Урок изобразительного искусства «Выражение характера человека через украшение»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Цель: Ознакомить детей со старинными русскими украшениями для женщин и мужчин;
Задачи:
Образовательная:
научить вырезать из бумаги кокошник для девочек; щит для мальчиков; развить умения правильно дозировать краски при украшении кокошника и щита;
Развивающая: развить наблюдательность, образное мышление, зрительную память, воображение;
Воспитывающая: воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к русскому народному творчеству, декоративно прикладному искусству.
Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий): изучение нового материала.
Оборудование: 
Для учителя: Зрительный ряд- Компьютер учителя, мультимедийный проектор, демонстрационный материал, шаблоны кокошника и щита.
Для учащихся:, гуашь, тонкие кисти, ножницы, учебник Искусство и ты автор Коротеева Е.И. под ред. Б.Н.Неменского. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства

«Выражение характера человека через украшение»

                                             

                                 

Подготовила:

учитель начальных классов

Багаутдинова Г.Г.

Токаево – 2019 г.

Цель: Ознакомить детей со старинными русскими украшениями для женщин и мужчин;
Задачи:
Образовательная:
научить вырезать из бумаги кокошник для девочек; щит для мальчиков; развить умения правильно дозировать краски при украшении кокошника и щита;
Развивающая: развить наблюдательность, образное мышление, зрительную память, воображение;
Воспитывающая: воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к русскому народному творчеству, декоративно прикладному искусству.
Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий): изучение нового материала.
Оборудование: 
Для учителя: Зрительный ряд- Компьютер учителя, мультимедийный проектор, демонстрационный материал, шаблоны кокошника и щита.
Для учащихся:, гуашь, тонкие кисти, ножницы, учебник Искусство и ты автор Коротеева Е.И. под ред. Б.Н.Неменского. 

План урока:

  1. Организационный момент
  1. Приветствие
  2. Проверка наличия   всех предметов
  1. Изучение нового материала
  1. Постановка темы
  2. Вводная беседа
  3. Анализ ( разбор темы)
  4. Показ рисунка
  1. Практическая работа
  1. Повторение правил
  2. Индивидуальная памятка 

  1. Подведение итогов

I.Организационный момент

1)Приветствие

Громко прозвенел звонок, 
Начинается урок. 
Наши ушки на макушке, 
Глазки широко открыты, 
Слушаем, запоминаем, 
Ни минуты не теряем!

Здравствуйте, ребята!  Сегодня я буду вести у вас урок изобразительного искусства.

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все люди любят рисовать.

И каждый сразу нарисует

Все, что его интересует:

Далекий космос, ближний лес,

Цветы, машины, пляски, сказки

Все нарисуем! Были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на Земле!

- Все вы готовы к уроку? Настроение у всех хорошее? 

2)Проверка наличия   всех предметов

Итак, ребята проверьте что у вас лежит на партах?

 - альбом для рисования

 - ластик

 - точилка для карандашей

 - краски (акварель)

 - кисточки

 - баночка для воды

 - палитра для цветов

II.Изучение нового материала

1)Постановка темы

Наша сегодняшняя тема называется «Выражение характера человека через украшение»

2)вводная беседа

- Человеку с древних времён было стемление вносить красоту в окружающий его предметный мир, в украшения. Сначала он делал украшения из клыков убитых зверей, ракушек, глины. Потом из драгоценных камней, металла, стекла. 

- С украшениями мы сталкиваемся каждый день, часто не осознавая, что это произведения искуства. Мы уже знаем, что Мастер Украшения, создавая свои произведения, отталкивается от природных форм и природных цветочных сочетаний. У каждого народа существуют свои национальные украшения, характер которых определён природными условиями, культурными традициями народов. Например, народы Прибалтики любят янтарь и чаще других народов используют его в украшениях. Народы Урала делают украшения из природных камней – уральских самоцветов.

- Как вы думаете, ребята, украшения могут рассказать о человеке? (Предположения учащихся)

- Украшения выражают характер и настроение человека. К каждому событию человек подбирает соответствующее украшение.

- Мне хочется вам показать красивый головной убор. Понравился?

- Кто знает как называется такой головной убор? (Кокошник.)

3)Анализ  разбор темы

Женский головной убор должен был полностью покрывать голову. В южных областях носили кички – шапочки в виде рогов, которые покрывали мягким чехлом из ткани – сорокой. В северных областях более был распространён кокошник, гармонично дополнявший сарафанный комплекс. Своё название он получил от слова «кокош» – древнего названия петуха и курицы. Головные уборы украшали вышивками, жемчугом, бисером.

Существует множество кокошников. На каждой территории имеются свои особенности: кокошники отличаются по форме и украшениям.

- На Руси девичий головной убор состоял из венка и повязки, твёрдого обруча или мягкой широкой полосы на лбу, скреплённой сзади лентами.

Кокошник (плотная шапочка – «корона») украшался самоцветными камнями, жемчугом, шелком, бархатом, парчой.

- А что носили богатыри? (На голову одевали шлем, на тело – кольчужную рубаху. Щит и меч дополняли снаряжение богатыря.)

- Укашали шлем войну совсем не так, как девице кокошник, по его шлему можно было узнать, военачальник он или простой воин. Украшения для мужчин подчёркивали их силу, мужество, храбрость.

- В древности воинские шлемы, щиты, мечи были богато украшены. На шлеме или щите богатырь мог изобразить зверя, на которого хотел походить в ловкости, мудрости или смелости. В торжественных случаях войны надевали шлемы с драгоценными камнями, чеканкой, а на поле битвы – шлемы строгие, почти без украшений. Таким образом, украшения характеризовали своего хозяина.

4) Показ рисунка

Рассмотрите, какая бывает разная форма и украшения у головных уборов.

(презентация)

 

III. Практическая работа

1)повторение правил

1) Подготовь рабочее место, подбери все что тебе потребуется для рисования.

2)Формировать правильную позу при рисовании( сидеть свободно, не наклоняться низко над листом)

3)Альбом положи правильно, анне наклонно как тетрадь

4) Карандаш нужно держать тремя пальцами выше отточенного конца,

кисть – чуть выше железного наконечника

5)При рисовании сильно не нажимай на карандаш

6) Рисунок должен находиться в центре альбомного листа, а не в краю

7) Учись бережно относиться к материалам, правильно их использовать.

2)индивидуальная памятка

-Сейчас вы, ребята, должны придумать и начертить щит для доброго или злого воина.

Мальчикам вырезать шит.

Девушкам кокошники и вы будете их украшать.

Помните о цвете и форме!

 IV.Подведение итогов

- Словами не передать, какая красота получилась!

- Расскажите о своих работах: почему вы подобрали именно такой узор?

Обобщение темы урока

- О чём могут рассказать украшения?

- Что интересного вы узнали на уроке?

- Мне было с вами очень приятно работать, я вами довольна. Молодцы! Я благодарю вас всех за хорошую работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему: «Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал сказочных героев)»

Конспект урока на тему: «Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал сказочных героев)»...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока изобразительное искусство "Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал сказочных героев)" 2 класс)

Тема: «Выражение характера человека через украшение (украшение     щитов и зеркал  сказочных героев)»Цель:  Помочь детям разобраться в значении формы, цвета и символики п...

Технологическая карта урока изобразительного искусства 2 класс на тему:«Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал сказочных героев)»

Предмет: Изобразительное искусствоКласс: 2Тема урока: «Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал  сказочных героев)»Цели урока: Помочь детям разобраться в значении фо...

Урок изобразительного искусства в 3 классе по теме «Защитники земли русской. Выражение характера человека через украшение»

Урок изобразительного искусства в 3 классе по теме "Защитники земли русской. Выражение характера человека через украшение"....

Технологическая карта урока по теме: «Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал сказочных героев)»

Тема: «Выражение характера человека через украшение (украшение     щитов и зеркал  сказочных героев)»Цель:  Помочь детям разобраться в значении формы, цвета и символики п...

Конспект урока по изоискусству "Выражение характера человека через украшения" 2 класс

Конспект урока по изоискусству "Выражение характера человека через украшения" 2 класс...