Урок изобразительного искусства в 3 классе "Твои игрушки"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)
Технологическаяя карта урока ИЗО в 3 классе. Знакомство с народными промыслами.
На уроке учащиеся:
- учатся различать игрушки дымковского и филимоновского художественного промысла;
- выполнять лепку фигурок по мотивам народных игрушек;
- развивают художественный вкус, фантазию, творческое воображение;
- учатся создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения;
- научатся характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они изготовлены.
На уроке использована
– фронтальная работа
– индивидуальная работа
– работа в парах.
Итог урока :расширить представления учащихся о народных художественных промыслах; воспитывать уважительное отношение к работам народных мастеров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_izo_v_3_klasse_2.docx | 33.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Фоменко Ирина Ивановна, учитель начальных классов
БОУ СОШ №10 станица Васюринская МО Динской район
Предмет: Изобразительное искусство
Класс: 3 класс
УМК: «Школа России», «Изобразительное искусство» Москва, «Просвещение» 2015г.
Тема урока: «Твои игрушки».
Тип урока: Урок систематизации знаний.
Цель: расширить представления учащихся о народных художественных промыслах; воспитывать уважительное отношение к работам народных мастеров.
Задачи:
- учить различать игрушки дымковского и филимоновского художественного промысла;
- учить выполнять лепку фигурок по мотивам народных игрушек;
-развивать художественный вкус, фантазию, творческое воображение;
- учить создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения;
- учить характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они изготовлены.
Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроке:
Познавательные УУД:
- научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о приемах лепки народных игрушек.
Регулятивные УУД:
- научатся приниматьи сохранять учебную задачу;
- сохранять уверенность в своих силах;
- анализировать собственную деятельность на уроке.
Коммуникативные УУД:
- овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками;
- научатся корректно отвечать на вопросы, делать выводы.
Формирование личностных результатов:
- понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
- быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.
Оборудование:
Пластилин, дощечка, стеки, салфетки, образец изделия, игрушки (дымковские, филимоновские);
учебник ««Изобразительное искусство» Москва, «Просвещение» 2015г.;
Организация пространства:
- фронтальная работа
- индивидуальная работа
- работа в парах.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
I. Организационный момент. | Учитель проверяет готовность к уроку. - Сегодня, ребята мы поговорим об игрушках, но необычных, а народных. Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были – везде встретим чудо мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Сегодня вы научитесь лепить разные фигурки по мотивам народных промыслов. | Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности понимают личную ответственность за будущий результат. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. |
II.Актуализация знаний и пробное учебное действие. | - В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только не мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы… Ну а там, где жили гончары, - лепили из глины. Изготовление глиняных игрушек – особая отрасль гончарного дела. Мастера – игрушечники чаще всего изготовляют игрушки-свистульки в виде коней, птиц, козлов, баранов. В глубокой древности игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники. Игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от всякого зла. В глиняной игрушке живут образы, уже знакомые нам: конь, птица, баба. Они живут в памяти народа и продолжают его древние традиции. - Начнем знакомство с народной игрушкой дымковского промысла. Ученик читает стихотворение Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей! В ней нету цвета дымного, Что серости серей. В ней то-то есть о радуги, От капелек росы, В ней что-то есть от радости, Гремящей, как басы. Она глядит не прянично – Ликующе и празднично, В ней молодость – изюминка! В ней удаль и размах! Сияйте, охра с суриком, По всей земле в домах. - Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Оказывается глиняные игрушки делали зимой и ранней весной когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке «Свистунья». Чтобы обжечь игрушки, печь топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим. Учитель демонстрирует игрушки. Обращает внимание на особенности дымковской игрушки. -Исследователи связывают изготовление этой игрушки с весенней ярмаркой «Свистуньей», или «Свистопляской». Пробуждение природы, прилет птиц, надежды на будущий урожай (закупка зерна именно и происходила на этой ярмарке) – все это витало в воздухе и рождало веселое настроение, радостное ожидание, вместе с тем появлялись и яркие игрушки, какой и была дымковская игрушка. Первоначально дымковская игрушка была свистулькой, на которой можно было воспроизвести несложную мелодию или наигрыш. Позже свистульки уступили место простой, но яркой игрушке, изготовляемой на продажу. - Опишите дымковскую игрушку. (Дымковская барыня очень нарядна. На голове – кудри, шляпки, кокошники. На плечах пелерина, пышные рукава. В руках – сумочка, зонтик, собачка и др. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, горошины. Особой выдумкой отличаются фигурки, изображающие животных и птиц. Очень красивы дымковские кони с пышной гривой и хвостом. Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и красным гребнем, похожим на причудливый цветок. На его груди всегда сияет круг – символ солнца). - И по сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерам. - Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему? - Как можно расписать игрушки, какие элементы лучше выбрать? (Кружки, полоски, волны, точки, кольца). - Какие цвета любят мастера Дымково? (Яркие, нарядные: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый). А сейчас познакомимся с другой игрушкой. В деревне Филимоново Тульской области с давних времен делают филимоновские игрушки. Фигуры с вытянутыми пропорциями, мягкими очертаниями формы выглядят очень стройными и изящными. Они вылеплены из белой, с синеватым оттенком, вязкой и податливой глины. Филимоновские игрушки почти всегда со свистком. Высокие стройные крестьянки часто держат что-то в руках: ребенка, курицу и т.д. Мужские фигуры статные, длинноногие, немного смешные. Очень большое разнообразие персонажей у филимоновской игрушки. Здесь удивительные кони с длинными, как у жирафа шеями, коровки, петухи, курицы, собаки, свиньи и разные диковинные существа. У персонажей филимоновской игрушки небольшая голова плавно перетекает в длинную, стройную шею, что тпридает фигурке горделивую осанку, легкость силуэта и устремленность ввысь. - Какие цвета используют мастера? (Желтый, красный, зеленый - основные цвета росписи филимоновской игрушки). | Личностные УУД: имеют желание учиться новому и способны к организации своей деятельности(планированию, контролю, оценке); эстетически воспринимают изделия декоративно-прикладного искусства. Познавательные УУД: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации. Коммуникативные УУД: инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, отвечают на вопросы, делают выводы. Регулятивные УУД: ориентируются в учебнике, принимают и сохраняют учебную задачу. |
Физкультминутка | «Бабочки» Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела. | Личностные УУД: положительно относятся к занятиям с двигательной деятельностью, сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью. |
III. Творческая практическая деятельность. | Проверка организации рабочего места. Итак, ребята, мы познакомились с народной игрушкой дымковского и филимоновского промыслов. Думаю, вы согласитесь с выводом о том, что каждая из них хороша по-своему. Они поражают своей простотой и выразительностью. Ярок и красочен живописный язык народных игрушек. А теперь, попробуем сами вылепить такие игрушки. Сегодня вы будете мастерами игрушечных дел. Самая интересная игрушка-барыня по дымковским традициям: - начинаем лепить игрушку с юбки в виде широкого колокола; - затем прикрепляем торс в виде кубика, вытягивая шею; - на нее укрепляем голову в виде шарика; - к плечам прикрепляем «колбаски», осторожно сгибаем их к талии» - голову обрамляем шляпкой; - все места соединений хорошо заглаживаем. В процессе лепки учитель контролирует правильность приемов работы с пластилином. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учеников.
| Регулятивные УУД: при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану, умеют корректировать деятельность:вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения. Коммуникативные УУД: строят понятные для партнера высказывания, формулируют собственное мнение, адекватно используют средства устной речи для решения коммуникативных задач, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находят варианты решения учебной задачи. Познавательные УУД: анализируют поделку и план работы над изделием, выделяя основные этапы и приемы его изготовления. |
IV. Итоги урока. Рефлексия | Учитель организует обсуждение качества изготовления изделий в процессе просмотра работ. Комментирует и оценивает качество выполненной работы по критериям. Проводит беседу по вопросам. - Соответствует ли выполненное изделие задуманному плану? - Насколько хорошо вы спланировали и использовали урочное время? - Что можно было сделать по-другому? - Чему научились сегодня на уроке? - Что нового узнали? | Регулятивные УУД: оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке. Личностные УУД: сориентированы на уважительное отношение к труду мастеров, обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку изобразительного искусства на тему "Каргапольская игрушка"
Презентация "Каргопольская игрушка" . В данной работе представлена информация о Каргополье, об узорах, используемых для росписи каргопольских игрушек, варианты различных игрушек....
Презентация к уроку изобразительного искусства на тему "Дымковская игрушка"
Презентацию можно использовать на уроках изобразительного искусства или технологии, посвящённых изучению народных промыслов....
Урок изобразительного искусства в 3 классе. Тема "Дымковская игрушка. Рисование элементов орнамента".
Используемые средства: Учебник, глиняные игрушки (индюк, барыня, водоноска), изготовляемые в Дымковской слободе. Фотографии с изображением народных игрушек.Листы бумаги для рисования с кон...
Конспект урока изобразительного искусства по теме "Рисование новогодней игрушки". 2 класс коррекционной школы VIII вида
Конспект урока изобразительного искусства по теме "Рисование новогодней игрушки". 2 класс коррекционной школы VIII вида. Форма проведения урока - заочное путешествие....
Презентация к уроку изобразительного искусства в 3 классе "Дымковская игрушка"
Цель:•способствовать эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного искусства;•закрепить знания геометрического орнамента на Дымковской игрушкеЗадачи:•продолжать знакомить детей с на...
Технологическая карта урока изобразительного искусства :"Каргопольская глиняная игрушка " (УМК "Перспектива", 1 класс)
Тема урока изобразительного искусства: «Каргопольская глиняная игрушка».Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представления об истории возникно...
Технологическая карта урока изобразительное искусство «Филимоновская глиняная игрушка» (УМК «Школа России», 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с историей возникновения филимоновской глиняной игрушки; расписывание глиняной игрушки.Задачи урокаДидактические:1)...