Рабочая программа ИЗО 3 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Пономаренко Татьяна Анатольевна

Рабочая программа ИЗО 3 класс. Цели, задачи, КТП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа ИЗО 3 класс80.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Краснозерского района Новосибирской  области

 Орехологовская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено на МО

учителей начальных классов

Руководитель МО

                         /Кудайбергенова Е. М./

(Ф.И.О.)

    Протокол №___

от «___»_______ 20___г.

Согласовано

с заместителем директора по УВР

Зам. директора по УВР

                        /Береза Т. И./

(Ф.И.О.)

«___»_______ 20___г.

Утверждено  директором          

 МКОУ Орехологовской СОШ

     

               

             /Репало А.Н./

(Ф.И.О.)

Приказ № ___

от «___»_______ 20___г.

Рабочая  программа по изобразительному искусству

(наименование учебного предмета/курса)

                                                                                    1  уровень/ 3 класс

 (уровень образования/класс)

2018 – 2019 учебный год

(срок реализации программы)

        Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство»_____________________

   (наименование программы)

Программу составили: Бутяга С.П., Пономаренко Т.А., Кудайбергенова Е.М          

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)

с. Орехов Лог

                                                                                                          2018г

Пояснительная записка

Рабочая программа  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы начального общего образования авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство»

                                                            Общая характеристика учебного предмета

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Задачи преподавания изобразительного искусства:

  • формирование у учащихся нравственно-этической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
  • формирование художественно-творческой активности школьника;
  • овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

                           

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

  • изобразительная художественная деятельность;
  • декоративная художественная деятельность;
  • конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).

Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

                                                            Место учебного предмета  в учебном плане

На  изучение предмета в 3 классе отводится 1 ч  в  неделю, 34 часа в год.

                                      Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка.

Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

                                                            Результаты освоения учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Требования к уровню подготовки учащихся.

     В процессе изучения изобразительного искусства обучающийся достигнет следующих личностных результатов:

в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;

в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность  эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность  эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • развитие этических чувств. Доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные  результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в:

умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);

обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Метапредметные результаты характеризуют уровень

сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:

в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;

в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  •  эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  •  изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

Предметными результатами изучения 3 года обучения является сформированность следующих умений:

Обучащиюся по курсу «Изобразительное искусство» к концу 3 года обучения должны знать:

основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

известные центры народных художественных ремесел России;

основные цвета спектра в пределах акварельных красок;

особенности работы акварельными и гуашевыми красками;

Получат возможность научиться:

высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;

верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную часть рисунка;

определять величину и расположение изображения в зависимости от размеров листа бумаги;

передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;

передавать в тематических рисунках пространственные отношения;

выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщённых форм растительного мира и геометрических форм;

лепить простейшие объекты действительности, животных с натуры, фигурки народных игрушек;

составлять простейшие аппликационные композиции;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

самостоятельной творческой деятельности;

обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

                                                                                                                    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения искусства у обучающихся:

  • будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
  • сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
  • появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
  • установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;
  • будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

  • овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
  • получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
  • научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
  • будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания

Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.

Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).

Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») - учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

«4» («хорошо») - учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

«3» («удовлетворительно») - учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала.

«2» («плохо») - учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока.

Содержание курса

Тема 1. Искусство в твоем доме (8 ч)

    Здесь "Мастера" ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них "сделал" в ближайшем окружении ребенка, и в итоге выясняется, что без их участия не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.

Твои игрушки. Игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины.

Посуда у тебя дома. Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись и украшение посуды. Работа "Мастеров Постройки, Украшения и Изображения" в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.

Мамин платок. Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка, колориту, как средство выражения.

Обои и шторы в твоем доме. Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. Можно выполнить и в технике набойки.

Твои книжки. Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.

Поздравительная открытка. Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.

Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)

   В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши "Мастера Изображения, Украшения и Постройки". Понимание роли каждого из них. Форма предмета и ее украшение. На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ выполненных в течение четверти. Ведут беседу три "Мастера". Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, это должно быть итогом и одновременно открытием.

Тема 2. Искусство на улицах твоего города (7 ч)

Памятники архитектуры – наследие веков. Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест.

Парки, скверы, бульвары. Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж.

Ажурные ограды. Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в родном городе, деревянный ажур наличников. Проект ажурной решетки или ворот, вырезание из сложенной цветной бумаги и вклеивание их в композицию на тему "Парки, скверы, бульвары".

Фонари на улицах и в парках. Какими бывают фонари? Форму фонарей тоже создает художник: праздничный, торжественный фонарь, лирический фонарь. Фонари на улицах городов. Фонари – украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.

Витрины магазинов. Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).

Транспорт в городе. В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).

Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы). Опять должен возникнуть вопрос: что было бы, если бы наши "Братья-Мастера" ни к чему не прикасались на улицах нашего города? На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно. Это может быть панорама улицы района из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в "экскурсоводов" и "журналистов". Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.

Тема 3. Художник и зрелище (11 ч)

   В зрелищных искусствах "Братья-Мастера" принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога, можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце на обобщающем уроке можно устроить театрализованное представление.

Театральные маски. Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.

Художник в театре. Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.

Театр кукол. Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.

Театральный занавес. Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Эскиз занавеса к спектаклю (коллективная работа, 2–4 человека).

Афиша, плакат. Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение.

Художник и цирк. Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.

Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище (обобщающий урок).Праздник в городе. "Мастера Изображения, Украшения и Постройки" помогают создать Праздник. Эскиз украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить гостей и родителей.

Тема 4. Художник и музей (8 ч)

  Музеи в жизни города. Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города. Искусство, которое хранится в этих музеях

  Что такое "картина". Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.

  Картина-пейзаж. Смотрим знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В.Ван Гога, К.Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж. Дети на этом уроке вспомнят, какое настроение можно выразить холодными и теплыми цветами, глухими и звонкими и, что может получиться при их смешении.

  Картина-портрет. Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).

  В музеях хранятся скульптуры известных мастеров. Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.

  Исторические картины и картины бытового жанра. Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории средневековья, или изображение своей повседневной жизни: завтрак в семье, мы играем и т.д.).

  Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы). "Экскурсия" по выставке лучших работ за год, праздник искусств со своим собственным сценарием. Подвести итог: какова роль художника в жизни каждого человека.

Учебно-тематический план

Содержание программного материала

Количество часов

1

Искусство в твоём доме

2

Искусство на улицах твоего города

3

Художник и зрелище

11 ч

4

Художник и музей

5

ИТОГО

34 часа

                                                                      Учебно – методическое обеспечение

Учебник Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс; авторы Н.А.Горяева, Л.А.Неменская,  А.С.Питерских и др.

Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1—4 классы.

       

 Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству (1 час в неделю, 34 ч в  год)

№ п\п

Тема

Основные виды

учебной деятельности

                                                          УУД

Дата

предметные

личностные

метапредметные

план

факт

       Искусство в твоём доме (8ч)

1

Твои игрушки (форма)

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материала, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и украшения. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать её.

Знание образцов игрушек   Дымково, Филимонова, Хохломы Гжели. Умение выполнять роль мастера Украшения, расписывая игрушки

Умение преобразиться

в мастера Постройки, создавая форму игрушки, умение конструировать  и расписывать игрушки

Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого человека

Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей. Находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Умение  находить нужную информацию

и пользоваться ею.

06.09

2

Твои игрушки (украшение)

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материала, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и украшения. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать её.

Знание образцов игрушек Дымково, Филимонова, Хохломы Гжели. Умение выполнять роль мастера Украшения, расписывая игрушки

Умение преобразиться

в мастера Постройки, создавая форму игрушки, умение конструировать  и расписывать игрушки

Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого человека

Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей. Находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Умение  находить нужную информацию

и пользоваться ею.

13.09

3

Посуда у тебя дома

Характеризовать связь между формой, декором посуды и её назначением. Уметь выделят конструктивный образ и характер декора в процессе создания посуды. Овладеть навыками  создания выразительной формы посуды в лепке.

Знание работы мастеров Постройки, Украшения, Изображения. Знание отличия образцов посуды, созданных мастерами промыслов (Гжель, Хохлома)

Умение изобразить посуду по своему образцу. Знание понятия «сервиз»

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.

20.09

4

Обои и шторы у себя дома

Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Обрести опыт творчества и   художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для определенной комнаты.

Знание  роли художников

в создании обоев, штор. Понимание роли каждого из Братьев-Мастеров  в создании обоев и штор: построение ритма, изобразительные мотивы.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Участвовать в обсуждении  содержания и выразительных средств декоративных произведений. Овладевать основами графики Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

27.09

5

Мамин платок

Наблюдение за конструктивными особенностями орнаментов и их связью с природой. Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Умение составить простейший орнамент при выполнении эскиза платка.

Знание основных вариантов композиционного решения росписи платка. Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза  росписи платка.

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию.

04.10

6

Твои книжки

Понимать роль художника и Братьев –Мастеров  в создании книги. Уметь отличать назначение книг, оформлять обложку иллюстрации

Знание художников, выполняющих иллюстрации. Знание отдельных элементов  оформления книги.  Овладеть навыками коллективной работы.

Формирование навыков коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.

Участвовать в обсуждении  содержания и выразительных средств декоративных произведений. Овладевать основами графики Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

11.10

7

Открытки

Понимать роль художника и Братьев –Мастеров  в создании форм открыток изображений на них.

Знание  видов графических работ ( в технике граттажа,                                                                                                         графической монотипии, аппликации или смешанной технике)

Умение выполнить

простую графическую работу.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Участвовать в обсуждении  содержания и выразительных средств декоративных произведений. Овладевать основами графики Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

18.10

8

Труд художника для твоего дома (обобщение темы)

Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке в роли зрителей, художников , экскурсоводов.

Осознавать важную роль художника, его труда  в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме. Эстетически оценивать работы сверстников.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение.

25.10

       Искусство на улицах твоего города (7ч)

9

Памятники архитектуры

Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Знание  основных памятников города, места их нахождения. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города.

Знание художников – скульпторов и архитекторов. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа. Понимать, что памятники архитектуры -это достояние народа.

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей. Находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Умение  находить нужную информацию

и пользоваться ею.

01.11

10

Парки, скверы, бульвары

Сравнивать и анализировать парки, скверы и бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения.  

Знание, в чем заключается работа художника-архитектора. Знание, понятия «ландшафтная архитектура»; что работа художника-архитектора – работа

целого коллектива.

Умение изобразить парк или сквер. Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта.

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации проектов.

15.11

11

Ажурные ограды

Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге, Москве, Саратове. Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград. Фантазировать, создавать проект ажурной решетки.

Закрепить приемы работы с бумагой:   складывание, симметричное вырезание. Знание разных инженерных формы ажурных сцеплений металла.

Умение  конструировать

из бумаги ажурные решетки.

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации проектов.

22.11

12

Волшебные фонари

Воспринимать, сравнивать, анализировать, давать эстетическую оценку старинным  в Санкт-Петербурге, Москве, Саратове. Отмечать особенности формы и украшений.

Изображать необычные фонари. Знание  виды и назначение фонарей.

Умение придумать свои варианты фонарей для детского праздника

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации проектов.

29.11

13

Витрины магазинов

Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара. Знание оформления витрин по назначению и уровню культуры города.    

Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина. Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания облика витрины магазина.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию.

06.12

14

Удивительный транспорт. Транспорт в городе

Уметь видеть образ в облике машины, характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшения.

Видеть, сопоставлять, объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями. Знание разных видов транспорта.

Умение изобразить разные виды транспорта. Обрести новые навыки в конструировании бумаги.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его

13.12

15

Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы)

Осознавать и уметь объяснить нужную работу художника в создании облика города. Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсовода.

Овладеть приемами коллективной творческой деятельности

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение.

20.12

       Художник и зрелище (11ч)

16

Художник в цирке

Цирковое представление

Понимать и объяснять важную роль художника в цирке. Учиться изображать яркое, веселое подвижное.

Знание отличия и сходство театра и цирка.

Умение создать эскиз циркового представления. Знание элементов оформления, созданных художником в цирке: костюм, реквизит.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии

Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение.

27.12

17

Художник в театре.  Образ театрального героя.

Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля.

Знание истоков театрального искусства.  

Умение создать эпизод

театральной сказки. Придумать эскиз театрального костюма

Знание, каким был древний античный театр.

Умение нарисовать эскиз театрального костюма.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Умение понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой, музыкой, театром; Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства; давать оценку своей работе по заданным критериям.

17.01

18

Театр кукол

Иметь представление о разных видах кукол, о кукольном театре в наши дни. Использовать куклу для игры в кукольный театр.

Знание  театра кукол как пример видового разнообразия театра.  

Умение создать театральных кукол из различных материалов.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям.

24.01

19

Театр кукол

Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира. Уметь объяснить роль художника в создании театрального занавеса.

Знание устройства театра.

Умение анализировать отличие театра от кинотеатра. Знание театральных  художников.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии

Умение понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой, музыкой, театром; Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства; давать оценку своей работе по заданным критериям.

31.01

20

Карнавальные маски

Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а так же выразительность формы, декора, созвучные образу.

Знание истории происхождения театральных масок.

Умение конструировать маску из бумаги. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии

Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его

07.02

14.02

21

Карнавальные маски

22

Афиша и плакат  к спектаклю

Иметь представления о создании театральной афиши, плаката. Добиваться образного единства изображения и текста.

Знание  назначения афиши.  

Умение создать эскиз афиши к спектаклю.

Осваивать навыки лаконичного декоративно-обобщенного изображения.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии

Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение.

21.02

23

Афиша и плакат  к спектаклю

28.02

24

Праздник в городе

Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города. Фантазировать, как можно украсить город к празднику Победы, новому году.

Знание элементов праздничного  оформления, умение использовать художественные материалы, передавать настроение в творческой работе.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию.

07.03

25

Праздник в городе

14.03

26

Школьный карнавал (обобщение темы)

Понимать роль праздничного оформления для организации праздника. Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам.

Знание роли художника в зрелищных искусствах. Овладение навыками коллективного художественного творчества.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.

21.03

Художник и музей ( 8ч)

27

Музей в жизни города

Понимать и объяснять роль художественного музея. Иметь представления  о самых разных видах музеев.

Знания о самых значительных музеях искусства России. Знания о роли художника в создании музейных экспозиций. Умение изобразить интерьер музея.

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию.

04.04

28

Картина — особый мир.

Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведения искусства. Рассматривать и сравнивать картины – пейзажи.

Знание художников, изображающих пейзажи. Знание, что такое картина-пейзаж, о роли цвета

в пейзаже. Умение  изобразить пейзаж по представлению.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы.

11.04

29

 Картина-пейзаж.

18.04

30

Картина-портрет. Портрет друга.

Иметь представление о жанре портрета. Рассказывать об изображенном на картине человеке.

Знание картин и художников, изображающих портреты. Умение создать кого-либо из хорошо знакомых людей по представлению, используя выразительные возможности цвета.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художествен

ных произведений. Овладевать основами живописи. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

25.04

31

Картина-натюрморт.

Воспринимать картину – натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах.

Знание, что такое натюрморт, где можно увидеть натюрморт.

Умение изобразить

натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное). Развитие композиционных и живописных навыков. Знание имен художников, работающих в жанре натюрморта.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ

02.05

32

Картины исторические и бытовые.

Беседовать о картинах исторического и бытового жанра. Рассказывать, рассуждать  о наиболее понравившихся картинах.

Знание отличия исторических  и бытовых картин. Умение изобразить сцену из повседневной жизни людей. Развитие композиционных навыков. Знание исторических и бытовых картин и художников, работающих в этих жанрах. Освоение навыков изображения в смешанной технике.

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

16.05

33

Скульптура в музее и на улице

Сопоставить изображение на плоскости и объемное. Наблюдение за скульптурой и её объемом. Закрепление навыков работы с пластилином.

Знание, что такое скульптура. Знание нескольких знаменитых памятников и их авторов.

Умение смотреть

на скульптуру и лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

23.05

34

Художественная выставка (обобщение темы)

Участвовать в организации выставки детского творчества, проявляя творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ. Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней.

Знание   крупнейших музеев страны. Понимания роли художника в жизни каждого человека.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений и детских работ.

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"

Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....

рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива

Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...

Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"

Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....

Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС

При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...