Рабочая программа по изобразительному искусству, 2 класс, УМК «Школа России»Автор: Л.А. Неменская
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс)
Рабочая программа по изобразительному искусству, 2 класс, УМК «Школа России»Автор: Л.А. Неменская
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo.docx | 70.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего начального образования, утвержденный приказом Министерства образования . Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; программы по изобразительному искусству 1-4; предметной линии учебников «Изобразительное искусство», авт. Неменская Л.А. (под ред. Неменского Б.М.) (УМК «Школа России»).
Нормативно – правовые документы, на основании которых составлена программа.
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273 –ФЗ.
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009, №373.
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы, – М.: Просвещение, 2011
- СанПиН 2.4.2. 2821– 10, утвержденные постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрированным в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 1993.
- Приказ Министерства образования РФ от 09.04.2014 года №08-548 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных к использованию в образовательном процессе) в общеобразовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию на 2014-20145 учебный год».
- Учебный план МБОУ «Хохорская СОШ» на 2014 – 2015 учебный год.
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Хохорская СОШ»
- «Положение о рабочих программах учебных предметов в соответствии с требованиями ФГОС МБОУ «Хохорская СОШ» 29.12.2012 г.
- Годовой календарный учебный график МБОУ «Хохорская СОШ» на 2014 – 2015 учебный год
Общая характеристика учебного предмета
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса
Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.
Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества.
Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи курса
Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.
Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.).
Формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю, всего -135 ч.
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение изобразительного искусства во 2 классе начальной школы выделяется 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
В ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение (к семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
– активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир и др.);
– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
– формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
– формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона.
В ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.
В коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты.
В трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Содержание учебного предмета
Художественный подход к предмету позволит освоить его содержание не только технологически, но и художественно, переводя акцент с обычного умения на художественно-образное воплощение идеи.
Учебный материал в примерной программе представлен тематическими блоками, отражающими деятельностный характер и субъективную сущность художественного образования: «Учимся у природы», «Учимся на традициях своего народа», «Приобщаемся к культуре народов мира». В каждый блок включены темы, направленные на решение задач начального художественного образования и воспитания, а также на получение опыта художественно-творческой деятельности, содержание которого в обобщенном виде вынесено в отдельный блок, но в практике общего художественного образования фактически входит в каждый блок.
«Ты изображаешь, украшаешь и строишь»
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы).
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. Мир полон украшений. Красоту надо уметь замечать. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа. Дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу. Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. «Сказочная страна». Создание панно. «Праздник весны». Конструирование из бумаги. Урок любования. Умение видеть. Здравствуй, лето! (обобщение темы
В итоге освоения программы учащиеся должны:
– усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
– приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах работы: живопись, графика, скульптура, дизайн, начало архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
– развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
– развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
– освоить выразительные возможности художественных материалов (гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования);
– овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности – приобрести первичные навыки изображения предметного мира (изображение растений и животных);
– приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, эмоционального состояния, своего отношения в творческой деятельности и при восприятии произведения искусства и творчества своих товарищей;
– приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира.
Учебно-тематический план
№ | ТЕМА | ВСЕГО ЧАСОВ |
Как и чем работает художник? | 8 | |
Реальность и фантазия | 7 | |
О чём говорит искусство | 11 | |
Как говорит искусство | 9 |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).
1. Учебно-методические комплекты (программы, учебники, дидактические материалы).
2. Методические пособия и книги для учителя.
3. Методические журналы по искусству.
4. Учебно-наглядные пособия.
5. Справочные пособия, энциклопедии по искусству.
6. Альбомы по искусству.
7. Книги о художниках и художественных музеях, по стилям изобразительного искусства и архитектуры.
8. Научно-популярная литература по искусству.
2. Печатные пособия.
1. Портреты русских и зарубежных художников.
2. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
3. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.
4. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
5. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
6. Альбомы с демонстрационным материалом.
7. Дидактический раздаточный материал.
3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства.
1. Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, обучающие программы по предмету.
2. Электронные библиотеки по искусству.
4. Технические средства обучения.
1. Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
2. Экспозиционный экран.
3. Персональный ноутбук.
4. Образовательные ресурсы (диски).
5. Учебно-практическое оборудование.
1. Краски акварельные, гуашевые.
2. Тушь.
3. Бумага А4.
4. Бумага цветная.
5. Фломастеры.
6. Восковые мелки.
7. Кисти беличьи, кисти из щетины.
8. Емкости для воды.
9. Пластилин.
10. Клей.
11. Ножницы.
6. Модели и натурный фонд.
1. Муляжи фруктов и овощей.
2. Гербарии.
3. Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
4. Гипсовые геометрические тела.
5. Керамические изделия.
6. Предметы быта.
7. Оборудование класса.
1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
2. Стол учительский с тумбой.
3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
4. Стенды для вывешивания иллюстративного материала
Тематическое планирование уроков «Изобразительное искусство» , 2 класс 2014 -2015 гг
1 час в неделю - 34 часа в год.
№п\п | Тема урока . | Предметные результаты | Планируемые результаты | |||
Метапредметные УУД | Личностные УУД | |||||
Три основных цвета«строящие» многоцветие мира. «Цветочная поляна». Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Знакомство с основными и составными цветами, с цветовым кругом. Многообразие цветовой гаммы осенней приро-ды (в частности, осенних цветов). | Знать: приемы получения новых цветов. Уметь: изображать разнообразные цветы на основе смешивания трех основных цветов Наблюдать цветовые сочетания в природе. Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска». Овладевать первич-ными живописными навыками. Изображать на осно-ве смешивания трех основных цветов раз-нообразные цветы по памяти и впечатлению | П-Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Р-Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию К-Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |||
Пять красок – богатство цвета и тона. «Радуга на грозовом небе». Восприятие и изображение красоты приро-ды. Настроение в природе. Темное и свет-лое (смешение цветных красок с черной и бе-лой).Знакомство с различным эмоциональным звучанием цвета. Расширение знаний о разли-чных живопис-ных материалах: акварельные краски, темпера, масляные и ак-риловые краски. | Уметь: получать новые цвета путем смешивания Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона. Смешивать цветные краски с белой и черной для получения богатого колорита. Развивать навыки работы гуашью. Создавать жи-вописными материа-лами различные по настроению пейзажи, посвященные изображению природных стихий. | П-Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Р-Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном К-Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |||
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Мягкость, барха-тистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, те-кучесть и проз-рачность аква-рели.Выразите-льные возмож-ности этих мате-риалов, особен-ности работы ими. Передача различного эмо-ционального со-стояния природы. | Уметь: изображать осенний лес, используя выра-зительные возможно-сти материалов, работать пастелью, мелками, акварелью. Расширять знания о художественных материалах. Понимать красоту и выразительность пас-тели, мелков, акваре-ли. Развивать навыки работы пастелью, мелками, акварелью. Овладевать первич-ными знаниями перс-пективы (загоражи-вание, ближе -дальше) Изображать осенний лес, используя вырази-тельные возможности материалов. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |||
Выразительные возможности аппликации. Особенности со-здания апплика-ции (материал можно резать и обрывать). Восприятие и изображение красоты осенней природы. Наблюдение за ритмом листьев в природе. Представление о ритме пятен. | Уметь: создавать коврик на тему осен-ней земли, выполнять аппликацию. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |||
Выразительные возможности графических материалов. Что такое графика? Образный язык графики.Разно-образие графи-ческих материа-лов. Красота и выразительность линий. Вырази-тельные возмож-ности линии. Тонкие и толст-ые, подвижные и тягучие линии. | Знать: графические художественные материалы. Уметь:изображать зи-мний лес, используя графические мат-лы Понимать выразите-льные возможности линии, точки, темного и бело пятен(язык графики) для созда-ния художественного образа. Осваивать приемы работы графическими материалами (тушь, палочка, кисть). Наблюдать за пласти-кой деревьев, веток, сухой травы на фоне снега. Изображать исполь-зуя графические ма-териалы, зимний лес. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, класси-фикации, устанав-ливать причинно-следственные свя-зи, делать обобще-ния, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |||
Выразительность материалов для работы в объеме. Что такое скуль-птура? Образный язык скульптуры. Знакомство с материалами, которыми работает скульп-тор. Выразитель-ные возможнос-ти глины, дерева, камня и других материалов. Изображение животных. Пере-дача характерных особенностей животных. | Уметь: работать с целым куском плас-тилина, создавать объ-емное изображение. Сравнивать и сопос-тавлять выразитель-ные возможности ра-зличных материалов, которые применяются в скульптуре(дерево, камень, металл и др.). Развивать навыки работы с целым кус-ком пластилина. Овладевать приема-ми работы с пласти-лином (вдавливание, заминание, вытягива-ние, защипление). Создавать объемное изображение живот-ного с передачей характера. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |||
Выразительные возможности бумаги. Что такое архитектура? Чем занимается архитектор? Особенности архитектурных форм.Что такое макет? Матери-алы, с помощью которых архи-тектор создаёт макет (бумага, картон). Работа с бумагой (сгиба-ние, скручива-ние, надрезание, склеивание). Пе-ревод простых объемных форм в объемные фор-мы. Склеивание простых объем-ных форм (конус, цилиндр,«лесенка», «гармошка»). | Уметь: конструировать из бумаги объ-екты игровой площад-ки. Развивать навыки создания геометрии-ческих форм (конуса, цилиндра, прямоуго-льника) из бумаги, на-выки перевода плоско-го листа в разнообраз-ные объемные формы. Овладевать прие-мами работы с бума-гой, навыками перево-да плоского листа в разнообразные объем-ные формы. Конструировать из бумаги объекты игровой площадки. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |||
Для художника любой материал станет выразительным(обобщение темы). Понимание кра-соты различных художественных материалов (гу-ашь, акварель, пастель, мелки, тушь, пластилин, бумага). Сходство и раз-личие материа-лов. Смешанные техники. Неожи-данные матери-алы. Выразите-льные возмож-ности материа-лов, которыми работают худо-жники. Итоговая выставка работ. | Уметь: создавать образ ночного города с помощью разнообраз-ных неожиданных ма-териалов. Повторять и закреплять полу-ченные на предыду-щих уроках знания о художественных ма-териалах и их вырази-тельных возможнос-тях.Создавать образ ночного города с по-мощью разнообразных неожиданных м-лов. Обобщать пройден-ный материал, обсу-ждать творческие ра-боты на итоговой выставке, оценивать собственную художе-ственную д-ть и д-ть своих одноклассников | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |||
Изображение и реальность. Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас. Учимся всматри-ваться в реаль-ный мир, учимся не только смот-реть, но и ви-деть.Рассматри-ваем вниматель-но животных, замечаем их кра-соту, обсуждаем особенности ра-зличных живот-ных. | Уметь: передавать в изображении характер животного. Рассмат-ривать, изучать и анализировать стро-ение реальных живо-тных. Изображать животных, выделяя пропорции частей тела. Передавать в изображении харак-тер животного. Закреплять навыки работы от общего к частному. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |||
Изображение и фантазия. Мастер Изображения учит фантази-ровать. Роль фа-нтазии в жизни людей. Сказоч-ные существа. Фантастические образы.Соедине-ние элементов разных живот-ных, растений при создании фантастического образа. Творческие умения и навыки работы гуашью. | Уметь: изображать сказочных существ, работать с гуашью. Размышлять о воз-можностях изобра-жения как реального, так и фантастического мира.Рассматривать слайды и изображения реальных и фантасти-ческих животных (русская деревянная и каменная резьба и т.д.).Придумывать выразительные фан-тастические образы животных.Изобра-жать сказочные су-щества путем соеди-нения воедино элеме-нтов разных живот-ных и даже растений. Развивать навыки работы с гуашью. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |||
Украшение и реальность. Мастер Украшения учится у приро-ды. Природа умеет себя укра-шать.Умение ви-деть красоту природы, разно-образие ее фрм, цвета (иней, мо-розные узоры, паутинки, наря-ды птиц, рыб и т.п.). Развитие наблюдательно-сти. | Уметь: создавать с помощью графичес-ких материалов изо-бражения различных украшений в природе, работать тушью, пером, углем, мелом. Наблюдать и учить-ся видеть украшения в природе.Эмоциона-льно откликаться на красоту природы. Создавать с помщью графических матери-алов, линий изобра-жения различных ук-рашений в природе (паутинки, снежинки и т.д.).Развивать на-выки работы тушью, пером, углем, мелом. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |||
Украшение и фантазия. Мастер Украше-ния учится у природы, изучает ее.Преобразо-вание природных форм для создания разли-чных узоров, ор-наментов, укра-шающих пред-меты быта.Соз-дание тканей, кружев, украше-ний для человека. Перенесение красоты природы Мастером Украшения в жизнь человека и преобразование ее с помощью фантазии. | Уметь: преображать реальные формы в де-коративные, работать с графическими м-ми. Сравнивать, сопос-тавлять природные формы с декоратив-ными мотивами в кру-жевах, тканях, укра-шениях, на посуде. Осваивать приемы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередо-вание элемента. Создавать украше-ния (воротничок для платья, подзор, закла-дка для книг и т.д.), используя узоры. Работать графиче-скими материалами (роллеры, тушь, фло-мастеры) с помощью линий различной толщины. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |||
Постройка и реальность. Мастер Постройки учится у природы. Красо-та и смысл при-родных констру-кций (соты пчел, ракушки, коро-бочки хлопка, орехи и т.п.), их функциональность, пропорции. Развитие наблю-дательности. Разнообразие форм подводного мира, их неповторимые особенности. | Уметь: конструировать из бумаги формы подводного мира, работать в группе. Рассматри-вать природные ко-нструкции, анализи-ровать их формы, пропорции.Эмоцио-нально откликаться на красоту различных построек в природе. Осваивать навыки работы с бумагой (закручивание, над-резание, складывание, склеивание).Конст-руировать из бумаги формы подводного мира.Участвовать в создании коллекти-вной работы. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |||
14 | Постройка и фантазия. Мастер Постройки учи-тся у природы. Изучая природу, Мастер преоб-разует ее своей фантазией, до-полняет ее фор-мы, создает кон-струкции, необ-ходимые для жизни человека. Мастер Постро-йки показывает возможности фантазии чело-века в создании предметов. | Уметь: сравнивать природные формы с архитектурными постройками, создавать макеты фантастических зданий, фантастического города. Сравнивать, сопоставлять приро-дные формы с архите-ктурными построй-ками. Осваивать приемы работы с бу-магой. Придумывать разнообразные конс-трукции. Создавать макеты фантастичес-ких зданий, фантасти-ческого города.Учас-твовать в создании коллективной работы. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
15 | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе. Взаимодействие трех видов деятельности- изображения, украшения и постройки. (обобщение темы) | Уметь: обсуждать тво-рческие работы, оце-нивать собственную художественную д-ть. Повторять и закреп-лять полученные на предыдущих уроках знания. Понимать роль, взаимодействие в работе трех Братьев-Мастеров (их триеди-нство).Конструиро-вать (моделировать) и украшать елочные украшения (изобража-ющие людей, зверей, растения) для нового-дней елки.Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собствен-ную художественную д-ть и д-ть своих одноклассников. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
16 | Выражение характера живо-тных. Выраже-ние в изобра-жении характера и пластики жив-отного, его сос-тояния, настро-ения.Знакомство с анималистиче-скими изображе-ниями, создан-ными художни-ками в графике, живописи и ску-льптуре.Рисунки и скульптурные произведения В.Ватагина. | Уметь: изображать животного с ярко выраженным характером. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
17 | Изображение характера человека: мужской образ. Изображая, художник вы-ражает свое от-ношение к тому, что он изобража-ет.Эмоциональ-ная и нравствен-ная оценка об-раза в его изо-бражении. Мужские каче-ства характера: отважность, сме-лость, решитель-ность, честность, доброта и т.д. Возможности использования цвета, тона, рит-ма для передачи характера персо-нажа. | Иметь представление: о красоте внутренней и внешней. Уметь: создавать живопис-ными материалами выразительные, конт-растные образы доб-рого и злого героя. Характеризовать доброго и злого сказо-чных героев.Сравни-вать и анализиро-вать возможности использования изоб-разительных средств для создания доброго и злого образов.Учи-ться изображать эмо-циональное состояние человека.Создавать живописными мате-риалами выразите-льные контрастные образы доброго и зло-го героя (сказочные и былинные персона-жи). | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
18 | Выражение ха-рактера челове-ка: женский образ. Изображая человека, художник выра-жает свое отно-шение к нему, свое понимание этого человека. Женские каче-ства характера: верность, неж-ность, достоин-ство, доброта и т.д. внешнее и внутреннее соде-ржание челове-ка, выражение его средствами искусства | Иметь представление: о красоте внутренней и внешней. Уметь: создавать живопи-сными материалами выразительные конт-растные женские образы. Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы (Зо-лушка и злая мачеха, баба Бабариха и Ца-ревна-Лебедь, добрая и злая волшебницы), используя живопис-ные и графические средства. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положитель-ного отношения к учению | ||
19 | Образ человека в скульптуре. Возможности создания разно-характерных героев в объеме. Скульптурные произведения, созданные масс-терами прошло-го и настоящего. Изображения, созданные в объ-еме, скульптур-ные образы – выражают отно-шение скульп-тора к миру, его чувства и переживания. | Иметь представление: о способах передачи характера в объемном изображении челове-ка. Уметь: работать с пластилином. Срав-нивать, сопостав-лять выразительные возможности разли-чных художественных материалов, которые применяются в скуль-птуре (дерево, камень, металл и др.).Разви-вать навыки создания образов из целого куска пластилина. Овладевать приема-ми работы с пласти-лином (вдавливание, заминание, вытягива-ние, защипление). Создавать в объеме сказочные образы с ярко выраженным характером. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
20 | Изображение природы в различных состояниях. Разное состояние природы несёт в себе разное настроение: грозное и трево-жное, спокойное и радостное, грустное и неж-ное. Художник, изображая при-роду, выражает ее состояние, настроение. Изо-бражение, созда-нное художни-ком, обращено к чувствам зрит-еля. | Уметь: изображать живописными м-ми контрастные состо-яния природы. Наблюдать природу в различных состо-яниях. Изображать живописными мате-риалами контрастные состояния природы. Развивать колорис-тические навыки работы с гуашью. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
21 | Человек и его украшения. Украшая себя, человек расска-зывает о себе: кто он такой, (например, сме-лый воин-защит-ник или агрес-сор). Украшения имеют свой характер, свой образ.Украше-ния для женщин подчёркивают их красоту, неж-ность, для муж-чин – силу, мужество. | Иметь представление: о декоре, декоратив-но-прикладном иску-сстве. Уметь: исполь-зовать цвет для пере-дачи характера изо-бражжения.Пони-мать роль украшения в жизни человека. Сравнивать и анна-лизировать украше-ния, имеющие разный характер.Создавать декоративные компо-зиции заданной фор-мы (вырезать из бума-ги богатырские доспе-хи, кокошники, ворот-ники).Украшать ко-кошники, оружие для добрых и злых сказо-чных героев и т.д. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
22 | О чем говорят украшения. Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы, но и выражаем свои цели, намерения: например, для праздника мы украшаем себя, в будний день одеваемся по-другому. | Иметь представление: о декоре,декоративно-прикладном искус-стве. Уметь: использо-вать цвет для переда-чи характера изображения. Сопережи-вать, принимать участие в создании коллективного панно. Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека. Украшать паруса двух противополо-жных по намерениям сказочных флотов. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
25-26 | Образ здания. Здания выража-ют характер тех, кто в них живет. Персонажи ска-зок имеют очень разнообразные дома. Образы зданий в окру-жающей жизни. | Учиться видеть ху-дожественный образ в архитектуре.Приоб-ретать навыки восп-риятия архитектурно-го образа в окружаю-щей жизни и сказоч-ных построек.Приоб-ретать опыт творче-ской работы. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
27 | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). Выставка твор-ческих работ, выполненных в разных матери-алах и техниках. Обсуждение выставки. | Уметь: обсуждать творческие работы, оценивать собственную художественную деятельность. Повто-рять и закреплять полученные на преды-дущих уроках знания. Обсуждать творчес-кие работы на итого-вой выставке, оцени-вать собственную художественную дея-ть и деятельность одноклассников. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
28 | Теплые и холодные цвета. Борь-ба теплого и хо-лодного. Цвет и его эмоциона-льное восприя-тие человеком. Деление цветов на тёплые и холодные. При-рода богато ук-рашена сочета-ниями теплых и холодных цве-тов. Умение ви-деть цвет. Борь-ба различных цветов, смеше-ние красок на бумаге. | Уметь: составлять теплые и холодные цветовые гаммы. Расширять знания о средствах художест-венной выразитель-ности.Уметь состав-лять теплые и холод-ные цвета.Понимать эмоциональную вы-разительность теплых и холодных цветов. Уметь видеть в при-роде борьбу и взаимо-влияние цвета.Осваи-вать различные при-емы работы с кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятныш-ко»). Развивать коло-ристические навыки работы гуашью. Изображать простые сюжеты с колористи-ческим контрастом (угасающий костер вечером, сказочная жар-птица и т.п.). | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
29 | Тихие и звонкие цвета. Смешение различных цве-тов с черной, се-рой, белой крас-ками – получе-ние мрачных, тя-желых и неж-ных, легких от-тенков цвета. Передача сос-тояния, настро-ения в природе с помощью тихих (глухих) и звон-ких цветов. Наб-людение цвета в природе, на кар-тинах худож-ников. | Уметь: изображать борьбу тихого и звон-кого цветов. Уметь составлять на бумаге тихие (глухие) и звон-кие цвета.Иметь пре-дставление об эмо-циональной вырази-тельности цвета - глухого и звонкого. Уметь наблюдать многообразие и кра-соту цветовых состо-яний в весенней при-роде. Изображать борьбу тихого (глу-хого) и звонкого цве-тов, изображая весен-нюю землю.Созда-вать колористическое богатство внутри од-ной цветовой гаммы. Закреплять умения работать кистью. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
30 | Что такое ритм линий. Ритмиче-ская организа-ция листа с помощью линий. Изменение рит-ма линий в связи с изменением со-держания рабо-ты. Линия как средство образ-ной характерис-тики изображае-мого. Разное эмоциональное звучание линии. | Иметь представление: о ритме как выразительном средстве изображения. Уметь: работать с пастелью и восковыми мелками. Расширять знания о средствах художест-венной выразитель-ности.Уметь видеть линии в окружающей действительности. Получать представ-ление об эмоциональ-ной выразительности линии.Фантазиро-вать и изображать весенние ручьи, изви-вающиеся змейками, задумчивые, тихие и стремительные (в кА-честве подмалевка – изображение весенней земли).Развивать на-выки работы пасте-лью, восковыми мелками. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
31 | Характер линий. Выразительные возможности ли-ний. Многообра-зие линий: толс-тые и тонкие, ко-рявые и изящ-ные, спокойные и порывистые. Умение видеть линии в окружа-ющей действите-льности,рассмат-ривание весен-них веток (весе-лый трепет тон-ких, нежных ве-ток берез и коря-вая суровая мощь старых дубовых сучьев). | Уметь: изображать ветки деревьев с опре-деленным характером. Уметь видеть линии в окружающей дейст-вительности.Наблю-дать, рассматривать, любоваться весен-ними ветками различ-ных деревьев.Осозна-вать, как определен-ным материалом мо-жно создать художес-твенный образ.Испо-льзовать в работе со-четание различных инструментов и мате-риалов.Изображать ветки деревьев с опре-деленным характером и настроением. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
32 | Ритм пятен. Ритм пятен пере-дает движение. От изменения положения пятен на листе изме-няется восприя-тие листа, его композиция. Материал рас-сматривается на примере летя-щих птиц – быс-трый или медле-нный полет; пти-цы летят тяжело или легко. | Уметь: использовать технику обрывной ап-пликации Уметь: изо-бражать борьбу тихо-го и звонкого цветов. Расширять знания о средствах художест-венной выразитель-ности.Понимать, что такое ритм.Уметь пе-редавать расположе-ние (ритм) летящих птиц на плоскости листа.Развивать навыки творческой работы в технике об-рывной аппликации. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
33 | Пропорции вы-ражают характер Понимание про-порций как соо-тношение между собой частей одного целого. Пропорция – вы-разительное сре-дство искусства, которое помога-ет художнику создавать образ, выражать харак-тер изображае-мого. | Уметь: создавать выразительные образы животных или птиц. Расширять знания о средствах художес-твенной выразитель-ности.Понимать, что такое пропорция. Создавать выразите-льные образы животных или птиц с помощью изменения пропорции. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
34 | Ритм линий, пятен, цвет, пропорции — средства выразительности Итоговый урок года | Уметь: работать с разными материалами Уметь: обсуждать творческие работы, оценивать собственную художественную деятельность. Анали-зировать детские ра-боты на выставке, рассказывать о своих впечатлениях от работ товарищей и произ-ведений художников. Понимать и уметь называть задачи, ко-торые решались в кА-ждой четверти. Фан-тазировать и расска-зывать о своих твор-ческих планах на лето. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выв Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по изобразительному искусству по ОС "Школа 2100"
Данная рабочая программа предназначенна для учителей работающих по образовательной системе "Школа 2100" с 1 по 4 класс. Для реализации программного содержания используется УМК по образовательной ...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2класса . "Школа России"
Эта программа предназначена для работы учителя во 2классе по УМК "Школа России"....
Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Начальная школа 21 века"
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Основной образовательной программы начальн...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 Школа XXI века
Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 Школа XXI века...
Рабочая программа по изобразительному искусству. "Перспективная начальная школа" 4 класс
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству В.С. Кузина «Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1 – 4 класс...
Рабочая программа по изобразительному искусству Перспективная начальная школа 4 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе ФГОС начального образования для 4 класса...
Рабочая программа по "Изобразительное искусство и художественный труд", под редакцией Б.М. Неменского, 6-е издание, М. Просвещение 2012
Настоящая программа по изобразительному искусству для 3 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учрежде...