4кл_ИЗО_РП и КТП_2018-19гг (умк 2100)
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Аннотация к рабочей программе по ИЗО для 4 класса ( ПРОГРАММА 2100)
Нормативно-методические материалы:
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, 2009г.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2018/2019 уч. год;
Основная образовательная программа начального общего образования
ГБОУ гимназия
Программа для начальной школы по УМК «Школа 2100»
Реализуемый УМК:
Изобразительное искусство. Разноцветный мир. Учебник. 4 класс. Ковалевская Е. Д., Куревина О. А.
Место учебного предмета в учебном плане:
В соответствии с учебным планом на изучение изобразительного искусства в 4 классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю - 34 часа за учебный год.
Цели и задачи изучения предмета:
Основные цели курса
1. Воспитание культуры личности как части общечеловеческой культуры.
2. Воспитание эстетического чувства.
3. Получение первоначальных знаний об искусствоведческом аспекте.
4. Развитие умения воспринимать и анализировать различные произведения искусства.
5. Развитие воображения и зрительной памяти.
6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности
Основные задачи курса:
1. Знакомство с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией;
2. Воспитание зрительской культуры и умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства;
3. Создание условий для развития грамотной речи на языке изобразительного искусства;
4. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры;
5. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов;
6. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);
7. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши проекты»);
8. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4kl_rp_i_ktp_izo_2018-19gg_umk_2100.docx | 64.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт рабочей программы
Тип программы | Рабочая |
Название, автор и год издания предметной учебной программы, на основе которой разработана Рабочая программа | Изобразительное искусство О.А. Куревина, Е. Д. Ковалевская- М.: Баласс, 2013 |
Категория обучающихся | Учащиеся 4 класса |
Сроки освоения программы | 1 год |
Объем учебного времени | 34 часа |
Форма обучения | Очная |
Режим занятий | 1 час в неделю |
Статус рабочей программы | Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования. |
Содержание рабочей программы:
I Пояснительная записка.
1. Общая характеристика учебного предмета
2. Цель и задачи учебного предмета
3. Место предмета в учебном плане
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
5. Планируемые результаты освоения учебного предмета
6. Содержание учебного предмета
7. Требования к уровню подготовки обучающихся
8. Учебно- методические средства обучения
9. Материально – техническое обеспечение
II. Поурочно-тематическое планирование
I Пояснительная записка
1. Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы «Изобразительное искусство», разработанной О.А.Куревиной, Е.Д. Ковалевской, которая является составной частью образовательной системы «Школа 2100». Программа разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей младших школьников.
Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства.
Благодаря развитию современных информационных технологий современные школьники по сравнению с детьми пятнадцати- двадцатилетней давности гораздо больше информированы, рациональнее и логичнее мыслят, но в то же время у многих из них существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием красоты мира.
Программа строится по содержательным блокам, охватывающим как общепознавательный компонент, так и непосредственно художественно-деятельностный. В процессе освоения программных дидактических единиц учащиеся получают не только навыки овладения определенными изобразительными операциями и манипуляциями, не только приемами создания конкретновизуального образа, но и постигают контекст художественного явления как результата преобразования действительности в процессе самовыражения. Художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно переплетена с эстетическими представлениям о действительности, о деятельности, о человеке и о самом себе. Поэтому ей как необходимое условие предшествует общеэстетический контекст (взаимодействие, окружение), выраженное в программе через понятия, усвоение которых поможет учащимся включиться в процесс творчества через сопричастность и сопереживание.
2. Цель и задачи учебного предмета
Цель курса «Изобразительное искусство» в начальной школе – саморазвитие личности ребенка, выявление и развитие его творческого потенциала, осознание учеником целеположения его собственной деятельности.
Основные цели курса
1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
2. Воспитание в детях эстетического чувства.
3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
5. Развитие воображения и зрительной памяти.
6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.
7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.
В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:
1. Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);
2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства
3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);
4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике;
5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;
6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства.
Для достижения цели решается следующая группа задач:
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
3. Место предмета в учебном плане
В соответствии с ФГОС НОО и учебным планом гимназии программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира − частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности − любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма − одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
5. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
У ученика будут сформированы
- приобретение ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
- уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, самостоятельность в поиске решения различных изобразительных задач;
- способность к оценке своей учебной деятельности
- приобретение духовных и эстетических потребностей;
- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
- готовность к отстаиванию своего эстетического идеала;
- приобретение навыков самостоятельной и групповой работы.
- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов
морального поведения, понимания чувств других людей и сопереживание им
Выпускник получит возможность для формирования
- Внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа
- выраженной устойчивой, учебно-познавательной мотивации учения
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности
- морального самосознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
- установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение их благополучия
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Выпускник научится
- проговаривать последовательность действий на уроке, принимать и сохранять учебную задачу
- работать по предложенному учителем плану;
- отличать верно выполненное задание от неверного, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
- различать способ и результат действия
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать
Выпускник получит возможность научиться
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи
- преобразовывать практическую задачу в познавательную, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия
Познавательные УУД:
Выпускник научится
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);
- преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие задания.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ использовать знаково-символические средства, в том числе модели( включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач, основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
- осуществлять синтез как составление целого из частей
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаком и их синтеза устанавливать аналогии владеть рядом общих приемов решения задач
Выпускник получит возможность научиться
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач
- осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач
Коммуникативные УУД:
- пользоваться языком изобразительного искусства:
а) доносить свою позицию до собеседника;
б) оформлять свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать высказывания собеседников;
- договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им;
- согласованно работать в группе:
а) планировать работу в группе;
б) распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Выпускник получит возможность научиться
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров
в сотрудничестве при выработке общего решения, в совместной деятельности
• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех его участников
• с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования, и регуляции своей деятельности
Предметные результаты:
В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся:
- будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
- начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;
- сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;
- устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
- появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
- установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
- овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;
- смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;
- научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;
- получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
- смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно прикладное искусство) и участвовать в художественно творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
- эмоционально ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
- приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно творческого замысла;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно творческой деятельности;
- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
- осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно творческой деятельности;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
- моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
6. Содержание учебного предмета
- Общее представление о художественных материалах.
Правила работы инструментами, используемыми в практической работе при выполнении художественных произведений различных видов.
2. Основы композиции.
Совокупность всех средств художественной выразительности в создании целостного художественного изобразительного и пластического образа.
- Компоненты изобразительной деятельности.
Средства художественной выразительности (ритм, колорит, фактура, соотношение частей, композиция, свет и тень)
Взаимосвязь художественного образа и ассоциаций.
Простейший анализ художественного произведения, его структура.
Роль эмоционального состояния при создании художественного образа.
Знакомство с особенностями современного дизайна, фотографии, компьютерной графики.
Восприятие художественного образа как средство гармонизации человека в контексте художественного процесса. Музеи мира.
Название раздела | Количество часов |
Монументально-декоративное искусство | 4 |
Новые виды искусства | 1 |
На пути к мастерству | 23 |
Учимся видеть и говорить на языке искусства | 6 |
Всего | 34 |
7. Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу четвёртого класса обучающиеся должны научиться:
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
• иметь представление о монументально-декоративном искусстве и его видах;
• понимать и уметь объяснять, что такое монументальная живопись (роспись, фреска, мозаика, витраж), монументальная скульптура (памятники, садово-парковая скульптура), икона, дизайн, художник- дизайнер, фотография, градации светотени, рефлекс, падающая тень, конструкция, композиционный центр, контраст, линейная
перспектива, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива, пропорции, идеальное соотношение целого и частей, пропорциональная фигура, модуль;
• рассказывать о живописных произведениях с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
• чувствовать и уметь описать, в чём состоит образный характер
различных произведений;
• уметь рассказывать о том, какие изобразительные средства используются в различных картинах и как они влияют на настроение, переданное в картине.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Развитие умений:
• рисовать цветными карандашами с переходами цвета и передачей формы предметов;
• рисовать простым карандашом, передавать объём предметов с помощью градаций светотени;
• разрабатывать и выполнять композицию на заданную тему;
• работать в смешанной технике (совмещение различных приёмов работы акварельными красками с гуашью и цветными карандашами).
4. Углублять и расширять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
• живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей;
• графика (иллюстрация);
• народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).
5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Эрмитаж).
6. Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:
• композиция, рисунок, цвет для живописи;
• композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.
8. Учебно- методические средства обучения.
Литература для обучающегося:
- О.А. Куревина, Е. Д. Ковалевская. Изобразительное искусство "Разноцветный мир". Учебник. 4 класс. - М.: Баласс, 2013
Литература для учителя:
1. «Изобразительное искусство» Методические рекомендации для учителя. Автор С.В. Паршина. Москва, «Баласс», 2016
2. Изобразительное искусство» Учебник для 4 класса. Авторы Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Москва, «Баласс», 2013
Список электронных образовательных ресурсов:
- Единая коллекция образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
- Школа цифрового века http://festival.1september.ru/articles/532279/
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/
9. Материально – техническое обеспечение:
1. Персональный компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Экран проекционный.
4. Документ камера
II Поурочно – тематическое планирование
по изобразительному искусству 4 класса (1 ч. в неделю, всего 34 часа)
№ урока | Тема урока | Тип урока | Содержание урока | Планируемые результаты обучения | Стр учебника | Вид контроля | Дата проведения | |||
УУД | Освоение предметными умениями | |||||||||
план | факт | |||||||||
Монументально-декоративное искусство 4 ч. | ||||||||||
1 | Монументальное декоративное искусство. Рождение монументальной живописи | Изучение нового материала | Виды монументально-декоративного искусства, происхождение монументальной живописи | Личностные: Уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей. Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Регулятивные: Учиться отличать верно выполненное задание от неверного; - Учиться работать по предложенному учителем плану; давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; Познавательные: - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Коммуникативные: - Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: а) донести свою позицию до собеседника; | Знать: особенности фресковой живописи Уметь: - выполнить творческое задание и ответить на вопросы учебника - рассказывать о таких мастерах фрески, работавших в Средние века на Руси - рассказывать о происхождении монументальной живописи | С.6-7 | Текущий | 1 нед. сент | ||
2 | Что такое фреска. Что такое мозаика и витраж. | Изучение нового материала | Фресковая живопись. Мастера фрески, работавшие в Средние века на Руси: Феофан Грек и Андрей Рублёв . Техника монументально-декоративного искусства, как мозаика и витраж | Знать: особенности фресковой живописи Уметь: - выполнить творческое задание и ответить на вопросы учебника - рассказывать о таких мастерах фрески, работавших в Средние века на Руси - рассказывать о происхождении монументальной живописи | С.8-11 | Текущий. Практическая самостоятельная работа | 2 нед сент | |||
3 | Русская икона. Звенигородская находка. | Комбинированный урок | История иконы на Руси. Звенигородские иконы, написанные Андреем Рублёвым | Знать: об истории иконы на Руси Уметь: рассказывать об истории иконы на Руси | С.12-13 | Текущий. | 3 нед сент | |||
4 | Монументальная скульптура. | Изучение нового материала | Особенности и задачи монументальной скульптуры | Знать: памятники героям Великой отечественной войны, приведенные в учебнике | С.14-15 | Текущий | 4 нед сент | |||
Новые виды искусства 1 ч | ||||||||||
5 | Новые виды искусств: дизайн и фотография. | Изучение нового материала | Различные виды фотографий. Отличие художественных фотографии от других видов искусства. | Познавательные: - Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.); | Знать: задачи дизайна, различные виды фотографий Уметь: - рассказывать о происхождении дизайна и целях работы художников-дизайнеров - отличать художественные фотографии от других видов этого искусства | С.16-19 | Практическая работа. Анализ работ | 1 нед. окт. | ||
На пути к мастерству ( 19 ч) | ||||||||||
6 | На пути к мастерству. Родная природа. Поэт пейзажа. Изучаем работу мастера (И. Левитан «Печальная, но дивная пора»). | Изучение нового материала | Связь художественных ассоциаций с жизненными впечатлениями и их передача в образе | Познавательные: - Преобразовывать информацию из одной формы в другую, самостоятельно выполнять творческие задания; - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные: - Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: а) донести свою позицию до собеседника; - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроке изобразительного искусства и следовать им. - Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Личностные: Самостоятельно определять и описывать собственные чувства, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. Личностные: Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению задании Познавательные: - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Коммуникативные: - Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: а) донести свою позицию до собеседника; Регулятивные УУД • Проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные УУД •Делать предварительный отбор источников информации Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Личностные: Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве. Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. | Знать: о творчестве И.Левитана, его картины об осени. Уметь: - подбирать к картинам подходящие стихи - написать осенний пейзаж по воображению или с натуры в рабочей тетради | С.20-21 | Текущий | 2 нед окт | ||
7 | Изучаем работу мастера (Д. Митрохин «Яблоки»). Твоя мастерская: использование разных видов штриховки. | Изучение нового материала | Приемы штриховки цветными карандашами | Знать: различные виды штриховки для более выразительной передачи объема Уметь: на примере рисунка Д.Митрохина «Яблоки», как можно передать объем предмета с помощью цветных карандашей | С.22-23 | Текущий | 3 нед окт | |||
8 | Градации светотени. Рефлекс. Падающая тень. | Изучение нового материала | Понятие о светотени: свет, тень, полутень, блик, рефлекс и падающая тень | Знать: где на предмете самое светлое место, а где – самое темное, понятие о конструкции предмета Уметь: определить, откуда на постановку падает свет и как в зависимости от этого на предметах распределяется светотень | С.24-25 | Практическая индивидуальная работа | 4 нед окт | |||
9 | Твоя мастерская: конструкция предмета. | Комбинированный урок | Знать: где на предмете самое светлое место, а где – самое темное, понятие о конструкции предмета Уметь: определить, откуда на постановку падает свет и как в зависимости от этого на предметах распределяется светотень | С.25 | Практическая коллективная работа. Анализ работ | 2 нед нояб | ||||
10 | Композиция на заданную тему. Оформление творческих работ. | Комбинированный урок | Создание композиции по опорной схеме Иметь представление о значении рамки для цельности восприятия любой Выполнить с помощью опорной схемы композицию «Летние зарисовки» и оформить работу | Знать: о значении рамки для цельности восприятия любой творческой работы Уметь: составлять и использовать для создания композиции опорную схему | С.26-27 | Текущий. Практическая коллективная работа. Анализ работ | 3 нед нояб | |||
11 | Композиция на заданную тему. Оформление творческих работ. | Комбинированный урок | С.27 | Текущий. Практическая индивидуальная работа | 4 нед нояб | |||||
12 | Зарисовки животных. Твоя мастерская: от зарисовок к иллюстрации. | Комбинированный урок | Представление о значении зарисовок с натуры для создания более значительных творческих работ | Знать: о значении зарисовок с натуры для создания более значительных творческих работ Уметь: выполнить творческое задание, оформить свои работы и организовать в классе выставку рисунков и иллюстраций с животными | С.28-29 | Практическая работа. Анализ работ | 5 нед нояб | |||
13 | Зарисовки животных. Твоя мастерская: от зарисовок к иллюстрации. | Комбинированный урок | С.28-29 | Текущий. Практическая работа. Анализ работ | 1 нед декаб | |||||
14 | Отмывка. Гризайль. | Изучение нового материала | Уметь: изучить материалы и выполнить творческие задания учебника | С.32-33 | Практическая работа. | 2 нед декаб | ||||
15 | Композиции и ее основные законы. | Комбинированный урок | Рисование с натуры в любом материале простой натюрморт, стараясь следовать основным законам композиции | Знать: основные законы композиции Уметь: нарисовать с натуры в любом материале простой натюрморт, стараясь следовать основным законам композиции | Практическая работа. | 3 нед декаб | ||||
16 | Композиции и ее основные законы. | Комбинированный урок | Практическая коллективная работа. | 4 нед декаб | ||||||
17 | Родная история и искусство. Народные промыслы: нижегородская резьба по дереву. | Комбинированный урок | Особенности нижегородской резьбы по дереву | Уметь: изучить особенности нижегородской резьбы по дереву и выполнить в процессе изучения материала задания учебника | С.34-35 | Практическая работа. Анализ работ | 3 нед январ | |||
18 | Линейная перспектива. | Изучение нового материала | Знакомство с основами дизайна. Алгоритм работы над дизайнерским проектом | Знать: что такое точка схода Уметь: делать простые построения перспективы, находить точку схода в произведениях известных художников | С.36-37 | Практическая самостоятельная работа | 4 нед январ | |||
19 | Линейная перспектива. | Изучение нового материала | Средства худ. выразительности: воздушная и линейная перспектива | С.36-37 | Практическая индивидуальная работа. | 5 нед января - 1 нед февр | ||||
20 | Фигура человека. Пропорции. | Изучение нового материала | Изучить пропорции человеческой фигуры, иметь представление о модуле | Знать: пропорции человеческой фигуры, иметь представление о модуле Уметь: выполнить задания учебника и тетради, сделать несколько набросков с натуры | С.40-41 | Практическая индивидуальная работа. | 2 нед февр | |||
21 | Фигура человека. Пропорции. | Комбинированный урок | С.40-41 | Практическая индивидуальная работа. | 3 нед февр | |||||
22 | Фигура человека. Пропорции. | Комбинированный урок | Иметь представление о необходимости соблюдения определённых пропорций при создании образов сказочных героев | Знать: пропорции человеческой фигуры, иметь представление о модуле Изучение пропорций человеческой фигуры; определение различий пропорций мужской и женской фигуры. | С.40-41 | Практическая индивидуальная работа. | 4 нед февр | |||
23 | Фигура человека. Пропорции. | Комбинированный урок | С.40-41 | Практическая индивидуальная работа. | 5 нед февраля-1 нед марта | |||||
24 | Для любознательных: китайский рисунок кистью. | Изучение нового материала | Представлять особенности китайского искусства рисования. | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Участвовать в диалоге при обсуждении плана выполнения учебного задания | Уметь: самостоятельно изучить тему, выполнить в процессе изучения материала задания учебника | С.42-43 | Практическая индивидуальная работа. | 2 нед марта | ||
Учимся видеть и говорить на языке искусства (6 ч.) | ||||||||||
25 | Для любознательных: родная история и искусство – русский народный театр. | Комбинированный урок | Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино | Личностные: Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний Познавательные: - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Коммуникативные: - Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: а) донести свою позицию до собеседника; Регулятивные УУД • Проговаривать последовательность действий на уроке. | Уметь: - самостоятельно изучить тему, выполнить в процессе изучения материала задания учебника - | С.44-45 | Практическая индивидуальная работа. | 3 нед марта | ||
26 | Для любознательных: родная история и искусство – русский народный театр | Комбинированный урок | Ведущие художественные музеи России: Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. | Уметь: - самостоятельно изучить тему, выполнить в процессе изучения материала задания учебника и тетради; - подготовить постановку кукольного спектакля
| С.44-45 | Практическая индивидуальная работа. | 4 нед марта | |||
27 | Для любознательных: родная история и искусство – русский народный театр. | Комбинированный урок | С.44-45 | Практическая индивидуальная работа. Анализ работ | 1 нед апреля | |||||
28 | Для любознательных: родная история и искусство – русский народный театр. | Комбинированный урок | С.44-45 | Практическая индивидуальная работа. Анализ работ | 2нед апреля | |||||
29 | Учимся видеть: Эрмитаж | Изучение нового материала | Знать историю основания Эрмитажа . Рассказывать о живописных произведениях на языке искусства | Знакомство с историей создания Эрмитажа. Расширение знаний обучающихся о жанрах изобразительного искусства. Создание виртуальной экскурсии. | Знать: историю основания Эрмитажа Уметь: рассказывать о живописных произведениях на языке искусства | С.46-63 | Текущий | 3 нед апреля | ||
30 | Учимся видеть: Эрмитаж | Комбинированный урок | С.46-63 | Текущий.. Анализ работ | 4 нед апреля | |||||
На пути к мастерству ( 4 ч) | ||||||||||
31 | Родная история и искусство. Изучаем работы мастеров: (А. Дейнеко «Оборона Севастополя», П. Оссовский «Салют Победы») | Изучение нового материала | Разработка макета классного «Альбома Славы». Коллективная работа. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Знать: работы советских художников, посвященные Великой Победе Уметь: разработать макет альбома | С.38-39 | Текущий Практическая работа | 5 нед. апреля-1 нед. мая | ||
32 | Родная история и искусство. Изучаем работы мастеров: (М. Кугач «Дед и внук»). | Изучение нового материала | С.38-39 | Текущий. Коллективная работа | 2 нед мая | |||||
33 | Проекты. | Комбинированный урок | Алгоритм работы над дизайнерским проектом | Выполнять своими руками подарки родным к праздникам; проводить анализ задания с опорой на схему; реализовывать творческий замысел в создании художественного образа. | С.79 | Практическая коллективная работа | 3 нед мая | |||
34 | Проекты. | Комбинированный урок | Алгоритм работы над дизайнерским проектом | С.79 | Практическая коллективная работа | 4 нед мая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Аквариум - маленькая искусственная экосистема", УМК "Школа 2100", 3 класс.
Данный конспект урока разработан с применением ИКТ, что позволяет повысить интерес учащихся к данной теме....
Тематическое планирование уроков. 3 класс. УМК "Школа 2100"
Готовое календарно - тематическое планирование помоет подготовится к новому учебному году....
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...