Рабочая программа по ИЗО для 2 класса (УМК «Школа России»)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Соловьева Оксана Николаевна

Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе

– Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577););

- Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

– Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. - М.: Просвещение, 2015.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_2_klass.doc287.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе

– Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577););

- Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

– Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. - М.: Просвещение, 2015.

- Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Новоярковская СОШ»,  

- Положения «О рабочей программе педагога МКОУ «Новоярковская СОШ».

- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями)

Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство»  — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка. Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника

в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

    —  изобразительная художественная деятельность;

        —  декоративная художественная деятельность;

        —  конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Используемый учебно-методический комплект.

1.И.Коротеева «Изобразительное искусство. Искусство и ты. Учебник   2 класс». - М.: «Просвещение», 2012г.

2.Б.М.Неменский, Л.А.Неменская.   Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки.1-4 классы.  М.: «Просвещение», 2013г.

Место курса «Изобразительное искусство» в учебном плане

В соответствии с учебным планом МКОУ «Новоярковская СОШ» на 2017-2018 учебный год на изучение  предмета  «Изобразительное искусство»  во 2 классе отводится  1 час в неделю. Общий объем учебного времени за год составляет 34 часа.

Формы организации учебного процесса.

Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности.

Применяются технологии индивидуального, индивидуально – группового, группового и коллективного способа обучения, технологии уровневой дифференциации, развивающего обучения и воспитания.

Используются следующие средства обучения:

учебно – наглядные пособия (таблицы, модели, презентации)

Особенности организации контроля

Контроль за уровнем достижений обучающихся  проводится в форме устной оценки за выполненную работу. Контрольных работ и промежуточного контроля по предмету  нет.

Результаты изучения предмета

Освоение данной программы обеспечивает достижение  следующих  результатов:

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень

  • сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

Формы и средства контроля

В процессе освоения планируемого учебного материала для контроля образовательных результатов обучающихся учителем используются следующие формы текущего контроля: устный ответ, самостоятельные, групповые работы. Текущий контроль по изобразительному искусству осуществляется на каждом уроке в виде устной и практической работы.

Промежуточная аттестация проводится с целью оценки качества освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание). Промежуточная аттестация проводится по четвертям (1, 2, 3, 4 четверти) и году. Четвертная отметка учащихся выставляется на основе результатов текущего контроля знаний, годовая – на основе четвертных отметок.

          Критерии и нормы  оценивания образовательных результатов по предмету определяются локальным нормативным актом школы «Положение о критериях и нормах оценивания предметных результатов учащихся МКОУ «Новоярковская СОШ» на уровне начального общего образования.

Содержание курса

Как и чем  работает художник?(8ч)

Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник. Выразительные возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер различных материалов.

Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок. Роль черной и белой красок. Ритм линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж.

Реальность и фантазия  (7 ч)

Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника.

Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек.

Развитие духовной и эмоциональной сферы ребёнка через общение с природой.

О чём говорит искусство (11ч)

Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение  к тому, что он изображает, украшает, и строит.

Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев.

Как говорит искусство (8 ч) Средства образной выразительности в изобразительном искусстве. Эмоциональное воздействие цвета: тёплое – холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма, ритм пятен, линий.

Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур.

Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств художника.



Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела, темы урока

Количество часов

Из них: к/р, п/р, тесты, проекты и др.

УУД, формируемые в рамках изучения урока

Дата

Как и чем работает художник? (8ч)

1

Три основных цвета - желтый, красный, синий

1

Практическая работа: изображение цветов

П: знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства).

К:- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы.

Р:- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

Л.Р.: - уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- иметь эстетическую потребность в общении с  природой, в творческом  отношении к окружающему миру,  в самостоятельной практической творческой деятельности; Учащиеся научатся: понимать учебную задачу и стремиться её выполнять; оценивать свои достижения; наблюдать цветовые сочетания, смешивать краски, овладевать первичными живописными навыками.

2

Белая и черная краски

1

Практическая работа: изображение природных стихий

3

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности

1

Практическая работа: изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению)

4

Выразительные возможности аппликации

1

Практическая работа: создание панно «Опавшие листья»

П: - применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ

К: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

Р: - находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

Л.Р.: - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Учащиеся научатся: понимать учебную задачу и стремиться её выполнять; оценивать свои достижения; овладевать техникой и способами аппликации; понимать и использовать особенности изображения на плоскости.

5

Выразительные возможности графических материалов

1

Практическая работа: изображение зимнего леса (по памяти и впечатлениям)

Осваивать приемы работы графическими материалами

6

Выразительность материалов для работы в объеме

1

Практическая работа: изображение животных родного края(по памяти и впечатлениям).

Учащиеся научатся: понимать учебную задачу и стремиться её выполнять; оценивать свои достижения; создавать объемное изображение животного с передачей характера.

7

Выразительные возможности бумаги

1

Практическая работа:  сооружение игровой площадки для вылепленных животных.

8

Неожиданные материалы (обобщение темы)

1

Практическая работа: изображение ночного праздничного города

Учащиеся научатся: понимать учебную задачу и стремиться её выполнять; оценивать свои достижения и деятельность одноклассников; обобщать пройденный материал, обсуждать творческие работы

Реальность и фантазия (7ч)

9

Изображение и реальность

1

Практическая работа: изображение любимого животного.

Л:

- развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;

- осмысление своего поведения в школьном коллективе;

- ориентация на понимание причин успеха в деятельности.

Р:

- целеполагание,  как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;

- умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания;

- умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном.

П:- устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

- умение поиска и выделения нужной информации;

- умение прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий.

К:

- умение вступать в диалог с учителем и одноклассниками;

- понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.

10

Изображение и фантазия

1

Практическая работа: изображение фантастического животного.

11

Украшение и реальность

1

Практическая работа: изображение паутинок с росой, веточками деревьев или снежинок.

12

Украшение и фантазия

1

Практическая работа: изображение кружева, украшение узором воротничка для платья.

13

Постройка и реальность

1

Практическая работа: конструирование из бумаги подводного мира.

14

Постройка и фантазия

1

Практическая работа: создание макетов фантастических зданий

15

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы)

1

Практическая работа: конструирование и украшение ёлочных игрушек.

О чем говорит искусство (9ч)

16

Изображение природы в различных состояниях

1

Практическая работа: изображение контрастных  состояний природы.

Учащиеся научатся: понимать учебную задачу и стремиться её выполнять ; оценивать свои достижения изображать живописными материалами контрастные состояния природы; развивать колористические навыки работы гуашью.

17

Изображение характера животных

1

Практическая работа: изображение животных весёлых, стремительных, угрожающих.

Учащиеся научатся: понимать учебную задачу и стремиться её выполнять; оценивать свои достижения; входить в образ изображаемого животного; развивать  навыки работы гуашью.

18

Изображение характера человека: женский образ

1

Практическая работа: изображение противоположных по характеру сказочных женских образов.

Учащиеся научатся: понимать учебную задачу и стремиться её выполнять; оценивать свои достижения; создавать живописными материалами контрастные образы.

19

Изображение характера человека: мужской образ

1

Практическая работа: изображение доброго и злого героев из знакомых сказок.

20

Образ человека в скульптуре

1

Практическая работа: создание в объеме сказочных образов.

Учащиеся научатся: понимать учебную задачу и стремиться её выполнять; оценивать свои достижения; создавать в объеме сказочные образы с ярко выраженным характером.

21

Человек и его украшения

1

Практическая работа: украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников.

Учащиеся научатся: понимать учебную задачу и стремиться её выполнять ; оценивать свои достижения; создавать декоративные композиции заданной формы.

22

О чём говорят украшения

1

Практическая работа: аппликация «Сказочные флоты» (праздничный и пиратский)

Учащиеся научатся: понимать учебную задачу и стремиться её выполнять ; оценивать свои достижения; понимать характер линий, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека.

23

Образ здания

1

Практическая работа: создание сказочных построек (дворец Снежной королевы)

Учащиеся научатся: понимать учебную задачу и стремиться её выполнять ; оценивать свои достижения ; учиться видеть художественный образ в архитектуре; приобретать опыт творческой работы.

24

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение (обобщение темы)

1

Практическая работа: выставка творческих работ

Учащиеся научатся: понимать учебную задачу и стремиться её выполнять ; оценивать свои достижения и деятельность одноклассников; обобщать пройденный материал, обсуждать творческие работы.

Как говорит искусство (8ч)

25

Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного

1

Практическая работа: изображение горящего костра и холодной синей ночи.

Учащиеся научатся: понимать учебную задачу и стремиться её выполнять оценивать свои достижения; расширять знания о средствах художественной выразительности.

26

Тихие и звонкие цвета

1

Практическая работа: изображение весенней земли (по памяти и впечатлению).

Учащиеся научатся: понимать учебную задачу и стремиться её выполнять ; оценивать свои достижения; иметь представление об эмоциональной выразительности цвета; создавать колористическое богатство внутри одной цветовой гаммы.

27

Что такое ритм линий?

1

Практическая работа: изображение весенних ручьев.

Учащиеся научатся: понимать учебную задачу и стремиться её выполнять; оценивать свои достижения; расширять знания о средствах художественной выразительности.

28

Характер линий

1

Практическая работа: изображение нежных и могучих веток.

Учащиеся научатся: понимать учебную задачу и стремиться её выполнять; оценивать свои достижения; расширять знания о средствах художественной выразительности; использовать в работе сочетание различных материалов и инструментов.

29

Ритм пятен

1

Практическая работа: ритмичное изображение летящих птиц.

Учащиеся научатся: понимать учебную задачу и стремиться её выполнять; оценивать свои достижения; расширять знания о средствах художественной выразительности; понимать что такое ритм.

30

Пропорции выражают характер

1

Практическая работа: конструирование птиц с разными пропорциями.

Учащиеся научатся: понимать учебную задачу и стремиться её выполнять ; оценивать свои достижения; развивать навыки творческой работы в технике обрывной аппликации.

31

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности

1

Практическая работа: создание коллективного панно «Весна. Шум птиц».

Учащиеся научатся: понимать учебную задачу и стремиться её выполнять; оценивать свои достижения; расширять знания о средствах художественной выразительности; создавать выразительные образы с помощью изменения пропорций.

32

Обобщающий урок года

1

Практическая работа: выставка детских работ.

Учащиеся научатся: понимать учебную задачу и стремиться её выполнять; оценивать свои достижения и деятельность одноклассников; обобщать полученные знания.

33-34

Резервные уроки

2


Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Для реализации программного содержания учителем используется:

  1. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. - М.: Просвещение, 2015.

2. И.Коротеева «Изобразительное искусство. Искусство и ты. Учебник   2 класс». - М.: «Просвещение», 2012г.

3. Б.М.Неменский, Л.А.Неменская.   Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки.1-4 классы.  М.: «Просвещение», 2013г.

Интернет- ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений и докладов:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki 
  2. http://moikompas.ru/tags/plastilin 
  3. http://art.thelib.ru/culture/pictures/iskusstvo_yaponii.html 
  4. http://orientmuseam.ru/art 
  5. http://www.vasnecov.ru 

Лист внесения изменений

Дата внесения изменений

№ п/п

Содержание

Основание Приказ  №

Форма  внесения изменений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 4 класс УМК "Школа России"

Начальный курс математики – интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном ч...

Рабочая программа по технологии 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа  учебного предмета «Технология» (Труд) составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и программ...

Рабочие программы по предметам 4 класс УМК Школа России

Раьбочие программы по предметам для 4 класса по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии, физической культуре, азбуке Смоленского края с пояснительной запиской и ...

рабочая программа по математике 1 класс УМК школа России ФГОС

Данная рабочая учебная программа по литературному чтению для 1 класса  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепци...

Рабочая программа по математике 3 класс УМК "Школа России".

Рабочая  программа  включает  в  себя  пояснительную записку  и  календарно - тематическое  планирование  по предмету  "Математика"  3  клас...

Рабочая программа по математике 2 класс (УМК "Школа России")

Рабочая программа по математике 2 класс(УМК "Школа России") для детей с нарушением ОДА....

Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования   на основе Примерной программы  ...