложно обойтись тремя основными цветами. Поэтому выпуск акварели всегда "многоцветный" (от 16 цветов и более). При механическом смешении цветов свойства акварели значительно теряются, снижается прозрачность и чистота. Однако именно прозрачность акварели позволяет расширить цветовую палитру эти красок до небывалых размеров.

        Цветовой тон, насыщенность. Путем наложения слоев одного цвета друг на друга достигается и насыщенность цвета. В отличие от гуаши, акварель не предназначена для пастозного нанесения, так как весь смысл теряется. Свойства акварели диктуют нам правила, основное из которых - применение большого количества воды, ведь даже название акварели происходит от слова "вода".

        Из отрицательных особенностей акварели можно выделить низкую светостойкость - живопись разрушается под световым воздействием, попросту говоря - выцветает. Кроме того из-за большого количества воды красочная пленка довольно непрочная и может быть легко разрушена при внешних физически воздействиях. Обеспечение долгой сохранности такой живописи - нетривиальная задача.

  1. Состав акварели
  • пигменты (тонкодисперсные порошки),
  • связующее – гуммиарабик, декстрин, вишневая или терновая камедь,
  • пластификатор (глицерин или инвертированный сахар),
  • поверхностно активное вещество – бычья желчь – позволяет легко разносить краску по бумаге, препятствует скатыванию краски в капли,
  • антисептик – фенол, предохраняет краску от плесени.
  1. Виды акварели
  • Художественная акварель (для живописных работ)
  • Оформительская акварель

        Медовые дешевые краски широко распространены в магазинах для школьников. И действительно начинать знакомство с акварелью можно именно с таких красок. Уже после, почувствовав акварель, можно переходить на профессиональные составы. Кроме того дешевые краски могут быть применены в художественно-оформительских работах и набросках, где качество материала не играет столь важной роли, в отличие от живописи.

Контейнеры с акварелью всегда небольшого объема, в отличие от гуаши, так как, опять же, требуют большего количества воды при использовании, в то время как гуашь можно использовать и без воды, если краски свежие.

        Выпускают акварель в тюбиках (полужидкая акварель), в пластмассовых тюбиках (мягкая акварель).

        Для акварели применима и специальная бумага. Такие листы не дают краске "скатываться", ровно распределяясь по поверхности, и не позволяют "проваливаться", удерживая красочную пленку на поверхности. Кроме того плотность бумаги позволяет держать форму при большом количестве воды. Как известно при намачивании и сушке листы бумаги подвержены деформации.

        Работу с акварелью чаще всего ведут кистями из волоса белки больших номеров (кисти от 4 номера), а вот доработку деталей выполняют кистями младших номеров. Обязательным условием для кисти при работе с акварелью - способность удерживать большой запас влаги и иметь тонкий каплевидный кончик. Опытные мастера-художники могут выполнить качественную работу одним пятым или даже седьмым номером, вплоть до мелких деталей.

Хранить в сухом, хорошо вентилируемом помещении при температуре не ниже 0 градусов и не выше 30 градусов, иначе качество значительно ухудшается и не восстанавливается.

        Если говорить о гуаши и акварели как виде красок, то в первую очередь стоит отметить, что основой и для той, и для другой служит растительный клей, который легко растворяется в воде. Но в гуаши этой клеевой основы, как и красящего пигмента, содержится намного больше, чем в акварели. Гуашь предназначена для так называемого пастозного нанесения, это кроющая (то есть практически непрозрачная) краска: она позволяет легко исправить недочеты в рисунке. Благодаря такой своей особенности гуашь прекрасно закрывает темными тонами светлые участки, и наоборот. Гуашь настолько плотная, что при накладывании нескольких слоев будет хорошо виден только один, самый верхний. Акварель же ложится на бумагу водянистыми, почти прозрачными слоями, дает нежные тона. При работе с ней смысл как раз и состоит в смешивании нескольких слоев краски, «перетекании» их друг в друга. Равномерности слоя в акварели достигнуть достаточно трудно, в то время как гуашь практически не растекается и позволяет придать рисунку четкость.

        Цветную гуашь очень часто смешивают с белой, также присутствующей в наборе, для достижения различных эффектов. Белая гуашь очень интересно смотрится на тонированной бумаге. Акварелью же работают преимущественно только на белой бумаге. В наборах акварели обычно не бывает белого цвета: то место на рисунке, где требуется белый, просто оставляют не закрашенным.

        Акварель требует быстроты в работе, поскольку из-за высокой водянистости красок они практически моментально перетекают и смешиваются между собой. Такое качество акварели, как прозрачность, делает эту краску незаменимой для достижения световых эффектов. Гуашь же, особенно наложенная в несколько слоев, великолепно передает фактуру изображаемых предметов. По сравнению с акварелью она, пожалуй, более универсальна: ее можно наносить как совсем тонкими, так и довольно толстыми слоями, быстро размывать водой, закрашивая невольные ошибки. Поскольку гуашь плотная и непрозрачная, матовая и светонепроницаемая, для нее подходит намного больше основ: это и бумага, и картон, и ткань, и холст, и фанера, и кость, и даже стекло. Основой для акварели служит только бумага, причем особого качества.

        Гуашь дарит рисунку яркость, глубину, насыщенность, фактуру, энергичность. Акварель придает блики, сияние, изысканность, тонкость, нежность, легкость, воздушность.

Материал для 2ой группы

Акварельные краски — одни из самых любимых художниками. Во-первых, акварель имеет массу различных техник, а, во-вторых, с ее помощью можно создать красивый рисунок, даже если вы не умеете рисовать вовсе. Эти техники помогут новичкам обучиться рисованию, а профессионалам — освежить их в памяти и найти вдохновение и идеи.

  1. Рисование с помощью плоской кисти
  2. Градиент
    Акварельная глазурь
  3. «Мокрая» техника
  4. Рисунок сухой кистью
  5. Убираем влагу

Акварель (образовано от латинского слова aqua - вода) – клеевые водорастворимые краски. Живопись, выполненная этими красками, тоже носит название акварель.

  1. Особенности акварели

        Прозрачность. Это исключительно важная особенность данных красок. Способы применения акварели и превосходные результаты целиком базируются на прозрачности. Причиной всему являются мельчайшие пигментные частицы, разглядеть которые невооруженным глазом невозможно. Это достигается путем тончайшего помола красящих пигментов и их ровному распределению по поверхности. Расстояние между частицами должно быть достаточным, чтобы пропускать свет к поверхности и отраженный свет. Белая бумага, просвечивая сквозь слой краски придает живописи невероятную светимость и блеск. Качество акварели напрямую зависит от качества ее компонентов и пропорций.

        Цветовая палитра. К производным свойствам акварели относятся изменение оттенков путем нанесения высохших слоев краски поверх предыдущих. При внешней простоте сказанного совсем не просто управлять цветом при помощи слоев. Мастер должен хорошо представлять себе результат - ведь возможности исправить картину уже не будет. В акварели сложно обойтись тремя основными цветами. Поэтому выпуск акварели всегда "многоцветный" (от 16 цветов и более). При механическом смешении цветов свойства акварели значительно теряются, снижается прозрачность и чистота. Однако именно прозрачность акварели позволяет расширить цветовую палитру эти красок до небывалых размеров.

        Цветовой тон, насыщенность. Путем наложения слоев одного цвета друг на друга достигается и насыщенность цвета. В отличие от гуаши, акварель не предназначена для пастозного нанесения, так как весь смысл теряется. Свойства акварели диктуют нам правила, основное из которых - применение большого количества воды, ведь даже название акварели происходит от слова "вода".

        Из отрицательных особенностей акварели можно выделить низкую светостойкость - живопись разрушается под световым воздействием, попросту говоря - выцветает. Кроме того из-за большого количества воды красочная пленка довольно непрочная и может быть легко разрушена при внешних физически воздействиях. Обеспечение долгой сохранности такой живописи - нетривиальная задача.

  1. Состав акварели
  • пигменты (тонкодисперсные порошки),
  • связующее – гуммиарабик, декстрин, вишневая или терновая камедь,
  • пластификатор (глицерин или инвертированный сахар),
  • поверхностно активное вещество – бычья желчь – позволяет легко разносить краску по бумаге, препятствует скатыванию краски в капли,
  • антисептик – фенол, предохраняет краску от плесени.
  1. Виды акварели
  • Художественная акварель (для живописных работ)
  • Оформительская акварель

        Медовые дешевые краски широко распространены в магазинах для школьников. И действительно начинать знакомство с акварелью можно именно с таких красок. Уже после, почувствовав акварель, можно переходить на профессиональные составы. Кроме того дешевые краски могут быть применены в художественно-оформительских работах и набросках, где качество материала не играет столь важной роли, в отличие от живописи.

Контейнеры с акварелью всегда небольшого объема, в отличие от гуаши, так как, опять же, требуют большего количества воды при использовании, в то время как гуашь можно использовать и без воды, если краски свежие.

        Выпускают акварель в тюбиках (полужидкая акварель), в пластмассовых тюбиках (мягкая акварель).

        Для акварели применима и специальная бумага. Такие листы не дают краске "скатываться", ровно распределяясь по поверхности, и не позволяют "проваливаться", удерживая красочную пленку на поверхности. Кроме того плотность бумаги позволяет держать форму при большом количестве воды. Как известно при намачивании и сушке листы бумаги подвержены деформации.

        Работу с акварелью чаще всего ведут кистями из волоса белки больших номеров (кисти от 4 номера), а вот доработку деталей выполняют кистями младших номеров. Обязательным условием для кисти при работе с акварелью - способность удерживать большой запас влаги и иметь тонкий каплевидный кончик. Опытные мастера-художники могут выполнить качественную работу одним пятым или даже седьмым номером, вплоть до мелких деталей.

Хранить в сухом, хорошо вентилируемом помещении при температуре не ниже 0 градусов и не выше 30 градусов, иначе качество значительно ухудшается и не восстанавливается.

        Если говорить о гуаши и акварели как виде красок, то в первую очередь стоит отметить, что основой и для той, и для другой служит растительный клей, который легко растворяется в воде. Но в гуаши этой клеевой основы, как и красящего пигмента, содержится намного больше, чем в акварели. Гуашь предназначена для так называемого пастозного нанесения, это кроющая (то есть практически непрозрачная) краска: она позволяет легко исправить недочеты в рисунке. Благодаря такой своей особенности гуашь прекрасно закрывает темными тонами светлые участки, и наоборот. Гуашь настолько плотная, что при накладывании нескольких слоев будет хорошо виден только один, самый верхний. Акварель же ложится на бумагу водянистыми, почти прозрачными слоями, дает нежные тона. При работе с ней смысл как раз и состоит в смешивании нескольких слоев краски, «перетекании» их друг в друга. Равномерности слоя в акварели достигнуть достаточно трудно, в то время как гуашь практически не растекается и позволяет придать рисунку четкость.

        Цветную гуашь очень часто смешивают с белой, также присутствующей в наборе, для достижения различных эффектов. Белая гуашь очень интересно смотрится на тонированной бумаге. Акварелью же работают преимущественно только на белой бумаге. В наборах акварели обычно не бывает белого цвета: то место на рисунке, где требуется белый, просто оставляют не закрашенным.

        Акварель требует быстроты в работе, поскольку из-за высокой водянистости красок они практически моментально перетекают и смешиваются между собой. Такое качество акварели, как прозрачность, делает эту краску незаменимой для достижения световых эффектов. Гуашь же, особенно наложенная в несколько слоев, великолепно передает фактуру изображаемых предметов. По сравнению с акварелью она, пожалуй, более универсальна: ее можно наносить как совсем тонкими, так и довольно толстыми слоями, быстро размывать водой, закрашивая невольные ошибки. Поскольку гуашь плотная и непрозрачная, матовая и светонепроницаемая, для нее подходит намного больше основ: это и бумага, и картон, и ткань, и холст, и фанера, и кость, и даже стекло. Основой для акварели служит только бумага, причем особого качества.

        Гуашь дарит рисунку яркость, глубину, насыщенность, фактуру, энергичность. Акварель придает блики, сияние, изысканность, тонкость, нежность, легкость, воздушность.

Материал для 3ей группы

        Акварель — это водяные краски. Основные качества акварели — прозрачность, мягкость, чистота и яркость цвета. Связующим акварельных красок являются растительные прозрачные клеи — гуммиарабик и декстрин, легко растворимые водой. Акварельные краски  содержат также пластификатор в виде глицерина и инвертированного сахара, что делает их пластичными. Глицерин удерживает влагу, не дает краскам пересыхать и становиться хрупкими. В акварельные краски вводится и поверхностно-активное вещество — бычья желчь, позволяющая легко разносить краску по бумаге, так как желчь препятствует скатыванию красок в капли. Для предотвращения разрушения красок плесенью в них вводится антисептик — фенол.

        Краски делятся на две группы — теплые и холодные. К теплым относятся желтые, оранжевые, красные, коричневые, то есть все краски, которые в основе своей содержат то или иное количество красного или желтого цвета. К группе холодных — голубые, синие, зеленые, фиолетовые, если в них преобладают холодновато-синие оттенки. Зеленые, фиолетовые, серые и черные цвета могут быть как холодными, так и теплыми в зависимости от особенностей колера и влияния окружения.

        Различают:

  • твердую акварель в плитках
  • полутвердую акварель в кюветах и тубах
  • жидкую акварель

        У каждого вида существует конкретный тип использования.

        Бумага для рисования акварелью должна быть довольно плотной. Частенько она имеет немного шероховатую поверхность, при этом пигмент «цепляется», а цвет получается  наиболее насыщенным. При этом создается очень интересный эффект, потому что техника рисования акварелью подразумевает нередко прозрачность, а бумага, которая имеет фактуру, придает ей объемность.

        Акварельные краски — одни из самых любимых художниками. Во-первых, акварель имеет массу различных техник, а, во-вторых, с ее помощью можно создать красивый рисунок, даже если вы не умеете рисовать вовсе. Эти техники помогут новичкам обучиться рисованию, а профессионалам — освежить их в памяти и найти вдохновение и идеи.

  1. Рисование с помощью плоской кисти
  2. Градиент
  3. Акварельная глазурь
  4. «Мокрая» техника
  5. Рисунок сухой кистью
  6. Убираем влагу
  1. Отличие гуаши от акварели
  1. Основные свойства акварели – мягкость и прозрачность красочного слоя, что позволяет подчеркнуть естественность цветовых переходов, воспользоваться всем разнообразием оттенков и полутонов. Гуашь отличается плотностью, матовостью и непрозрачностью, отлично подходит для ярких, сочных, насыщенных цветом рисунков.
  2. Гуашь не растекается по бумаге, ею можно делать четкие рисунки. Акварелью рисуют по мокрой бумаге, что придает рисунку водянистость и расплывчатость.
  3. Акварель накладывают в несколько слоев, перетекающих друг в друга. При рисовании гуашью виден только самый верхний слой.
  4. Гуашь отлично подчеркивает фактуру, акварель незаменима при передаче световых бликов.



Предварительный просмотр:

План работы над пейзажем

1) Расположить лист - выбор формата (горизонтальный или вертикальный), в зависимости от сюжета.

2) Провести линию горизонта - намечается линия горизонта (высокий, средний, низкий). Определяется место земли и неба.

3) Выполнить фон.

4) Отметить расположение фигур - на переднем плане располагаются крупные предметы, они ближе к нижнему краю; на втором плане более мелкие, а на дальнем – совсем маленькие предметы, они находятся ближе к верхнему краю листа.

5) Дорисовываем рисунок в карандаше и выполняем его в цвете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Весенний пейзаж "

Содержание1.Материалы и оборудование2.Этапы работы3.Наглядные этапы выполнения работы...

Конспект урока по изобразительному искусству 3 класс. Тема: «Картина-пейзаж. Весенний пейзаж» (гуашь) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условий для развития у детей художественного образования, расширение представления о весеннем пейзаже.Планируемые результатыПредметные:знать, как рисуется пейзаж;ум...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме: «Картина-пейзаж (весенний пейзаж - продолжение работы)», 3 класс, УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для развития у детей художественного образования, расширение представления о весеннем пейзаже.Задачи урока:Дидактические:1....

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Картина-пейзаж (весенний пейзаж - продолжение работы)" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для развития у детей художественного образования, расширение представления о весеннем пейзаже.Задачи урока:Дидактические:Поз...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Картина особый мир. Картина пейзаж. Изображение весеннего пейзажа» 3 класс.

Тема урока «Картина особый мир. Картина пейзаж. Изображение весеннего пейзажа» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления с видами пейз...

Ритм линий. Весенние ручьи ( выполнение весеннего пейзажа по подмалевку) "тихие цвета"

Цели деятельности учителя: ознакомиться с понятием ритм линий. При помощи изображение весенних ручьёв. Задачи урока:Дидактические:Познакомить с особенностями ритма линий.  Развивающие:Р...

Технологическая карта урока ИЗО "Весенний пейзаж. Бегут ручьи. (Продолжение работы по подмалёвку весеннего неба и земли)", 2 класс, УМК "Школа России"

Цель урока: создание условий для ознакомления с понятием «ритм линий» как средством художественной выразительности, освоение техники работы гуашью при выполнении пейзажаЗадачи урока:Дидакт...