НОД "Ознакомление детей 6-7 лет с живописью"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)
Конспект занятия по ИЗО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_izobrazitelnoy_deyatelnosti_s_detmi_podgotovitelnoy_gruppy.docx | 699.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Серия бесед по художественно – эстетическому развитию.
Ознакомление детей подготовительной группы с живописью.
Цели: Дать представление о жанре живописи – натюрморт.
Задачи:
- Познакомить с картинами русских художников.
- Учить описывать картину словами.
- Развивать цветоощущения и цветовосприятие.
- Развивать память с помощью мнемотехники.
Беседа первая.
Сегодня мы с вами будем знакомиться с жанром живописи – натюрмортом. Это слово прибыло к нам из другой страны. «Натюрморт» - слово французское, буквально оно означает «мертвая природа». Но не пугайтесь. Это ведь нарисованная природа.
Натюрмортом называют картины, на которых изображены фрукты, цветы, рыба и так далее и тому подобное.
Например захотелось вам нарисовать вазу с полевыми цветами, а рядом - блюдо с яблоками, грушами, виноградом - великолепно, это будет очень красивый натюрморт.
Появился натюрморт в Голландии в начале 17 века. Таким словом называли картины, на которых была изображена битая дичь. Позже слово «натюрморт» приобрело широкое значение. Темой для натюрмортов стали самые разные вещи, окружающие человека: цветы, посуда, книги. Все, что в жизни нас окружает - все это может быть героем натюрморта.
Разучим стихотворения «Если видишь на картине…» с использованием мнемотаблицы.
? | |||
или | |||
или | |||
или | |||
или | или | ||
или | сразу | ||
! | что | Н – Т |
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это - натюрморт.
Итак, натюрморт это изображение предметов, которые окружают человека. Натюрморт может быть фруктовым, овощным, цветочным или посудным. Давайте попробуем составить свой натюрморт с помощью предметов, которые лежат у вас на столе. ( У детей на столах лежат плоскостные изображения фруктов, овощей, цветов, вазы разной формы, предметы посуды. Дети составляют натюрморты).
Наша беседа подошла к концу.
На следующем занятии мы познакомимся с натюрмортами художников.
Беседа вторая.
В прошлый раз, мы знакомились с жанром живописи – натюрмортом. Кто нам расскажет, что такое натюрморт. (Ответы детей). Сегодня мы рассмотрим картины художников. Посмотрите эта натюрморт Петра Кончаловского «Сирень».
П. Кончаловский "Сирень" (1939)
Картина знаменитого русского художника Петра Кончаловского «Сирень» выделяется среди других полотен с изображением цветов. Автору очень нравились цветы, он с удовольствием их рисовал, а к сирени относился с обожанием. Множество работ художник посвятил именно сирени. На картине изображен пышный букет сирени. Переливы лилового, белого, сиреневого, красного, бордового и голубого цветов создают множество оттенков, местами напоминающих мягкое сияние жемчуга. Яркие зеленые листья выглядят живыми, наверное ветки срезали недавно. Роскошные гроздья сирени выглядят влажными и тяжелыми. Они склоняются над столом, на котором стоит корзина. Фон картины состоит из стола и стены. Они выполнены в холодных серо – коричневых оттенках. Это подчеркивает яркость веток сирени, они выглядят живыми.
А эта картина И.И. Машкова "Клубника и белый кувшин"
Илья Иванович Машков – знаменитый русский художник начала двадцатого века. В своих работах автор отдавал предпочтение натюрмортам, изображая красоту ягод, цветов, фарфоровых фигурок и других предметов домашней утвари. Наиболее известным натюрмортом мастера кисти была картина «Клубника и белый кувшин», написанная в 1943 году. На картине изображены спелые, сочные ягоды.
На переднем плане картины искусно красуются спелые крупные ягоды клубники. Каждая из них как будто расположена таким образом, чтобы показать себя с наилучшей стороны. Две самых спелых и больших клубнички изображены слева, их спелость еще более выразительна в подсветке солнечными лучами, которые падают слева на стол. Остальные ягоды клубники расположены правее на столе, они уже не настолько яркие, но тоже спелые. Хотя есть справа две некрупных ягодки и чуть-чуть недозревших. На заднем плане картины тоже есть клубника, она горкой уложена на серебряном блюде.
В центре картины расположена мисочка с синей каемочкой, наполненная ягодами черной и белой смородины. В центре слева смородина очень хорошо подсвечивается солнечными лучами. И от этого блеска ягоды черной смородины выглядят как драгоценные черные жемчужины, а ягоды белой смородины создают впечатление рассыпанных бриллиантов. В центре картины стоит прозрачная ваза с веточками черной и белой смородины. И завершает композицию на темном фоне заднего плана большой пузатый глиняный кувшин. Интересно, что в этом кувшине? Возможно свежее парное молочко. Картина как будто излучает тепло прекрасного летнего солнечного дня.
Вот еще одна картина с изображением натюрморта. Это картина Ильи Репина “Яблоки и листья”
История картины “Яблоки и листья” несколько необычна. Натюрморт, сочетавший фрукты и листья, был поставлен для ученика Репина, В.А. Серова. Предметная композиция настолько понравилась учителю, что он решил сам написать такой натюрморт. Цветы и плоды привлекали многих художников, предпочитавших из других вещей именно эти, наиболее поэтично и красиво показывающие мир природы.
И. Е. Репин, Яблоки и листья, 1879, ГРМ
Давайте вспомним картины, о которых мы сегодня говорили.
Д/И «Узнай по описанию»
- на серо – коричневом фоне изображена корзина с любимыми цветами художника.
- Этот натюрморт был составлен для ученика великого художника, но художнику самому так понравилась композиция, что он написал сам эту картину.
- в центре картины расположена мисочка с синей каемочкой, наполненная ягодами черной и белой смородины. В центре слева смородина очень хорошо подсвечивается солнечными лучами. В центре картины стоит прозрачная ваза с веточками черной и белой смородины. И завершает композицию на темном фоне заднего плана большой пузатый глиняный кувшин.
Беседа третья.
На предыдущем занятии мы смотрели натюрморты великих русских художников. Давайте их вспомним.
Д/И «Узнай по картину по ее части». Детям предлагается фрагмент картины, по которому они ее определяют и называют.
Давайте вспомним фамилии художников, писавших натюрморты. А помогут вам карты, если вы вычеркните лишние буквы, то прочитаете фамилии.
V | К | D | О | U | R | Н | Ч |
S | R | А | W | L | Л | W | О |
В | С | F | Q | К | Z | И | Й |
Р | W | F | Y | L | I | Z | Q |
D | Е | R | П | N | И | V | Н |
V | М | I | А | L | V | Ш | S |
R | U | К | J | О | W | Q | В |
Давайте попробуем описать картины этих художников словами.
Д/И «Опиши картину словами». Цель: Развивать связную речь, учить составлять простые предложения. Дети описывают изображение на картине. ( Например картина «Сирень», на передний план я поставлю плетеную корзину. В корзине будут ветки сирени, разных цветов. За корзиной расположена стена серо – коричневого цвета.)
А теперь мы превратимся в настоящих художников и будем рисовать свой натюрморт. Только сначала мы его составим. На передний план мы поставим вазу, в нее положим овощи и фрукты, разных цветов. А фоном будет стол и стена. (выкладываем композицию). Все готово, можно приступать к рисованию. У вас все получится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прогулка - творчество "Галерея асфальтовой живописи"
Прогулка - важная составляющая часть работы группы продленного дня - позволяет решать ряд учебных, развивающих и воспитательных задач. Так, например, прогулка-творчество позволит не только отдохнуть р...
Конспект занятия Арт-студии "Юные художники" "Имитация витража живописью пластилином на стекле" для детей 6-12 лет.
Конспект был написан для проведения открытого занятия районного этапа всероссийского конкурса педагогических достижений педагогов дополнительного образования "Сердце о...
Дети в живописи художников 19 века
Предлагаю использовать приложение "Юный экскурсовод" для работы с репродукциями картин....
Нравственно-эстетическое воспитание детей в начальной школе через восприятие живописи посредством игры и вовлеченности в процесс.
Данный материал включает в себя художественно-педагогические разработки, авторские игры и уникальные материалы , направленные на развитие у детей начальной школы чувства красоты и эстетики...
Мастер-класс по пластилиновой живописи для детей с ОВЗ «Цветочные фантазии»
Мастер-класс разработан воспитателем ГБОУ "Альметьевской школы-интернат для детей с ОВЗ". Рекомендован для занятий кружковой деятельности и на уроках технологии для детей с ОВЗ в началь...
Портрет в техниках живописи и графики как эффективное средство взаимодействия "дети-детям" в ходе реализации программы наставничества. Методическое описание.
Портрет в техниках живописи и графики как эффективное средство взаимодействия "дети-детям" в ходе реализации программы наставничества в дополнительном образовании. Методическое описание иллю...
ПРЕПОДАВАНИЕ ЖИВОПИСИ ДЕТЯМ.
ПРЕПОДАВАНИЕ ЖИВОПИСИ ДЕТЯМ . В последнее время уделяется все больше внимания вопросам эффективного использования живописи в работе с детьми. Занятия живописью формируют вкус, развивают вообр...