Календарно-тематическое планирование. ИЗО. 4 класс. Школа России.
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Календарно-тематическое планирование. ИЗО. 4 класс. Школа России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Календарно-тематическое планирование. ИЗО. 4 класс. Школа России. | 163.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Тункинская средняя общеобразовательная школа имени
Седова Ю.П.»
«Рассмотрено» на заседании ШМО……. ________________ Протокол №___ от «27» 08. 2018 г | «Согласовано» Зам. директора по УВР _______________________ /Е.И.Сороковикова/ «___» ___________2018 г
| «Утверждаю» Директор школы _____________ /А.П.Сороковикова/ Приказ №______ «___» _________2018 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусство
для 4 класса
МБОУ «Тункинская СОШ имени Седова Ю.П.»
на 2018-2019 учебный год
Разработала:
Плотникова Светлана Владимировна
учитель начальных классов
первой категории
Тунка
2018
- Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- Закон Республики Бурятия от 13 декабря 2013 года №240-V "Об образовании в Республики Бурятия"
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
- Учебный план МБОУ «Тункинская СОШ» на 2018 – 2019 учебный год
- Положения о рабочей программе МБОУ «Тункинская СОШ»
- Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство. 1-4 классы» разработана на основе авторской программы Неменский, Б. М. Изобразительное искусство: 1–4 классы: рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М. :Просвещение, 2011.
Учебно-методический комплект
Горяева, Н. А., Неменская, Л. А., Питерских, А. С. Искусство вокруг нас: учебник для 4 класса. – М.: Просвещение, 2007.
Горяева, Н. А. Методические рекомендации к учебнику «Искусство вокруг нас. 4 класс» / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2005.
Моя мастерская: рабочая тетрадь для 4 класса. – М.: Просвещение, 2005.
Федеральный базисный план отводит 34 часа для образовательного изучения изобразительного искусства в 4 классе из расчёта 1 час в неделю.
Цель: Развитие личности учащихся средствами искусства;
- Получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи:
• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• формирование навыков работы с различными художественными материалами.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета и система их оценки.
Программа обеспечивает достижение обучающимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
- усвоение названий ведущих художественных музеев России
- и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Учащиеся 4 класса должны
знать/понимать:
- основные виды и жанры изобразительных искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит), их роль в эстетическом восприятии работ;
- простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
- названия наиболее крупных художественных музеев России;
- названия известных центров народных художественных ремесел России.
уметь:
- применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
- применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельной творческой деятельности;
- обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.
владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания
Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.
Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).
Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») - учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
«4» («хорошо») - учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
«3» («удовлетворительно») - учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала.
«2» («плохо») - учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока.
- Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов | В том числе контрольные работы, лабораторные работы, самостоятельные работы и т.д. |
1. | Истоки родного искусства | 8 | |
2. | Древние города нашей Земли | 7 | |
3. | Каждый народ — художник | 11 | |
4. | Искусство объединяет народы | 8 | |
Итого | 34 |
- Содержание учебного предмета
Тема 1. Истоки родного искусства.
Знакомство с истоками родного искусства – знакомство со своей Родиной. В предметах быта, постройках, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, о красоте человека. В искусстве люди выражают свою душу, свой склад ума и характера.
Пейзаж родной земли. Деревня – деревянный мир. Красота человека Народные праздники.
Тема 2. Древние города нашей земли.
Каждый город особенный, у него своё неповторимое лицо и характер. Каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своём облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни.
Родной угол. Древние соборы. Города Русской земли. Новгород. Псков.
Владимир и Суздаль. Москва. Узорочье теремов. Пир в теремных палатах.
Тема 3. Каждый народ – художник.
Каждый народ создаёт свой прекрасный и мудрый художественный мир- своё искусство. Искусство выражает душу этого народа, его особое лицо, его образ. В культуре каждого народа всё взаимосвязано и не случайно, в ней выражается понимание пользы и красоты, добра и зла, жизни и человечности.
Страна восходящего солнца. Народы гор и степей. Города в пустыне. Древняя Эллада. Европейские города Средневековья.
Тема 4. Искусство объединяет народы.
Каждый народ по-своему воспевает красоту мира. Но есть общие для всех людей представления о самых главных явлениях жизни. Искусство учит сопереживать, помогает разным народам понимать друг друга, объединяться и в радости и в горе.
Материнство. Мудрость старости. Сопереживание. Герои-защитники. Юность и надежды.
- Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата провед. по плану | Дата фактич. провед. | Примечание |
Первая четверть -32 ч. | |||||
Истоки родного искусства- 8ч. | |||||
1 | Пейзаж родной земли. Красота природы в произведения русской живописи. Разнообразие природной среды и особенности среднерусской природы. Изображение родной природы. | 1 | 05.09 | Региональный компонент | |
2 | Пейзаж родной земли. Работы И. Левитана, И. Шишкина. Изображение родной природы. | 1 | 12.09 | ||
3 | Гармония жилья и природы. Деревня – деревянный мир. Изображение модели избы. | 1 | 19.09 | ||
4 | Гармония жилья и природы. Деревня – деревянный мир. Создание образа традиционной деревни: коллективное панно, с объединением индивидуально сделанных деталей. | 1 | 26.09 | ||
5 | Образ красоты человека. Работы А. Венецианова, Б. Кустодиева. Изображение сцен труда и крестьянской жизни. | 1 | 03.10 | ||
6 | Образ красоты человека. Работы М. Врубеля, В. Васнецова, Ф. Малявина. Русский народный костюм. Изображение сцен труда и крестьянской жизни. | 1 | 10.10 | ||
7 | Народные праздники. Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: ярмарки и народные гуляния. Создание коллективного панно на тему «Праздник» | 1 | 17.10 | ||
8 | Народные праздники. Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: ярмарки и народные гуляния. Создание коллективного панно на тему «Праздник» Б. Кустодиев. | 1 | 24.10 | ||
Вторая четверть – 7 ч. | |||||
Древние города нашей земли. | |||||
9 | Древнерусский город-крепость. Работа над образом древнерусского города. Создание макета из бумаги. | 1 | 07.11 | ||
10 | Древние соборы. Соборы – святыни города. Изображение здания древнерусского каменного храма. Коллективная работа. Покровская церковь Тунки. | 1 | 14.11 | Региональный компонент | |
11 | Древний город и его жители. Изображение древнерусского города графическими материалами. | 1 | 21.11 | ||
12 | Древнерусские воины-защитники. Одежда и оружие воинов – их форма и красота, цвет в одежде, символическое значение орнаментов. Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. | 1 | 28.1105.12 | ||
13 | Города русской Земли. Великие города России – Москва, Новгород, Псков, Суздаль, Владимир. Беседа-путешествие – знакомство с исторической архитектурой Москвы и др. городов. | 1 | 12.12 | ||
14 | Узорочье теремов. Образы теремной архитектуры. Разукрашенные терема. Интерьер терема в работах В. Васнецова. Изображение интерьера палаты – подготовка фона для следующего задания. | 1 | 19.12 | ||
15 | Праздничный пир в теремных палатах. Изображение участников пира – бояр, боярынь, гусляров, князей и др. создание коллективного панно «Княжеский пир. | 1 | 26.12 | ||
Третья четверть – 11ч. | |||||
Каждый народ – художник. | |||||
16 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Изображение природы, через детали, характерные для японских художников. | 1 | 16.01 | ||
17 | Страна восходящего солнца. Изображение японок в национальной одежде (Кимоно), с передачей характерных черт лица. | 1 | 23.01 | ||
18 | Искусство народов гор и степей. Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях. Изображение жизни в степи и красоты пустых пространств. | 1 | 30.01 | ||
19 | Искусство народов гор и степей. Художественные традиции в культуре народов степей. Юрта как произведение архитектуры. Утварь и кожаная посуда. Орнамент, его природные мотивы. Изображение степных построек и их украшение. | 1 | 06.02 | ||
20 | Образ художественной культуры Средней Азии. Города в пустыне. Мощные купольные постройки с толстыми стенами из глины. Работа над образом древнего среднеазиатского города. Аппликация. | 1 | 13.02 | ||
21 | Образ художественной культуры Средней Азии. Здание мечети: купол, торжественно украшенный огромный вход – портал. Купольные сооружения – мавзолеи. Завершение работы над образом древнего среднеазиатского города. | 1 | 20.02 | ||
22 | Образ художественной культуры Древней Греции. Образ Греческой природы. Мифология греков. Изображение пейзажа Эллады по представлению. | 1 | 27.02 | ||
23 | Образ художественной культуры Древней Греции. Греческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Конструкция и ордер греческого храма. Афинский Акрополь. Моделирование храма и монтаж на подготовленный ранее пейзаж. | 1 | 06.03 | ||
24 | Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Образ готических городов средневековой Европы. Готический храм, портал храма. Изображение фасада храма, как фона для будущего панно. | 1 | 13.03 | ||
25 | Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Городская толпа и сословные разделения людей. Знаки отличия. Средневековый готический костюм. Единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструировании и украшениях. Изображение жителей города, монтаж изображений на панно. | 1 | 20.03 | ||
26 | Многообразие художественных культур в мире. Роль природных условий в характере, культурных традициях разных народов мира. Беседа по теме «Каждый народ художник». | 1 | 03.04 | ||
Четвертая четверть – 8ч. | |||||
Искусство объединяет народы. | |||||
27 | Все народы воспевают мудрость старости. Икона. Работы Рафаэля, М. Савицкого, Б. Неманского. Изображения матери и дитя. Изображение матери и дитя, по представлению. | 1 | 10.04 | Региональный компонент | |
28 | Все народы воспевают мудрость старости. Понятие внешней и внутренней красоты. Связь поколений. Изображение старости в работах бурятских художников. Изображение пожилого человека, с передачей внутреннего мира. | 1 | 17.04 | Региональный компонент | |
29 | Сопереживание – великая тема искусства. Воздействие искусства на чувства человека. Эмоциональная и художественная выразительность персонажей, пробуждающих чувства доброты, сострадания. Рембрандт «Возвращение блудного сына». Рисунок с драматическим сюжетом (больное животное, погибшее дерево и т.д.) | 1 | 24.04 | ||
30 | Сопереживание – великая тема искусства. Изображение страдания в искусстве. Развитие чувства сопереживания, сострадания. С.Боттичелли «Покинутая». Завершение работы над рисунком. | 1 | 01.05 | ||
31 | Герои, борцы и защитники. Героическая тема в искусстве разных народов, в различных видах изобразительного искусства – живописи, графике, скульптуре. Скульптурные произведения ХІХ и ХХ веков. Лепка памятника герою (по выбору). | 1 | 08.05 | ||
32 | Юность и надежды. Тема детства и юности в искусстве – тема радости, молодости и любви к своим детям. Изображение тематической композиции «Мои мечты». | 1 | 15.05 | ||
33 | Юность и надежды. Тема детства и юности в искусстве – тема радости, молодости и любви к своим детям. Завершение работы над композицией «Мои мечты». | 1 | 22.05 | ||
34 | Искусство народов мира. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Урок – викторина. | 1 | 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование 2 класс "Школа России"
Литературное чтение- Л.Ф. КлимановаРусский язык - В.П.КанакинаМатематика- М.И. МороОкружающий мир- А.А.ПлешаковИзобразительное искусство- НеменскийТехнология - Н.И. Роговцева...
Календарно тематическое планирование 2 класс Школа России
Русский язык Тематическое планирование В помощь учителям...
календарно-тематическое планирование 2 класс "Школа России"
планирование с УУД...
календарно-тематическое планирование 3 класс школа России
календарно - тематическое планирование 2012-2013 учебный год...
Календарно-тематическое планирование 4 класс "Школа России"
Календарно-тематическое планирование на 4 класс по программе "Школа России"....
Календарно-тематическое планирование 4 класс "Школа России"
Календарно-тематическое планирование на 4 класс по программе "Школа России"....
календарно-тематическое планирование 4 класса Школа России технология
Календарно-тематическое планирование по технологии 2 часа в неделю Школа россии 4 класс...